Научная статья на тему 'Социальное проектирование и кластерный подход в образовании как инструменты популяризации традиционной художественной культуры'

Социальное проектирование и кластерный подход в образовании как инструменты популяризации традиционной художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные художественные промыслы / социальное проектирование / кластерный подход / traditional artistic crafts / social design / cluster approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Н.Н., Еракина Е.А.

Статья посвящена проблеме использования социального проектирования для популяризации традиционных художественных промыслов. Анализ отечественного и мирового опыта показывает, что в настоящее время социальное проектирование позволяет применить кластерный подход для реализации мероприятий, целью которых является не только популяризация традиционных художественных промыслов России, но и привлечение молодёжи к профессиональному образованию в этой уникальной сфере. На примере молодёжной экспедиции «ДНК великих народов» показаны возможности социального проектирования и кластерного подхода для развития высшего образования в местах бытования традиционных художественных промыслов и их популяризации у населения в целом и в молодёжной среде в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social design and cluster approach in education as tools for popularizing traditional art culture

The article is devoted to the problem of using social design to popularize traditional art crafts. The analysis of domestic and world experience shows that today social design makes it possible to apply a cluster approach to implement events, the purpose of which is not only to popularize traditional art crafts in Russia, but also to attract young people to professional education in this unique area. On the example of the youth expedition «DNA of great nations», the possibilities of social design and the cluster approach for the development of higher professional education in the places where folk artistic and crafts exist and their popularization among the population in general and among the youth in particular are shown.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование и кластерный подход в образовании как инструменты популяризации традиционной художественной культуры»

Социология, психология, культурология традиционного прикладного искусства

Михайлова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: info@itpi-mf.ru

Еракина Е.Л., аспирант ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: vshni@mail.ru

Mikhailova N.N., Doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social-humanitarian and natural science disciplines of the Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy). 115573, Moscow, 14 MusaJalil str., corp. 2, e-mail: info@itpi-mf.ru

Yerakina Е.Л., post-graduate student of the Higher school of folk arts (academy), 191186, Saint Petersburg, Griboyedov canal emb., 2, lit. A, e-mail: vshni@mail.ru

Социальное проектирование и кластерный подход в образовании как инструменты популяризации традиционной художественной культуры Social design and cluster approach in education as tools for popularizing traditional art culture

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования социального проектирования для популяризации традиционных художественных промыслов. Анализ отечественного и мирового опыта показывает, что в настоящее время социальное проектирование позволяет применить кластерный подход для реализации мероприятий, целью которых является не только популяризация традиционных художественных промыслов России, но и привлечение молодёжи к профессиональному образованию в этой уникальной сфере. На примере молодёжной экспедиции «ДНК великих народов» показаны возможности социального проектирования и кластерного подхода для развития высшего образования в местах бытования традиционных художественных промыслов и их популяризации у населения в целом и в молодёжной среде в частности.

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, социальное проектирование, кластерный подход.

Abstract: The article is devoted to the problem of using social design to popularize traditional art crafts. The analysis of domestic and world experience shows that today social design makes it possible to apply a cluster approach to implement events, the purpose of which is not only to popularize traditional art crafts in Russia, but also to attract young people to professional education in this unique area. On the example of the youth expedition «DNA of great nations», the

possibilities of social design and the cluster approach for the development of higher professional education in the places where folk artistic and crafts exist and their popularization among the population in general and among the youth in particular are shown.

Key words: traditional artistic crafts, social design, cluster approach.

Социальное проектирование с каждым годом становится всё более популярным инструментом планирования и реализации значимых социально -образовательных проектов. Одна из основных целей социального проектирования - создание, модернизация или поддержка в изменяющейся информационной среде духовных ценностей, обеспечивающих положительное влияние на население России [5]

Количество реализуемых в области традиционной художественной культуры социально-образовательных проектов не представляется многочисленным, и это несмотря на тот факт, что в современном обществе такая культура может с большой вероятностью стать основой формирования национального самосознания молодого поколения. В современных условиях традиционная художественная культура выступает как «информационное оружие», как форма материализации национальных символов и образов в которых обозначена сущность национального самосознания, как способ сохранения культурных ценностей, достояние России. Поэтому государство в настоящее время уделяет особое внимание сохранению и развитию народной культуры России, становится защитником культурной самобытности многонационального народа страны.

Изменения, внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ [I], затронули нормы сохранения и развития культуры, которая должна вновь занять место одной из главных ценностей российского общества. Так, часть четвертая новой редакции ст. 68 гласит: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» [2].

В апреле 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию сообщил о необходимости создания нового президентского фонда культурных инициатив для поддержки проектов в сфере культуры, искусства и творчества. По словам главы государства, в этом году за счёт грантов на конкурсной основе будет профинансировано более полутора тысяч креативных команд |7|. В частности, в силу наличия подобных заявлений можно утверждать, что сегодня государство стремится создать все необходимые условия для граждан, достойно представляющих свою малую родину и вносящих личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие нашей страны. Неслучайно Президент Российской Федерации поддержал идею проведения в 2022 году в России «Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов». Стоит также отметить, что в Содружестве

Независимых Государств 2022 год также планируется объявить: «Годом народного творчества и культурного наследия», 2023 год - «Годом русского языка как языка межнационального общения».

Активно происходящая во всем мире цифровизация только повышает актуальность вопроса преемственности и передачи накопленного художественного опыта из поколения в поколение. Традиционные художественные промыслы России имеют многовековое прошлое и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. Однако, несмотря на то, что развитие и сохранение традиционных художественных промыслов можно рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, современной социальной проблемой остаётся недостаточность интереса в социуме к этому сегменту национальной культуры. Особенно актуальна эта проблема среди молодого поколения, которое теряет связь с многовековыми народными традициями и духовными ценностями нашей страны. Отсутствие пропаганды и эффективных форм популяризации традиционных художественных промыслов приводит к тому, что некоторые из них находятся на грани исчезновения. Несмотря на государственную поддержку Высшей школы народных искусств (академии), обеспечивающей преемственность традиций и мастерства посредством подготовки художников по более чем 20 видам традиционных художественных промыслов, способных создавать шедевры, можно констатировать, что у молодых россиян в целом недостаточный уровень интереса к освоению и сохранению технологий традиционных художественных промыслов.

Эффективным, но пока недостаточно задействованным инструментом в области популяризации традиционных художественных промыслов, является социальное проектирование на основе кластерного подхода. В современных словарях толкование понятия «кластер» следующее: «Группа ... объектов, выделяемых в большой их совокупности по тому или иному общему для этой группы признаку» [4]. Необходимость формирования кластеров подчеркивается, в частности в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6].

Международный опыт показывает, что применение кластерных структур может помочь организовать эффективное взаимодействие ключевых социально активных элементов внутри определенной художественной и молодёжной среды. Социальное проектирование позволяет применить кластерный подход для реализации мероприятий, проектов и акций, целью которых является не только популяризация традиционной художественной культуры России, но и привлечение молодёжи к освоению профессионального мастерства в сфере традиционных художественных промыслов. Действительно, сегодня кластерный подход рассматривается в качестве важного направления модернизации российской

системы образования, которое способствует преодолению ведомственной замкнутости отрасли образования, преобразованию образовательных институтов различного масштаба в открытые социально-образовательные системы, деятельность которых направлена на решение актуальных экономических, социальных и культурных проблем.

При реализации кластерного подхода важно определить несколько ключевых моментов [3]:

■S наличие общей цели;

•S наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;

•S наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.

Социальное партнерство Высшей школы народных искусств (академии), организаций, занимающихся развитием молодёжной политики и продвижением и популяризацией традиционных художественных промыслов России, может обеспечить как поступательное развитие самой образовательной организации, так и качественную систему мероприятий, проектов, акций направленных на привлечение молодёжи к решению проблем в области формирования национального самосознания через осознанное обращение к уникальному наследию традиционных художественных промыслов. Социально-образовательные проекты, реализуемые в таком партнерстве, позволят привлечь студентов и аспирантов Высшей школы народных искусств (академии) к научно-исследовательской деятельности в области сохранения и популяризации традиционной художественной культуры.

Анализ работ отечественных учёных (В.П. Бурдаков, Т.П. Шамова, Ю.Н. Юров, В.Т. Волов, П.И. Третьяков, Т.М. Давыденко и др.) позволил сделать вывод, что кластеризация - эффективный инструмент для решения многих социальных проблем который помогает усилить и объединить преимущества взаимодействующих субъектов. В современных условиях получили широкое распространение не только экономические, но и образовательные и социально-образовательные кластеры. Это логично, так как именно система образования, по своей сути, является ядром, обеспечивающим взаимодействие между субъектами и структурными компонентами кластера.

Существуют разнообразные трактовки определения понятия «образовательный кластер», которые предлагали исследователи Н.И. Вахрушева, М.В. Журавлева, H.A. Корчагина, Р. Тиман и другие. Анализ научных работ позволяет сделать вывод, что сущность социально-образовательного кластера, сформированного при поддержке Высшей школы народных искусств (академии), заключается в создании группы организаций, взаимосвязанных общей целью, позволяющей объединить деятельность и ресурсы входящих в её состав субъектов, для популяризации в среде молодёжи традиционных художественных промыслов и формирования у них

желания стать высококвалифицированными специалистами в этой уникальной области.

В настоящее время можно говорить о наличии исследований только отдельных аспектов, касающихся применения кластерного подхода в образовательной отрасли в целом. В частности, на основе кластерного подхода предлагается развивать познавательный интерес студентов (И. А. Киселева), организовывать проектную деятельность (Н.В. Малышева), осуществлять проектирование в системе воспитания (Д.Ю. Трутников), управлять качеством общего образования регионов (М.В. Горемыко). Однако следует отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования и в современных исследованиях отсутствует определение понятия «кластерный подход» применительно к популяризации профессионального образования в сфере традиционных художественных промыслов.

Приведенные выше положения делают необычайно актуальными проблемы использования возможностей кластерного подхода для разработки социально-образовательных проектов в области традиционной художественной культуры и развития профессионального образования в сфере традиционных художественных промыслов с учетом всех имеющихся особенностей. Актуальность применения кластерного подхода в интересующей нас сфере согласуется с мнением академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Максимович, отмечающей, что проводимые в России экономические реформы последнего десятилетия, привели к закрытию многих предприятий народных художественных промыслов, появлению низкопробных контрафактных изделий, дискредитации целого пласта национальной культуры и отечественных традиций, формированию неадекватного отношения как к традиционному прикладному искусству, так и профессиональному образованию в этой области [6].

Специалисты, работающие в области молодёжной политики, также поддерживают точку зрения, что со сменой эпох и поколений необходимо обеспечить преемственность и сохранение традиционных национальных культурных ценностей в условиях деформации мировоззренческих ориентиров, а разработанная на основе кластерного подхода система социальных проектов, мероприятий, акций и т.п. позволит снизить риск массового проявления национального культурного нигилизма и духовного обеднения молодежи. Таким образом, применение кластерного подхода для популяризации этого уникального явления традиционной культуры и для развития профессионального образования в области традиционных художественных промыслов может стать эффективным инструментом повышения престижности данной сферы как среди молодёжи, так и среди населения России в целом.

При разработке социально-образовательных проектов и модели использования кластерного подхода для популяризации традиционных

художественных промыслов учитывали созданную и реализованную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегию развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года» [8], направленную на сохранение традиционных художественных промыслов как важнейшего инструмента развития современной отечественной культуры и основы этнокультурной самоидентификации. Считаем необходимым отметить, что в качестве одного из приоритетных направлений государственной поддержки в сфере сохранения народных художественных промыслов в Стратегии указывается и повышение привлекательности профессионального образования и самой отрасли для молодых специалистов.

С использованием возможностей социального проектирования и кластерного подхода для популяризации среди молодёжи традиционных художественных промыслов, информирования подрастающего поколения об истории развития и уникальности традиционных художественных промыслов, привлечения внимания молодежи к профессиональному образованию в этой уникальной области искусства в 2020-2021 гг. был реализован межрегиональный проект Молодёжная экспедиция «ДНК великих народов». Проект полностью соответствует «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) [9].

Молодёжная экспедиция предполагала четыре маршрута, которые включали такие населенные пункты, как Москва, Иваново, Владимир, Мстера, Федоскино, Сергиев Посад, Городец и Семенов. В силу постепенной утраты связи молодого поколения с многовековыми народными традициями и духовными ценностями нашей страны, низкого интереса к сфере традиционных художественных промыслов среди молодежи проект представлялся особо актуальным.

В рамках плана мероприятий проекта были организованы дискуссионные встречи с художниками традиционных художественных промыслов. Участники, среди которых волонтёры, блогеры, лидеры мнений и эксперты посетили образовательные учреждения, музеи и предприятия сферы традиционных художественных промыслов с целью дальнейшего освещения и популяризации их деятельности в молодежной среде. 6 октября 2020 года в рамках реализации проекта «Молодёжная экспедиция «ДНК великих народов»» в г. Нижнем Новгороде состоялся круглый стол на тему: «Сохранение и развитие народных художественных промыслов».

В работе круглого стола приняли участие представители Правительства Нижегородской области, депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода, представители Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области, профессорско-преподавательский состав Высшей школы народных искусств (академии), члены Молодёжного

парламента при Государственной Думе ФС РФ, общественные деятели и блогеры.

Рис. 1. Участники круглого стола «Сохранение и развитие народных художественных промыслов» в Правительстве Нижегородской области

В ходе «круглого стола» участники обсудили вопросы;

современное состояние, перспективы сохранения и развития традиционных художественных промыслов;

сохранение культурного наследия как результата профильного высшего образования в этой области;

^ роль Нижегородской области, сохраняющей уникальные направления самоценного искусства нашей страны, в популяризации традиционных художественных промыслов;

^ сотрудничество образовательных организаций Нижегородской области с Высшей школой народных искусств (академией), направленное создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в области традиционных художественных промыслов.

В ходе обсуждения вопросов участники круглого стола посчитали целесообразным создание рабочей группы для дальнейшей проработки вопроса об открытии филиала кафедр Высшей школы народных искусств (академии) на территории Нижегородской области по таким видам традиционных художественных промыслов, как хохломская роспись, городецкая роспись, художественная вышивка.

Волонтёрами и блогерами, принимавшими активное участие в этом проекте, были созданы интересные (с интерпретацией для молодёжной аудитории) видеоматериалы, включающие интервью сотрудников предприятий народных художественных промыслов, художников, музейных работников, организаторов и посетителей мероприятий, популяризирующих традиционные художественные промыслы и ремесла в рамках

72

туристического бизнеса. Созданные видеоматериалы были показаны по нижегородскому телевидению и широко распространены в социальных сетях. Проведённые в рамках социального проекта мероприятия позволили собрать большое количество ценного информационного материала об отношении населения к традиционным художественным промыслам и особенностях их восприятия населением разных возрастных групп.

В Нижегородской области очень много сделано для поддержки и развития традиционных художественных промыслов. Внимание уделяется развитию профессионального образования в области традиционной художественной культуры. Так в г. Семенов - столице хохломской росписи, существует ГБПОУ «Семеновский индустриально-художественный техникум». Администрация и сотрудники колледжа поддержали предложение участников экспедиции о создании на базе техникума кафедры Высшей школы народных искусств (академии), что позволит реализовать программы высшего образования в области традиционных художественных промыслов на имеющейся в городе материальной базе с использованием как местного кадрового ресурса, так и с привлечением преподавателей академии.

Рис. 2. Участники экспедиции «ДНК великих народов» познакомились с профессиональным образованием в области традиционных художественных промыслов и

обсудили тенденции его развития

Нижегородская область ожидает в 2021 году более 240 тысяч круизных туристов. Планируются мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности туристического продукта и увеличение туристического потока. Специалисты понимают, что не только удобная транспортная доступность привлекает туристов в Нижегородскую область. Популярность региона во многом объясняется его способностью подарить яркие эмоции отечественным и зарубежным туристам от знакомства с традиционными художественными промыслами.

Рис 3. Большой интерес у всех участников молодежной экспедиции вызвала выставка, посвященная истории искусства кружевоплетения в г. Балахна

Достигнутые результаты в области сохранения культурного наследия подтверждают необходимость развития этого направления, в т.ч. с учетом новых подходов к интерпретации культурного наследия и современных форм использования традиционных художественных промыслов в сфере туристического бизнеса.

Поэтому эксперты, в числе которых были сотрудники Высшей школы народных искусств (академии), поддерживая инициативу регионов, отметили, что для эффективной популяризации традиционных художественных промыслов и развития этого направления в туристической отрасти необходимо:

^ разработать и реализовать современную, научно обоснованную интерпретацию информации о традиционных художественных промыслах, демонстрирующую их высокохудожественную и духовную сущность;

^ оценить качество мероприятий, акций, проектов, использующих традиционные художественные промыслы для работы с населением;

^ оценить соблюдение художниками технологий изготовления художественных изделий и создать условия для повышения ими профессиональной квалификации в соответствующей области традиционных художественных промыслов;

создать условия для повышения квалификации сотрудников сферы туризма по вопросам использования современной интерпретации традиционной художественной культуры России и формам работы с молодежью для ее популяризации.

Всё это может послужить основой формирования высокой оценки традиционных художественных промыслов и желания их сохранить у населения России в целом и у молодёжи в частности.

В ходе работы экспедиции экспертами был сформулирован вывод о том, что целый ряд проектов, акций, мероприятий, организованных и

реализуемых с целью популяризации традиционной художественной культуры в рамках туристического бизнеса, нуждается в плодотворном взаимодействии с профессиональным сообществом в области традиционных художественных промыслов, а также регуляции со стороны государства. Занимающихся данной деятельностью специалистов необходимо обучать современной интерпретации традиционной художественной культуры. Важно также повышать требования к образованию и качеству работ художников традиционных художественных промыслов, принимающих участие в проведении мастер-классов с населением и реализующих изделия для туристов. Такой подход к популяризации культурного наследия постепенно позволит перейти от демонстрации примитивности культуры «лапотной» России - к демонстрации ее высокохудожественной и духовной сути, а значит, вызовет желание у молодежи ее сохранять.

Предприятия народных художественных промыслов в современной России находятся на стадии поиска эффективного решения вопроса сбыта производимой продукции и постоянного расширения её ассортимента. Эксперты пришли к выводу, что предприятиям необходимы художники, имеющие высшее образование в области традиционных художественных промыслов, способные самостоятельно создавать проекты изделий, позволяющие расширить и обновить ассортимент выпускаемой продукции, повысить её востребованность в современных условиях, но при этом сохранить преемственность традиций и узнаваемость стиля традиционного художественного промысла

Вызовы, которые возникают посредством происходящих в современном мире событий и явлений, призывают активно использовать кластерный подход в профессиональном образовании в сфере традиционных художественных промыслов. Социально-образовательный кластер и создаваемые на его основе социальные проекты позволят объединить деятельность входящих в его состав субъектов для популяризации в молодежной среде традиционных художественных промыслов и повышения престижности профессионального образования в данной сфере. Активизация взаимодействия образовательного и производственных субъектов в рамках социально-образовательного кластера позволит готовить

высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивую тенденцию развития сферы традиционных художественных промыслов в будущем.

Формирование национального культурного пространства представляет собой исторически развивающийся процесс. Традиционная культура народов России является отражением хода истории в непрерывном взаимодействии различных географических, природных и хозяйственных условий. Формирование национального самосознания без влияния традиционной художественной культуры не представляется полноценным. На территории страны в течение времени сформировались несколько историко-культурных зон, обладающих характерным хозяйственным и культурным типом

проживающих там народов [10]. В сознании многонационального российского народа традиционная культура играет объединяющую роль. Необходимо помнить, что традиционные художественные промыслы -значимая часть культуры Российской Федерации и ресурс формирования национальной идентичности граждан страны. В современных условиях традиционная культура может стать основой формирования национального самосознания молодого поколения, а молодёжная политика готова поддержать инициативу молодёжи и реализовывать проекты, обеспечивающие современную интерпретацию информации об этом уникальном явлении и части культурного наследия. Социально-образовательные проекты позволят объединить усилия профессионалов и активной молодежи, сделать так, чтобы подрастающее поколение могло гордиться и восхищаться традиционной художественной культурой России, а, значит, позволит сформировать у молодежи стремление её сохранять.

Литература

1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/73742836/ (дата обращения: 30.03.2021).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 30.04.2021).

3. Бобылев П.Г. Кластерный подход в создании модели социального партнерства современной сельской школы // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 51-53.

4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

5. Курбатов В.И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О.В. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -411 с.

6. Максимович В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения // Традиционное прикладное искусство и образование. 2011. № 1 (1).

7. Послание Президента Федеральному Собранию (21.04.2021) // Президент России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 30.04.2021).

8. Приказ Минпромторга России от 20.07.2015 № 2011 «Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года» // Консультант Плюс. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252153/ (дата обращения: 30.04.2021).

9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 30.04.2021).

10. Традиционная культура народов России (2004) // Большая российская энциклопедия. - URL: https://bigenc.ru/text/3040264 (дата обращения: 30.03.2021).

References

1. Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» // SPS «Garant». - URL: http://base.garant.ru/73742836/ (data obrashcheniya: 30.03.2021).

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS «Konsul'tant Plyus». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

3. Bobylev P.G. Klasternyj podhod v sozdanii modeli social'nogo partnerstva sovremennoj sel'skoj shkoly // Obrazovanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2017 g.). -Krasnodar: Novaciya, 2017. - S. 51-53.

4. Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inoyazychnyh slov. - M.: Eksmo, 2008. - 944 s.

5. Kurbatov V.l. Social'noe proektirovanie: ucheb. posobie. / O.V. Kurbatova. -Rostov-n/D: Feniks, 2001. -411 s.

6. Maksimovich V.F. Problemy professional'nogo obrazovaniya v oblasti narodnyh hudozhestvennyh promyslov i puti ih resheniya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2011. № 1 (1).

7. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu (21.04.2021) // Prezident Rossii. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (data obrashcheniya: 30.04.2021).

8. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 20.07.2015 № 2011 «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov na 2015-2016 gg. i na period do 2020 goda» // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252153/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo sociarno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo sociarno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») // SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

10. Tradicionnaya kul'tura narodov Rossii (2004) // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya. - URL: https://bigenc.ru/text/3040264 (data obrashcheniya: 30.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.