Еракина Е.А., аспирант ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e-mail: [email protected]
Yerakina E.A., post-graduate student of the Higher school of folk arts (academy), 191186, Saint Petersburg, Griboyedov canal emb., 2, lit. A, e-mail: al ena80008@mail. ru
Особенности формирования правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов Features of the formation of legal literacy of future traditional arts and crafts' artists
Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов. Важнейшей составляющей этого процесса является специфика использования практико-ориентированного подхода к определению содержания курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», для которого подобрана имеющаяся на сегодня нормативно-правовая база. Не менее важным аспектом является применение технологии социального проектирования для наработки опыта использования полученных в процессе обучения знаний. Дана оценка результатам обсуждения со студентами возможностей применения образовательно-производственного кластерного подхода и сформулировано определение понятия «кластерный подход» в профессиональном образовании в сфере традиционных художественных промыслов. В статье сделан вывод о значимости правовой грамотности для формирования готовности студентов использовать в своей профессиональной деятельности тенденции развития единой образовательной политики в сфере народных художественных промыслов.
Ключевые слова: правое образование, правовая грамотность, традиционные художественные промыслы, практико-ориентированный подход, кластерный подход, социальное проектирование.
Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the formation of legal literacy of future artists of traditional crafts. The most important component of this process is the specifics of using a practice-oriented approach to determining the content of the course «Legal support of professional activity», for which the currently available regulatory framework has been selected. An equally important aspect is the use of social design technology to gain experience in using the knowledge gained in the learning process. The evaluation of the results of the discussion with students of the possibilities of using the educational and industrial cluster approach is given and the definition of the concept of "cluster approach" in professional education in the field of traditional arts and crafts is formulated. The article concludes on the importance of legal literacy for the formation of students' readiness to use in their professional activities the trends of the development of a unified educational policy in the field of folk arts and crafts.
Keywords: legal education, legal literacy, traditional arts and crafts, practice-oriented approach, cluster approach, social design.
В современном мире роль правовой грамотности в жизни общества заметно увеличилась. Юридические знания стали активнее применяться при решении насущных проблем и для разрешения конфликтов. Уровень правовой культуры стал существенно влиять на эффективность жизнедеятельности человека в социуме. Роль личности как субъекта общественных отношений, уровень ее образованности, юридической и общекультурной компетентности в настоящее время во многом зависит от качества образования.
Формирование правовой грамотности студентов высших учебных заведений в России с каждым годом приобретает особую актуальность. Данная категория чаще всего характеризуется следующими структурными элементами: информационно-оценочный (вопросы о природе права, способности объективно и оперативно оценивать ситуацию и деятельность членов общества с точки зрения интеграции основных правовых категорий, законности, справедливости и целесообразности); эмоционально-личностный (эмоциональное удовлетворение от своих законных действий и стремление к самосовершенствованию); мотивационно-деятельностный (соблюдение индивидом положений законодательства в своей деятельности и желание получить дальнейшее юридическое образование); регулятивно-поведенческий (аналитические умения и навыки решения проблем правового характера, работа с юридическими документами, частная и профессиональная деятельность, умение и готовность использовать имеющиеся знания для защиты прав и свобод человека) [9].
При формировании правовой грамотности молодежи многие законодательные нормы являются общими, однако ее формирование у студентов Высшей школы народных искусств (академии) имеет ряд особенностей. Высшее образование в этой области традиционных художественных промыслов появилось совсем недавно, поэтому актуальна разработка такой организации учебного процесса в области правового обеспечения профессиональной деятельности, которая будет максимально практико-ориентирована и приближена к потребностям будущих художников традиционных художественных промыслов.
В данной статье акцент сделан на практико-ориентированном подходе к разработке содержания курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для будущих художников традиционных художественных промыслов и на апробированных методах его изучения.
Рассматривая образование в области права как часть профессиональной подготовки будущего художника традиционных художественных промыслов, следует отметить, что правовая грамотность определяется уровнем правосознания, правовой активности, проявляемой в рамках определенного коллектива или индивидуальной профессиональной деятельности. Основу правовой компетентности специалиста в этом случае составляют система
актуальных знаний, понимание права, а также умения, необходимые для принятия решений и осознанных действий в соответствии с ними.
Поэтому первой и очень важной особенностью формирования правовой грамотности студентов Высшей школы народных искусств (академии) является реализация практико-ориентированного подхода к разработке содержания курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», который потребовал проведения анализа имеющейся нормативной базы, направленной на сохранение культурного наследия и традиционного прикладного искусства. Мы учитывали, что в XXI веке имеет место возрастающий интерес общественности к проблемам, застрагивающим область традиционной культуры. Разработчики законов в этой области отмечают, что в реальном времени традиционные культурные аспекты все чаще заменяются новыми идеалами общества массового потребления, отодвигающими систему исторически сложившихся основ культуры на дальний план. Происходит пересмотр традиционных художественных ценностей. Поэтому при работе со студентами необходимо как можно чаще акцентировать внимание на том, что наличие возможности сохранения и развития традиционной культуры как основы формирования национального самосознания зависит от готовности молодого поколения использовать имеющуюся в этой области нормативную базу.
В ряде приказов, в частности, Министерства просвещения Российской Федерации, отмечается важность: формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирования дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира; стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Ценностные ориентиры, которые закладываются в представления молодежи о духовной и культурной жизни, должны базироваться на историческом наследии народов, чувстве уважения и терпимости к многообразию ценностей различных культур [6, 7, 13].
Студенты Высшей школы народных искусств (академии) должны знать, понимать и придерживаться позиции, что традиционная культура может стать основой формирования национального самосознания молодого поколения в современном обществе, что государство уделяет особое внимание многонациональной культуре России, становится защитником русской культуры и культурной самобытности всех народов страны. Этим обусловлено включение в содержание правового образования бакалавров новых поправок в Конституцию, возводящих культуру России в ряд ключевых ценностей страны - как уникальное наследие ее многонационального народа, которое поддерживается и охраняется государством. В этом же ключе при апробации содержания на практическом занятии со студентами обсуждалось нормативно-правовое обеспечение предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина, поддерживающее идею проведения в 2022 г. в России
«Год культурного наследия народов России», а также рассматривались документы, согласно которым главы государств - участников СНГ, объявили 2022 г. «Годом народного творчества и культурного наследия», а 2023 год -«Годом русского языка как языка межнационального общения». Со студентами был проанализирован Указ Президента Российской Федерации № 384 от 17 июня 2022 г., в котором впервые в целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов установлен День народных художественных промыслов (предпоследнее воскресенье июня) [11].
Анализ законодательной базы показал, что сегодня в ней отражены основные тенденции, которые вынуждают общество обратить внимание на вопросы сохранения и надлежащей трансляции ценностей традиционной культуры, обеспечения их стабильного существования. Поэтому студенты должны знать и уметь интерпретировать основные идеи, изложенные в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и Распоряжении Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р «О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.». Они должны осознавать опасность возможных проявлений гуманитарного кризиса, к которым относятся: деформация исторической памяти; негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения [8, 12].
Проведенная со студентами работа, включающая в себя наличие прикладных (регистрация студента в качестве самозанятого и др.) и проверочных (проверка знаний об особенностях предоставления персональных данных и др.) компонентов показала, что интерпретация целого ряда нормативных положений позволяет объяснить обучающимся, что деятельность по сохранению культурного наследия не отрицает вероятность наличия в процессе модернизации общественного мировоззрения ряда позитивных черт. Как отмечает доктор философских наук Ю.А. Серебрякова: «Жизнеспособность национальной культуры ныне зависит от оптимального сочетания традиционного ядра и актуального слоя, от ее способности, оставаясь самобытной, динамично развиваться, адаптировать или оптимально встраивать постоянно увеличивающиеся в объеме компоненты общемировой, наднациональной культуры» [10]. Поэтому на занятиях мы использовали методы обучения, позволяющие мотивировать студентов на активное выполнение практических заданий, которые позволяли применить нормативную базу для того, чтобы их будущая профессиональная деятельность была направлена на сохранение нашей самобытной культуры и национальной идентичности. При формировании правовой грамотности у
студентов Высшей школы народных искусств (академии) акцент делается на развитии убеждения, что в условиях экономических и политических изменений важно не допустить утрату национально-культурной специфики, дальнейшую фальсификацию истории нашего государства, исчезновение народного достояния, включая традиционные художественные промыслы, снижение речевой культуры и «деградацию» русского языка. Если в течение своей жизни выпускники академии захотят использовать свое образование в педагогической деятельности, то правовая грамотность позволит им объяснить подрастающему поколению, что со сменой эпох необходимо обеспечить преемственность и сохранение традиционных национальных культурных ценностей в условиях деформации мировоззренческих ориентиров. Это снизит риск массового проявления национального культурного нигилизма и духовного обеднения молодежи [5].
Правовое обеспечение будущей профессиональной деятельности бакалавров предполагает, что при изучении студентами отношений в области народных художественных промыслов, касающихся правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, важным моментом является защита внутреннего рынка России от контрафактной продукции, легализация работы независимых мастеров (в том числе, используя самозанятость), охрана объектов интеллектуальной собственности в сфере традиционных художественных промыслов в рамках существующих механизмов правовой защиты интеллектуальной собственности. В частности, акцент делается на изучение авторского права, которое является значимым фактором защиты художественных проявлений изделий традиционных художественных промыслов от незаконного воспроизведения, эксплуатации и др. Важно, чтобы будущие художники этой сферы искусства знали, что исключительные права обеспечивают большой спектр защиты созданных ими произведений.
Обсуждение со студентами роли интеллектуальной собственности при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере традиционных художественных промыслов позволило выявить и сформулировать ее функции:
1. Идентификация изделий и компаний;
2. Легальное продвижение и реализацией изделий традиционных художественных промыслов;
3. Формирование клиентской базы;
4. Повышение инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательства.
Современная политика в области интеллектуальной собственности1 стала важным фактором, влияющим не только на инновационные процессы, но и на рыночные отношения. Следовательно, сформированная у студентов правовая грамотность позволит им использовать в профессиональной
1 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений фактически положила начало признания интеллектуальной собственности в мировой экономике (1886 г.).
деятельности нормативную базу по защите интеллектуальной собственности в сфере традиционных художественных промыслов, а это может стать ведущим фактором эффективного осуществления ими предпринимательской деятельности [4].
Апробация разработанного содержания, обеспечивающего формирование правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов, позволяет отметить, что студенты проявили заинтересованность при обсуждении правовых аспектов, которые позволяют рассматривать сферу народных художественных промыслов как самобытную форму предпринимательской деятельности, обладающую комплексным социально-экономическим потенциалом. Они понимают и поддерживают позицию, что развитие предпринимательской деятельности в этой области возможно на основе восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства и органичной интеграции с современными информационными технологиями. Закрепленное в Гражданском кодексе Российской Федерации правовое понятие предпринимательской деятельности достаточно определенно отражает юридическую сущность и содержание рыночных отношений, осуществляемых с целью неоднократного извлечения прибыли. Практико-ориентированный подход к формированию правовой грамотности позволил показать студентам, как предпринимательская деятельность в сфере традиционных художественных промыслов выступает в качестве системно обусловленного специфического вида деятельности, ценностно-ориентированного на поиск и реализацию возможностей развития данной сферы, который опирается на эффективные организационные и правовые механизмы развития предпринимательской деятельности в целом и учитывает особенности художников в области традиционного прикладного искусства.
Не менее важной особенностью формирования правовой грамотности (наряду с реализацией практико-ориентированного подхода к разработке содержания курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для будущих художников традиционных художественных промыслов) является практико-ориентированный подход к организации учебного процесса, в котором большое внимание уделяется практическим занятиям, проводимым с использованием мотивационных, информационных и интерактивных педагогических технологий, в том числе с использованием технологии целеполагания педагогической деятельности, технологии проблемного обучения, технологии сжатия информации, проектных педагогических технологий, рейтинговых систем контроля. Практико-ориентированный подход позволил на уровне бакалавриата использовать конкретные проблемные ситуации и примеры, показывающие возможные варианты защиты своих прав и законных интересов, а также раскрыть механизмы такой защиты, подчеркивающие необходимость знания норм законодательства. В учебный процесс были включены практические задания, необходимые будущему специалисту для ориентирования в «современном
мире». Студент должен знать свои права и обязанности, уметь их реализовывать и с помощью правовых средств эффективно защищать и грамотно решать задачи практического поведения в правовой сфере.
К примеру, посещение здания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (рис. 1) позволило студентам воочию познакомиться с работой профильного комитета по культуре, пообщаться с разработчиками законодательных инициатив, сопоставить свое представление о законодательной деятельности Думы с реальной деятельностью парламентариев.
Рис. 1. Посещение Государственной Думы студентами Высшей школы народных искусств (академии)
В общении с парламентариями студенты получили фактическое подтверждение того, что законодательная база в области права все время обновляется, а нормативные основы профессиональной деятельности предоставляют будущим художникам традиционного прикладного искусства новые возможности, которые нуждаются в интерпретации с учетом их реализации в такой нестандартной области профессиональной деятельности, как создание высокохудожественных изделий традиционного народного искусства. В такой реальности одним из важнейших качеств правовой грамотности студентов Высшей школы народных искусств (академии) выступает гибкость, т.е. способность к постоянному обновлению информации. Полученная информация позволила сделать вывод о том, что такие процессы требуют и от преподавателя готовности оперативно вносить коррективы в
содержание и организацию учебного процесса, обеспечивающих формирование правовой грамотности студентов.
На практическом занятии со студентами были обсуждены некоторые варианты решения проблемы нормативного обеспечения создания и функционирования собственных художественных мастерских на базе академии, в которых выпускники могли бы в статусе самозанятых реализовать свои уникальные способности. В качестве одного из вариантов были рассмотрены правовые основы, необходимые для самостоятельного создания молодежного кластера в сфере традиционных художественных промыслов на базе Высшей школы народных искусств (академии). Студентами было высказано предложение по объединению государственных, частных и общественных институтов в организационной системе молодежного кластера. Ссылались на то, что вызовы, которые возникают посредством происходящих в современном мире событий и явлений, создают необходимость активного применения кластерного подхода в профессиональном образовании в сфере традиционных художественных промыслов. Кластерный подход на занятии рассматривали как создание системы взаимосвязанных образовательных, производственных, общественных и других структур, позволяющая объединить деятельность входящих в ее состав субъектов сферы народных искусств и их ресурсы. Это объединение планировали в целях: сохранения национально-культурной специфики; повышения престижности профессионального образования в данной сфере; организации активного взаимодействия образовательного и производственного процессов; подготовки высококвалифицированных востребованных специалистов; увеличения количества рабочих мест и производительности труда; прогрессивного развития сферы традиционных художественных промыслов в будущем [3].
В качестве примера использования проектных педагогических технологий для успешной организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов во внеурочное время, которая позволила реализовать практико-ориентированный подход к формированию правовой грамотности, можно привести реализованный Высшей школой народных искусств (академией) совместно с общественными организациями в 2021 г. проект Всероссийского конкурса «Культурный код народов России», который в 2022 году стал международным. Старт проекта Международный конкурс «Культурный код великих народов» состоялся 28 апреля в ходе видеоконференции Москва - Минск - Бишкек на тему: «Год народного творчества и культурного наследия в странах СНГ: сохранение истории и традиций». На мероприятии речь шла о повышении интереса граждан к истории и традициям регионов России и территориальных образований стран СНГ (рис. 2).
По итогам реализации проекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялась выставка «Культурный код великих народов», где были представлены работы победителей
международного конкурса и работы студентов Высшей школы народных искусств (академии).
Рис. 2. Видеомост Москва - Минск - Бишкек «Год народного творчества и культурного наследия в странах СНГ: сохранение
истории и традиций»
Основная цель международного проекта «Культурный код великих народов» - популяризация и сохранение многообразия самобытных традиций народных художественных промыслов и ремесел, что и позволило продемонстрировать в действии имеющуюся на сегодня нормативную базу и ее использование для привлечения и приобщения молодого поколения граждан Российской Федерации и других государств к изучению истории культурного наследия и освоению культурных ценностей как на уровне государства, так и на уровне отдельных территориальных образований. Участие в подобных тематических мероприятиях выступает ценным дополнением к занятиям. При реализации проекта «Культурный код великих народов» студенты знакомились с различными формами правовых вопросов (к примеру, вопросы заключения договоров оказания возмездных услуг), сравнивали особенности регистрации и деятельности индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Одна из студенток в результате проведенных занятий зарегистрировалась в качестве самозанятой, составила договор возмездного оказания услуг, за успешное выполнение условий которого получила денежное вознаграждение.
Привлечение студентов ВШНИ к организации и их участие в мероприятиях международного проекта позволило:
- продемонстрировать практическое действие существующих в области традиционного искусства правовых норм;
- научить организации проведения международных мероприятий;
- сформировать убежденность в наличии практической реализации возможностей, созданных для молодых людей в Российской Федерации;
- приобрести опыт составления и заключения тематических договоров;
- принять участие в проекте в качестве самозанятых;
- оценить уровень правовой грамотности организаторов международного проекта;
- критически осмыслить собственное отношение к правовому образованию.
Практический опыт, полученный студентами в рамках реализации проекта, является важнейшим компонентом практико-ориентированного подхода к организации учебного процесса, обеспечивающего формирование правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов.
Приведенный пример можно дополнить другими не менее успешными практиками. Проводя несколько открытых занятий и постоянное консультирование по проектной деятельности, студенты и преподаватели Высшей школы народных искусств (академии) подготовили три заявки для участия во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц. Трое студентов стали победителями. Высокий балл подготовленных заявок позволил участникам не только добиться высокого результата - войти в число победителей, но и приобрести важный опыт социального проектирования.
Студенты, принимая непосредственное участие в обсуждении и разработке и реализации молодежных проектов, направленных на сохранение и развитие традиционного прикладного искусства, на практике знакомятся с выбором организационно-правовой формы профессиональной деятельности, познают возможные вопросы относительно приобретения интеллектуальных прав на эксклюзивные изделия, расчета налогов и льгот. Такая практика (в дополнении к курсу «Правовое обеспечение профессиональной деятельности») позволяет получить реальный опыт применения правового обеспечения труда художника, а значит - довести сформированную правовую компетентность до уровня правовой грамотности. Системно выстроенное формирование правовой грамотности позволит будущему художнику в области традиционного прикладного искусства не только понимать существо проблемы, с которой он может столкнуться после окончания обучения, но и решать ее.
В рамках учебной программы на практическом занятии все студенты освоили работу с сайтами: «Госуслуги», Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, узнали о возможностях, которые предоставляет молодежи информационная система АИС «Молодежь России» и сайт «Росмолодежь». Анализ предложенных направлений грантовой поддержки позволил сформулировать темы и дать обоснование собственных проектов в рамках проектной
деятельности молодых художников традиционного прикладного искусства [1; 2].
На констатирующем этапе эксперимента выяснилось, что студенты недостаточно осведомлены о возможностях, созданных на государственном уровне для молодежи. В частности, студенты не знали о культурной программе «Пушкинская карта», которую предложил ввести Президент Российской Федерации для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет в целях культурного просвещения, а ведь с помощью данной карты молодые люди могут приобретать билеты в театры, музеи и концертные залы за государственный счет.
Представленный в исследовании практико-ориентированный подход к содержанию и организации учебного процесса для правового образования бакалавров, обеспечивающий формирование правовой грамотности студентов Высшей школы народных искусств (академии), позволил обосновать следующее: если использовать концепцию формирования правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов при разработке содержания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обеспечить активную мотивацию к получению правовых знаний и развитию правовой компетентности, то будут созданы все необходимые условия для формирования у студентов правовой грамотности в области традиционных художественных промыслов, которая является важным условием для их успешной профессиональной деятельности в будущем.
Еще одна особенность формирования у студентов правовой грамотности - практико-ориентированный подход к решению важной задачи - подготовке будущих художников, готовых активно развивать сферу традиционных художественных промыслов, включая сохранение преемственности, создание креативных кластеров и творческих индустрий, развитие современных туристических продуктов в местах бытования традиционных художественных промыслов, профессиональный выход на внешние рынки через инструменты интернет-торговли с использованием объектов интеллектуальной собственности и т.п. Подготовка молодежи к эффективному использованию практического опыта в области правого обеспечения для сохранения и развития традиционного прикладного искусства, а также правового обеспечения профессиональной деятельности в области традиционных художественных промыслов позволит создать преемственность и будет способствовать сохранению традиционных национальных культурных ценностей в условиях деформации мировоззренческих ориентиров. Это приведет к снижению риска массового проявления национального культурного нигилизма и духовного обеднения.
Литература
1. АИС «Молодежь России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: myrosmol.ru (дата обращения: 07.09.2022).
2. Единый портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gosuslugi.ru (дата обращения: 07.09.2022).
3. Еракина Е.А. Кластерный подход в профессиональном образовании в области традиционных художественных промыслов // Европейский научный журнал. - 2020. - № 1(1). - С. 279-283.
4. Жигалова И.В. Роль и место интеллектуальной собственности в правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов. // Юридическая наука. - 2021. - № 4. - С. 71-74.
5. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2011. - № 1(1). - С.1-6.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система «Гарант» study.garant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система «Гарант» study.garant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
8. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система «Гарант» study.garant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
9. Сайфуллина Н.А., Балабанова О.О. Формирование правовой грамотности студентов. - URL: https: /cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-gramotnosti-studentov) (дата обращения: 07.09.2022).
10. Серебрякова Ю.А. Взаимодействие национального самосознания и национальной культуры // Вестник БГУ. - 2012. - № 6. - URL: КиберЛенинка cyberleninka.ru (дата обращения: 07.09.2022).
11. Указ Президента РФ от 17 июня 2022 № 384 «О Дне народных художественных промыслов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
12. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) 2016 г. // Московский филиал ВШНИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: Образовательные стандарты и требования (itpi-mf.ru) (дата обращения: 07.09.2022).
14. Федеральный закон от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» - URL: https: // www.consultant.ru (дата обращения: 07.09.2022).
References
1. AIS «Molodezh' Rossii» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: myrosmol.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
2. Edinyj portal gosudarstvennyh uslug Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.gosuslugi.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
3. Erakina E.A. Klasternyj podhod v professional'nom obrazovanii v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov // Evropejskij nauchnyj zhurnal. -2020. - № 1(1). - S. 279-283.
4. ZHigalova I.V. Rol' i mesto intellektual'noj sobstvennosti v pravovom regulirovanii predprinimatel'skoj deyatel'nosti v sfere narodnyh hudozhestvennyh promyslov. // YUridicheskaya nauka. - 2021. - № 4. - S. 71-74.
5. Maksimovich V.F. Problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti narodnyh hudozhestvennyh promyslov i puti ih resheniya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2011. - № 1(1). - S.1-6.
6. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Sistema «Garant» study.garant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
7. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Sistema «Garant» study.garant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 fevralya 2016 g. № 326-r O Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Sistema «Garant» study.garant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
9. Sajfullina N.A., Balabanova O.O. Formirovanie pravovoj gramotnosti studentov. - URL: https: /cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-gramotnosti-studentov) (data obrashcheniya: 07.09.2022).
10. Serebryakova YU.A. Vzaimodejstvie nacional'nogo samosoznaniya i nacional'noj kul'tury // Vestnik BGU. - 2012. - № 6. - URL: KiberLeninka cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 17 iyunya 2022 № 384 «O Dne narodnyh hudozhestvennyh promyslov» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus» www.consultant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
12. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus» www.consultant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe
iskusstvo i narodnye promysly (uroven' bakalavriata) 2016 g. // Moskovskij filial VSHNI [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Obrazovatel'nye standarty i trebovaniya (itpi-mf.ru) (data obrashcheniya: 07.09.2022).
14. Federal'nyj zakon ot 25 iyunya 2002 № 73-FZ «Ob ob"ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii» - URL: https: // www.consultant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2022).