_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
современной науки // Альманах мировой науки. 2016. - № 2 - 2 (5). - С. 42 - 43.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
3. Каримов М. Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51. - Вып. 3. - С. 663 - 666.
4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
5. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430.
© Каримов М.Ф., Князева Т.В., 2017
УДК37
Кибизова Е.К.,
аспирант кафедры педагогики ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Россия
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Аннотация
В статье раскрывается понятие «правовая культура». Исследована правовая культура молодежи, которая отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. В статье исследуется ряд актуальных вопросов формирования правовой культуры личности в современной России Такое формирование должно носить системный характер и быть связано с общими целями развития общества, государства, правового регулирования. В статье освещены проблемы правовой культуры населения, а также предложены пути их решения.
Ключевые слова
Молодежь, российское общество, правовая культура, правовое воспитание, правовые ценности.
Annotation
The article reveals the concept of "legal culture". The legal culture of young people is analyzed, which reflects the degree and nature of its legal development, legal behavior, the way of life, norms and standards of behavior in the legal sphere. The article explores a number of topical issues of the formation of the legal culture of the individual in modern Russia. Such a formation should be systemic in nature and be connected with the overall goals of the development of society, the state, and legal regulation. The article highlights the problems of the legal culture of the population, as well as the ways of their solution.
Key words
Youth, Russian society, legal culture, legal education, legal values.
Проблемы правовой культуры стали с недавнего времени предметом пристального внимания отечественных ученых-юристов. Связано это с определенными причинами. В первую очередь с тем, повышение правовой культуры необходимо само по себе, равно как и правовая грамотность и правосознание населения. Во-вторых, для эффективной реализации указанных целей необходимо создание действенной системы правового просвещения на всех уровнях.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070 _
Среди юристов и правоведов до сих пор нет единого мнения об определении правовой культуры.
Так, к примеру, П.А. Шашин отмечает, что правовая культура в широком смысле слова - это результаты и последствия правовой жизни общества, а в узком смысле слова - результаты юридической деятельности [10, с.12]. Используя понятие в узком смысле рамки оценки состояния правовой культуры значительно суживаются, ограничиваясь обзором тех правовых ценностей, которые сложились в профессиональном сообществе юристов.
И.И. Балаклеец в своих трудах пишет, что правовая культура представляет комплекс элементов позитивной реальности, олицетворяющих правовые понятия и явления материальной и духовной жизни, которые находятся в состоянии непрерывного совершенствования и символизируют дальнейший прогресс в развитии правовой системы и цивилизации конкретного общества [5, с.9]. Исходя из сказанного, мы видим, что автор тоже рассматривает правовую культуру не в статике, а в динамике, как своего рода непрерывный процесс накопления поколениями людей правовых ценностей.
Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение» [4, с. 18].
Тогда как, Н.И. Матузов и А.В. Малько не формулируют определения понятия правовой культуры вообще, лишь отмечая, что правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране... выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами [6, с. 251].
В.А. Медведев дает следующее определение правовой культуре - это «обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению» [7, с.8].
Л.А. Петручак отмечает, что правовая культура - это «исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче и сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества» [8, с.14]. На мой взгляд, данное определение является наиболее удачным.
Итак, правовая культура - исторически сложившаяся разновидность общей культуры, которая находит выражение в формировании, сохранении и передаче правовых ценностей, служащих критериями юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития общества и отдельной личности. Правовую культуру образуют такие явления, как правосознание, юридическая наука, юридическая деятельность, материальные предметы, служащие средством обеспечения и сопровождения юридической деятельности, правовые акты.
Российская правовая культура весьма специфична, на что весьма часто указывают исследователи.
Правовая культура немыслима без идейных основ, которые либо вырабатываются сознательно, в том числе посредством государства, либо формируются стихийно. Поэтому, если мы хотим повысить политическую и правовую культуру молодежи, следовало бы прежде всего восстановить в своих правах идеологические и культурно-воспитательные функции государства и выправить их в содержательном плане.
Молодежь представляет собой особую и весьма значимую социальную группу, от которой во многом зависит общее направление развития государства и права. Традиционно она составляет около четверти всего населения страны.
Оценивая уровень правовой культуры молодого поколения, прежде всего, необходимо обратиться к характеристике правосознания молодежи. Правосознание молодых людей характеризуется особенностями социального и психологического характера, выделяемыми в силу возраста, социально-экономического и общественно-политического статуса данной социально-демографической группы населения. Безусловно, основными факторами, влияющими на формирование правосознания молодежи, являются результаты деятельности органов государственной и муниципальной власти, международных организаций, религиозных конфессий, социально-демографических групп и иных коллективных образований, включая семью,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, индустрии развлечений и индивидуальных лидеров в их совокупности и взаимодействии. Несовершенство законодательства и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, его неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за нарушение правовых норм способствуют формированию правового нигилизма, девальвирующего подлинные духовно-нравственные ценности и служащего почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
Знание права, т.е. представление о содержании правовых предписаний, формируется либо в результате непосредственного изучения соответствующих нормативных положений, либо в результате опосредованного знакомства с ними. Правовые представления и отношение к праву, исполнению правовых предписаний формируются у молодежи в первую очередь под воздействием моральных норм, политических и иных взглядов. Логично предположить, что если нравственное и политическое сознание индивидуума сформировано правильно, то и его правовые воззрения будут адекватны содержанию действующих правовых предписаний.
Динамика доминирующих в правосознании молодежи взглядов напрямую зависит от существующей в обществе социально-экономической и политической обстановки, а также исторических факторов. Поэтому радикальное воздействие на эту динамику в нужном для общества направлении допустимо только в контексте конкретных позитивных изменений в развитии общества. В противном случае правосознание молодого поколения может подвергнуться деформации.
Деформированность правового сознания молодежи является следствием ошибок, упущений и недостатков в правовом воспитании подрастающего поколения: в семье и учебных заведениях, по месту жительства и работы; просчетов в деятельности соответствующих государственных и общественных институтов, недостаточной, а главное - малоэффективной координации их усилий при осуществлении деятельности по профилактике правонарушений.
Именно для молодого поколения характерны различные проявления правового нигилизма - особенно социально-правового и нравственно-правового. Его выражение вовне разнообразно: от равнодушного, безразличного отношения к праву через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему. Правовой нигилизм в молодежной среде зачастую бывает связан с некомпетентной критикой права, правовой мифологией, правовым инфантилизмом, а также политическим радикализмом.
Для молодежи чаще всего характерны: распространенность асоциального поведения; отсутствие социального иммунитета против деятельности организаций, пропагандирующих политический, этнический, религиозный экстремизм; влияние социального статуса молодых граждан на их возможности реализовать свой потенциал; слабая общероссийская гражданская идентичность и правовой нигилизм; низкая финансовая грамотность. Именно по этим ключевым направлениям и должна осуществляться деятельность, результатом которой должно стать формирование высокого уровня правовой культуры молодого поколения.
В настоящее время можно констатировать слабую вовлеченность молодежи в общественную и экономическую жизнь, недостатки систем выявления и поддержки инициативной и талантливой молодежи. С помощью средств юридического и иного характера можно достичь цели преодоления деформации правосознания молодежи и, следовательно, повышения уровня ее правовой культуры. Думается, для этого необходимо принять комплекс мер. Среди общих мер, которые направлены на повышение уровня правовой культуры всего населения страны, можно назвать следующие.
В первую очередь, это работа над совершенствованием законодательства, которое должно максимально приблизить юридические предписания к сформированным в обществе ценностным ориентациям. Необходим систематический мониторинг действующих нормативных правовых актов в целях их оптимизации, выявления пробелов и противоречий. Законодательство должно своевременно инкорпорироваться и кодифицироваться. Также важен контроль за правоприменением, выявление и анализ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона.
Во-вторых, следует помнить, что Россия не только многонациональное государство, но и многоконфессиональна, а потому в ее гражданах с малых лет должна воспитываться толерантность к представителям различных национальностей и народностей. А также должно вырабатываться уважение к религиозным убеждениям, какими бы они ни были. Это позволяет избежать экстремистских проявлений.
Также необходимо принятие специальных мер, направленных на повышение уровня правовой культуры молодежи.
Следует выработать общегосударственную Концепцию развития правовой культуры молодежи, на основе которой можно было бы разрабатывать федеральные, региональные и муниципальные целевые программы правового просвещения и повышения правовой культуры граждан. Пока такая Концепция, к сожалению, отсутствует, но отдельные меры осуществляются в рамках других документов.
Так, в настоящее время существует проект Стратегии развития правового просвещения граждан в Российской Федерации [9], разработанный Министерством юстиции РФ в связи с утверждением Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (N Пр-1168) [1]. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. была утверждена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [2]. Регионы в данном отношении более активны. В частности, в Республике Северная Осетия-Алания в настоящее время утверждена государственная программа «Развитие государственной молодежной политики в Республике Северная Осетия-Алания» на 2017-2019 годы», целью которой является патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных, нравственных ценностей, а также развитие правовой грамотности и правосознания молодежи [3].
Отметим, что для успешного решения задачи повышения уровня правовой культуры населения страны в целом и молодежи в частности необходима планомерная и систематическая деятельность по всем стратегическим направлениям.
Также, отметим, что весьма важно проведение мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции молодежи, посредством активного применения мер поощрения применительно к различным сферам жизни общества.
Так, во Владикавказе функционирует общественная молодежная организация «Поколение будущего» РСО-Алания, которая влияет на формирование и осуществление молодежной политики в городе; осуществляет социальную и правовую поддержку молодежи; сотрудничает с различными организациями, занимающимися вопросами духовного, интеллектуального и физического развития молодых людей; выступает за дружбу и сотрудничество молодых людей всех национальностей, проживающих на территории города.
Надо отметить, что особую роль для формирования самостоятельности молодежи играют общественные организации. Они представляют собой достаточно эффективный инструмент социализации молодых людей, развития социально-досуговой инфраструктуры. К сожалению, большинство таких организаций существует на базе образовательных учреждений, в клубах по месту жительства, зачастую не являются юридическими лицами и не могут пользоваться государственной поддержкой.
Также, необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию молодого поколения, которое не в последнюю очередь влияет на формирование нравственных, культурных и правовых ценностей в молодежной среде.
Реализация мер в области молодежной политики в Республике Северная Осетия - Алания осуществляется Правительством Республики Северная Осетия - Алания через соответствующий орган исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, а также министерствами и ведомствами в соответствии с их функциями. Молодежная политика проводится в отношении граждан от 14 до 30 лет.
Целями молодежной политики являются: создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально - экономической, политической и культурной жизни общества; расширение возможностей
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
молодого человека в выборе своего жизненного пути; воспитание и образование молодежи, защита ее прав и законных интересов; реализация общественно - полезных инициатив, программ и проектов молодых граждан и их объединений.
Также, следует прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение и воспитание молодого поколения. Также не следует забывать про правовое просвещение родителей, которые играют основную роль в процессе формирования общей и правовой культуры молодого поколения.
Правовое просвещение - одно из основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460. Недостаточный уровень правовой культуры, правосознания и правовой нигилизм являются серьезным препятствием в формировании гражданского общества и построении правового государства. В 2011 г. о повышении правовой грамотности было заявлено на высшем государственном уровне: Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил ранее упоминавшиеся Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
В РСО-Алания был создан проект «Светский закон и религиозный канон». В рамках его проводится работа по правовому просвещению и профилактике экстремизма Северо-Осетинская общественная организация «Правовой центр право на защиту», состоящая из молодых юристов, приступила к реализации проекта «Светский закон и религиозный канон».
В рамках проекта начата работа по правовому просвещению и профилактике экстремизма среди молодежи республики
По сути, указанный проект является логическим продолжением ранее уже реализованных в рамках подпрограммы проектов «Профилактика экстремистских проявлений в РСО-Алания», с целью более полного охвата студентов вузов, техникумов, колледжей, профучилищ и старшеклассников общеобразовательных школ. Отличительной особенностью нового проекта является то, что предпринимается попытка провести параллели между светским законодательством РФ и Северной Осетии, нормами мировых религий. Данный подход позволит вести профилактическую работу в среде религиозной молодежи и так называемых неформальных групп риска, способствовать сохранению общероссийской идентичности, развитию гражданской ответственности и законопослушания.
Необходимость реализации проекта: «Светский закон и религиозный канон» и его разработка были вызваны наличием существенных проблем в сферах правового образования и патриотического воспитания, формирования межнационального и конфессионального взаимоуважения, гражданской идентичности и толерантности молодежи. На наш взгляд, усугубляющиеся негативные явления в молодежной среде, такие как правовая неграмотность, радикализм, подростковая преступность, проблемы с занятостью, требуют сегодня особого внимания.
В деле правового просвещения граждан в целом и молодежи в частности должны тесно взаимодействовать органы публичной власти, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации.
Важное значение для решения указанной проблемы имеют публикации юридической тематики в печатных изданиях, в Интернете на сайтах органов публичной власти, бесплатное юридическое консультирование граждан. Также должны проводиться декады правовых знаний, различные конкурсы, что будет способствовать повышению интереса к юридической проблематике. В правовое просвещение в настоящее время вовлекаются студенты юридических факультетов вузов. Будущие юристы участвуют в консультировании граждан, выступают с лекциями перед школьниками, готовят материалы для муниципальных средств массовой информации.
Очень важно принятие муниципальных программ правового просвещения населения. Не лишним было бы создание единой системы правового просвещения населения на базе библиотек, культурно-досуговых и иных учреждений.
Особое внимание должно уделяться развитию негосударственных форм правового просвещения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168 // Российская газета. 2011. N 151.
2. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 г. N 482 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 862.
3. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2016 г. № 479 «Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие государственной молодежной политики в Республике Северная Осетия-Алания» на 2017-2019 годы» // Гарант.Ру
4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности [Электронный ресурс] / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.- 142с.
5. Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. - 26с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2011. - 528с.
7. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. - 25с.
8. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. - 44с.
9. Проект Стратегии развития правового просвещения граждан в Российской Федерации // Электронный ресурс - URL: http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.alrf.ru%252Fuser%252F87%252Fstrat egia_pp.doc%26ts%3D1450012443%26 uid%3D6663773321415716622&sign=0afecd7b4112948b3f65a2a0 a4661135&keyno=1.
10.Шашин П.А. Правовая культура в правовой системе общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2006. - 25с.
©Кибизова Е.К., 2017
УДК 376.37
Коновалова Е. Г.
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности развития пространственного праксиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова
Пространственный праксис, общее недоразвитие речи, пространственные представления
Своевременное формирование пространственного праксиса у ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,