Научная статья на тему 'Традиционные художественные промыслы России как ресурс общекультурного и профессионального воспитания личности'

Традиционные художественные промыслы России как ресурс общекультурного и профессионального воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные художественные промыслы / код культуры / общекультурное воспитание / профессиональное воспитание / профессиональное образование / тексты культуры. / traditional artistic crafts / culture code / general cultural upbringing / vocational education / vocational education / cultural texts.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина И.И

В статье раскрыта сущность и специфика традиционных художественных промыслов как неотъемлемой части национальной культуры, значимого компонента кода культуры России. Автор дает представление об особенностях содержания общекультурного и профессионального воспитания личности будущего художника традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании в этой сфере; обосновывает роль традиционных художественных промыслов как эффективного инструмента общекультурного и профессионального воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional artistic crafts of Russia as a resource of general cultural and professional education of the individual

The article reveals the essence and specificity of traditional artistic crafts as an integral part of national culture, a significant component of the code of culture of Russia. The author gives an idea of the features of the content of the general cultural and professional upbringing of the personality of a future artist of traditional artistic crafts in specialized higher education in this field; substantiates the role of traditional artistic crafts as an effective tool of general cultural and professional education of an individual.

Текст научной работы на тему «Традиционные художественные промыслы России как ресурс общекультурного и профессионального воспитания личности»

Общие вопросы профессиональной педагогики традиционного прикладного искусства

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e mail: ladybug90@yandex.ru

Kurakina I.I., PhD in Pedagogy, associate professor of the department of art history, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Традиционные художественные промыслы России как ресурс общекультурного и профессионального воспитания личности Traditional artistic crafts of Russia as a resource of general cultural and professional education of the individual

Аннотация. В статье раскрыта сущность и специфика традиционных художественных промыслов как неотъемлемой части национальной культуры, значимого компонента кода культуры России. Автор дает представление об особенностях содержания общекультурного и профессионального воспитания личности будущего художника традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании в этой сфере; обосновывает роль традиционных художественных промыслов как эффективного инструмента общекультурного и профессионального воспитания личности.

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, код культуры, общекультурное воспитание, профессиональное воспитание, профессиональное образование, тексты культуры.

Abstract. The article reveals the essence and specificity of traditional artistic crafts as an integral part of national culture, a significant component of the code of culture of Russia. The author gives an idea of the features of the content of the general cultural and professional upbringing of the personality of a future artist of traditional artistic crafts in specialized higher education in this field; substantiates the role of traditional artistic crafts as an effective tool of general cultural and professional education of an individual.

Keywords: traditional artistic crafts, culture code, general cultural upbringing, vocational education, vocational education, cultural texts.

Традиционные художественные промыслы России - компонент народного искусства; уникальный пласт национальной культуры, произведения которых в материальной форме воплощают мировоззрение и эстетические идеалы конкретного этноса. Единство материальной и духовной составляющей, функциональности и художественной выразительности составляет сущностную особенность подлинных произведений традиционных художественных промыслов.

Виды традиционных художественных промыслов России -художественная вышивка и художественное кружевоплетение, ювелирное и косторезное искусство, декоративная роспись по металлу и дереву, художественная резьба по дереву, лаковая миниатюрная живопись -представлены многообразием регионально-исторических вариантов, что свидетельствует о большом творческом потенциале народа. М.А. Некрасова отмечала: «Каждый очаг - это свои таланты, свои традиции, свои художественные системы и методы, выверенные в опыте многих поколений народных мастеров. Этот опыт складывает культуру традиции...» [10]. Связь художественных промыслов с конкретными центрами обуславливает в свою очередь совокупность их традиционных стилистических особенностей.

В конечном итоге, можно утверждать, что традиционные художественные промыслы являются неотъемлемой частью кода культуры России, т.к.: воплощают традиционные визуальные образы (мотивы, колорит, орнамент, формы) и технико-технологические особенности создания произведений; реализуют представление о взаимодействии, сотрудничестве (качество коллективности - сущностная особенность традиционных художественных промыслов); гармонично включаются в повседневность, сохраняют соразмерность человеку; обладают экологичностью (для создания изделий используются преимущественно природные материалы); обладают иным темпоральным режимом (приоритет ручного труда ориентирует на более длительный процесс создания изделий, его созерцательность) [15, с. 9396]. В.Ф. Максимович отмечала: «Традиционные художественные промыслы - один из важнейших элементов культурного "генофонда" России, поскольку именно он принимает на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации, широкого распространения продукции массовой культуры, генерирует и аккумулирует культурную память поколений» [9, с. 56].

Роль и значение традиционных художественных промыслов как эффективного инструмента воспитания личности в системе среднего общего и профильного профессионального образования неоднократно становилось предметом научного осмысления [1; 9; 11]. Однако традиционно акцент делается на позиционировании традиционных художественных промыслов как ресурса формирования национального самосознания, патриотического воспитания: «Подлинные произведения народного искусства всегда играли важную роль в воспитании патриотических чувств человека, способствовали сохранению национального самосознания и самобытности национальной культурной жизни» [9, с. 56]. Несомненно, данный аспект является краеугольным камнем общекультурного воспитания личности, однако не исчерпывающим.

Раскроем потенциал традиционных художественных промыслов как основы не только общекультурного, но и профессионального воспитания личности студента в высшей школе. Для этого обозначим особенности, сущностные для понимания специфики этих видов воспитания.

Воспитание - это целенаправленный процесс и результат воздействия на личность, ее взгляды, убеждения, способы поведения в обществе с целью формирования определенных качеств, ценностных установок, нравственных идеалов, принятых в конкретном обществе [13, с. 85]; как и обучение, является составной частью процесса образования.

Воспитание может быть реализовано в различных направлениях, но традиционно принято выявлять два основных: общекультурное и профессиональное.

Общекультурное воспитание

Общекультурное воспитание - воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с нравственно-этическими и духовными ценностями мировой и отечественной культуры, народов России и других стран.

По мысли И.А. Ивлиевой, общекультурное развитие личности будущего специалиста детерминирует установку на несколько основных постулатов [5, с. 165]; они были нами уточнены применительно к общекультурному воспитанию в области традиционных художественных промыслов (таблица).

Основные доминанты общекультурного развития личности (по И.А. Ивлиевой) Основные доминанты общекультурного воспитания личности в области традиционных художественных промыслов

творческое проблемно-методологическое освоение культуры осмысление роли своего региона / страны в мировом сообществе, осознание «включенности» традиционных художественных промыслов в общий исторический контекст отечественного и мирового искусства и культуры

непрерывность процесса освоения духовной культуры непрерывность и последовательность в изучении исторического опыта традиционных художественных промыслов, осмысление их художественной самоценности

формирование системы ценностных координат личности формирование чувства патриотизма, национального самосознания

раскрытие творческого потенциала будущего специалиста формирование способности к сохранению исторических традиций и их творческой интерпретации в контексте вызовов времени

формирование готовности к поиску, открытости к новому, самостоятельности в принятии развитие общей и визуальной культуры, функциональной грамотности

решений, последовательности в достижении результатов в профессиональной деятельности

Раскроем на конкретных примерах варианты реализации доминант общекультурного воспитания личности в области традиционных художественных промыслов в практике работы Высшей школы народных искусств (академии).

1. Осмысление роли своего региона / страны в мировом сообществе, осознание «включенности» традиционных художественных промыслов в общий исторический контекст отечественного и мирового искусства и культуры

Значимым компонентом общекультурного воспитания и развития студентов в образовательном процессе Академии являются не только специальные профильные теоретические и практические дисциплины, но и комплекс внеаудиторных мероприятий, расширяющих представления студентов об окружающем мире, специфике мировых социальных и культурных процессов.

К таковым можно отнести традиционные ежегодные Международные Форумы «Культура России в XXI в.: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» и «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы»; Бартрамовские чтения в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама; научные семинары, организуемые Студенческим научным объединением и др. Эти мероприятия являются площадками не только формирования опыта представления аудитории результатов собственной научно-исследовательской деятельности (изучения истории промыслов, анализа специфики художественно-стилистических и технико-технологических особенностей создания произведений и т.д.), но и знакомства с развитием близких художественных производств в других регионах, сопоставления логики бытования различных художественных практик в конкретные исторические периоды в России и за рубежом и т.д.

В качестве примеров представим темы некоторых докладов, которые были подготовлены и представлены на II Международном Форуме «Культура России в XXI в.: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» в Сергиевом Посаде 26-27 мая 2022 г.: «Восстановление и развитие белёвского кружева как уникального традиционного вида художественного кружевоплетения России» (Гутарова Е.); «Образ и современность в произведениях богородской художественной резьбы по дереву» (Пашкин К.); «Романовская игрушка и её место в системе художественных народных промыслов» (Потапова Е.) и др.

2. Непрерывность и последовательность в изучении исторического опыта традиционных художественных промыслов, осмысление их художественной самоценности

Логика в изучении исторического опыта развития традиционных художественных промыслов, осознание их самобытности и художественной ценности гарантируется спецификой организации всего образовательного процесса (от уровня среднего профессионального образования к высшему, в том числе, аспирантуре) и внеаудиторной работой - организацией и участием студентов в художественно-творческих выставках, знакомством с профильными музейными собраниями и т.д. Экспонирование выпускных квалификационных работ студентов - современных произведений традиционных художественных промыслов России - на площадках музеев с мировым именем не только знакомит зрителей с красотой национального наследия России, но способствует формированию у студентов чувства гордости за свой труд, ответственности за сохранение художественных традиций, сопричастности истории и культуре страны.

Так, среди наиболее крупных выставок, в которых приняла участие Академия в 2022 г., можно назвать II Художественно-промышленную выставку-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе в Москве; цикл выставок под общим названием «Великолепие художественного наследия России» в Государственном музее Холуйского искусства, Всероссийском музее декоративного искусства, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; Этно-Fashion Фестиваль народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни - культурный код» в Национальной художественной галереи «Хазинэ» в Казани и др.

3. Формирование чувства патриотизма, национального самосознания

Традиционные художественные промыслы часто позиционируются в качестве одного из инструментов формирования национального самосознания и патриотизма, гражданского воспитания, однако достаточно сложно выявить и описать конкретные механизмы этого воздействия, т.к. связаны они с личностными качествами, изменения которых можно отследить только посредством специальных лонгитюдных исследований. Тем не менее, попробуем обозначить основные направления, по которым развивается воспитание выявленных качеств.

Многообразие видов традиционных художественных промыслов и эстетика их произведений - свидетельство большого творческого потенциала народа, фактор сохранения уникальности региона в условиях глобализации, что обеспечивает формирование чувства гордости за свою страну, осмысления ее непохожести и самобытности, делает интересной для изучения исторических процессов. Осознание «неповторимости» своих традиционных художественных промыслов как важной особенности страны поддерживается в том числе, благодаря участию в международных выставках, на которых гостей поражает трудоемкость, виртуозность технических и декоративных качеств произведений, выполненных студентами Академии.

Художественное своеобразие произведений традиционных промыслов связано с отражением идеалов, значимых для конкретного этноса, а значит,

близких и понятных, хотя бы интуитивно, этому социуму. «Вечные» ценности, связанные с идеалами своей семьи, дома, земли, дихотомии добра и зла, жизни и смерти, вечного и конечного, сиюминутного, в образной форме решенные в каждом конкретном произведении, при их интерпретации способны обеспечить преемственность традиционных ценностных ориентиров и установок, принятых в этом обществе.

4. Формирование способности к сохранению исторических традиций и их творческой интерпретации в контексте вызовов времени

Понятие традиции является фундаментальным для понимания сущности и специфики бытования традиционных художественных промыслов; именно сохранение совокупности традиционных художественно-эстетических и технико-технологических особенностей обеспечивает «узнаваемость» образов произведений традиционных художественных промыслов.

Одновременно, традиция - не жесткая догма, которая не подвержена изменению и требует неукоснительного соблюдения, а скорее инструмент, направляющий художественные поиски новых поколений художников и мастеров. На это неоднократно обращали внимание теоретики народного искусства - В.С. Воронов, А.И. Некрасов, А.Б. Салтыков, Т.М. Разина, М.А. Некрасова и др. Таким образом, именно в диалектике традиций и новаций и лежит источник органичного существования традиционных художественных промыслов в условиях современной культуры.

Образовательный процесс Высшей школы народных искусств (академии) ориентирован не только на погружение в исторический контекст и доскональное изучение опыта исполнительского мастерства предшественников, но и постоянный художественный поиск в рамках традиционных особенностей тех или иных видов художественных промыслов. Поисковая художественно-творческая деятельность студентов обеспечивается не только учебной работой (сохраняя высокий уровень и качество плетения, студенты кафедры художественного кружевоплетения экспериментируют с различными колористическими решениями, фактурами нитей, мотивами), но и внеаудиторными мероприятиями, в первую очередь, конкурсами (например, внутривузовский на «Лучший художественно-творческий проект» или традиционный, проводимый кафедрой лаковой миниатюрной живописи «Художественно-творческий конкурс по оформлению изделия из папье-маше в технике лаковой миниатюрной живописи Федоскино, Палеха, Мстеры, Холуя»). В рамках этих конкурсов студенты имеют возможность проявить себя и в области переосмысления традиционного формообразования предметов, и декоративных решений, и орнаментальных черт.

5. Развитие общей и визуальной культуры, функциональной грамотности

Формирование общей культуры - опыта межличностного общения и социального взаимодействия - один из приоритетов воспитательного процесса на всех уровнях образования. Как «система осознанных ценностей, обуславливающих учебную и профессиональную деятельность личности»

[12], уровень общей культуры личности значим для ее становления и последующей самореализации в условиях современного социума. Однако для художников традиционных художественных промыслов особенно важным является развитие визуальной культуры (качества «насмотренности» [16]).

Термин «визуальная культура» имеет множество вариантов трактовок; обобщив их, можно утверждать: сущность визуальной культуры соотносится со способностью осмысления влияния окружающего пространства на современного человека посредством визуальных образов. Исследователи утверждают: «Визуальность сегодня является повседневной жизнью любого современного человека» [14]. Таким образом, воспитание визуальной культуры напрямую связано с приращением опыта визуальной коммуникации - способности и готовности восприятия информации посредством зрения (не только смотреть, но и видеть), что является доминантой в процессе преподавания курсов истории искусств и теории и истории традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии).

Одним из инструментов формирования визуальной коммуникации является навык восприятия текстов культуры и создания собственных. Текст культуры - любое явление культуры, представляющее собой определенную последовательность символов, передающую в закодированной форме некое послание: книга, музыкальное произведение, изображение, памятники архитектуры и т.п. Попадая в иной историко-культурный контекст, текст культуры наполняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. Именно на формирование умений и развитие навыков «раскодирования» посланий текстов культуры ориентирует выполнение искусствоведческого анализа в рамках практических занятий по указанным дисциплинам. Обогащение опыта интерпретации чужих текстов культуры и создания собственных поддерживает и линейка учебных пособий для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов, разработанная коллективом кафедры истории искусств Академии [3; 4; 7; 8]. Освоение каждой темы структурировано алгоритмом вопросов, большинство которых не является репродуктивным (требующим простого воспроизведения знакомой информации). Это «вопросы-размышления», предполагающие формулировку собственных мнений, версий, гипотез, предположений с последующей аргументацией.

Профессиональное воспитание

Не менее значимым аспектом становления личности будущего художника традиционных художественных промыслов, по сравнению с общекультурным воспитанием, является профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание - формирование совокупности профессиональных ценностей и идеалов будущего специалиста, его духовных потребностей, мотивированного отношения и интереса к профессиональной деятельности, стремления к профессиональной самореализации [18, с. 169]. Профессиональное воспитание способствует интеграции личности в культуру посредством квалицированной профессиональной деятельности, результатом

такого воспитания становится «человек культуры», носитель профессиональной культуры [2, с. 175].

Профессиональное воспитание с опорой на наследие традиционных художественных промыслов может быть реализовано в следующих аспектах:

- развитие профессиональной культуры (изучение регионально-исторических традиций промыслов, обмен опытом с другими студентами, преподавателями, специалистами);

- исследование профессионального и личностного опыта состоявшихся художников традиционных художественных промыслов;

- формирование профессионального мастерства;

- осмысление исторической практики развития промысла как фактора прогнозирования его развития;

- осознание миссии художника традиционных художественных промыслов как гаранта сохранения и продолжения их традиций в современном социуме.

Раскроем, каким образом данные направления профессионального воспитания реализованы в Высшей школе народных искусств (академии).

1. Развитие профессиональной культуры (изучение регионально-исторических традиций промыслов, обмен опытом)

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста -необходимое условие, определяющее его конкурентоспособность; в условиях рыночной экономики владение профессией - гарант социальной защищенности и самореализации человеческого капитала [2, с. 163].

Профессиональная культура художника традиционных художественных промыслов складывается не только из совокупности профессиональных навыков, опыта исполнительского мастерства в конкретном виде традиционного прикладного искусства, но и широкого культурного поля, умений критического осмысления специфики регионально-исторического развития промысла, особенностей и логики его бытования.

С этой целью традиционные аудиторные занятия в Академии дополнены опытом выездных мероприятий - поездок в регионально-исторические центры традиционных художественных промыслов - филиалы Высшей школы народных искусств (академии). Это практики, предусмотренные учебным планом; научно-практические мероприятия - Международный форум «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»; Бартрамовские чтения; семинары; выездные пленэры и т.д. Данные события становятся площадками для взаимодействия между студентами, способствуют формированию опыта публичных выступлений, навыков ведения полемики, научной этики и т.д.

2. Исследование профессионального и личностного опыта состоявшихся художников традиционных художественных промыслов

Профессиональное становление личности, особенно в области традиционных художественных промыслов, неразрывно связано с

преемственностью профессионального опыта состоявшихся художников в этой области - носителей традиций.

Ресурсом обогащения профессиональных навыков, восприятия исторически сложившейся художественно-образной системы конкретных видов традиционного прикладного искусства являются выездные практики в регионы - центры традиционных художественных промыслов России. Реализации этой особенности способствует организационная структура Высшей школы народных искусств (академии), имеющей сеть филиалов в Москве, Рязани, Омске, Сергиевом Посаде, Богородском, Федоскине, Мстёре и Холуе.

В процессе подобных выездов студенты посещают профильные музеи, знакомятся с художественным сообществом региона. В процессе творческих встреч имеют возможность ближе познакомиться с особенностями художественного метода каждого автора - от разработки эскиза произведения к его воплощению в материале; узнать об источниках композиционных решений; о подходах к решению сложных творческих задач. В качестве примера можно привести лекции Народного художника России, мстёрского миниатюриста В.Ф. Некосова; встречу с художником федоскинской лаковой миниатюры Н.Г. Марчуковым и др.

3. Формирование профессионального мастерства

Профессиональное мастерство - понятие, уточненное в отношении

художников традиционного прикладного искусства, в частности, художников-ювелиров, М.В. Чураковой [17]. Профессиональное мастерство подразумевает совокупность владения опытом исполнительского мастерства, а также знаний в области проектирования, технологии и материаловедения, композиции, технического рисунка, профильных теоретических дисциплин и т.д. Формирование профессионального мастерства - доминанта образовательного процесса Академии, что обеспечено особенностями учебного плана. Он включает не только практические дисциплины профессиональной направленности, но и общепрофессиональные курсы, формирующие кругозор, визуальную культуру.

4. Осмысление исторической практики развития промысла как фактора прогнозирования его развития

Анализ генезиса исторического развития традиционного художественного промысла - ценный опыт для осмысления не только его прошлого, но и прогнозирования перспектив развития. Знакомство с логикой бытования исторических процессов, происходящих в различных видах традиционного прикладного искусства, происходит в рамках курса теории и истории традиционного прикладного искусства. Критическое осмысление исторического процесса обеспечивает характер методики преподавания курса, включающей не только лекционные, но и блок практических заданий. Последние ставят перед студентами вопросы, требующие дискуссии, поиска подходов к их решению, предлагают под другим углом посмотреть и на современные процессы.

5. Осознание миссии художника традиционных художественных промыслов как гаранта сохранения и продолжения их традиций в современном социуме

Художник традиционных художественных промыслов - специалист, владеющей комплексом практических умений и теоретических знаний, осознающий сущность традиционного прикладного искусства и специфику его отдельных видов, способный и готовый к их развитию в конкретный исторический период.

Осмысление социальной значимости собственной профессии - важный компонент профессиональной культуры, условие эффективной самореализации в профессиональной сфере. Для художника традиционных художественных промыслов понимание сущности собственной профессиональной деятельности особенно важно, так как в современном социуме бытует мнение о традиционном прикладном искусстве как примитивном ремесле, доступном любому, что не соответствует уникальным эстетическим особенностям и художественной системе его видов.

Утверждение самоценности видов традиционного прикладного искусства, формирование ответственного отношения к собственной деятельности, понимание неповторимости видов традиционного прикладного искусства подтверждается выставками Высшей школы народных искусств (академии), в рамках которых экспонируются произведения, созданные студентами.

Традиционные художественные промыслы - уникальный пласт национальной духовной и художественной культуры, которые в материальной форме произведений воплощают нравственные и эстетические идеалы конкретного этноса. Тем самым, традиционные художественные промыслы становятся мощным инструментом реализации общекультурного и профессионального воспитания студентов в системе высшего профильного образования.

Литература

1. Алексеева Л.Л. Национальное культурное наследие и воспитание человека: противодействие вызовам информационной эпохи // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 4. - С. 96-108. - URL: (дата обращения: 17.07.2022). doi:10.24412/2619-1504-2020-435-93-105

2. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14. - С. 163-177. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-v-sisteme-sovremennyh-vospitatelnyh-kontseptsiy (дата обращения: 06.08.2022).

3. Ванюшкина Л.М., Дракина И.К., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Часть I. / Л.М. Ванюшкина, И.К. Дракина, И.И. Куракина, С.А. Тихомиров; Научн. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016. - 186 с.

4. Ванюшкина Л.М., Дмитриева Л.В., Дракина И.К., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств в образах, фактах, вопросах. Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Часть II. / Л.М. Ванюшкина, Л.В. Дмитриева, И.К. Дракина, И.И. Куракина, С.А. Тихомиров; Научн. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 183 с.

5. Ивлиева И.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование. - 2010. - № 4(25). - С. 163-169.

6. Куракина И.И. Содержание и дидактические основы преподавания теории и истории традиционных художественных промыслов в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 4 (39). - С. 126-142. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-17.pdf (дата обращения 18.07.22).

7. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Часть I / Высшая школа народных искусств (академия); И.И. Куракина. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 160 с.

8. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Часть II / Высшая школа народных искусств (академия); И.И. Куракина. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 162 с.

9. Максимович В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 1. - С. 55-60. -URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/maksimovich_55-60.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.: ил. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/1 .htm (дата обращения 18.07.22).

11. Олесина Е.П., Стукалова О.В. Культурологическое образование школьников на основе изучения народных промыслов // Гуманитарное пространство. - 2019. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-obrazovanie-shkolnikov-na-osnove-izucheniya-narodnyh-promyslov (дата обращения: 30.07.2022).

12. Павленко А.Ю. Понятие общей культуры в историко-педагогическом аспекте // Карельский научный журнал. - 2013. - №2 1. - С. 4648. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-obschey-kultury-v-istoriko-pedagogicheskom-aspekte (дата обращения: 15.08.2022).

13. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: краткий терминологический словарь / Олешков М.Ю., Уваров В.М.

- Москва: Компания Спутник+, 2006. - 189 с.

14. Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Минского университета. - 2018. - № 1(22). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754 (дата обращения: 15.08.2022).

15. Тихомиров С.А. Традиционные художественные промыслы России как неотъемлемая часть национального кода культуры // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 2. - С. 90-103. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-11.pdf (дата обращения: 17.07.2022). doi: 10.24412/2619-1504-2021 -2-90-103

16. Федотова О.В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3. - С. 80-88. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasmotrennost-kak-odno-iz-usloviy-sozdaniya-tvorcheskogo-obraza-v-professionalnom-obrazovanii-v-traditsionnyh-hudozhestvennyh (дата обращения: 06.08.2022). doi:10.24412/2619-1504-2021-38-80-88

17. Чуракова М.В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; спец. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Чуракова Марина Владимировна; Высшая школа народных искусств (академия). -Санкт-Петербург, 2018. - 231 с.: ил.

18. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы профессионального воспитания в системе подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 29 мая 2015 г.

- Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. - С. 166-170.

References

1. Alekseeva L.L. Nacional'noe kul'turnoe nasledie i vospitanie cheloveka: protivodejstvie vyzovam informacionnoj epohi // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 4. - S. 96-108. - URL: (data obrashcheniya: 17.07.2022). doi:10.24412/2619-1504-2020-435-93-105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Belov V.I. Professional'noe vospitanie v sisteme sovremennyh vospitatel'nyh koncepcij // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2006. - № 14. - S. 163-177. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-v-sisteme-sovremennyh-vospitatelnyh-kontseptsiy (data obrashcheniya: 06.08.2022).

3. Vanyushkina L.M., Drakina I.K., Kurakina I.I., Tihomirov S.A. Istoriya iskusstv v obrazah, faktah, voprosah. Uchebnoe posobie dlya samostoyatel'noj vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' I. / L.M. Vanyushkina, I.K. Drakina, I.I. Kurakina, S.A. Tihomirov; Nauchn. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2016. - 186 s.

4. Vanyushkina L.M., Dmitrieva L.V., Drakina I.K., Kurakina 1.1., Tihomirov S.A. Istoriya iskusstv v obrazah, faktah, voprosah. Uchebnoe posobie dlya samostoyatel'noj vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' II. / L.M. Vanyushkina, L.V. Dmitrieva, I.K. Drakina, I.I. Kurakina, S.A. Tihomirov; Nauchn. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. - 183 s.

5. Ivlieva I.A. Obshchekul'turnoe razvitie lichnosti v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya (konceptual'nye osnovy) // CHelovek i obrazovanie. - 2010. - № 4(25). - S. 163-169.

6. Kurakina I.I. Soderzhanie i didakticheskie osnovy prepodavaniya teorii i istorii tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov v sisteme nepreryvnogo mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 4 (39). - S. 126-142. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021 -04-17.pdf (data obrashcheniya 18.07.22).

7. Kurakina I.I. Teoriya i istoriya tradicionnogo prikladnogo iskusstva: uchebno-naglyadnoe posobie dlya samostoyatel'noj i vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' I / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya); I.I. Kurakina. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 160 s.

8. Kurakina I.I. Teoriya i istoriya tradicionnogo prikladnogo iskusstva: uchebno-naglyadnoe posobie dlya samostoyatel'noj i vneauditornoj raboty studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». CHast' II / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya); I.I. Kurakina. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 162 s.

9. Maksimovich V.F. Vospitanie detej i molodezhi sredstvami tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov v obrazovatel'noj praktike Vysshej shkoly narodnyh iskusstv / V.F. Maksimovich // Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2018. - № 1. - S. 55-60. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_55-60.pdf (data obrashcheniya: 26.07.2022).

10. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. - Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. - 343 s.: il. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/! .htm (data obrashcheniya 18.07.22).

11. Olesina E.P., Stukalova O.V. Kul'turologicheskoe obrazovanie shkol'nikov na osnove izucheniya narodnyh promyslov // Gumanitarnoe prostranstvo. - 2019. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-obrazovanie-shkolnikov-na-osnove-izucheniya-narodnyh-promyslov (data obrashcheniya: 30.07.2022).

12. Pavlenko A.YU. Ponyatie obshchej kul'tury v istoriko-pedagogicheskom aspekte // Karel'skij nauchnyj zhurnal. - 2013. - № 1. - S. 46-48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-obschey-kultury-v-istoriko-pedagogicheskom-aspekte (data obrashcheniya: 15.08.2022).

13. Sovremennyj obrazovatel'nyj process: osnovnye ponyatiya i terminy: kratkij terminologicheskij slovar' / Oleshkov M.YU., Uvarov V.M. - Moskva: Kompaniya Sputnik+, 2006. - 189 s.

14. Syrova N.V., CHikishev V.N. Vizual'naya kul'tura kak sredstvo formirovaniya obshchej i professional'noj kul'tury cheloveka // Vestnik Minskogo universiteta. - 2018. - № 1(22). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/754 (data obrashcheniya: 15.08.2022).

15. Tihomirov S.A. Tradicionnye hudozhestvennye promysly Rossii kak neot"emlemaya chast' nacional'nogo koda kul'tury // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 2. - S. 90-103. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021 -02- 11.pdf (data obrashcheniya: 17.07.2022). doi: 10.24412/2619-1504-2021 -2-90-103

16. Fedotova O.V. Nasmotrennost' kak odno iz uslovij sozdaniya tvorcheskogo obraza v professional'nom obrazovanii v tradicionnyh hudozhestvennyh promyslah // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. - №3. - S. 80-88. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasmotrennost-kak-odno-iz-usloviy-sozdaniya-tvorcheskogo-obraza-v-professionalnom-obrazovanii-v-traditsionnyh-hudozhestvennyh (data obrashcheniya: 06.08.2022). doi: 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88

17. CHurakova M.V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushchih hudozhnikov-yuvelirov v srednem professional'nom obrazovanii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk; spec. 13.00.08 - teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / CHurakova Marina Vladimirovna; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg, 2018. - 231 s.: il.

18. SHatalov M.A., Mychka S.YU. Problemy professional'nogo vospitaniya v sisteme podgotovki budushchih specialistov // Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noj integracii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskie, pravovye i social'nye aspekty: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh, 29 maya 2015 g. - Voronezh: Voronezhskij centr nauchno-tekhnicheskoj informacii, 2015. - S. 166-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.