Пути совершенствования системы подготовки будущих художников
традиционного прикладного искусства
Архангельская О.В., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: [email protected]
Arkhangelskaya О. К, candidate of pedagogical sciences, lead researcher, Institute of traditional applied art - Moscow Branch of the Higher school of folk arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Jalil St., Building 2, e-mail: chaika_olga@l ist. ru
Формирование экономической грамотности будущего художника традиционных художественных промыслов Formation of economic literacy of the future artist of traditional artistic crafts
Аннотация. Экономическая грамотность студентов востребована в их будущей профессиональной деятельности. Содержание экономической грамотности постоянно корректируется и уточняется в связи с изменяющейся экономической ситуацией в обществе. Формирование экономической грамотности представляет собой педагогическую проблему и зависит от профильности вуза. Менялось содержание экономических знаний, которые были актуальны и социально значимы для общества, а педагогическая теория и практика постоянно совершенствовала свои формы и методы формирования экономической грамотности молодежи. Были выделены факторы внешней и внутренней среды, оказывающие объективное влияние на процесс формирования экономической грамотности будущего художника традиционных художественных промыслов. В статье перечислены предлагаемые к изучению темы дисциплины, практике-ориентированные задания, обозначены межпредметные связи, отмечены возможные направления мотивации бакалавров к образованию в области экономики и предложены критерии оценки сформированности экономической грамотности будущего художника традиционных художественных промыслов.
Ключевые слова: экономическая грамотность, мотивация, программа, исследования, анализ, опережающее задание, межпредметные связи, критерии оценки.
Abstract. The economic literacy of students is in demand in their future professional activities. The content of economic literacy is constantly being adjusted and refined in connection with the changing economic situation in society. The formation of economic literacy is a pedagogical problem and depends on the profile of the university. The content of economic knowledge that was relevant and socially significant for society was changing, and pedagogical theory and practice constantly improved its forms and methods of forming economic literacy of young people. The factors of the external and internal environment were identified, which
have an objective influence on the process of formation of economic literacy of the future artist of traditional art crafts. The article lists the proposed topics for study within the framework of the discipline based on the implementation of practical-oriented tasks, identifies inter-subject relations, notes the possible directions of motivation of bachelors to education in the field of economics and proposes criteria for assessing the formation of economic literacy of the future artist of traditional art crafts.
Keywords: economic literacy, motivation, program, research, analysis, leading task, inter-subject relations, evaluation criteria.
Современные экономисты школы Л.И. Абалкина отмечают, что «технологическая и организационная перестройка, диверсификация производства, индивидуализация потребительского спроса способствуют деконцентрации производства, обуславливают изменение размерности предприятий, наблюдается нечто вроде ренессанса мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг» [1, с. 64]. Данные выводы актуальны в начале XXI века и распространяются на область традиционных художественных промыслов, для которой характерен период сокращения предприятий отрасли. Работать на предприятиях традиционных художественных промыслов в условиях рынка могут выпускники-бакалавры, обладающие соответствующими высокопрофессиональными знаниями и экономической грамотностью.
Для каждого вуза процесс формирования экономических знаний, умений, компетенций студентов имеет индивидуальные особенности и определяется профилем образовательной организации.
Анализ диссертационных исследований в области высшего образования в традиционных художественных промыслах показал, что процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков студентов -будущих художников по конкретным видам этого искусства - изучался научно-педагогическими работниками Высшей школы народных искусств (академии) и ее филиалов.
М.А. Салтанов исследовал процесс овладения особенностями и сущностью федоскинской лаковой миниатюры с использованием системного подхода на основе художественно-образовательного, музейно-просветительского, профессионально-эстетического пространства [5, с. 70]. В диссертационном исследовании М.В. Чураковой разработана интегративно-модульная система формирования профессионального мастерства, которая основывается на междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции содержания профессиональных учебных дисциплин. В исследовании сделан выбор в пользу практического обучения как основного в формировании профессионального мастерства [8, с. 16]. Формированием готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки занималась Е.В. Сайфулина. Моделирование процесса формирования готовности позволило выделить внешние условия,
установить методолого-теоретические основания, определить цели, выявить общие организационно-педагогические требования, определить содержание, установить ведущие дидактические методы, средства, формы обучения, критериальное оценивание результатов [6].
Анализ исследований позволяет заключить, что наработки и выводы авторов диссертаций можно использовать для проектирования процесса формировании экономической грамотности бакалавров будущих художников традиционных художественных промыслов.
Изучение педагогической литературы по проблеме формирования экономической грамотности позволило сделать вывод о влиянии на этот процесс факторов внешней и внутренней среды. К внешним факторам, отнесем: законодательную базу, экономическую ситуацию в стране, социальную среду, семью, сверстников, информационную среду.
Одним из значимых внешних факторов, влияющих на студентов, является семья, отмечал в своих трудах И.С. Кон [4]. В условиях изменяющейся экономической ситуации формируемые в семье экономически значимые качества личности: бережливость, экономность, экономическая самостоятельность, творческое решение экономических задач, экономическая ответственность, рациональное ведение домашнего хозяйства очень важны для подготовки специалиста в области традиционных художественных промыслов.
Как показал опрос студентов, многие из них являются грамотными потребителями, владеют элементарными экономическими знаниями, приобретенными в семье, знают о необходимости планирования семейного бюджета (статьи доходов и расходов), о рациональном использовании ресурсов, стараются быть социально ответственными. Сформированные экономически значимые качества личности помогают студентам изучать новые темы и выполнять практические задания при обучении в вузе.
К внутренним факторам процесса формирования экономической грамотности бакалавров отнесем: содержание программ, методы обучения, межпредметные связи, учебную литературу, мотивацию студентов к учебной деятельности.
При проектировании образовательного процесса бакалавров - будущих художников традиционных художественных промыслов в области экономики сделаем акцент на тех факторах, которые можно корректировать, то есть определяющих внутреннюю среду вуза.
Основным условием успешной педагогической деятельности является взаимосвязь между целями обучения, содержанием учебного материала, мотивацией учебной деятельности и выбором методов обучения с учетом отношения к традиционным художественным промыслам.
Перечень целей, экономических знаний и умений бакалавров определен в «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», которая является универсальным нормативным правовым актом и распространяется на вузы различных профилей [7]. Федеральным
государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» для бакалавров определен основной объем знаний, умений и навыков в экономической области, который воплощен в программе дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах». Стандарт предполагает обязательное овладение универсальной компетенцией «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность (УК-10)», что предполагает способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.
Для определения путей формирования экономической грамотности бакалавров сформулируем рабочее определение экономической грамотности будущего художника традиционных художественных промыслов. Экономическая грамотность - определенный уровень экономических знаний, умений, качеств и опыта экономической деятельности, отражаемых логикой содержания профессионального образования и обеспечивающий вхождение в трудовую деятельность, принятие обоснованных экономических решений.
Анализ содержания программ и профильных вузовских учебников [3] по экономике в области традиционных художественных промыслов позволил выделить экономические знания и умения, которые являются актуальными для современных бакалавров, способствуют формированию навыков принятия обоснованных экономических решений в профессиональной деятельности и универсальной компетенции.
При конструировании программы был рассмотрен вопрос, связанный с понятием «спрос и предложение» на рынке традиционных художественных промыслов. Студентам был прочитан курс лекций по маркетингу в области традиционных художественных промыслов, проведены практические семинары, позволяющие обсудить тему «спрос и предложение» на примере рынка художественных изделий. Это позволило студентам определить профильную особенность полученного задания, выделить главное, сформулировать цели и задачи для своего профиля, спрогнозировать ожидаемый результат. Для студентов были подготовлены материалы - кейсы с информацией (на примере известных брендов), которые включали готовые образцы анкет, опросов с анализом маркетологов.
Завершая свое обучение в вузе, бакалавры готовят выпускную квалификационную работу, содержащую и экономический раздел. На занятиях по экономике они получили опережающее задание: оценка спроса и предложения на рынке изделий традиционных художественных промыслов. Предложенное студентам задание было максимально приближено к профессиональной области и изучению соответствующего рынка.
Одним из промежуточных этапов опережающего задания для студентов является составление «Анкеты для потенциальных потребителей» (не более 15 вопросов), что позволило бы выявить спрос на изделия традиционных художественных промыслов. Разрабатывали анкету совместно (дистанционно) студенты четырех филиалов Высшей школы народных
искусств: Института традиционного прикладного искусства по направлениям: художественная роспись ткани, художественная вышивка, декоративная роспись, художественный металл (ювелирное искусство), Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи (направление - федоскинская лаковая миниатюрная живопись), Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова (направление - мстёрская лаковая миниатюрная живопись). В ходе обсуждения позитивных и негативных сторон анкет были выделены два лучших образца, которые позволили студентам использовать их при планировании своей деятельности.
Внеаудиторная работа студентов была направлена на распространение анкет, подсчет результатов и формулировку выводов. Обсуждение результатов работы было организовано на семинаре в онлайн-формате. Студенты сделали вывод о низкой покупательной способности населения Ивановской области, касающейся приобретения изделий традиционных художественных промыслов по сравнению с другими регионами. При анализе рынка изделий традиционных художественных промыслов студенты выступили в качестве экспертов, разработали критерии оценки изделий и проводили учет размера изделия, качества сырья и полуфабрикатов, эффектности композиции, художественных достоинств произведений. Проделанная студентами работа способствовала формированию универсальной компетенции и позволила получить опыт подготовки экономической части выпускной квалификационной работы.
Как показал практический опыт работы, для насыщения программы дисциплины профильной направленностью необходимо использовать практико-ориентированные примеры и задания к темам, связанным, например, с ценообразованием на рынке традиционных художественных промыслов, оформлением авторских прав, продвижением произведений будущих художников на арт-рынке, снижением себестоимости изделия при сохранении высокохудожественного качества.
Придерживаясь в исследовании точки зрения Ю.К. Бабанского, определяющего методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, направленные на решение поставленных задач [2], отметим, что особенность профессионального образования в области традиционных художественных промыслах в том, что совершенствовать процесс обучения экономической грамотности позволяет использование межпредметных связей: например, «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, включая научно-исследовательскую работу».
Межпредметные связи выполняют развивающую функцию, так как способствуют перестройке логической структуры методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний из одной предметной области в другую, а применение знаний в новых условиях позволяет сформировать практический опыт экономической деятельности. Изучение дисциплины «Технология и материаловедение» позволяет использовать знания о
химических свойствах и технологии изготовления нитей и тканей в вышивке при проектировании выпускной квалификационной работы - произведений традиционных художественных промыслов с запланированными качествами и прогнозируемой себестоимостью. Опыт проведения маркетинговых исследований позволяет студентам использовать навыки при выборе ассортимента изделия для выпускной квалификационной работы и планировать стоимость.
Одним из ведущих аспектов формирования экономической грамотности бакалавров является мотивация к изучению экономических знаний, которая формируется посредством включения в программу дисциплины тем, связанных с созданием и реализацией произведений традиционных художественных промыслов.
Особенностью Высшей школы народных искусств (академии) является специфика научно-исследовательской деятельности студентов, которая осуществляется не только на кафедре профессиональных дисциплин, но и находит воплощение при изучении ими социально-гуманитарных дисциплин. Участие обучающихся в работе студенческого научного общества позволяет подготовить для студенческих научных конференций доклады, в которых представлены в т.ч. и результаты маркетинговых исследований арт-рынка по видам искусства (например, прогноз потребительского спроса изделия с художественной вышивкой).
Опыт реализации дисциплины «Экономика и менеджмент в народных художественных промыслах» позволил дополнить и сформулировать критериальные оценки результата сформированности экономической грамотности бакалавра - будущего художника традиционных художественных промыслов: достижение социально-ответственного поведения; востребованность экономических знаний при подготовке выпускной квалификационной работы; усиление экономической направленности практике-ориентированных процедур подготовки бакалавров; достижение экономической независимости в будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Архангельская О.В. Формирование экономической грамотности как средство начальной профессиональной подготовки учащихся лицеев: дис. ... кандидата педагогических наук / Ольга Владимировна Архангельская. -Москва, 2004. - 145 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Ковригина В.М. Основы экономики: учеб. пособие / В.М. Ковригина. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2005. - 72 с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон -Москва: Просвещение, 1989. -255 с.
5. Салтанов M. А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... кандидата педагогических наук / Михаил Алексеевич Салтанов - Санкт-Петербург, 2020.
- 172 с. - URL: http://www.vshni.ru/doc/dis/dissaltanovma.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
6. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: дис. ... кандидата педагогических наук / Елена Витальевна Сайфулина. - Санкт-Петербург, 2014. - 222 с. - URL: http: //www.vshni.ru/doc/dissaifulina.pdf (дата обращения: 27.07.2021).
7. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы [утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года№ 2039-р]. - Москва, 2017. -URL:
http ://static. government. ru/media/fíles/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA .pdf (дата обращения: 15.07.2021).
8. Чуракова M.B. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: дис. ... кандидата педагогических наук / Марина Владимировна Чуракова. -Санкт-Петербург, 2018. -237 с. - URL: http://www.vshni.ru/churakova.htm (дата обращения: 27.07.2021).
References
1. Arhangel'skaya O.V. Formirovanie ekonomicheskoj gramotnosti kak sredstvo nachal'noj professional'noj podgotovki uchashchihsya liceev: dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk / Ol'ga Vladimirovna Arhangel'skaya. - Moskva, 2004. - 145 s.
2. Babanskij YU.K. Metody obucheniya v sovremennoj obshcheobrazovatel'noj shkole / YU.K. Babanskij. - Moskva: Prosveshchenie, 1985.-208 s.
3. Kovrigina V.M. Osnovy ekonomiki: ucheb. posobie / V.M. Kovrigina.
- Sankt-Peterburg: VSHNI, 2005. - 72 s.
4. Kon I.S. Psihologiya rannej yunosti: kn. dlya uchitelya / I.S. Kon -Moskva: Prosveshchenie, 1989. -255 s.
5. Saltanov M.A. Sistema obrazovaniya bakalavrov v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk / Mihail Alekseevich Saltanov - Sankt-Peterburg, 2020. - 172 s. -URL:http://www.vshni.ru/doc/dis/dissaltanovma.pdf (data obrashcheniya: 27.07.2021).
6. Sajfulina E.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k professional'noj innovacionnoj deyatel'nosti v oblasti hudozhestvennoj vyshivki: dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk / Elena Vital'evna Sajfulina. - Sankt-Peterburg, 2014. - 222 s. - URL: http: //www.vshni.ru/doc/dissaifulina.pdf (data obrashcheniya: 27.07.2021).
7. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gody [utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 sentyabrya 2017 goda№ 2039-r], - Moskva, 2017. - URL: http://static.govemment.ru/media/fíles/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA .pdf (data obrashcheniya: 15.07.2021).
8. CHurakova M.V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushchih hudozhnikov-yuvelirov v srednem professionalem obrazovanii: dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk / Marina Vladimirovna CHurakova. - Sankt-Peterburg, 2018. - 237 s. - URL: http://www.vshni.ru/churakova.htm (data obrashcheniya: 27.07.2021).