Научная статья на тему 'Особенности формирования правовой культуры старшеклассников'

Особенности формирования правовой культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
192
49
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРАВОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Фабриков Максим Сергеевич

В статье автор обращает внимание на проблему правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения. Процесс формирования правовой культуры личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В целях формирования правовой культуры старшеклассников автор выделяет основные направления педагогической деятельности: информирование в правовых вопросах, формирование ответственного отношения, развитие умения реализовывать свои права и обязанности.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правовой культуры старшеклассников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

дизайна, должна опираться на закономерность взаимодействия дидактики, специфических жанровых направлений педагогики искусства, алгоритмов выполнения практических заданий. Список использованной литературы

1. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе //Вестник ОГУ (Оренбург). 2011. № 9. -С.143-146.

2. Коновалова А.В.. Инновационный метод художественной интерпретации наследия (на примере подготовки дизайнеров по программе бакалавриата) //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 4. - С. 61-65.

1. Сборник научных статей студентов: педагогические науки. Секция «Интеграция гуманитарных знаний, проектно-экологического дизайна и компьютерных технологий».//Международный Форум РАЕ. 2013 -2014,2015. Режим доступа:81;Ы£огит@гае.ги. Дата обращения: 06.09.2015.

2. Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство.//Электронный ресурс. Режим доступа:http//otherrefererats.@allbest.ru. Дата обращения: 06.09.2015.

3. Ткалич С.К. Принцип «спецификационной интеграции» в профессиональной подготовке дизайнеров вуза культуры и искусств//Вестник МГУКИ. 2007. № 1. - С. 113-117. ISSN: 1997-0803.

4. Ткалич С.К. Инновационная методика освоения проектно-культурного жанра в профессиональной подготовке специалиста-дизайнера. Статья //Вестник МГУКИ. 2007. № 2. - С. 141-144. ISSN: 1997-0803.

5. Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В., Н.О.Татенашвили Н.О. Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой. Статья //Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. 2015. № 2. - С. 68-74.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: УНЦ ДО. 2005.

© С.К.Ткалич, А.В.Коновалова. 2015

УДК 371

Фабриков Максим Сергеевич

аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ E-mail: fabrikoff@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье автор обращает внимание на проблему правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения. Процесс формирования правовой культуры личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В целях формирования правовой культуры старшеклассников автор выделяет основные направления педагогической деятельности: информирование в правовых вопросах, формирование ответственного отношения, развитие умения реализовывать свои права и обязанности.

Ключевые слова

Правовое воспитание, правосознание, правовая культура, правовой нигилизм, личность старшеклассника, правовые знания, правовые убеждения, социальная зрелость, самосознание.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Коренные преобразования последних десятилетий в России совпали со временем активнейших процессов глобализации, что, несомненно, вызвало некритическое массовое копирование образцов иных культур. До сих пор остается открытым вопрос о мере и способах заимствования элементов других правовых культур и сохранения особенностей национальной правовой культуры, что требует расстановки смысловых концептов в правовой политике страны.

В настоящее время наиболее остро встает проблема правового нигилизма, повышения правовой культуры и правового сознания подрастающего поколения.

Процесс правового воспитания личности складывается из усвоения правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые становятся мотивами правомерного поведения. Правовые нормы общества создаются собственным отношением личности к праву, ее личностными качествами, образуя побудительную сферу ее поведения и деятельности, т.е. правовые требования общества превращаются в требования личности к самой себе [1, с. 160].

В подростковом и юношеском возрасте происходят изменения, которые касаются социальной жизни и самосознания подрастающего поколения. Влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников, основным мотивом в поведении является стремление утвердиться в кругу сверстников. Успешное развитие социальных отношений зависит от степени социальной зрелости личности, от уровня развития правосознания и правовой культуры.

Мы провели анкетирование среди старшеклассников с целью оценить уровень развития правовой культуры старшеклассников. Нами была разработана анкета, состоящая из 35 вопросов. Первая часть вопросов была направлена на выявление информированности молодых людей о своих правах и обязанностях, отношения к правоохранительным органам, понимание смысла таких понятий, как «правовая культура», «правосознание», «правовое воспитание», «ответственность», «вина», с какого возраста предусмотрена уголовная ответственность.

Вторая часть вопросов - на определение уровня их правосознания. Третья - на определение отношения молодежи к конфликтам, к семье, общечеловеческим ценностям, к цели в жизни, к свободному времяпровождению.

Обращалось внимание на то, знают ли девушки и юноши свои права, как проводят свободное время, как относятся к своим родителям, другим людям.

Корреляционный и факторный анализ результатов позволил выявить старшеклассников с низким уровнем правовой культуры.

В нашем опросе приняли участие 120 старшеклассников, обучающихся в 10 классах средней общеобразовательной школе № 8 и средней общеобразовательной школе № 15 г. Владимира.

Анализируя ответы старшеклассников, можно констатировать тот факт, что 80 % из них считают, что знают свои права, среди приоритетных называют естественные права (17%), защиту личной информации (29%), право на бесплатное образование - (29%), защиту своих прав (29%). Ответы учащихся средней школы № 8 и № 15 были приблизительно одинаковые.

На вопрос, из каких источников Вы получаете информацию, были такие ответы, как СМИ (8%), интернет (17%), нормативные правовые акты (7%), семья, школа (8%). Отношение к правоохранительным органам у большинства молодых людей нейтральное. Среди действующих законов в стране назывались конституция, кодексы, но не уточнялись, какие. В основном, это говорит о поверхностных знаниях.

Молодые люди не знают, с каких лет по российскому законодательству возможно привлечение лица к уголовной ответственности. Только 33 % назвали правильный возраст привлечения к уголовной ответственности. Согласно Уголовному кодексу РФ, общий минимальный возраст уголовной ответственности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

наступает по достижении 16 лет. Однако по некоторым, особо тяжким, преступлениям возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет.

90% старшеклассников средней общеобразовательной школы № 8 и 50% старшеклассников

средней общеобразовательной школы № 15 считают, что все равны перед законом.

Основными целями жизни большинство молодых людей назвали успешную карьеру (53%), счастливую семью (50%), финансовую независимость (33%), жить, ни в чем не нуждаясь (8%), самосовершенствование, развитие (27%), лежать на диване (1%). Настораживает тот факт, что у 17% старшеклассников отсутствует цель в жизни.

Среди общечеловеческих ценностей были названы честь и чувство собственного достоинства (25%), любовь, успех, дружба (42%), семья (53%), история (2%), совесть (15%), честность (17%).

Необходимо обратить внимание на то, что своими проблемами старшеклассники делятся только со своими друзьями в 75% случаях. С родителями общаются мало (90% старшеклассников обеих школ).

Свободное время проводят по-разному: смотрят сериалы, лежат на диванах, общаются с друзьями, меньшее количество старшеклассников (15%) занимаются спортом, 1 человек назвал посещение секты кришнаитов.

На вопрос, во сколько вы бываете дома, были даны разнообразные ответы: в 16.00, в 19.00, в 20.00, в

21.30.

Оценивая уровень правовой культуры старшеклассников, мы оцениваем совокупность устойчивых смыслов, ценностей, верований личности, характеризующих уровень правосознания, знание действующих законов, правильное понимание своих прав и обязанностей.

Анкетирование старшеклассников показало отсутствие четких знаний о действующих законах, своих правах и обязанностях. У школьников нет четких понятий «правовой культуры», «правосознания», «правового воспитания», «ответственности». Произошло смешение понятий «правовая культура», «правовое воспитание», «правосознание», старшеклассники говорят о правах, обязанностях, законах, не сводя их в логические формулировки.

Были такие ответы:

«Правовая культуры - это изучение права; это объективное отношение общества к праву; это понятие о правах человека; это соблюдение прав других людей, это поступки в соответствии с законами страны; это знание норм и прав».

56% опрошенных старшеклассников не дали никаких определений.

Таким образом, можно констатировать низкий уровень развития правовой культуры старшеклассников. В целях формирования правовой культуры старшеклассников необходимо информировать их по правовым вопросам, осуществлять формирование потребности в правовых знаниях, превращать эти знания в личностные убеждения, формировать на этой основе ответственное отношение к собственным поступкам, развивать умения реализовывать свои права и обязанности, формировать правовое сознание и навыки, привычки правомерного поведения, готовить к общественной жизни и активной жизнедеятельности. Необходимо помочь старшекласснику осознать свои права и обязанности, научить пользоваться ими, адекватно относиться к требованиям со стороны общества, проектировать свое поведение в общепринятых правовых нормах, предусматривать последствия своих действий, быть социально адаптированным в обществе.

Список использованной литературы:

1. Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Кускова Марина Валентиновна. - М., 1999. - 189 с.

© М.С. Фабриков, 2015