Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С (ОВЗ) / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуйлова Марина Алексеевна, Колесникова Елена Дмитриевна

Статья содержит информацию о подходах к проведению профориентационной работы со слабослышащими обучающимися в условиях общеобразовательной организации, обосновывается важность выбора профессии ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его возможностей и включает в себя рекомендации для педагогов, проводящих профориентационную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуйлова Марина Алексеевна, Колесникова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF DEAF CHILDREN

The Article contains information on approaches to career guidance with hearing-impaired students in educational organizations, the importance of career choices a child with disabilities (HIA), taking into account its opportunities and includes recommendations for teachers, conducting professional work

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ»

Примерный перевод: «Золото как дружба! Если у вас есть три друга рядом с вами, как Американец из Сиэтла, мистер Энн и собака от Фрэнка, тогда будьте уверены, что золотое сокровище принадлежит вам».

Или история произведения «Verde smeraldo»: «Verde smeraldo, per tutti quei sogni infantili, che da grande non mi sembra abbiano cambiato colore».

Примерный перевод: «Изумрудно-зеленый, из всех тех детских снов, которые, кажется, не изменили свой цвет, даже когда я вырос».

Каждая такая история помогает исполнителю и слушателю лучше понять произведение, воспринять не просто цвет, а именно образ, который с ним связан. Она настраивает на нужный характер, помогает выбрать подходящую динамику, тембр, качество звука, чтобы, в итоге, передать этот образ слушателю.

Важно, что такая авторская подсказка позволяет построить интересную и содержательную беседу с учащимися на уроке музыки, выбрать необходимые слова, пробудить интерес учащихся к урокам музыки и музыкальному искусству.

Таким образом, одной из главных задач любой музыкальной деятельности (исполнительской и будущей профессиональной - педагогической и просветительской) является полноценное раскрытие образного содержания музыкального произведения. В музыкальном обучении и воспитании умение раскрыть образное содержание музыки с учетом индивидуальных представлений учащихся понимается как важнейшая функция педагога-музыканта. Здесь главную роль играет словесная интерпретация педагогом содержания произведения для понимания его учащимися.

Можно считать такой подход универсальным, так как возможность вербальной формы коммуникации присутствует во всех типах педагогического процесса, на всех его уровнях и на всех этапах работы с музыкальным произведением.

Словесная интерпретация музыки всегда представляет большую сложность: необходимо найти адекватные, максимально выразительные художественные понятия на основе авторского замысла. Словесное описание музыкального образа может иметь различную форму: это могут быть словесные зарисовки, небольшие высказывания-размышления, развернутые программы, максимально приближающиеся к эмоционально-смысловому содержанию произведения, образцы программно-литературного толкования музыки.

Наилучшей формой вербализации можно считать развернутые литературные ассоциации, основывающиеся на эмоционально-содержательном обобщении именно музыкального материала и позволяющие сделать учебный материал доступным для понимания всех обучаемых: исполнителей и слушателей. Образно -словесная программа должна излагаться художественным языком, не содержать надуманные литературные сюжеты, не быть простым «иллюстрированием музыки». Ассоциативный ряд должен основываться на эмоциональном содержании самого музыкального произведения.

Предложенные методы могут способствовать росту профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя музыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой. - 2-е изд. -Ленинград: Музыка, 1973. - 142 с.

2. Интерпретация // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974 - Т.2. - Стб. 549.

3. Морозова, Н.В. Полимодальные музыкально-образные представления учителя музыки // Музыкально-педагогическое образование на рубеже XX и XXI веков. Матер. 8-й международ. межвуз. научно-практ. конф. М., 2004. - С. 120-124.

4. Пономарева, Е.В., Одджиано, Т.А. Музыка современных итальянских композиторов в репертуаре начинающих пианистов// Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: М-лы III Межд. научно-практической конференции 12 апреля 2019 г. Ростов н-Д.: 2019. С. 344-349 http://files.tgpi.ru/

5. Pietro Dossena. Storia di Remo. Amadeus, 2017, COD: ED_ama334, 88-89.

М.А. Пуйлова, Е.Д. Колесникова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья содержит информацию о подходах к проведению профориентационной работы со слабослышащими обучающимися в условиях общеобразовательной организации, обосновывается важность выбора профессии ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его возможностей и включает в себя рекомендации для педагогов, проводящих профориентационную работу.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, обучающиеся с (ОВЗ), слабослышащие обучающиеся, профессия.

M. A. Poulova, E. D. Kolesnikova

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF DEAF CHILDREN

Abstract. The Article contains information on approaches to career guidance with hearing-impaired students in educational organizations, the importance of career choices a child with disabilities (HIA), taking into account its opportunities and includes recommendations for teachers, conducting professional work.

Key words: professional orientation, students with disabilities, hearing impaired students, profession.

Изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире, соответственно, изменяет и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Это обусловливает важность правильной организации профориентационной работы с обучающимися. При этом следует отметить, что профориентационная работа в образовательных учреждениях затруднена рядом факторов, в частности, изменением представлений о ценности труда.

Выявление у обучающихся интереса к тому или иному виду деятельности и дальнейшая профессиональная ориентация являются важными шагами на пути к профессии, которая будет являться делом всей жизни. Однако в связи с реализацией инклюзивного образования в общеобразовательных школах возникают вполне конкретные сложности при организации профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ. Кроме того, спектр профессий, в которых дети с ОВЗ смогут найти реализацию и чувствовать себя комфортно, достаточно узок. Если обычные дети могут выбрать любую профессию, опираясь на собственные интересы и потенциал, то реализация амбиций, связанных с будущей профессией для детей с ОВЗ в этом плане оказывается ограничен их физическими возможностями. Ребенок с ОВЗ, в силу своих особенностей не всегда может реализовать себя в той или иной профессии. Из этого следует, что круг специальностей, которые может получить выпускник, а затем осуществлять профессиональную деятельность, сильно сужается. Помимо этого, на современном этапе, в связи с развитием науки и техники, возросли требования к уровню профессиональной подготовки кадров. Все это актуализирует проблему профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не всегда позволяют им выбрать понравившуюся профессию. В то же время, успешная социализация и благополучие лиц с ОВЗ напрямую зависит от выбора профессии и успешного трудоустройства [5, 7]. Именно поэтому выбор профессии должен быть непосредственно обусловлен не только индивидуальными особенностями и интересами обучающихся, но и их возможностями [2].

Профориентация предполагает широкий комплекс мероприятий по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация молодежи - проблема не новaя: теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, Е.С. Романовой, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Е. Голомштоку [6]. Тем не менее, на данный момент отсутствуют подходы и рекомендации к реализации профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации, что актуализирует данную проблему.

Также основными причинами, которые затрудняют профессиональное самоопределение детей с ОВЗ, по мнению Е.В. Ананьевой, Е.В. Свистуновой, являются: искаженные представления о своих возможностях и ограничениях, об условиях труда, завышенная или заниженная самооценка; недостаточная сформированность мотивов к трудовой деятельности, слабая информированность о профессиях и требованиях работодателя к молодому специалисту, а в некоторых случаях инфантильность и иждивенческая позиция по отношению к обществу [6].

Ограничение возможностей здоровья различают по типу нарушений. Мы затронем только категорию, связанную с нарушением слуха, а именно слабослышащих обучающихся. Слабослышащие, в отличие от глухих имеют остаток слуха, который может корректироваться при помощи использования слухового аппарата, и вследствие чего они имеют возможность слышать обращенную к ним речь и взаимодействовать с окружающими [5, 35].

Однако такие дети не смогут реализовать себя в профессиях, в которых необходимо наличие хорошего слуха, например, такие, как: продавец, учитель, воспитатель, переводчик, оператор справочной службы, радист, пилот, авиадиспетчер. Также стоит исключить профессии, подразумевающие воздействие высокого шума и музыки (работа на производстве, на радио, концертная деятельность и др.), так как постоянное пребывание в зоне повышенного шума может привести к окончательной потере слуха. Помимо этого, потеря слуха часто ведет за собой нарушение речи, так как в зависимости от степени тяжести, ребенок теряет способность четко слышать свою речь и речь окружающих, сравнивать ее и корректировать свое произношение, опираясь на слух. Соответственно наличие дефектов речи затрудняет путь в профессии «человек-человек» — такие недуги нежелательны и встречают неприятие при взаимодействии с людьми [5, 42]. Также стоит учитывать профессиональную пригодность слабослышащего ребенка. Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности человека не достигают нужных требований, человек либо работает в режиме «перегрузки», либо не справляется с работой [3, 16]. Поэтому важно подобрать максимально подходящую профессию для ребенка.

В Российской Федерации есть ряд профессий и специальностей, которые реализуются в системе среднего профессионального образования для лиц с нарушением слуха: рабочие, слесари, строители,

профессии, связанные с механическое отработкой металлов, с производством медицинского инструмента, ремонтно-строительные работы, производство медицинского инструмента, приборов и оборудования, электротехническое производство, производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи, производство текстильной галантереи, общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели, производство часов и технических камней, ремонт часов, общие профессии производства фарфоровых, керамических, фаянсовых изделий, трикотажное производство, ручное ткачество, швейное производство, производство текстильной галантереи, меховое производство, производство кожаной обуви, кондитерское производство, крахмально-паточное производство, производство игрушек, брошюровочно-переплетные и отделочные процессы, общие профессии производства художественных изделий, сельское хозяйство, растениеводство, зеленое хозяйство [5, 42].

Одна из важнейших задач современной школы в условиях инклюзивного образования - помочь слабослышащим обучающимся выбрать интересную, востребованную профессию, а главное - доступную для человека с ОВЗ, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе со слабослышащими учащимися.

Под профориентацией понимается специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности, побуждение школьников к самопознанию и определению своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение слабослышащих обучающихся было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки детей своих психофизиологических особенностей [6].

Для того чтобы сделать правильный профессиональный выбор, обучающийся должен иметь следующие знания:

- о мире профессий, как в целом, так и его сферах, а также об их содержании, требованиях, способах овладения данной профессией и о перспективах профессионального роста;

- о способностях и ценностях данного человека, которые будут соответствовать для той или иной области профессии;

- об источниках получения информации о профессиях. Важно, чтобы источники были многоканальные и различные потому, что ребенок не должен сосредоточиться только на одном источнике (семья, друзья и т.д.), то у него есть шанс принять правильное, объективное и взвешенное решение [3, 13].

Поэтому профориентация для детей с нарушениями слуха должна не просто занимать важное место в учебно-воспитательном процессе, это должен быть ответственный этап школьного обучения, который определяет направление, характер и способ последующей социальной интеграции молодого человека. В связи с этим встает необходимость разработать на основании существующих знаний, научных исследований модель адаптированной программы «Профориентация» для обучающихся с нарушением слуха. В данной программе на первый план должны выдвигаться задачи формирования знаний у слабослышащих школьников о широком спектре профессий, развитии рынка труда, профессиональных требованиях, трудовых правах и обязанностях, формирование навыков адаптации в процессе трудовой деятельности, осознание профессиональных целей и путей их достижения с учетом своих возможностей и потребностей современного общества.

Важное место в выборе слабослышащими школьниками будущей профессии отводится организации работы по индивидуальному консультированию таких детей, с целью повышения их самооценки, снятия психо -эмоционального состояния, связанного с его недугом. В задачи учителя входят проведение индивидуальных и групповых консультаций, анализ предлагаемых специальностей, их востребованности, организация занятий по вопросам обучения будущей профессии либо трудоустройства, проведение тренингов и деловых игр, подготавливающих к прохождению собеседования, обучение основам этики делового общения и поведения, помощь в адаптации в новом коллективе. Также целесообразно проводить такие мероприятия как «Ярмарки профессий», просмотр фильмов о профессии, проведение группового анализа предполагаемых маршрутов профессионального образования, чтение специальной литературы, профориентационные выставки, экскурсии в учебные заведения и на производства и т. д [5, 67]. Учитывая, что в состав экскурсантов входит слабослышащий ребенок, требуется определенная подготовка к ней. Перед экскурсией необходимо провести беседу, в которой будут обозначены тема, цели и задачи предстоящей экскурсии, сообщается план маршрута. Целесообразно использовать различные материалы для побуждения интереса, такие как: презентация, учебный фильм, картины и т.д. Также целесообразно проведение предварительной словарной работы (произносятся и объясняются новые понятия, с которыми может столкнуться ребенок и не понять или неправильно их услышать в связи со сниженным слухом). При необходимости можно заранее перед экскурсией приготовить опоры, при помощи которых слабослышащий ребенок сможет получить информацию в альтернативном виде, а не только в устной форме, которая может быть такому ребенку недоступна [4, 35].

Сама экскурсия обеспечивает связь наглядно-чувственного опыта с речью и формирует наблюдательность. Именно наблюдение является одним из видов деятельности во время экскурсии. Проведение

экскурсий для обучающегося с нарушением слуха требует постоянного учета коммуникативных возможностей и использование слухо-зрительной формы общения, которая подкрепляется применением опор.

После экскурсии, у обучающихся остаются яркие впечатления, но слабослышащие школьники не всегда могут самостоятельно обобщить и сделать выводы из наблюдений. Поэтому после экскурсии проводится дополнительная работа по осмыслению полученной информации. Например, в виде беседы, подкрепляемой фотографиями и повторением содержания экскурсии [4, 36].

Такой же подход целесообразно применять и при просмотре фильма о профессии, чтении произведений, просмотре выставки и т.д. Большим плюсом такого подхода также является то, что его можно использовать для всего класса, а не только для одного ребенка с ОВЗ.

В целях оказания действенной помощи обучающимся целесообразно активное участие психологической службы школы. Потому что, подбирая профессию для ребенка, нужно учитывать не только его возможности, но и индивидуальные особенности ученика, его психологический тип, стрессоустойчивость, интересы и темперамент [1, 50]. Так, во многих школах при обследовании учащихся широко используется в целях профориентации «Карта интересов». Она разработана в виде специального опросника, составленного с учетом специфики и индивидуальных особенностей развития обучающихся с недостатками слуха. Карта помогает формировать учебные группы для профессионально-трудовой подготовки с учетом интересов учащихся, содействует раннему выявлению профессионально ориентированных интересов школьников. Целесообразно проводить тестирование, которое позволяет выявить мотивацию к получению той или иной профессии.

В систему профориентационной деятельности входит также и работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего периода взросления [2]. Однако в семьях возникают разногласия и конфликты, связанные с выбором профессии выпускников. В семьях, где есть слабослышащий ребенок, причинами конфликтов могут выступать нереалистичные ожидания от ребенка, завышенные требования, затруднения в оценке способностей школьника и его интересов. Чтобы избежать ошибочного выбора профессии и семейных конфликтов, важна активная работа с родителями. Также следует проводить анкетирование обучающихся и родителей, которое поможет выявить - не искажены ли у родителей представления об их ребенке и понимают ли родители важность правильного и реалистичного профессионального выбора? Полученные данные помогают выбрать правильное направление консультационной работы с семьей. Родительские собрания по вопросам профориентации, также являются одной из возможных форм работы с родителями.

Во время построения профориентационной работы со слабослышащими детьми важно учитывать их индивидуальность, особенности развития их логического мышления и коммуникативные возможности. Консультируемые лучше воспринимают тот материал, который представлен в наиболее легко воспринимаемой для них форме. Оптимальным при выборе способов подачи информации является использование как устной, так и письменной речи. При необходимости целесообразно использование жестовой и дактильной речи (своеобразная кинетическая форма словесной речи, построенная на движениях пальцев руки в воздухе). Главное подать информацию для лиц с нарушением слуха в адаптированном виде, исключив длинные фразы и сложные предложения.

Слабослышащие из-за нарушения слуха, компенсируют его недостаток при помощи зрения, вследствие чего последнее перегружается и происходит утомляемость и снижение скорости и продуктивности восприятия информации. В связи с этим надо обозначить некоторые особенности проведения консультаций, позволяющие снизить зрительные нагрузки:

- наглядный материал должен быть цветным;

- информацию нужно преподносить дозированно;

- использовать в комплексе различные виды речи;

- четкость изложения мыслей и исключение лишней информации размытых рассуждений;

-повторение [5, 42].

Учитывая, что любую речь нужно подкреплять наглядным материалом, в образовательном учреждении должна быть вся необходимая база для проведения консультаций и профориентационной работы. Для этих целей лучше всего выделить отдельный кабинет по профессиональной ориентации. При оформлении кабинета важно придерживаться принципов доступности и наглядности. Экспозиция кабинета может быть продолжена в рекреационных помещениях, учебных кабинетах, мастерских. Кабинет профориентации должен содержать информационные, учебно-методический и организационный материал.

Информационный материал должен включать в себя:

- сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения;

- описания основных массовых профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о мире профессий, профессиональных учебных заведениях;

- образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией производства.

В кабинете должны содержаться и накапливаться методические материалы, например:

- различные методические материалы и рекомендации в помощь учителям, психологам, проводящим профориентационную работу;

- перечень примерной тематики и содержания профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей, которые включают в себя пояснение важности правильного выбора профессии, требования, предъявляемые различными профессиями к качествам работника, пути получения профессии и др., методические разработки уроков по различным предметам с рекомендациями по обеспечению их профориентационной направленности, сценарии профориентационных мероприятий;

- литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсам профориентации;

- различный материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств, ценностных ориентаций в виде анкет и опросников [3, 33].

Важно также иметь материалы по вопросам организации профориентационной работы в школе:

- документы директивных органов, органов образования, занятости, территориальных центров профориентации молодежи, межведомственных советов по профориентации и психологической поддержке населения и др.;

- планы профориентационной работы школы, графики индивидуальных и групповых консультаций.

Кабинет оборудуется необходимой мебелью, техническими средствами для наибольшей наглядности, в

том числе аудио-видео- и компьютерной техникой.

В кабинете также необходимо наличие стендов различной тематики, включающие в себя следующие разделы:

1) «Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения от типичных ошибок в выборе профессии:

- типы и особенности профессий;

- краткий обзор профессий рабочих и служащих;

- источники информации о мире профессий;

- восемь углов ситуации выбора профессии;

- свойства и особенности темперамента и характера;

- абсолютная и относительная профессиональная пригодность (опираясь на данный раздел во время консультаций, нужно обозначить профессии доступные для человека с нарушением слуха);

- психологические предпосылки абсолютной и относительной самореализации.

2) Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:

- схема профессиональных учебных заведений региона;

- проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;

- календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).

3) Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона:

- альбом вакансий;

- права граждан в области занятости, социальные гарантии» [3, 34].

Важно организовать профориентационную работу на каждом этапе периода школьного обучения.

Первый этап охватывает с 1 - 5 класс, на данном этапе идет формирование представлений о мире профессий, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности [3, 24].

Второй этап охватывает период 6 - 8 класс, данный этап направлен на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии [3, 26].

На третьем этапе, с 9 - 10 класс, уже идет определение профессиональных планов и намерений обучающихся, формирование профессиональной мотивации, умения адекватно оценивать свои возможности [3, 27]. К окончанию третьего этапа нужно достичь высшего уровня профориентации - это тот уровень, на котором обучающийся самостоятельно осуществляет профессиональное самоопределение и планирование карьеры без посторонней помощи. Для достижения такого уровня в учебном заведении должна сформироваться полноценная, системная профориентация, направленная на постепенное формирование личности учащегося как субъекта профессионального самоопределения [3, 7].

Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть, что многие организации для инвалидов во всем мире стараются максимально улучшить качество жизни граждан с ограниченными физическими, интеллектуальными и психическими возможностями. Одной из таких организаций является «Абилимпикс» - Международное некоммерческое движение. Главная задача данной организации - это создание системы конкурсов, направленных на профессиональное мастерство среди людей с ОВЗ [5, 80]. Это уникальный ринг для профессионалов своего дела. Такой подход обеспечивает качественную и эффективную профориентацию и мотивацию инвалидов к получению профессионального образования, а в дальнейшем трудоустройства и интеграции в социальную жизнь. Но самая главная проблема, которую решает «Абилимпикс», — мотивация самих инвалидов. «Абилимпикс» смог показать людям с инвалидностью, что у них есть возможности и перспективы.

Участниками данного движения являются взрослые люди, имеющие отклонения здоровья, дети-инвалиды школьного возраста, а также студенты ВУЗов и колледжей [5, 81]. Также организуется содействие по

трудоустройству участников соревнования. Участие в данном конкурсе слабослышащих школьников и наблюдение за ним может помочь определиться с будущей профессией.

Если все же возникла ситуация, когда из всевозможных профессий ребенок стремится к той, которая не будет для него посильна в связи с нарушением слуха, то педагог ненавязчиво и тактично может предложить альтернативу, связанную с той профессией, к которой он стремится. Например, если ребенок хочет быть переводчиком прямой разговорной речи, которая требует наличие хорошего слуха и произношения, то можно предложить, как альтернативу - стать переводчиком книг, текстов и т д. Если ребенок увлекается музыкой, то не обязательно связывать с нею свою основную специализацию, он может использовать музыку как хобби, и возможно, в будущем достичь в этом направлении успехов.

Однако если у ребенка есть мечта, получить ту или иную профессию, то не стоит отказываться от нее сразу из-за несоответствия физических возможностей здоровья. Нужно проанализировать, взвесить все «за» и «против». Нередки случаи, когда люди с речевыми дефектами становились телеведущими и т д, но для таких подвигов требуется упорство. Однако если профессия будет ухудшать здоровье — лучше от неё отказаться. Например, астматик, выбравший работу на химическом производстве, слабослышащий на заводе, где шумные станки. Игнорируя серьёзные заболевания, есть риск нанести еще более серьезный ущерб своему здоровью или здоровью других людей. Следует отметить, что хирург, с дрожью в руках, вряд ли готов спасать людей, а плохой слух пилота или авиадиспетчера может привести к смерти сотни человеческих жизней.

Таким образом, профориентация является трудоемким и долгим, но, несомненно, важным процессом. Грамотно проведенная работа дает результаты, благодаря которым слабослышащие дети и их родители выбирая профессию, не совершают досадных ошибок, которые не всегда можно исправить. Важно не забывать, что большую часть человеческой жизни занимает профессиональная деятельность, поэтому к ее выбору нужно подойти со всей с серьезностью. Это должно быть взвешенное решение, потому что ребенок выбирает себе будущую профессию. Также стоит подчеркнуть, что важность выбора профессии слабослышащим ребенком заключается в том, чтобы дать ему шанс получить хорошее, соответствующее образование и в будущем найти себе место на рынке труда, получать достойную зарплату.

Данная проблема профориентации слабослышащих детей требует серьезного исследования и действенных рекомендаций педагогам, работающим с такими детьми. Поскольку педагог с нормальным развитием слухоречевого аппарата не может в полной степени понять все проблемы и трудности слабослышащего ребенка. Мы стоим только у истоков разработки этой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева, В.В. Особенности профориентационной работы с детьми старшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха // Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 2. - С. 49 -52.

2. Едиханова, Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ / Г.Г. Едиханова // Образование и воспитание. - URL: https://moluch.ru/th74/archive/48/1634/ (дата обращения: 11.05.2020).

3. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие / С.К. Овсянникова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013 - 362 с.

4. Петелина, О.Н. Экскурсия как эффективная форма работы по профориентации // Альманах мировой науки. - 2015. - N° 2. - С. 35 - 36.

5. Петрова, Е.А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие / Е.А. Петрова, В,В, Пчелинова и др.- М.: Издательство РГСУ, 2016. - 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Свистунова, Е.В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Свистунова, Е.В. Ананьева // Системная психология и социология. - URL: http://www.systempsychology.ru/joumal/2011_4/75-svistunova-ev-ananeva-ev-kompleksnyy-podhod-kproforientacii-i-profkonsultirovaniyu-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyamizdorovya.html (дата обращения: 11.05.2020).

В.Г. Семёнова, Т.Д. Коротоякская

СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изложена практика диагностического обследования звуко-слоговой структуры слова и коррекции ее нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Ключевые слова: нарушения звуко-слоговой структуры слова, психолого-педагогический эксперимент, методики коррекции нарушений, дидактические игры и упражнения, принцип системности, последовательности, дифференцированности и индивидуализации, дошкольники с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.