Научная статья на тему 'Современные проблемы организации оперативно-разыскной профилактики и пути их решения'

Современные проблемы организации оперативно-разыскной профилактики и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1209
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE PREVENTION / INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL SERVICE OF THE MIA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Андрей Вячеславович, Михайлов Борис Павлович, Хазов Евгений Николаевич

Рассматриваются актуальные проблемы организации оперативно-розыскной профилактики органов внутренних дел. Анализируются основные элементы, обозначаются проблемы и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов Андрей Вячеславович, Михайлов Борис Павлович, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of organization of operational-investigative prevention and their solutions

The article concerns topical problems of organization of operational-investigative prevention of the internal Affairs bodies. Analyzed the basic elements are identified issues and proposes solutions to them.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы организации оперативно-разыскной профилактики и пути их решения»

УДК 343 ББК 67.52

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ВОРОНЦОВ,

доцент кафедры организации ОРД Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук; БОРИС ПАВЛОВИЧ МИХАЙЛОВ, профессор кафедры ОРД и СТМосковского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;

ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ,

начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы организации оперативно-розыскной профилактики органов внутренних дел. Анализируются основные элементы, обозначаются проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: оперативно-розыскная профилактика; оперативно-розыскная деятельность; оперативные службы МВД России.

Abstract. The article concerns topical problems of organization of operational-investigative prevention of the internal Affairs bodies. Analyzed the basic elements are identified issues and proposes solutions to them.

Keywords: operational-investigative prevention; investigative activity; operational service of the MIA of Russia.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1] обеспечение государственной и общественной безопасности должно осуществляться путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений [2]. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» одним из основных направлений деятельности полиции определил предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 2, ч. 1, ст. 2).

В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 23 июня

2016 г. был принят Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который определил правовую основу, принципы, субъекты и шестнадцать основных направлений системы профилактики (ст. 1—6). Учитывая, что большая часть этих направлений имеет непосредственное отношение к органам внутренних дел, на сегодняшний день важную роль приобретает оперативно-разыскная профилактика (ОРП).

Изучение научной литературы показывает, что представление о содержании оперативно-разыскная профилактика складывалось и уточнялось по мере развития теории оперативно-разыскной деятельности (Далее — ОРД). Институту оперативно-разыскной профилактики, как одному из важнейших направлений ОРД, посвящены труды: А.И. Алексеева, И.И. Басецкого, И.Э. Бордиловского, К.К. Горяино-

ва, И.А. Климова [3], А.Я. Кудрявцева, А.Г. Лекаря, Б.П. Михайлова [4], В.С. Овчинского, С.С. Овчин-ского, Ю.И. Римаренко, Г.К. Синилова и ряда других известных ученых [5]. Вместе с тем оперативно-разыскная профилактика не имеет однозначного научного понимания.

Взяв за основу понятие «профилактики правонарушений», определяемое в ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», можно сказать, что оперативно-разыскная профилактика — это осуществляемый оперативными подразделениями органов внутренних дел комплекс мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленный на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, пресечение преступлений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц, поставленных на оперативно-профилактический учет, в целях недопущения совершения ими преступлений и иных правонарушений [6].

Система оперативно-разыскнай профилактике органов внутренних дел РФ прошла длительный путь своего развития. 12 июня 1993 г. приказом МВД России № 284 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 мая 1993 г. № 2км/1 «О мерах по организации и совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел» была утверждена Концепция (основные направления) профилактической деятельности органов внутренних дел. В развитие данной концепции 6 августа 1993 г. приказом МВД России № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»1 был создан возглавляемый первым заместителем министра внутренних дел Координационно-методический совет МВД России по профилактике преступлений; утверждены положение о совете, его состав и Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

Среди заместителей председателя и членов совета не было руководителей оперативных служб

МВД России, в число членов совета входили только руководители подразделений, входящих в состав ГУУР, ГУБЭП и УБНОН. Раздел № 4 наставления был посвящен обязанностям сотрудников подразделений: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - по предупреждению преступлений, но направлений ОРП оперативных служб органов внутренних дел наставление не содержало.

11 августа 1998 г. приказом МВД России № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»2 был упразднен Координационно-методический совет МВД России по профилактике преступлений и создан возглавляемый заместителем министра внутренних дел Координационно-методический совет МВД России по предупреждению преступлений. Приказом были утверждены положение о данном совете, его состав и Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Заместителем председателя совета стал первый заместитель начальника ГУУР, в число членов совета были включены: заместители начальников ГУБЭП, УБНОН и ГУВДТ. Руководителям территориальных органов МВД России по субъектам РФ было поручено образовать подобные координационно-методические советы в своих подразделениях и утвердить положения об их деятельности. Направлений оперативно-разыскной профилактики оперативных служб органов внутренних дел данное наставление не содержало.

17 января 2006 г. приказ МВД России от № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» упразднил Координационно-методический совет МВД России по предупреждению преступлений. Вместо него был создан возглавляемый первым заместителем министра внутренних дел Оперативный штаб МВД России по профилактике преступлений, утверждены положение о штабе, его состав и Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Руководителям территориальных органов МВД России по субъектам РФ было поручено создать в составе подчиненных подразделений и возглавить лично подобные оперативные штабы

1 Утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 11.08.1998 № 490

2 Утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 17.01.2006 № 19.

по предупреждению преступлений [7]. Инструкция определила основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений:

1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению [8].

2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

5. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [9].

6. Осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений [10].

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2008 N 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики правонарушений был образован координационный орган — Правительственная комиссия по профилактике правонарушений. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. № 975-р председателем комиссии является Министр внутренних дел, его заместителями: первый заместитель министра внутренних дел и заместитель министра здравоохранения и социального развития, в ее состав вошли представители Государственной думы, Совета Федерации, Администрации Президента РФ, заместители руководителей целого ряда федеральных ведомств и служб.

Несмотря на накопленный опыт развития оперативно-разыскной профилактики органов внутренних дел РФ остается ряд нерешенных проблем нормативно-правового и организационного порядка.

Во-первых, это проблема, связанная с отсутствием нормативных правовых актов, раскрывающих сущность оперативно-разыскной профилактики, предупреждения преступлений и пресечения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относит предупреждение и пресечение преступлений к одной из основных задач ОРД, но не раскрывает их содержания [9].

Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, определяет предупреждение преступлений, как «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемую в пределах их компетенции, направленную на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением» [10].

Чтобы раскрыть смысл предупреждения преступлений необходимо рассмотреть позиции ученых на этот счет. Алексеев А.И. видит предупреждение преступности, как «одну из важных областей социального регулирования, управления и контроля, обеспечения упорядочения общественных отношений путем недопущения наиболее опасных посягательств на них». Долгова А.И. считает, что «предупреждение преступности общее (общесоциальное) — это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующая на все население или его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, и иным критериям, создающим вероятность преступного поведения практически всех преступлений этих социальных групп» [13].

Таким образом, можно определить предупреждение преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел, как комплекс оперативно-разыскных и иных мероприятий, направленных на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин и условий, способствующих их совершению, оказания воспитательного воздействия на лиц, поставленных на оперативно-профилактический учет [14].

Понятие «пресечение преступления» неразрывно связано с термином «неоконченное преступление» (приготовление к преступлению или покушение на преступление) Уголовного кодекса РФ (Далее — УК РФ). Поэтому, по нашему мнению, пресечение преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел — это комплекс оперативно-разыскных и иных мероприятий, направленных на прекращение совершения неоконченных преступлений, их регистрацию в установленном порядке, передачу собранных материалов в следственные подразделения правоохранительных органов для возбуждения уголовных дел в соответствии с требованиями УПК РФ.

На наш взгляд, давно назрела необходимость расширить глоссарий оперативно-разыскного законодательства. Для этого целесообразно раскрыть содержание основных терминов, используемых в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 1 этого закона, переименовав ее название в «Основные понятия, используемые в данном законе». Среди других необходимых правоприменителям понятий ОРД в эту статью необходимо включить понятия оперативно-разыскная профилактика, предупреждения и пресечения преступлений.

Во-вторых, это проблема, связанная с отсутствием опоры системы профилактики органов внутренних дел. На федеральном уровне этой системы находятся: Правительственная комиссия по профилактике правонарушений и Оперативный штаб МВД России по профилактике преступлений, на уровне субъектов РФ — Комиссии субъектов РФ по профилактике правонарушений и Оперативные штабы территориальных органов МВД России на региональном уровне по профилактике преступлений. В территориальных органах МВД России на городском и районном уровне профилактических органов не существует.

На наш взгляд, в территориальных органах МВД России на городском и районном уровнях необходимо создать рабочие группы по противодействию преступности (включающей задачу предупреждения и пресечения преступлений), состоящие из необходимого количества групп [15]. Каждая рабочая группа должна обслуживать состоящий из трех-пяти административных участков конкретный

профилактический участок. Руководителями этих групп целесообразно назначить старших оперуполномоченных уголовного розыска, заместителями -старших участковых уполномоченных полиции. В состав каждой группы также включать несколько оперуполномоченных уголовного розыска, несколько участковых уполномоченных полиции и одного инспектора по делам несовершеннолетних. Полномочия, права и обязанности участников групп противодействия преступности должны быть детально регламентированы.

В-третьих, это проблема, связанная с привлечением к реальному участию в оперативно-разыскной профилактике органов внутренних дел оперативных служб МВД России. Так, например, в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, представлены обязанности по предупреждению преступлений только сотрудников подразделений: уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по предупреждению экстремизма. Как и в предыдущих приказах в приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 не указаны конкретные направления ОРП оперативных служб МВД России: ГУУР, ГУЭБ и ПК, ГУПЭ, ГУСБ, ГУТ, УОРИ, ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. В ГУНК МВД России уже создано Управление организации ОРП. УОГЗ МВД России по своей сути является оперативно-профилактической службой органов внутренних дел. В системе оперативно-разыскной профилактики, служба оперативно-разыскной информации, на наш взгляд, должна получить функцию анализа результатов проведения оперативными подразделениями территориальных органов МВД России общей и индивидуальной оперативно-разыскной профилактики преступлений, ежегодной выработки рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих их совершению [16].

В-четвертых, это проблема, связанная с не полным отражением основных направлений оперативно-разыскной профилактики в ведомственной системе оценки результатов деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне. В число показателей предупреждения и пресечения преступлений, определенных этой системой оценки, входят:

1. Сумма отношений числа лиц, подпадающих под административный надзор, к числу лиц, состоящих под административным надзором, и числа лиц, состоящих под административным надзором, совершивших преступления (за исключением лиц, совершивших преступления, инициативно выявленные сотрудниками полиции, предусмотренные ст. 112, 115, 116, 117, 119, 150, 151, 156, ч. 1, 2 ст. 213, ч. 1, 4 ст. 222, ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 231, 232, 241, 314.1, 318, 319 Уголовного кодекса РФ (Далее — УК РФ), а также лиц, свершивших преступления, предусмотренные ст. 157 УК РФ), в расчете на 10 лиц, состоящих под административным надзором в отчетном периоде.

2. Число несовершеннолетних, совершивших преступления (на 1 тыс. несовершеннолетних в возрасте 14—17 лет).

3. Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве (в расчете на 100 тыс. населения).

4. Количество предварительно расследованных преступлений по ст. 112, 115, 116, 117, 119, 150, 151, 156, ч.ч. 1, 2 ст. 213, ст. 232, 241, 314,1 УК РФ (из числа выявленных территориальным оранном МВД России) в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений.

5. Количество побегов, совершенных лицами, охраняемыми сотрудниками органов внутренних дел, в расчете на 10 тыс. содержащихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел [17].

Число показателей предупреждения и пресечения преступлений, определенных существующей системой оценки для подразделений органов внутренних дел на транспорте, еще меньше:

1. Количество предварительно расследованных преступлений по ст. 112, 115, 119, 150, 151, ч.ч. 1, 2 ст. 213 УК РФ (из числа выявленных территориальным органом МВД России) в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений.

2. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе предварительно расследованных.

3. Количество побегов, совершенных лицами, охраняемыми сотрудниками органов внутренних дел [17].

Показатели существующей системы оценки (кроме побегов) в большей мере определяются не результатами борьбы с преступностью, а не зависящими от органов внутренних дел причинами и условиями преступности [18]. Поэтому, если объективное состояние оперативной обстановки не позволит их достичь возможны беспочвенные наказания добросовестных сотрудников или фальсификации результатов работы со стороны руководителей территориальных органов МВД России.

В ведомственной системе оценки результатов деятельности территориальных органов МВД России раздел, посвященный оперативно-разыскной профилактики, не предусмотрен. По нашему мнению, в этот раздел могли быть включены такие показатели оперативных служб, как:

1. Доля состоящих под административным надзором лиц, проходящих по делам оперативно-профилактического наблюдения, от общего количества лиц, состоящих под административным надзором.

2. Количество пресеченных на стадии совершения тяжких и особо тяжких преступлений в расчете на 100 единиц штатной численности оперативных подразделений органов внутренних дел.

3. Количество выявленных преступлений по ст. 150, 151, 167, 174, 174.1, 175, ч. 2 ст. 213, ст. 222, 223, 226, 228, 228.1, 228.2, 229, 232, ч. 2 ст. 240, 241, 322, 322.1, 327 УК РФ в расчете на 100 единиц штатной численности оперативных подразделений органов внутренних дел.

4. Количество депортированных из РФ уголовных авторитетов из других стран.

5. Количество найденных и возвращенных на место проживания несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством [19].

Таким образом, можно сказать, что хотя МВД России играет важную связующую роль в единой государственной системе профилактики преступности, развитие оперативно-разыскной профилактики органов внутренних дел требует принятия ряда управленческих решений правового и организационного характера.

Литература

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

2. Национальная безопасность. Эриашви-ли Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н., ГоршеневаИ.А., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Саудаханов М.В., Кальгина А.А., Бакулевская Л.В., Варсеев В.В., Кирсанов А.Ю. М., 2017.

3. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Данил-кин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов С.В., Богданов А.В., Щеглов А.В., Комахин Б.Н., Ильинский И.И., Янишевский А.Б., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция. 3-е издание. М., 2017.

4. Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Место и роль Конституции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 31—37.

5. Абакумов О.Б., АлексеевВ.В., Баженов С.В., БаклановЛ.А., Богданов А.В., Бражников Д.А., Бычков В.В., Галушко В.А., Дубинин А.С., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Кундетов А.И., Напханенко И.П., Панюшин Д.Б., Саранчин Д.В., Сыпачев А.Ю., Таги-ров З.И., Щукин А.М., Щукин В.М., Хазов Е.Н. и др. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2017.

6. Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В., ВоронцовА.В., ЗавьяловИ.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Семенчук В.В., Хазов Е.Н. Криминальная среда (оперативно-розыскной аспект). Монография. Хабаровск, 2017.

7. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н. Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутренних дел. Монография. М., 2015.

8. Богданов А.В., Воронцов А.В., Ефим-кинМ.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., МихайловБ.П., Синилов Д.К., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда. Понятие, генезис оперативно-разыскное воздействие / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015.

9. Богданов А.В., Егоров С.А., Хазов Е.Н. Роль правового воспитания несовершеннолетних и его влияние на профилактику подростковой преступности // Социально-гуманитарное обозрение. 2017. № 1. С. 22—25.

10. Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 (ред. от 20.01.2016) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // URL:// http://www.pravo.gov.ru.

11. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

12. Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // URL:// http://www.pravo.gov.ru.

13. Российская криминологическая энциклопедия / под общ ред. А.И. Долговой. М, 2000.

14. Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 202—208.

15. Воронцов А.В., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Особенности криминальной среды современного мегаполиса (на примере г. Москвы) // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 64—68.

16. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с мошенничеством // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 276—279.

17. Приказ МВД России от 31.12.2013 г. № 1040. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, // URL:// http://www.pravo. gov.ru.

18. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Криминальная среда как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). М., 2014.

19. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 158—161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.