Научная статья на тему 'Методология научного исследования традиционных художественных промыслов (обзор научных публикаций сотрудников Высшей школы народных искусств)'

Методология научного исследования традиционных художественных промыслов (обзор научных публикаций сотрудников Высшей школы народных искусств) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / метод / исследование / традиционные художественные промыслы / Высшая школа народных искусств(академия). / methodology / method / research / traditional artistic crafts / Higher school of folk arts (academy).

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волошина Л.А.

Обзор публикаций посвящён анализу проблемы методологии в науке, как процессу, который включает все необходимые для грамотного и глубокого исследования составляющие. Акцент сделан на исследованиях в области традиционных художественных промыслов. Анализируются работы сотрудников Высшей школы народных искусств (академии) по методологии исследований, в которых представлен теоретический и практический материал. Данные исследования ценны своей актуальностью и новизной и могут быть интересны как начинающему исследователю, так и опытному специалисту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Волошина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of scientific research of traditional artistic crafts (review of scientific publications by the staff of the Higher school of folk arts)

This review of publications is devoted to the topic of methodology in science, as a process that includes all the components necessary for competent and in-depth research. The emphasis is on research in the field of traditional artistic crafts. The paper considers the works on the methodology of the staff of the Higher school of folk arts (academy), in which theoretical and practical material is presented. The presented studies are valuable for their relevance and novelty and may be of interest to both a novice researcher and an experienced specialist.

Текст научной работы на тему «Методология научного исследования традиционных художественных промыслов (обзор научных публикаций сотрудников Высшей школы народных искусств)»

Книжная полка (обзоры и рецензии)

Волошина Л. А., кандидат философских наук, заведующий библиотекой ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, е-mail: voluta@yandex.ru

Voloshina L.A., candidate of philosophical sciences, head of the library of Higher school of folk arts (Academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: voluta@yandex.ru

Методология научного исследования традиционных художественных промыслов (обзор научных публикаций сотрудников Высшей школы народных искусств)

The methodology of scientific research of traditional artistic crafts (review of scientific publications by the staff of the Higher school of folk arts)

Аннотация: Обзор публикаций посвящен анализу проблемы методологии в науке, как процессу, который включает все необходимые для грамотного и глубокого исследования составляющие. Акцент сделан на исследованиях в области традиционных художественных промыслов. Анализируются работы сотрудников Высшей школы народных искусств (академии) по методологии исследований, в которых представлен теоретический и практический материал. Данные исследования ценны своей актуальностью и новизной и могут быть интересны как начинающему исследователю, так и опытному специалисту.

Ключевые слова: методология, метод, исследование, традиционные художественные промыслы, Высшая школа народных искусств(академия).

Abstract: This review of publications is devoted to the topic of methodology in science, as a process that includes all the components necessary for competent and in-depth research. The emphasis is on research in the field of traditional artistic crafts. The paper considers the works on the methodology of the staff of the Higher school of folk arts (academy), in which theoretical and practical material is presented. The presented studies are valuable for their relevance and novelty and may be of interest to both a novice researcher and an experienced specialist.

Key words: methodology, method, research, traditional artistic crafts, Higher school of folk arts (academy).

«Методология исследования - стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области...включает методы, методику и технику исследования, подчиняя их общим эвристическим и

185

прагматическим целям познавательного процесса...» [7]. Такое развернутое определение можно прочитать в справочнике. Оно даёт представление о том, что методология и методика, к которой её часто сводят, разные научные процессы. В данном обзоре речь пойдёт не просто о методологии научного поиска в общем, а конкретно, о методологии в области традиционных художественных промыслов.

Важнейшей задачей методологии в любой науке является выявление и обоснование категорий и понятий. Они представляют собой основу научного исследования. Этому вопросу посвящена статья В.Ф. Максимович и Н.М. Александровой «Понятийное поле традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области». Главным понятием для исследователей этого направления - «традиционное прикладное искусство», «которое рассматривается как искусство, передающее регионально-исторические художественно-технологические традиции и сохраняющее актуальность в современном социуме» [5, с. 5]. Понятие «народные художественные промыслы» рассматривается с точки зрения особенностей труда, на котором они основаны и разделены на «примитивные» и «высокохудожественное традиционное прикладное искусство». Вывод о необходимости взаимосвязи понятий «традиционное прикладное искусство» и «профессиональное образование» авторами логически обоснован и убедителен.

В данной работе исследуются помимо этих ключевых понятий, такие важные понятия как: «художник», «базовая основа», «художественно-выразительные средства», «условия», «деятельность педагога», «образовательные стандарты», «компетенции выпускников» и др. Авторы монографии рассматривают понятийный аппарат в педагогической науке, связанной с традиционным прикладным искусством. Установлению сущности понятий, раскрытию содержания «категория» и «понятие» уделено в исследовании значительное внимание. В качестве методологического подхода, применяемого авторами, назван интегративный.

Результат исследования - чётко сформулированное системное понятийное поле, которое может и должно расширяться, и совершенствоваться. Сама категория «традиционное прикладное искусство» определена авторами как междисциплинарная, исходя из своей интегративной сущности.

Важнейшей частью данного исследования и логическим итогом является схема «Логика исследования профессионального образования в области традиционного прикладного искусства».

Продолжает тему понятийного аппарата как методологической проблемы статья И. И. Куракиной «К вопросу о специфике и типологии понятий "народное искусство", "народные художественные промыслы", "традиционное прикладное искусство"». Автор рассматривает методологическую проблему отсутствия чёткой трактовки понятий, связанных с традиционным прикладным искусством. Наглядно представлена

«Типология понятийного поля "народное искусство - народные художественные промыслы - традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство"». И.И. Куракина опирается в данном исследовании на труды М.А. Некрасовой, которая дала определение понятия «народное искусство», в полноте его специфики.

Коллективная монография «Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии)» обращена к теоретическому наследию М.А. Некрасовой. Первая глава посвящена общим вопросам, рассматриваемым в трудах учёного (традиция и современность, понятийный аппарат, философское осмысление трудов М.А. Некрасовой, обзор основных её трудов). Вторая глава посвящена тому, как данная методология реализуется в деятельности Высшей школы народных искусств (академии). Издание содержит большую библиографию.

Философскому осмыслению научных исследований в традиционных художественных промыслах посвящена статья С.А. Тихомирова «Современные философско-педагогические основы научных исследований в традиционных художественных промыслах» [8]. Автор рассматривает актуальные для современного общества явления «глокализация» и «неоромантизм». В эпоху метамодернизма именно народное искусство позиционируется как обладающее культуросозидательным потенциалом. Автором представлены некоторые подходы к научному исследованию традиционных художественных промыслов в контексте философии метамодернизма. С.А. Тихомиров пишет о том, как происходит осознание и научное обоснование потенциала традиционных художественных промыслов в педагогике.

Это представлено на примере деятельности научно-педагогической школы В.Ф. Максимович. Мы можем наблюдать «ситуацию уникального сопряжения научного поиска, педагогической практики и государственной политики, что является мощным импульсом организации профильных фундаментальных и прикладных исследований в сфере традиционных художественных промыслов [8, с. 87]. В качестве первоочередной задачи возрождения и популяризации традиционных художественных промыслов в современном мире, автор видит осознание роли последних «как некомпенсируемого ресурса стабильного и устойчивого развития региона -центра их исторического бытования». Каждый регион обладает таким культурным капиталом, который можно и необходимо использовать. Подчёркивается важность научных исследований в сфере традиционных художественных промыслов. Анализируя деятельность вуза, автор статьи обозначает перспективные группы исследований: фундаментальные, прикладные, опытно-экспериментальные.

Методология научного исследования как философский процесс - это взгляд на исследуемую проблему обобщённо, с позиции общих ценностей и понятий. Узкопрофильный подход выхватывает предмет исследования из научного единства. C.B. Лебедев в статье «Концепция народного искусства

М.А. Некрасовой как методологическая основа философского осмысления русского традиционного прикладного искусства» обращается к творческому наследию М.А. Некрасовой, которая много писала о народном искусстве в контексте мировоззрения русского человека. C.B. Лебедев рассматривает исторические и экономические предпосылки возникновения тех или иных промыслов, подчёркивая естественность, целесообразность этого процесса. При всём различии местных условий, при всём своеобразии традиционное искусство обладало единым духовным основанием, которым являлись религиозные верования. C.B. Лебедев останавливается на двух важных социокультурных переворотах, повлиявших на традиционное искусство: церковный раскол XVII века и петровские преобразования.

Как соединить индивидуальное и коллективное в традиционном искусстве, как дать новую жизнь традиции в современном мире. Подобные общие и одновременно важные темы поднимает автор статьи, отмечая необходимость рассмотрения в научном исследовании вопросов мировоззренческого порядка.

Методология исследования всегда связана с присущими данной науке специфическими моментами: методами, приемами, понятиями и категориями. Сфера научной деятельности это: фиксирование, понимание, объяснение, созидание. Все эти действия направлены на поиск нового знания. Новое знание призвано не только служить специфическим областям науки, оно в целом, направлено на улучшение жизни человека. Его задача, помочь и при этом не навредить. Научные области разрастаются в процессе дифференциации. C.B. Зотов пишет, что их теперь насчитывается более 15000. В своей статье «Понятие о методе и методологии научного исследования», он пишет о методологической культуре, о том, как много зависит от учёного с точки зрения его нравственных качеств.

Отношение к науке было неоднозначным в истории. Сциентизму противопоставляется антисциентизм. «Перефразируя один из методологических постулатов мировой педагогики об образовании, можно утверждать, что наука не только бесполезна, но и вредна. Если она не служит нравственности» [1, с. 86]. А. Эйнштейн писал: «Что бы наука не изучала, она всегда изучает морально-этические законы». C.B. Зотов пишет о том, что в самой методологии науки заложен огромный потенциал для развития науки. Методологическая культура народного искусства предполагает: знание этапов и алгоритмов исследования, умения составить список литературы, знание методов исследования, основных единиц текста и требований к научной лексике и т.д.

Количество научных методов растет, каждая наука имеет свои специфические, но все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными. Поэтому так важны для учёного знания о наиболее общих закономерностях бытия. Автор пишет о важности знания учёным философии науки. В связи с этим утверждением сформулированы основные особенности научного познания: знание объективных законов действительности, активная

позиция учёного, умение предвидеть дальнейшую жизнь своего открытия, опираться на доказательную базу и др.

Философская культура, логико-методологическая подготовка - очень важны в воспитании учёного-исследователя. Автор подробно останавливается на организации научной деятельности. Приведены таблицы: «Уровней методологии» и «Основных методов исследования, их характеристик». Рассмотрены общенаучные, теоретические, эмпирические методы. Материал статьи представляет собой полное и полезное исследование для начинающих исследователей.

Представленный обзор научных публикаций сотрудников Высшей школы народных искусств (академии) предназначен в первую очередь для начинающих исследователей, аспирантов. Однако актуальность и новизна, рассмотренных материалов, свидетельствует о том, что в них найдут полезную для себя информацию и состоявшиеся ученые. Это новый опыт, свежий взгляд на проблемы методологии в области народного искусства.

Литература

1. Зотов C.B. Понятие о методе и методологии научного исследования / C.B. Зотов // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: сборник научных трудов / Высшая школа народных искусств (институт), под ред. В. Ф. Максимович, H.H. Шамрай. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2011. - С. 81-168. ISBN 978-5-86763-221-6.

2. Куракина И. И. К вопросу о специфике и типологии понятий «народное искусство», «народные художественные промыслы», «традиционное прикладное искусство» / H.H. Куракина // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф Максимович, Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - С. 27-34. ISBN 978-5-906697-65-3.

3. Куракина И.И. Фундаментальные исследования в области народного искусства в трудах отечественных ученых как методологическая основа деятельности Высшей школы народных искусств (академии) / И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2. - С. 98-110. - URL: https://www.dpio.ru/arxiv/vl/vll_l.litm (дата обращения 21.06. 2020).

4. Лебедев C.B. Концепция народного искусства М.А. Некрасовой как методологическая основа философского осмысления русского традиционного прикладного искусства / C.B. Лебедев // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф Максимович, Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - С. 34-54. ISBN 978-5-906697-65-3.

5. Максимович В.Ф., Александрова Н.М. Понятийное поле традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области // Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография / В.Ф. Максимович, Н.М. Александрова, Высшая школа народных искусств (институт), - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - С. 4-19.

6. Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии): коллективная монография / под науч. ред. В.Ф Максимович, Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. -164 с. ISBN 978-5-906697-65-3.

7. Социологический справочник / под ред. В.И. Воловича. -URL: https://sociological_guid.academic.ru/71 (дата обращения 21.06.2021).

8. Тихомиров С.А. Современные философско-педагогические основы научных исследований в традиционных художественных промыслах / С.А. Тихомиров // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. -№ 4. - С. 83-92. - URL: https://www.dpio.ru/arxiv/vl/vll_l.htm (дата обращения 21.06. 2020).

References

1. Zotov S.V. Ponyatie о metode i metodologii nauchnogo issledovaniya / S.V. Zotov // Nauchno-innovacionnoe razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v tradicionnom prikladnom iskusstve: sbornik nauchnyh trudov / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), pod red. V. F. Maksimovich, N.N. SHamraj. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2011. - S. 81-168. ISBN 978-5-86763-221-6.

2. Kurakina I.I. К voprosu о specifike i tipologii ponyatij «narodnoe iskusstvo», «narodnye hudozhestvennye promysly», «tradicionnoe prikladnoe iskusstvo» / I.I. Kurakina // Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii): kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. V.F Maksimovich, Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - S. 27-34. ISBN 978-5-906697-65-3.

3. Kurakina I.I. Fundamental'nye issledovaniya v oblasti narodnogo iskusstva v trudah otechestvennyh uchenyh kak metodologicheskaya osnova deyatel'nosti Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) / I.I. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 2. - S. 98-110. -URL: https://www.dpio.ru/arxiv/vl/vll_l.htm(dataobrashcheniya21.06. 2020).

4. Lebedev S.V. Koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj kak metodologicheskaya osnova filosofskogo osmysleniya russkogo tradicionnogo prikladnogo iskusstva / S.V. Lebedev // Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii): kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. V.F Maksimovich,

Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - S. 34-54. ISBN 978-5-906697-65-3.

5. Maksimovich V.F., Aleksandrova N.M. Ponyatijnoe pole tradicionnogo prikladnogo iskusstva i professional'nogo obrazovaniya v etoj oblasti // Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya / V.F. Maksimovich, N.M. Aleksandrova, Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - S. 4-19.

6. Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii): kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. V.F Maksimovich, Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 164 s. ISBN 978-5-906697-65-3.

7. Sociologicheskij spravochnik / pod red. V.l. Volovicha. -URL:https://sociological_guid.academic.ru/71 (data obrashcheniya 21.06.2021).

8. Tihomirov S.A. Sovremennye filosofsko-pedagogicheskie osnovy nauchnyh issledovanij v tradicionnyh hudozhestvennyh promyslah / S.A. Tihomirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 4. - S. 83-92. - URL: https://www.dpio.ru/arxiv/vl/vl l_l.htm (data obrashcheniya 21.06. 2020).

В оформлении обложки использовано изображение подноса в традициях жостовской декоративной росписи «Цветы и фрукты».

Автор - А. Анучкина, руководитель - В.И. Дюжаев.

1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.