Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности / формирование / педагог / нравственные ориентиры / младший школьник / features / formation / teacher / moral guidelines / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна, Ачмизова Светлана Якубовна, Хаджиев Сайдхасан Магомедович

В статье рассмотрены особенности формирования нравственных ориентиров младших школьников. Автор рассматривает ФГОС, в рамках данного стандарта рассматриваются идеи развития и воспитания личности как патриота и гражданина России, в которой определены основные понятия социализации и базовых национальных ценностей, которые должны прививаться каждому ребенку для формирования и развития у него нравственных ориентиров. Показан анализ различных исследователей, рассматривающих аспекты нравственного воспитания, где выделен ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Автор приходит к выводу, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных ориентиров. Цель работы учителя во время внеурочной деятельности заключается в необходимости сформировать и привить младшим школьникам определенную основу нравственного поведения в обществе для дальнейшего положительного развития и формирования нравственных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Миназова Зарема Магомедовна, Ачмизова Светлана Якубовна, Хаджиев Сайдхасан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of formation of moral guidelines of junior schoolchildren. The author considers the FSES, within the framework of this standard the ideas of development and education of personality as a patriot and a citizen of Russia are considered, which defines the basic concepts of socialization and basic national values that should be instilled in every child for the formation and development of moral guidelines. An analysis of various researchers considering aspects of moral education is shown, where a number of solutions that can affect the current circumstances of youth education are highlighted. The author concludes that the younger school age is a favorable period for the formation of moral guidelines. The purpose of the teacher's work during extracurricular activities is the need to form and instill in younger schoolchildren a certain basis of moral behavior in society for further positive development and formation of moral qualities of personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии Ачмизова Светлана Якубовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп);

доктор педагогических наук, доцент Хаджиев Сайдхасан Магомедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования нравственных ориентиров младших школьников. Автор рассматривает ФГОС, в рамках данного стандарта рассматриваются идеи развития и воспитания личности как патриота и гражданина России, в которой определены основные понятия социализации и базовых национальных ценностей, которые должны прививаться каждому ребенку для формирования и развития у него нравственных ориентиров. Показан анализ различных исследователей, рассматривающих аспекты нравственного воспитания, где выделен ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Автор приходит к выводу, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных ориентиров. Цель работы учителя во время внеурочной деятельности заключается в необходимости сформировать и привить младшим школьникам определенную основу нравственного поведения в обществе для дальнейшего положительного развития и формирования нравственных качеств личности.

Ключевые слова: особенности, формирование, педагог, нравственные ориентиры, младший школьник.

Annotation. The article considers the peculiarities of formation of moral guidelines of junior schoolchildren. The author considers the FSBS, within the framework of this standard the ideas of development and education of personality as a patriot and a citizen of Russia are considered, which defines the basic concepts of socialization and basic national values that should be instilled in every child for the formation and development of moral guidelines. An analysis of various researchers considering aspects of moral education is shown, where a number of solutions that can affect the current circumstances of youth education are highlighted. The author concludes that the younger school age is a favorable period for the formation of moral guidelines. The purpose of the teacher's work during extracurricular activities is the need to form and instill in younger schoolchildren a certain basis of moral behavior in society for further positive development and formation of moral qualities of personality.

Key words: features, formation, teacher, moral guidelines, junior schoolchild.

Введение. В настоящее время проблема нравственного воспитания молодого поколения является ключевой. Вопросы нравственного воспитания являются особо острой и актуальной проблемой современного общества. В настоящее время происходит так или иначе разрушение человеческих ценностей, идет искажение представлений о доброте, зле, морали, нравственности. Происходит подмена ценностей, на первый план ставятся не доброта, милосердие, справедливость, а материальная составляющая, власть. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения учитывает все стороны морально- этического воспитания школьника. С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступили в силу обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (далее ФГОС НОО). В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. В рамках данного стандарта рассматриваются идеи развития и воспитания личности как патриота и гражданина России, в которой определены основные понятия социализации и базовых национальных ценностей, которые должны прививаться каждому ребенку для формирования и развития у него нравственных ориентиров [6].

В соответствии с ФГОС НОО третьего поколения главной задачей начального образования будет являться необходимость освоения младшими школьниками всех предписанных в стандарте результатов с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Основная цель внедрения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании тех условий обучения и воспитания младших школьников, которые бы позволили повысить качество образования в России для получения новых образовательных ресурсов, необходимых для правильного развития личности в современных реалиях.

Одним из таких кризисов считают рецессию воспитательного процесса в пользу процессов интеллектуального развития личности, что не устанавливает необходимых границ нравственности, духовности и морали. На основании этих обстоятельств возникает острая необходимость целенаправленно обращать внимание на ценностные нравственные ориентиры в воспитательном процессе. Особенно это актуально, когда речь идет о младших школьниках.

Многие исследователи анализируют различные аспекты нравственного воспитания и выделяют ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Однако, в работе по воспитанию нравственности нельзя делать общих выводов и обязательно нужно учитывать те особенности, которые присущи детям младшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. Наиболее важным периодом в воспитании моральных убеждений является возраст получения начального образования ребенка, когда педагог учащихся должен сформировать и установить верные нравственные устои в жизни каждого молодого человека. Ведь изменение поставленных взглядов или приобретение новых в более поздний период сложный и нестабильный процесс. О возрастном потенциале молодого поколения для приобретения моральных качеств существует множество научно-исследовательских работ, как отечественных, так и зарубежных.

Как считает большинство исследователей, в современном отечественном государстве возникла потребность в развитии комплекса мероприятий нравственного воспитания молодого поколения, которые призваны улучшить общее качество воспитания нравственности, духовности, культуры и морали младших школьников, которые в будущем будут использовать полученные знания.

Данный термин имеет множество характеристик, которые отражают различные стороны этого понятия. Как считают одни ученые, дефиниция «нравственность» включает в себя такое значение поведения человека, при котором, он способен противостоять общественной массе, если последняя ущемляет интересы отдельного индивида.

Нередко нормы нравственности, нрав, морали интерпретируют, как представление о верном поведении человека в окружении других людей. По мнению Л.А. Григорович, рассматриваемое понятие является некоторым критерием и характеристикой личностного поведения, которое включает такие субъективные оценки, как доброта, зло, честь, достоинство, коллективизм и многое другое. В свою очередь мнение И.С. Марьенко в отношении понятия нравственность несколько иное. Автор понятия отмечает, что нравственность - это неотъемлемая часть любой личности, имея которую, человек добровольно следует общепризнанным принципам и нормам поведения в кругу других людей, а также в отношении места своего рождения - Родины [4].

Данное понятие также можно рассмотреть, как группу отдельных качеств, которым должен обладать человек. Такими качествами являются проявление доброты к окружающим, осознание чести и достоинства, явление коллективизма и порядочности. Такие феномены нравственности формируют уникальную культуру личности, которая в следствие созидает культуру всего общества. Используя исторический подход, общество находит средства нравственного воспитания в образах и идеалах поведения культур прошлых столетий. Так, моральный багаж человечества формируется за счет памяти каждого индивида о примерах нравственного поведения, используемых ранее.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский в своих практических исследованиях рассматривал важнейшей целью образования на любом этапе ее становления — это воспитание в личности самой нравственности. Данная цель определялась во многих аспектах человеческой жизнедеятельности, но в духовном плане эта цель приобретала особое значение. К.Д. Ушинский в своих работах очень широко отмечал необходимость нравственного воспитания человека, она иной раз выходила за рамки морального императива в его трактовках, объединяя в себя и национальную составляющую, и социальное положение, и духовный ракурс [9].

Проводя анализ работ В.А. Сухомлинского, можно заметить, что все его произведения объединены идеей: что правильно подобранные средства позволяют гармонично развить в ребенке духовно - нравственные качества. Сами занятия не являются самоцелью: каждое занятие должно нести новый багаж знаний, проявить у детей интерес к неизведанному, которое манит своей неизвестностью. В обучении внеклассная активность не должна ставиться самоцелью, поэтому младшего школьника нужно как-то заинтересовать в неизвестной области знаний. Именно правильное применение методов и приемов позволяет «зажечь» искру знаний внутри него, который впоследствии превратится в фундамент духовного развития, и тогда он будет с интересом обучаться [7].

P.C. Буре в своих работах пишет, что в процессах развития нравственности молодого поколения играет важную роль семейный идеал, где формирующийся индивид получает образы от старшего поколения. Поведение ребенка заключается в копировании поведения взрослых в различных условиях, а не осознание причинно-следственных связей, ведущих к тому или иному поведению [3].

Л.Н. Толстой в своих педагогических работах утверждал, что религия и нравственность тесно коррелируют друг другом, именно духовное начало человека способствует проявлению морали и правил поведения. Эти два понятия не могут быть разъединены, так как именно нравственность является последствием вероисповедания, связывая человека с окружающей средой [8].

Процессы морально-нравственного воспитания молодого поколения включают задачи по осмыслению различных материальных и духовных ценностей в культурной сфере человека.

H.П. Шитякова рассматривает процессы воспитания нравственности молодого поколения, как процессы привития тех или иных ценностей индивида, в зависимости от его формирующихся взглядов на современную реальность. Такими ценностями нравственности и морали, как правило, являются ценности гуманизма, религии, этноса [10].

В рамках формирования личности детей на этапе прохождения обучения в начальной школе можно выделить ряд основных положений. Во-первых, важно учитывать ценностное содержание обучения, связанное с такими терминами, как патриотизм, семья, труд, красота, человек, здоровый образ жизни, культура, природа, родная земля и т.д. В-третьих, важно особенно учитывать деятельность педагога, который должен с помощью различных методик выявить ценностный аспект учебного знания и обеспечить для школьников формирование системы ценностей и ориентиров.

Так же, сами школьники должны также добросовестно выполнять те или иные виды деятельности, способствующие правильному пониманию ценностей. Ценности можно прививать с помощью следующих видов продуктивной деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная, трудовая, экологическая, краеведческая, спортивно-оздоровительная, социальная и др. Также важно учитывать и проведение внеурочных видов деятельности.

Наиболее значимым процессом в воспитании нравственности у молодого поколения является создание большого багажа положительного опыта моральных качеств, а также избежание негативного опыта получения нравственных ошибок. В данном процессе важны все факторы и условия, при которых может быть получен такой опыт. Так, для педагога, занимающегося нравственным воспитанием ребенка, будут важны условия жизни ученика, его семья, взаимоотношения с близкими и друзьями.

Процесс нравственного воспитания должен происходить в условиях организованного обучения, где прививание морали происходит не индивидуально, а в группе. Такой подход развивает коллективизм и упрощает задачу поиска морального решения для поставленных задач. Стоит отметить, что наряду с групповыми занятиями нравственного воспитания, должны быть выделены индивидуальные задачи для каждого обучающегося, которая в полной мере будет нести личный характер для ученика. Наиболее адаптивный способ данного рода воспитания - развитие оценочных суждений у каждого учащегося по различным сложным и неоднозначным моральным ситуациям. В.А Блюмкин, проведя в своих исследованиях структурно- функциональный анализ содержательных подходов в определении нравственности, выделил 430 нравственных характеристик человека, систематизировав их по классам и создав их типологию. Нравственные характеристики личности он сгруппировал по 4 типам нравственных качеств, которые обладают явно выраженным нравственным содержанием:

I. Коллективистские качества - к данным чувствам можно отнести: солидарность, ответственность, сплоченность, осознанность совершенных действий, чувство долга и товарищества.

2. Гуманистические качества - к этим чувствам относятся: открытость, чувство собственного достоинства, терпимость, чуткость, гордость, человечность, скромность, чувство такта и так далее.

3. Комплексные качества характеризуются реализацией индивидом главных целей морально - этического регулирования. Здесь немаловажное значение имеет нравственная сторона человека, которая включает в себя способность принести себя в жертву во имя всеобщего блага и готовность совершить подвиг, справедливое отношение к окружающим, бескорыстность, честность, открытость.

4. К качествам морального регулирования, которые определяют поведение человека, В.А Блюмкин относит: порядочность, развитое чувство долга и совести, верность, открытость, правдивость, моральную чистоту, скромность [2].

Соответственно следующим этапом рассмотрения проблем формирования нравственного воспитания у молодого поколения является этап выявления особенностей привития моральных понятий ученикам младших классов в условиях реализации ФГОС. Такими учениками младших классов принято считать в научной педагогической литературе индивидов, чей возрастной период варьируется от семи до десяти лет.

Нормы морали и нравственности при общении, ребенок, как правило, использует неравномерно. Такая неравномерность заключается в особенностях поведения индивида в одних условиях с различными субъектами. Так, общение и поведение со сверстниками и взрослым поколением будет значительно отличаться. Во многом это связано с общественными требованиями, которые сверстники не выдвигают при общении.

В рамках развития нравственных ориентиров у младших школьников необходимо внедрение различных технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, технология развивающегося обучения, игровые технологии и др.) и программ внеурочной деятельности.

К основной цели нравственного воспитания младших школьников можно отнести развитие моральной стойкости; не искушение соблазну говорить ложь во имя выгоды; стремление и умение к сопротивлению злу; не нарушение моральных правил.

Подытожив изучаемый вопрос морально-нравственного воспитания, скажем, что молодое поколение имеет множество особенностей и своеобразия в необходимых процессах воспитания духовной культуры личности. Развивающиеся моральные личности формируют свое поведение на основе готовых шаблонов, которые представило старшее поколение, как идеал поведения в окружающем их социуме. Такие классические шаблонные постулаты носят характер не помощи в осознании представленных идеалов, а некоторого перечня запретов и барьеров, которых должен придерживаться молодой человек. Необходимо отметить, что в процессе воспитания школьника большую ответственность именно начальное образование, где всесторонне развивается личность индивида. По мнению ряда исследователей психологии, возраст начальной школы позволяет в полной мере использовать потенциал восприятия человека к нравственным нормам морали. Так, насыщение нравственностью в рассматриваемом возрасте позволяет создать будущий вектор развития личности индивида. Воспитание учащегося многогранно, но стоит отметить базисные звенья воспитания. К ним относятся развитие гуманистического отношения человека к окружающей среде и другим людям, а также эмпатия к обществу.

Принципы психологического воздействия на детей младшего школьного возраста заключаются в начертании вектора нравственного развития, по которому в будущем индивид сможет самостоятельно изменять собственный моральный уровень и применять данные качества в тех или иных ситуациях, требующих наличия у человека культурных ценностей.

Б.Г. Ананьев в своих исследованиях когнитивной составляющей нравственного сознания личности включает анализ нравственных убеждений, знаний, представлений, понятий, оценочных суждений. Автор значительное внимание уделял понятийному отражению нравственных норм. В процессе социального развития человек усваивает различные знания, в том числе и нравственные, которые передаются из поколения в поколение и являются залогом нравственных отношений [1].

Выводы. Таким образом, наряду с возрастными особенностями ребенка, в процессе воспитания также необходимо учитывать его психологический портрет, который может включать такие особенности как выражение склонности к ведению ролевых игр; вторая особенность заключается в не состоянии ребенка долго концентрировать свое внимание и интерес на одном объекте или предмете при однообразном и монотонном его изменении; следующая особенность заключается в недостаточном опыте ребенка для анализа представляемых ему новых нравственных форм поведения; также следует отметить, что в данном возрастном периоде, в поведении детей могут быть несоотносимые со знаниями поступки и поведение в целом.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2001.-272 с.

2. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: (Филос.-этич. основы) / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990 - 141 с.

3. Буре, P.C. Когда обучение воспитывает: методическое пособие / P.C. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. -210 с.

4. Григорович, Л.А Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

5. Гусевская, О.В. Инновационные технологии в организации воспитательного процесса начальной школы: практикум: учебно-методическое пособие / О.В. Гусевская. - Иркутск Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2020. - 135 с.

6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение. -2014. -26 с.

7. Сухомлинский, В.А. Антология гуманной педагогики / сост. Г.Д. Глейзер. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

8. Толстой, Л.Н. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. - М.: Просвещение. -1992.-528 с.

9. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т. -М., 1988.-Т. 1. -416 с.

10. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: автореферат докт...... пед. наук: 13.00.08 / Шитякова Наталья Павловна. - Уфа: БГПУ, 2007. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.