Научная статья на тему 'Особенности формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нефилологических специальностей'

Особенности формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нефилологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / POSITIVE MOTIVATION / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СПОНТАННАЯ РЕЧЬ / SPONTANEOUS SPEECH / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна, Шарыпина Людмила Алексеевна

Рассматривается вопрос актуальности формирования положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание акцентируется на взаимодействии со студентами высших учебных заведений нефилологической специализации, которые профессионально не заинтересованы в изучении иностранных языков. Анализируются различные подходы к проблеме и приводятся практические примеры работы в данном направлении, взятые из личного педагогического опыта. Основной целью является определение способа формирования положительной мотивации изучения иностранного языка и оптимизации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна, Шарыпина Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING POSITIVE MOTIVATION TOWARDS STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AMONG NON-LINGUISTIC STUDENTS

The article deals with the problem of the relevance of positive motivation formation through the foreign language study. The authors pay special attention to interaction with students of higher educational institutions studying in the non-linguistic specialty, who are not professionally interested in learning a foreign language. The article presents different approaches to this problem and practical examples taken from personal pedagogical experience. The main purpose of the article is to determine the ways of forming positive motivation by studying a foreign language and optimizing the learning process. The relationship between internal motivational tendencies and social conditioning of human psychology is defined. The article states that all human activity is controlled by definite motives and are directed towards the certain aim. Motivation helps determine the actual reason of human activity. The educational sphere of higher education is characterized by a great number of special factors which facilitate the positive motivation formation through the foreign language study. Formation of the motivational sphere of a student proceeds in such directions as the formation of motives and needs for professional development, the formation of skills and habits of self-education, the creation of the ability of objective self-assessment and the ability to plan changes in activities, if necessary.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у студентов нефилологических специальностей»

УДК 37.02

йО! 10.23951/2307-6127-2018-2-63-69

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

И. Б. Свеженцева, Л. А. Шарыпина

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгород

Рассматривается вопрос актуальности формирования положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание акцентируется на взаимодействии со студентами высших учебных заведений нефилологической специализации, которые профессионально не заинтересованы в изучении иностранных языков. Анализируются различные подходы к проблеме и приводятся практические примеры работы в данном направлении, взятые из личного педагогического опыта. Основной целью является определение способа формирования положительной мотивации изучения иностранного языка и оптимизации процесса обучения.

Ключевые слова: положительная мотивация, саморазвитие, спонтанная речь, общение, оптимизация, педагогический опыт.

Вопрос мотивации является актуальным как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это связано с пониманием поведения человека, его регулированием, которое требует глубокого знания психологических законов деятельности личности. С другой стороны, возникла необходимость установления связи между внутренними моти-вационными тенденциями человека и социальной обусловленностью психологии личности. Все действия человека регулируются определенными мотивами и направлены на определенные цели [1]. Без понимания мотивации невозможно определить истинную причину деятельности личности.

А. Дистервег в своем «Положении об обучении немецких учителей» отметил, что развитие и образование любого человека не может быть дано ему. Каждый, кто хочет получить это, должен достичь этого через свою личную деятельность, собственные преодоления, усердную работу. Извне он может получить только поощрение [2].

Психофизиологический аспект понятия мотивации (индуцирования) актуализируется необходимостью, т. е. мотивация является наиболее важным аспектом функциональной системы, определяющим целенаправленное поведение [3].

Исследование работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что для более глубокого исследования вопроса мотивации было собрано большое количество данных.

Одна из самых ранних теорий мотивации была предложена древнегреческим философом Аристотелем, который считал мотивацию результатом функции возбуждения, которая всегда связана с определенной целью. По словам Аристотеля, эта цель формировалась в процессе ментального развития, сопровождающего восприятие, память или воображение. Реальные или воображаемые ожидаемые результаты стимулируют живой организм к достижению того, что считается положительным, или к избеганию негатива.

Современные когнитивные теории также являются отражением модели Аристотеля и отображают мотивацию как ожидание различных возможных последствий действий [4, 5].

В 1943 г. психолог А. Маслоу высказал предположение, что поведение людей определяется широким спектром потребностей. Он разделил эти потребности на пять категорий и

расположил их в иерархической последовательности. В основе иерархии лежали бытовые потребности (продовольствие, вода, жилье), на вершине - самые возвышенные индивидуальные требования - уважение, саморазвитие и др. [6].

Когда потребности низшего уровня удовлетворены хотя бы частично, человек начинает двигаться к удовлетворению потребностей следующего уровня. Потребность людей в общении друг с другом, в любви, в ощущении части некоторого единства выше потребности в безопасности. Не обязательно, чтобы потребности каждого уровня были полностью удовлетворены (иногда это просто невозможно), прежде чем человек получит какие-то «более высокие» желания. Каждый человек руководствуется комплексом потребностей [7].

Согласно теории А. А. Ухтомского, в живом организме могут возникать различные потребности, которые могут требовать различных, порой противоречивых типов поведения. А. А. Ухтомский назвал его доминантой, которая управляет деятельностью организма, обеспечивая приоритет самого типа поведения, подавляя другие виды деятельности [8, с. 21].

Таким образом, мотив достижения считается краеугольным камнем человеческого поведения. Мотивация изучается на уровне психофизиологических процессов, протекающих в нервной системе (Даффи, И. Павлов, Д. Хебб, П. Ян и др.); на уровне энергии (З. Фрейд); на уровне внутренней организации личности (Б. Братус, Д. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.).

В то же время очевидно, что изучение мотивации привлекало ученых в разное время, поскольку понимание этого дает возможность прогнозировать и оптимизировать деятельность людей в различных сферах, например в образовании.

Как и другие виды деятельности, образовательная сфера отличается большим количеством факторов, характерных только для данной сферы. Во-первых, это определяется системой образования, образовательным учреждением, использующим эту систему; во-вторых, организацией процесса обучения; в-третьих, субъективными особенностями человека, получающего знания (возраст, пол, способности, уровень интеллектуального развития, самооценка и др.).

И еще один немаловажный фактор - субъективные характеристики преподавателя, его система взаимоотношений с теми, кто получает знания, отношение к своей работе в целом.

Проблемы мотивации исследовались в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, А. К. Божович, А. А. Реан, О. С. Гребенюк, В. Г. Асеев, А. К. Маркова, П. М. Якобсон. Все ученые подчеркивают необходимость ясности наиболее благоприятных условий, связанных с позитивным отношением к формированию саморазвития и самообразовательного процесса [9, 10].

Разработан комплекс понятий, касающихся вопроса мотивации, предложены различные классификации мотивов в образовательной деятельности, отмечены особенности различных возрастных групп, изучены лучшие условия формирования мотивов к обучению [11].

На взгляд авторов, формирование мотивационной сферы студента высшего учебного заведения протекает по таким направлениям, как формирование мотивов и потребностей в профессиональном развитии, формирование навыков и привычек самообразования, создание способности объективной самооценки и способности планировать изменения в деятельности в случае необходимости.

Конечно, все это тесно связано с различными социальными, экономическими, культурными и этническими вопросами жизни общества. Все факторы влияния делятся на две основные группы: государственно-правительственную и социально-психологическую. Очевидно, что к государственным факторам относятся политические, экономические, культурные и образовательные условия жизни в определенной стране. Социально-психологические

факторы включают в себя условия семейного воспитания, возрастные характеристики, образовательный уровень, влияние общества на формирование нравственных ценностей и др. Безусловно, эти факторы могут быть приняты во внимание преподавателем только во время работы с определенным обучающимся, так как на них невозможно повлиять.

Но существует ряд субъективных факторов, которые могут и должны помочь преподавателю в создании необходимой мотивации обучения. Это личный потенциал, стремление к получению высокого профессионального уровня, необходимость расширения мировоззрения, желание развиваться, жажда знаний, желание быть лучшим, необходимость быть конкурентоспособным на рынке труда, позитивная самооценка и т. д.

Любой процесс обучения, кроме оперативных компонентов (знания, навыки, способности), требует наличия мотивационного фактора (мотив, интерес, отношение). Компонент мотивации определяет важность того, что изучается. Мотивация - это источник личной активности в любой сфере. Таким образом, чтобы получить какой-то положительный результат, необходимо иметь «объект», который должен удовлетворять потребности студента и поощрять его к действию.

Было бы уместно упомянуть здесь внутренние и внешние мотивы в зависимости от характера их связи с содержанием совершаемой деятельности. Позитивным внутренним мотивом является понимание необходимости получения знания иностранного языка, развития собственного мировоззрения и навыков общения.

Внешние мотивы, не относящиеся к сфере образовательной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Негативные мотивы могут быть вызваны страхом совершить ошибку, провалить экзамен, быть неудачным. Негативный мотив может быть также вызван авторитарной манерой работы преподавателя со студентами. Такие мотивы также заставляют студента учиться, но это влияние не может быть долгосрочным и не дает никакого стабильного, длительного успеха [12].

Такие внешние мотивы, как понимание собственной ответственности, реализация своего долга, уважение к мировым культурным ценностям, не могут не способствовать их позитивной роли в процессе образования. Поэтому создание позитивной мотивации является необходимым условием изучения иностранного языка, так как оно наполняет процесс обучения особым личным содержанием, и таким образом процесс обучения приобретает свою ценность.

Но на этом пути могут возникнуть определенные трудности, так как существуют некоторые психологические барьеры в сфере мотивации. Во-первых, это может быть низкая самооценка собственных способностей, низкий уровень самоуверенности («я учился так долго, но не могу свободно говорить»), отсутствие перспектив использования знаний в будущей профессиональной деятельности.

В нашем случае интенсификация учебного процесса способствовала процессу интерио-ризации знаний иностранного языка. Авторы использовали формы и методы активного обучения, включающие в себя: дискуссии в малых группах, общегрупповую дискуссию, проблемную дискуссию, мозговой штурм, видеоситуации, интернет-дискуссии, поиск информации.

Определение форм и методов педагогического взаимодействия со студентами предполагает учет психолого-педагогических возможностей активного включения всех обучающихся в дискуссионный процесс, что способствует развитию мотивации к обучению.

Участвуя в таких мероприятиях, студенты учатся принимать иностранный язык просто как инструмент, который помогает им выражать свое мнение, а не как что-то трудное и бесполезное.

В ходе дискуссионной формы обсуждения проектов выявлялись особенности характера и мышления участников, высказывавших собственное мнение, что опосредовалось умением обобщать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно мыслить.

Тип спонтанного говорения является очень полезным в формировании положительной мотивации в изучении иностранных языков студентами неязыковых специальностей. Ситуация является основой коммуникации, а процесс коммуникации - динамической постоянной цепочкой ситуаций, которые изменяются.

Такое моделирование ситуаций на занятиях является большой необходимостью в подготовке к общению в реальной жизни. Это помогает студенту быть более уверенным в себе во время общения на иностранном языке.

Как известно, основная закономерность развития личности заключается в процессе деятельности и общения. В связи с этим в качестве педагогического условия развития навыков продуктивного общения и взаимодействия на иностранном языке учитывался педагогический принцип коллективного взаимодействия в учебной группе.

Эффективные групповые взаимоотношения способствуют увеличению объема знаний, постижению сущности явлений, развитию определенных навыков и умений, активному общению между студентами.

Межличностное общение в учебной группе повышает индивидуальную ответственность и уровень мотивации, формируется новое отношение к явлениям.

На занятиях по иностранному языку использовалась технология продуктивного познания и, соответственно, принцип практического действия для создания деятельностной основы развития положительной мотивации в изучении иностранного языка студентами нефилологических специальностей.

В отличие от репродуктивного способа получения знаний в сфере иностранного языка принцип продуктивного познания заключался в отборе материала для студентов исходя из интеллектуального и психологического уровня развития обучающихся, что обеспечивало осознанность познавательной деятельности.

Степень продуктивности процесса интериоризации знаний иностранного языка у студентов проявлялась в индивидуальной активности обучающихся, которая выражалась в умении профессионально обоснованно аргументировать собственные высказывания, в добровольности активного включения в творческие формы работы, в навыках позитивного общения и взаимодействия в учебной группе.

На занятиях по обучению иностранному языку для формирования положительной мотивации использовалась технология коллективного взаимодействия, в процессе разработки которой авторы опирались на исследования К. Левина и К. Рудестама в области технологий занятий в Т-группах [13, 14].

По мнению К. Левина, существенная доля продуктивных изменений в установках личности проявляется в групповом контексте, а не в индивидуальном. Характер межличностных взаимоотношений определяется особенностями групповой динамики и групповых процессов. Всестороннее развитие личности обучающихся происходит в так называемых Т-группах, получивших название «группы сензитивности».

В соответствии с результатами исследования, проведенного К. Рудестамом, основные цели взаимодействия в Т-группах можно выразить в следующих аспектах: совершенствование коммуникативных умений с целью более эффективного взаимодействия с другими; решение конфликтных ситуаций в группе; развитие групповой сплоченности и др.

Учебный цикл группы, представленный К. Рудестамом, в процессе реализации технологии на занятиях рассматривался согласно следующей схеме: определение задачи или проблемы - обратная связь - эффективное объективное решение проблемы.

Эффективности восприятия информации и анализу продуктивности поведения обучающихся в учебной группе способствовала обратная связь. Третий элемент учебного цикла, а именно нахождение оптимального решения, был основан на активном поиске эффективных решений.

В результате завершающий этап учебного процесса заключался в умении применить полученные знания на практике, использовать их в профессиональной деятельности. Достижение профессионального успеха определялось участниками экспериментальной группы через самореализацию. При разговоре на родном языке выбор необходимых языковых единиц происходит автоматически, в то время как во время общения на иностранном языке необходимо обращать внимание на выбор необходимых единиц в любой момент разговора (думая о контексте, мы забываем о грамматике, и наоборот). Преподавателю необходимо использовать некоторые «внутренние» наглядные пособия, основанные на образах, сделанных воображением студентов.

Такие наглядные пособия должны создавать мотив коммуникативной деятельности -отвечать личностным потребностям определенного возраста и вызывать реальный интерес к обсуждаемой проблеме. Иностранный язык - это средство выражения мыслей, и каждая мысль начинается с ощущения необходимости, большого желания выразить эту мысль. В этот самый момент мотив необходим, чтобы заставить этот механизм работать.

Следует отметить, что, с одной стороны, мотивация является индивидуальным делом каждого человека, с другой стороны, совершенно невозможно преподавать иностранный язык без формирования позитивной мотивации при обучении. Важно постоянно поддерживать последовательность: мотив - действие - результат.

Студенты должны понимать, что, овладевая языковыми навыками, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда, расширяются возможности занять желаемое положение в обществе.

Таким образом, мотивация связана с процессом поощрения деятельности через формирование мотивов поведения, способных достигать личных и социальных целей. В мотива-ционно-формирующем процессе предполагается использовать определенные категории: потребности студентов - их интересы - мотивы деятельности - действия.

Грамотное использование мотивации помогает педагогу выработать методы достижения наилучших результатов на основе правильного понимания определенной возрастной группы и личностных особенностей. Опытный преподаватель всегда умудряется совмещать постоянную «разминку» интереса студентов с предоставлением им возможности саморазвития, собственного пути к успеху.

К. Д. Ушинский считал, что учеба без интереса, основанная на правоприменении, убивает желание студента работать; учеба, основанная на интересе, не всегда дает возможности развиваться и укреплять силу воли студента, потому что не все в процессе учебы может быть интересно, многое должно быть приобретено тяжелым трудом и сильной волей [12], поэтому любому преподавателю необходимо найти этот баланс, чтобы получить наилучшие результаты.

Список литературы

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Педагогика, 1991. 128 с.

2. Дистервег Адольф. О природе сообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7.

С. 63-78.

3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. M., 2008. 264 с.

4. Леонтьев А. Н. Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А. Н. Леонтьева): материалы международной конференции 28-30 мая 2003 г. / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2003. 185 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 712 с.

6. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 197 с.

7. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / отв. ред. А. Абодалев. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1988. 191 с.

8. Буданов В., Затолкин И. Академик Алексей Ухтомский: учение о доминанте как шаг к гармонии науки и веры // Живо-носный источник. 2011. № 2 (5). C. 17-29.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные труды по психологии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. 288 с.

10. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогическая литература, 2005. 374 с.

11. Солнцева Л. С., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащегося. M.: Прогресс, 1993. 41 с.

12. Занюк С. С. Психология мотивации. Киев: Ника-Центр: Эльга-Н, 2001. 352 с.

13. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: Речь, 2000. 125 с.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 376 с.

Свеженцева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (ул. Костюкова, 46, Белгород, Россия, 308012). E-mail: svezhentseva@yandex.ru

Шарыпина Людмила Алексеевна, старший преподаватель, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (ул. Костюкова, 46, Белгород, Россия, 308012).

Материал поступил в редакцию 05.02.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-2-63-69

PECULIARITIES OF FORMING POSITIVE MOTIVATION TOWARDS STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AMONG NON-LINGUISTIC STUDENTS

I. B. Svezhentseva, L. A. Sharypina

Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russian Federation

The article deals with the problem of the relevance of positive motivation formation through the foreign language study. The authors pay special attention to interaction with students of higher educational institutions studying in the non-linguistic specialty, who are not professionally interested in learning a foreign language. The article presents different approaches to this problem and practical examples taken from personal pedagogical experience. The main purpose of the article is to determine the ways of forming positive motivation by studying a foreign language and optimizing the learning process. The relationship between internal motivational tendencies and social conditioning of human psychology is defined. The article states that all human activity is controlled by definite motives and are directed towards the certain aim. Motivation helps determine the actual reason of human activity. The educational sphere of higher education is characterized by a great number of special factors which facilitate the positive motivation formation through the foreign language study. Formation of the motivational sphere of a student proceeds in such directions as the formation of motives and needs for professional development, the formation of skills and habits of self-education, the creation of the ability of objective self-assessment and the ability to plan changes in activities, if necessary.

Key words: positive motivation, self-development, spontaneous speech, communication, optimization, pedagogical experience.

References

1. Vilyunas V. K. Psikhologicheskiye mekhanizmy motivatsii cheloveka [The psychological mechanism of human motivation]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 128 p. (in Russian).

2. Disterveg A. O prirodosoobraznosti i kul'turosoobraznosti v obuchenii [To the problem of nature-correlation and culture-correlation in studying]. Narodnoye obrazovaniye, 1998, no. 7, pp. 63-78 (in Russian).

3. Aseyev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniye lichnosti [Behaviour motivation and personality formation]. Moscow, 2008. 264 p. (in Russian).

4. Leontyev A. N. Teoriya deyatel'nosti: fundamental'naya nauka i sotsial'naya praktika (k 100-letiyu A. N. Leontyeva): materialy mezhdunarodnoy konferentsii 28-30 maya 2003 g. [The theory of activity: fundamental science and social practice (to the 100 anniversary of A. N. Leontiev): materials of the international conference on May 28-30, 2003.]. Ed. A. A. Leontiev. Moscow, 2003. 185 p. (in Russian).

5. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshcheypsikhologii [The basis of general psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 712 p. (in Russian).

6. Maslou A. Psikhologiya bytiya [The psychology of existence]. Moscow, Refl-buk Publ., 1997. 197 p. (in Russian).

7. Kovalev V. I. Motivy povedeniya i deyatel'nosti [The motives of behaviour and activity]. Ed. A. Abodalev. Moscow, Psychology Institute of USSR Academy of Science Publ., 1988. 191 p. (in Russian).

8. Budanov V., Zatolkin I. Akademik Aleksey Ukhtomskiy: ucheniye o dominante kak shag k garmonii nauki i very [The academician A. Ukhtomskiy: the science of dominant as a step towards science harmony and belief]. Zhivonosnyy istochnik, 2011, no. 2 (5), pp. 17-29 (in Russian).

9. Ananyev B. G. Chelovek kakpredmetpoznaniya [Human as a subject of cognition]. Izbrannyye trudy po psikhologii [Selected Works on Psychology]. Saint Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2007. 288 p. (in Russian).

10. Bozhovich L. I. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [The selected psychological works. Ed. by D. I. Feldshteyn]. Moscow, Pedagogicheskaya literatura Publ., 2005. 374 p. (in Russian).

11. Solntseva L. S., Galkina T. V. Metod issledovaniya lichnosti uchashchegosya [The method of student personality study]. Moscow, Progress Publ., 1993. 41 p. (in Russian).

12. Zanyuk S. S. Psikhologiya motivatsii [The motivation psychology]. Kiyev, Nika-Tsentr: Elga-N Publ., 2001. 352 p. (in Russian).

13. Levin K. Razresheniye sotsial'nykh konfliktov [The dissolving of social conflict]. Saint Petersburg, Rech' Publ., 2000. 125 p. (in Russian).

14. Rudestam K. Gruppovaya psikhoterapiya [Group psychotherapy]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2001. 376 p. (in Russian).

Svezhentseva I. B., Belgorod Shukhov State Technological University (ul. Kostyukova, 46, Belgorod, Russian Federation, 308012). E-mail: svezhentseva@yandex.ru

Sharypina L. A., Belgorod Shukhov State Technological University (ul. Kostyukova, 46, Belgorod, Russian Federation, 308012). E-mail: svezhentseva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.