Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ШКОЛЬНИК / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсунукаева Марьям Хусбаудыновна, Бачалова Инна Бисолтановна, Климова Лилия Васильевна

В статье рассмотрены теоретические основы формирования нравственных ориентиров школьников. Автор подчеркивает мнение исследователей, которые анализируют различные аспекты нравственного воспитания и выделяют ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Процессы морально-нравственного воспитания молодого поколения включают задачи по осмыслению различных материальных и духовных ценностей в культурной сфере человека. Выделение возрастного периода для духовного воспитания оправдано рядом особенностей и возможностей, которые позволяют лучшим образом привить нравственную культуру ребенку. Следует отметить, что в различных возрастных периодах восприятие ребенка и учащегося к различным нравственным нормам различаются. Автор пришел к выводу, что воспитание нравственности младших школьников целесообразно рассматривать как взаимозависимые компоненты: когнитивный - знание основных нравственных понятий, знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR SHAPING THE MORAL COMPASS OF SCHOOLCHILDREN

The article deals with the theoretical foundations for the formation of moral guidelines of schoolchildren. The author emphasizes the opinion of researchers, who analyze different aspects of moral education and highlight a number of solutions, capable of influencing the current circumstances of youth upbringing. The processes of moral education of young generation include the tasks of comprehension of different material and spiritual values in cultural sphere of human being. The allocation of an age period for spiritual education is justified by a number of features and opportunities that enable a child to best inculcate a moral culture. It should be noted that child's and student's perception of different moral norms differs in different age periods. The author came to the conclusion that it is reasonable to consider the moral education of junior schoolchildren as interdependent components: cognitive - knowledge of basic moral concepts, knowledge of moral norms and rules of moral behaviour.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Берсунукаева Марьям Хусбаудыновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент, обязанности заведующего кафедрой русского языка Бачалова Инна Бисолтановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); учитель технологии Климова Лилия Васильевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 505» (г. Санкт-Петербург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы формирования нравственных ориентиров школьников. Автор подчеркивает мнение исследователей, которые анализируют различные аспекты нравственного воспитания и выделяют ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Процессы морально-нравственного воспитания молодого поколения включают задачи по осмыслению различных материальных и духовных ценностей в культурной сфере человека. Выделение возрастного периода для духовного воспитания оправдано рядом особенностей и возможностей, которые позволяют лучшим образом привить нравственную культуру ребенку. Следует отметить, что в различных возрастных периодах восприятие ребенка и учащегося к различным нравственным нормам различаются. Автор пришел к выводу, что воспитание нравственности младших школьников целесообразно рассматривать как взаимозависимые компоненты: когнитивный - знание основных нравственных понятий, знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

Ключевые слова: основы, формирование, нравственные ориентиры, школьник, культура, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with the theoretical foundations for the formation of moral guidelines of schoolchildren. The author emphasizes the opinion of researchers, who analyze different aspects of moral education and highlight a number of solutions, capable of influencing the current circumstances of youth upbringing. The processes of moral education of young generation include the tasks of comprehension of different material and spiritual values in cultural sphere of human being. The allocation of an age period for spiritual education is justified by a number of features and opportunities that enable a child to best inculcate a moral culture. It should be noted that child's and student's perception of different moral norms differs in different age periods. The author came to the conclusion that it is reasonable to consider the moral education of junior schoolchildren as interdependent components: cognitive - knowledge of basic moral concepts, knowledge of moral norms and rules of moral behaviour.

Key words: fundamentals, formation, moral guidelines, schoolchildren, culture, educational process.

Введение. В настоящее время проблема нравственного воспитания молодого поколения является ключевой. Это, в свою очередь, определяется тем, что признаком современного общества стали основы технократии, которые кардинально меняют устоявшиеся процессы развития, как всего общества, так и человека, в частности. Общество начинает ощущать на себе сдвиги нравственных и духовных основ, которые наиболее заметны в образовательном процессе, не лишенном различного рода кризисов.

Одним из таких кризисов считают рецессию воспитательного процесса в пользу процессов интеллектуального развития личности, что не устанавливает необходимых границ нравственности, духовности и морали. На основании этих обстоятельств возникает острая необходимость целенаправленно обращать внимание на ценностные нравственные ориентиры в воспитательном процессе. Особенно это актуально, когда речь идет о младших школьниках. Важно, чтобы процесс воспитания и обучения детей был направлен на развитие не только интеллектуальной, но и нравственной, и моральной сферы.

Изложение основного материала статьи. Многие исследователи анализируют различные аспекты нравственного воспитания и выделяют ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи. Однако, в работе по воспитанию нравственности нельзя делать общих выводов и обязательно нужно учитывать те особенности, которые присущи детям младшего школьного возраста.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения стоит важной темой на современной повестке дня. Многие исследователи анализируют различные аспекты данной задачи и выделяют ряд решений, способных повлиять на текущие обстоятельства воспитания молодежи.

Рассматривая понятие нравственность, необходимо отметить процессы его происхождения. Так, определение образовалась от слова нрав, что с латинского языка трактуется, как мораль. Как отмечается, нравы - это ничто иное, как образец, который необходимо использовать человеку в своем поведении, поступках по отношению к другим людям. Следует заметить, что нравы не являются неизменными шаблонами поведения, нравы - привычки и установки, признанные обществом.

Актуальность проблемы воспитания нравственности, морали, духовности и культуры ребенка сегодня неоспорима, а задачи по привитию данных категорий молодому поколению в процесс образования являются наиболее сложно выполнимыми. Современные проблемы общества, такие как отсутствие нравственности и морали, чрезмерный цинизм, эгоизм и потеря нравственных ориентиров добавляют актуальности теме не только для России, но и для всего мира.

Наиболее важным периодом в воспитании моральных убеждений является возраст получения начального образования ребенка, когда педагог учащихся должен сформировать и установить верные нравственные устои в жизни каждого молодого человека. Ведь изменение поставленных взглядов или приобретение новых в более поздний период сложный и нестабильный процесс. О возрастном потенциале молодого поколения для приобретения моральных качеств существует множество научно-исследовательских работ, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее известными авторами социологических, философских и психологических работ являются И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и многие другие [7, С. 264]

В работах таких известных ученых, как Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса, где в полной мере отражены все аспекты психологии, участвующие в различных процессах морально-нравственного развития молодого поколения. Во многих исследованиях отмечается, что отношение человека к окружающему его обществу и миру в целом устанавливается благодаря критериям нравственной ориентации.

Установленный вектор формирует новые процессы взаимоотношений между единицами социума, где взаимодействие может быть, как согласованное, так и выражающееся в форме борьбы.

По мнению множества исследователей, в современном отечественном государстве существует острая необходимость развития комплекса мероприятий нравственного воспитания молодого поколения.

Понятие нравственность имеет множество определений, которые отражают различные стороны этого понятия. По мнению некоторых исследователей, понятие нравственность включает в себя такое значение поведения человека, при котором, он способен противостоять общественной массе, если последняя ущемляет интересы отдельного индивида.

Нередко нормы нравственности, нрав, морали интерпретируют, как представление о верном поведении человека в окружении других людей. По мнению Л.А. Григорович, рассматриваемое понятие является некоторым критерием и характеристикой личностного поведения, которое включает такие субъективные оценки, как доброта, зло, честь, достоинство, коллективизм и многое другое. В свою очередь мнение И.С. Марьенко в отношении понятия нравственность несколько иное. Автор понятия отмечает, что нравственность - это неотъемлемая часть любой личности, имея которую, человек добровольно следует общепризнанным принципам и нормам поведения в кругу других людей, а также в отношении места своего рождения - Родины [1, С. 179].

Данное понятие также можно рассмотреть, как группу отдельных качеств, которым должен обладать человек. Такими качествами являются проявление доброты к окружающим, осознание чести и достоинства, явление коллективизма и порядочности. Такие феномены нравственности формируют уникальную культуру личности, которая в следствие созидает культуру всего общества. Используя исторический подход, общество находит средства нравственного воспитания в образах и идеалах поведения культур прошлых столетий. Так, моральный багаж человечества формируется за счет памяти каждого индивида о примерах нравственного поведения, используемых ранее.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский в своих практических исследованиях рассматривал важнейшей целью образования на любом этапе ее становления - это воспитание в личности самой нравственности. Данная цель определялась во многих аспектах человеческой жизнедеятельности, но в духовном плане эта цель приобретала особое значение. К.Д. Ушинский в своих работах очень широко отмечал необходимость нравственного воспитания человека, она иной раз выходила за рамки морального императива в его трактовках, объединяя в себя и национальную составляющую, и социальное положение, и духовный ракурс [6, С. 214].

Проводя анализ работ В.А. Сухомлинского, можно заметить, что все его произведения объединены идеей: что правильно подобранные средства позволяют гармонично развить в ребенке духовно-нравственные качества. Сами занятия не являются самоцелью: каждое занятие должно нести новый багаж знаний, проявить у детей интерес к неизведанному, которое манит своей неизвестностью. В обучении внеклассная активность не должна ставиться самоцелью, поэтому младшего школьника нужно как-то заинтересовать в неизвестной области знаний. Именно правильное применение методов и приемов позволяет «зажечь» искру знаний внутри него, который впоследствии превратится в фундамент духовного развития, и тогда он будет с интересом обучаться [4, С. 134].

Особенностью нравственного характера личности является несение ответственности индивида за собственное поведение и принятые решения в различных обстоятельствах. Вместе с тем нравственность стоит рассматривать и как реакцию на действия окружающих людей.

Л.Н. Толстой в своих педагогических работах утверждал, что религия и нравственность тесно коррелируют друг другом, именно духовное начало человека способствует проявлению морали и правил поведения. Эти два понятия не могут быть разъединены, так как именно нравственность является последствием вероисповедания, связывая человека с окружающей средой [5, С. 334].

Процессы морально-нравственного воспитания молодого поколения включают задачи по осмыслению различных материальных и духовных ценностей в культурной сфере человека.

В рамках формирования личности детей на этапе прохождения обучения в начальной школе можно выделить ряд основных положений. Во- первых, важно учитывать ценностное содержание обучения, связанное с такими терминами, как патриотизм, семья, труд, красота, человек, здоровый образ жизни, культура, природа, родная земля и т.д. В-третьих, важно особенно учитывать деятельность педагога, который должен с помощью различных методик выявить ценностный аспект учебного знания и обеспечить для школьников формирование системы ценностей и ориентиров. В-третьих, сами школьники должны также добросовестно выполнять те или иные виды деятельности, способствующие правильному пониманию ценностей. Ценности можно прививать с помощью следующих видов продуктивной деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная, трудовая, экологическая, краеведческая, спортивно-оздоровительная, социальная и др.. Также важно учитывать и проведение внеурочных видов деятельности.

Нравственное воспитание молодого поколения включает в себя демонстрацию и созидание знаний индивида об окружающей его социальной среде. Вместе с тем, происходит процесс формирования моральных качеств, которые могут быть разделены на несколько условных видов отношений.

• Первое отношение включает в себя поведение личности в отношении собственной родины и народа, проживающего на нем, а также иных государств и наций, окружающих его родину.

• Второе отношение должно быть сформировано для категории общества, то есть отношение к людям в целом. Как правило, такое отношение должно выражаться демократическими взглядами, желанием коллективизации, гуманностью к окружающим и другое.

• Не менее важным отношением, которое должно быть сформировано у молодого человека - это отношение к самому себе. Такие отношение выражается в качествах искренности, здорового эгоизма, принципиальности и многого другого.

• Следующий род отношений - отношение индивида к трудовой деятельности. Такие отношения включают трудолюбие, ответственность, покладистость и другое.

• Последний род отношений - отношения личности к природе, материальным и культурным ценностям, общественным достояниям. Такие отношения должны выражаться в бережливости и заботе.

Наиболее значимым процессом в воспитании нравственности у молодого поколения является создание большого багажа положительного опыта моральных качеств, а также избежание негативного опыта получения нравственных ошибок. В данном процессе важны все факторы и условия, при которых может быть получен такой опыт. Так, для педагога, занимающегося нравственным воспитанием ребенка, будут важны условия жизни ученика, его семья, взаимоотношения с близкими и друзьями.

Процесс нравственного воспитания должен происходить в условиях организованного обучения, где прививание морали происходит не индивидуально, а в группе. Такой подход развивает коллективизм и упрощает задачу поиска морального решения для поставленных задач. Стоит отметить, что наряду с групповыми занятиями нравственного воспитания, должны быть выделены индивидуальные задачи для каждого обучающегося, которая в полной мере будет нести личный характер

для ученика. Наиболее адаптивный способ данного рода воспитания - развитие оценочных суждений у каждого учащегося по различным сложным и неоднозначным моральным ситуациям [3, С. 183].

Рассматривая основы нравственного воспитания, отмечаем, что данный процесс требует системного организованного подхода, который в полной мере будет обеспечивать необходимое для учеников просвещение в области моральных и духовных качеств [8, С. 42]. Именно в образовательных учреждениях должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь обучающегося. Отношение к самой школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Формирование нравственных ориентиров становится главной задачей образовательных учреждений. Именно поэтому на школу возлагается большая ответственность.

Нравственные ориентиры представляют собой систему общественных норм, правил поведения людей для соблюдения единства и индивидуальных и общих интересов в социуме. В своей сущности эти ориентиры выражают высшую цель человеческих стремлений и являются представлениями о высших моральных ценностях.

Соответственно следующим этапом рассмотрения проблем формирования нравственного воспитания у молодого поколения является этап выявления особенностей привития моральных понятий ученикам младших классов в условиях реализации ФГОС. Такими учениками младших классов принято считать в научной педагогической литературе индивидов, чей возрастной период варьируется от семи до десяти лет [2, С. 80].

По мнению исследователей, выделение такого возрастного периода для духовного воспитания оправдано рядом особенностей и возможностей, которые позволяют лучшим образом привить нравственную культуру ребенку. Следует отметить, что в различных возрастных периодах восприятие ребенка и учащегося к различным нравственным нормам различаются. Во многом на это влияет накопленный багаж знаний и опыта, которые уже начали формировать уникальные культурно-нравственные ценности человека. Рассматривая индивида, как объект развития личности, стоит отметить, что нравственное воспитание занимает наибольшую роль в данном процессе всестороннего развития. Наряду с возрастными особенностями ребенка, в процессе воспитания также необходимо учитывать его психологический портрет: который может включать следующие особенности:

- первая такая особенность ребенка может выражаться в его склонности к ведению ролевых игр. Используя данную особенность возможно в непринуждённом виде формировать нормативное нравственное поведение ребенка. Установленные в игре ограничения и барьеры наилучшим образом воспринимаются ребенком. Он готов сам исполнять их, а также следить за другими участниками игры. В ситуациях, когда один ребенок нарушает правила игры, он сталкивается с общественным мнением, которое может вынудить его даже покинуть игру. Такие игры формируют базовые понятия справедливости, честности и правды. Также ребенок получает необходимый навык - учет мнения другого человека;

- вторая особенность заключается в не состоянии ребенка долго концентрировать свое внимание и интерес на одном объекте или предмете при однообразном и монотонном его изменении. Как правило, концентрация внимания на одном таком объекте не занимает более 8-10 минут. После того, как ребенок потерял интерес к предмету, он переключает свое внимание на другие более занимательные процессы. В связи с чем, процесс воспитания должен включать в себя разнообразие сменяющихся подходов к воспитанию за один сеанс;

- следующая особенность заключается в недостаточном опыте ребенка для анализа представляемых ему новых нравственных форм поведения;

- также следует отметить, что в данном возрастном периоде, в поведении детей могут быть несоотносимые со знаниями поступки и поведение в целом. Примерами такого поведения, как правило, становятся не применение норм этикета и не выполнение правил хорошего тона при общении. Также такое поведение может происходить и в ситуациях, где личные интересы индивида не соотносятся с установленными обществом нормами морали.

Нормы морали и нравственности при общении, ребенок, как правило, использует неравномерно. Такая неравномерность заключается в особенностях поведения индивида в одних условиях с различными субъектами. Так, общение и поведение со сверстниками и взрослым поколением будет значительно отличаться. Во многом это связано с общественными требованиями, которые сверстники не выдвигают при общении.

В рамках развития нравственных ориентиров у младших школьников необходимо внедрение различных технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, технология развивающегося обучения, игровые технологии и др.) и программ внеурочной деятельности.

Резюмируя рассмотренную проблематику морально-нравственного воспитания, следует отметить, что молодое поколение имеет множество особенностей и своеобразия в необходимых процессах воспитания духовной культуры личности. Развивающиеся моральные личности формируют свое поведение на основе готовых шаблонов, которые представило старшее поколение, как идеал поведения в окружающем их социуме. Такие классические шаблонные постулаты носят характер не помощи в осознании представленных идеалов, а некоторого перечня запретов и барьеров, которых должен придерживаться молодой человек. Представленное воспитание относит ребенка в категорию поведенческих норм, которые указывают ребенку реагировать на девиантное поведение окружающих сверстников. При этом воспитание не уделяет должного внимания на критическое выявление собственных внутренних недочетов.

Необходимо отметить, что в процессе воспитания школьника большую ответственность именно начальное образование, где всесторонне развивается личность индивида. По мнению ряда исследователей психологии, возраст начальной школы позволяет в полной мере использовать потенциал восприятия человека к нравственным нормам морали. Так, насыщение нравственностью в рассматриваемом возрасте позволяет создать будущий вектор развития личности индивида. Воспитание учащегося многогранно, но стоит отметить базисные звенья воспитания. К ним относятся развитие гуманистического отношения человека к окружающей среде и другим людям, а также эмпатия к обществу.

Стоит отметить, что существует тесная взаимосвязь между потенциалом морального развития ребенка и качества профессионализма преподавателя, который прививал нормы нравственности. Вместе с тем не стоит недооценивать влияния внешних факторов, которые оставляют отпечаток в поведении человека в определенных ситуациях. Такими факторами являются социум, трудовая деятельность, общение с различными неформальными индивидами и многое другое. Следовательно, качественное формирование нравственного поведения человека зависит от средств и способов привития морали, начиная с младшего возраста. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных ориентиров. Цель работы учителя заключается в необходимости сформировать и привить младшим школьникам определенную основу нравственного поведения в обществе для дальнейшего положительного развития и формирования нравственных качеств личности.

Выводы. Таким образом, воспитание нравственности младших школьников целесообразно рассматривать как взаимозависимые компоненты: когнитивный - знание основных нравственных понятий, знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения; эмоциональный - опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

общества; поведенческий - предполагает получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, способности к нравственному выбору, формирование у учащихся гражданской идентичности.

Литература:

1. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

2. Норчевская, Р.Д. Общение и формирование личности школьника / Р.Д. Норчевская. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

3. Речицкая, Е.Г. Педагогические технологии воспитательной работы: в 2 ч. / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2014. -Ч. 1. - 389 с.

4. Сухомлинский, В.А. Антология гуманной педагогики / сост. Г.Д. Глейзер. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

5. Толстой, Л.Н. Избранные философские произведения / Сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. - М.: Просвещение. -1992. - 528 с.

6. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. -М., 1988. - Т. 1. - 416 с.

7. Фещенко, Е.М. Формирование духовно-нравственных представлений подростков как важных ориентиров в профилактике рискованного поведения / Е.М. Фещенко // Актуальные проблемы охраны здоровья человека в экологически неблагополучных условиях сборник материалов X Межд. науч.-практ. конф. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». - 2016. - С. 263-271

8. Юнусова, Э.А. Цели и задачи нравственного воспитания младших школьников / Э.А. Юнусова // Среднее профессиональное образование. - 2019. - №12. - С. 42-44

Педагогика

УДК 37.062.3

кандидат философских наук, доцент Билан Ольга Александровна

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Гурьянова Татьяна Юрьевна Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ОБЩЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Образовательная система современного российского вуза профессионально и практико ориентирована. Современная конъюнктура рынка труда характеризуется высокой конкуренцией профессиональных ниш, связанных с понятием социального статуса. В сфере профессионального образования наблюдается нарастание инновационных процессов связанных с признанием приоритета компетентностного подхода к обучению. В таких условиях компетентность в области конструктивного общения представляет собой многоплановую характеристику менталитета человека: комплекса интеллектуальных, психических, идеологических, эстетических, поведенческих качеств. Задача овладения навыками конструктивного общения имеет глобальное социальное значение. В статье рассматриваются современные подходы зарубежных исследователей (М. Розенберга, М. Маккея, М. Дэвиса, П. Фаннинга, Д. Риверса, К. Шрок-Шенка, Дж. Хоффмана, Л. Грина и С. Монро) к проблеме конструктивного общения. В этих исследованиях проблема конструктивного общения рассматривается не только с точки зрения учителя, родителя, администратора. Основная мысль этих подходов заключается в том, что мнение или ожидания другого участника коммуникации важно и должно быть принято во внимание. Конструктивное общение является одним из возможных способов преобразования взаимодействия преподаватель - обучаемый. В статье особое внимание уделяется вопросам убеждающего воздействия в процессе общения, стремлению к установлению контакта и взаимопонимания между коммуникантами.

Ключевые слова: общение, конструктивизм, модель общения, потребности, обучающийся, высшее образование.

Annоtation. Educational system of a modern Russian university is professionally and practically oriented. Modern labor market conditions are characterized by high competition of professional niches associated with the concept of social status. In the field of vocational education, there is an increase in innovative processes related to the recognition of the priority of a competent approach to training. In such conditions, competence in the field of constructive communication is a multifactor characteristic of a person's mentality: a complex of intellectual, mental, ideological, aesthetic, behavioral qualities. The task of mastering the skills of constructive communication is of global social importance. The paper examines modern approaches by foreign researchers (M. Rosenberg, M. McKay, M. Davis, P. Fanning, D. Rivers, K. Schrock-Schenck, J. Hoffman, L. Green, and S. Monroe) to the problem of constructive communication. In these studies, the problem of constructive communication is considered not only from the point of view of the teacher, parent, administrator. The main point of these approaches is that the opinion or expectations of another communication participant is important and should be taken into account. Constructive communication is one of the possible ways to transform the teacher-trainee interaction. The article pays special attention to the issues of convincing influence in the process of communication, the desire to establish contact and mutual understanding between communicants.

Key words: communication, constructivism, communication model, needs, learner, higher education.

Введение. Общение играет важную роль для достижения каждой жизненной цели: счастья, здоровья, развития детей, благополучия семьи и эффективности работы. Общение также фундаментально формирует социальные отношения, поскольку оно определяет союзы и статус в межличностных сообществах, в том числе в ситуации «обучающийся -обучающий» в рамках образовательного процесса. Какой бы ни была коммуникация, она ведётся с определенной целью. Существует множество факторов, которые определяют, насколько хорошо она достигает своей цели. Важнейшие из них включают ясность выражения, умение слушать и установление контакта как с отдельным собеседником, так и с комплексной аудиторией, что невозможно без понимания обеих занятых в коммуникации сторон. Намерения, которые мотивируют коммуникацию, и барьеры, возникающие в процессе, также являются важными факторами, которые часто определяют результат коммуникации. Коммуникация выполняет множество важных функций: 1) передавать информацию о важном и не совсем важном; 2) делиться чувствами; 3) оказывать поддержку; 4) устанавливать эмоциональные связи, границы, статусы власти и различия, решить проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.