_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
дизайна, должна опираться на закономерность взаимодействия дидактики, специфических жанровых направлений педагогики искусства, алгоритмов выполнения практических заданий. Список использованной литературы
1. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе //Вестник ОГУ (Оренбург). 2011. № 9. -С.143-146.
2. Коновалова А.В.. Инновационный метод художественной интерпретации наследия (на примере подготовки дизайнеров по программе бакалавриата) //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 4. - С. 61-65.
1. Сборник научных статей студентов: педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектно-экологического дизайна и компьютерных технологий».//Международный Форум РАЕ. 2013 -2014,2015. Режим доступа:81;Ы£огит@гае.ги. Дата обращения: 06.09.2015.
2. Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство.//Электронный ресурс. Режим доступа:http//[email protected]. Дата обращения: 06.09.2015.
3. Ткалич С.К. Принцип «спецификационной интеграции» в профессиональной подготовке дизайнеров вуза культуры и искусств//Вестник МГУКИ. 2007. № 1. - С. 113-117. ISSN: 1997-0803.
4. Ткалич С.К. Инновационная методика освоения проектно-культурного жанра в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера. Статья //Вестник МГУКИ. 2007. № 2. - С. 141-144. ISSN: 1997-0803.
5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В., Н.О.Татенашвили Н.О. Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой. Статья //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. 2015. № 2. - С. 68-74.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: УНЦ ДО. 2005.
© С.К.Ткалич, А.В.Коновалова. 2015
УДК 371
Фабриков Максим Сергеевич
аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье автор обращает внимание на проблему правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения. Процесс формирования правовой культуры личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В целях формирования правовой культуры старшеклассников автор выделяет основные направления педагогической деятельности: информирование в правовых вопросах, формирование ответственного отношения, развитие умения реализовывать свои права и обязанности.
Ключевые слова
Правовое воспитание, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, личность старшеклассника, правовые знания, правовые убеждения, социальная зрелость, самосознание.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Коренные преобразования последних десятилетий в России совпали со временем активнейших процессов глобализации, что, несомненно, вызвало некритическое массовое копирование образцов иных культур. До сих пор остается открытым вопрос о мере и способах заимствования элементов других правовых культур и сохранения особенностей национальной правовой культуры, что требует расстановки смысловых концептов в правовой политике страны.
В настоящее время наиболее остро встает проблема правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения.
Процесс правового воспитания личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые становятся мотивами правомерного поведения. Правовые нормы общества создаются собственным отношением личности к праву, ее личностными качествами, образуя побудительную сферу ее поведения и деятельности, т.е. правовые требования общества превращаются в требования личности к самой себе [1, с. 160].
В подростковом и юношеском возрасте происходят изменения, которые касаются социальной жизни и самосознания подрастающего поколения. Влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников, основным мотивом в поведении является стремление утвердиться в кругу сверстников. Успешное развитие социальных отношений зависит от степени социальной зрелости личности, от уровня развития правосознания и правовой культуры.
Мы провели анкетирование среди старшеклассников с целью оценить уровень развития правовой культуры старшеклассников. Нами была разработана анкета, состоящая из 35 вопросов. Первая часть вопросов была направлена на выявление информированности молодых людей о своих правах и обязанностях, отношения к правоохранительным органам, понимание смысла таких понятий, как «правовая культура», «правосознание», «правовое воспитание», «ответственность», «вина», с какого возраста предусмотрена уголовная ответственность.
Вторая часть вопросов - на определение уровня их правосознания. Третья - на определение отношения молодежи к конфликтам, к семье, общечеловеческим ценностям, к цели в жизни, к свободному времяпровождению.
Обращалось внимание на то, знают ли девушки и юноши свои права, как проводят свободное время, как относятся к своим родителям, другим людям.
Корреляционный и факторный анализ результатов позволил выявить старшеклассников с низким уровнем правовой культуры.
В нашем опросе приняли участие 120 старшеклассников, обучающихся в 10 классах средней общеобразовательной школе № 8 и средней общеобразовательной школе № 15 г. Владимира.
Анализируя ответы старшеклассников, можно констатировать тот факт, что 80 % из них считают, что знают свои права, среди приоритетных называют естественные права (17%), защиту личной информации (29%), право на бесплатное образование - (29%), защиту своих прав (29%). Ответы учащихся средней школы № 8 и № 15 были приблизительно одинаковые.
На вопрос, из каких источников Вы получаете информацию, были такие ответы, как СМИ (8%), интернет (17%), нормативные правовые акты (7%), семья, школа (8%). Отношение к правоохранительным органам у большинства молодых людей нейтральное. Среди действующих законов в стране назывались конституция, кодексы, но не уточнялись, какие. В основном, это говорит о поверхностных знаниях.
Молодые люди не знают, с каких лет по российскому законодательству возможно привлечение лица к уголовной ответственности. Только 33 % назвали правильный возраст привлечения к уголовной ответственности. Согласно Уголовному кодексу РФ, общий минимальный возраст уголовной ответственности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
наступает по достижении 16 лет. Однако по некоторым, особо тяжким, преступлениям возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет.
90% старшеклассников средней общеобразовательной школы № 8 и 50% старшеклассников
средней общеобразовательной школы № 15 считают, что все равны перед законом.
Основными целями жизни большинство молодых людей назвали успешную карьеру (53%), счастливую семью (50%), финансовую независимость (33%), жить, ни в чем не нуждаясь (8%), самосовершенствование, развитие (27%), лежать на диване (1%). Настораживает тот факт, что у 17% старшеклассников отсутствует цель в жизни.
Среди общечеловеческих ценностей были названы честь и чувство собственного достоинства (25%), любовь, успех, дружба (42%), семья (53%), история (2%), совесть (15%), честность (17%).
Необходимо обратить внимание на то, что своими проблемами старшеклассники делятся только со своими друзьями в 75% случаях. С родителями общаются мало (90% старшеклассников обеих школ).
Свободное время проводят по-разному: смотрят сериалы, лежат на диванах, общаются с друзьями, меньшее количество старшеклассников (15%) занимаются спортом, 1 человек назвал посещение секты кришнаитов.
На вопрос, во сколько вы бываете дома, были даны разнообразные ответы: в 16.00, в 19.00, в 20.00, в
21.30.
Оценивая уровень правовой культуры старшеклассников, мы оцениваем совокупность устойчивых смыслов, ценностей, верований личности, характеризующих уровень правосознания, знание действующих законов, правильное понимание своих прав и обязанностей.
Анкетирование старшеклассников показало отсутствие четких знаний о действующих законах, своих правах и обязанностях. У школьников нет четких понятий «правовой культуры», «правосознания», «правового воспитания», «ответственности». Произошло смешение понятий «правовая культура», «правовое воспитание», «правосознание», старшеклассники говорят о правах, обязанностях, законах, не сводя их в логические формулировки.
Были такие ответы:
«Правовая культуры - это изучение права; это объективное отношение общества к праву; это понятие о правах человека; это соблюдение прав других людей, это поступки в соответствии с законами страны; это знание норм и прав».
56% опрошенных старшеклассников не дали никаких определений.
Таким образом, можно констатировать низкий уровень развития правовой культуры старшеклассников. В целях формирования правовой культуры старшеклассников необходимо информировать их по правовым вопросам, осуществлять формирование потребности в правовых знаниях, превращать эти знания в личностные убеждения, формировать на этой основе ответственное отношение к собственным поступкам, развивать умения реализовывать свои права и обязанности, формировать правовое сознание и навыки, привычки правомерного поведения, готовить к общественной жизни и активной жизнедеятельности. Необходимо помочь старшекласснику осознать свои права и обязанности, научить пользоваться ими, адекватно относиться к требованиям со стороны общества, проектировать свое поведение в общепринятых правовых нормах, предусматривать последствия своих действий, быть социально адаптированным в обществе.
Список использованной литературы:
1. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кускова Марина Валентиновна. - М., 1999. - 189 с.
© М.С. Фабриков, 2015