Научная статья на тему 'Особенности формирования нормативной базы функционирования местного самоуправления в Чеченской Республике в условиях социально-политической стабилизации'

Особенности формирования нормативной базы функционирования местного самоуправления в Чеченской Республике в условиях социально-политической стабилизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ / CONSTITUTION OF THE CHECHEN REPUBLIC / ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / BUDGETING / ВЫСОКОДЕПРЕССИВНАЯ МОДЕЛЬ / HIGHLY-DEPRESSIVE MODEL / МЕЗОЭКОНОМИКА / LOCAL GOVERNMENT / GOVERNMENTAL INSTITUTIONS / MESOECHOPOLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Висинбаев Апти Русланович

В статье рассмотрены особенности формирования и функционирования органов местного самоуправления в Чеченской Республике. Автор широко опирается при этом на конституционные основания, законодательную базу Чеченской Республики, а также на традиции и менталитет чеченского общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author represents the formation and functioning of the local municipal government in the Chechen Republic. The author's research is widely based on the Constitution and the legislature of the Chechen Republic as well as on the customs and mentality of the Chechen society.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нормативной базы функционирования местного самоуправления в Чеченской Республике в условиях социально-политической стабилизации»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ

УДК 352

Рассмотрим особенности формирования нормативной базы функционирования местного самоуправления в Чеченской Республике. Исторически Чеченской Республики как государственного образования раньше не существовало. В 19181920 годах современная территория Чечни входила в Терскую, а затем - в Горскую Республику. В 1922 году из состава Горской Республики была выделена Чеченская автономная область (АО) РСФСР. В 1934 году Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую АО. В 1936 году Чечено-Ингушская АО преобразована в одноименную автономную республику (ЧИАССР), которая была ликвидирована в 1944 году и восстановлена в 1957 году. В 1990 году ЧИАССР преобразуется в Чечено-Ингушскую Республику (ЧИР). В 1993 году Конституция Российской Федерации фактически закрепила разделение Республики Ингушетия и Чеченской Республики [4, с. 114-115]. С тех пор важнейшее влияние на формирование институтов власти Чеченской Республики оказывает ее Конституция [5], являющаяся основой формируемой системы местного самоуправления.

По меркам демократически развитых стран, современная Конституция Чеченской Республики является вполне демократической и в ней описывается идеальная модель общественно-политического устройства идеального социума. Так, в Конституции Республики записано, что государственная власть в Чеченской Республике осуществляется на основе разделе-

А.Р. ВИСИНБАЕВ

ния на законодательную, исполнительную и судебную (статья 4). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти объявлены самостоятельными. Государственную власть в Чеченской Республике осуществляют Президент Чеченской Республики, Парламент Чеченской Республики (Совет Республики, Народное Собрание), Правительство Чеченской Республики, суды Чеченской Республики, а также иные органы государственной власти Чеченской Республики, образуемые в соответствии с Конституцией (статья 5).

Тем не менее особенности политического устройства Чеченской Республики есть, и они сохраняются.

Во-первых, в период до 1991 года эта республика была в составе другого субъекта Советского Союза, а именно в составе Чечено-Ингушской Республики. Поэтому реальный опыт самостоятельного участия в политической жизни у Чеченской Республики составляет менее 15 лет.

Во-вторых, этот опыт крайне противоречив и неоднозначен.

В-третьих, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века парламентская республика в России как форма политической власти продемонстрировала свою довольно низкую эффективность и неспособность решить основные проблемы населения. Политический конфликт, разрешенный в октябре 1993 года, показал, что политические элиты в нашей стране предпочитают президентскую республику.

Институты власти современного чеченского общества имеют немало харак-

терных особенностей, вызванных его историческим развитием. Чеченский народ за период своего существования создал несколько этнических социальных институтов, которые оказались жизнеспособными и в условиях тоталитарного режима. В настоящее время тухтумы и тейпы, вирды и тарикаты продолжают оказывать серьезное влияние на чеченское общество и, возможно, это влияние должно быть ин-ституализировано в современной системе власти Чечни (например, на уровне муниципальной власти) [2, с. 52-54].

Дифференциация российских регионов по ключевым показателям их развития обусловливает и региональную специфику становления и развития системы местного самоуправления, в том числе и в Чеченской Республике, одном из сложных и проблемных регионов страны. В силу ряда внешних и внутренних факторов, развитие местного самоуправления идет здесь по особому пути, обусловленному социально-экономическими, политическими и национальными особенностями. Одна из серьёзнейших проблем связана с институционально-правовой основой местного самоуправления, определением границ территорий, на которых осуществляется эта форма власти. Требуют научной детальной проработки и вопросы законодательно-нормативного регулирования деятельности муниципальной власти в общей логике федерального и регионального уровней власти.

Местное самоуправление востребовано в республике национальными традициями образа жизни чеченского народа, однако его социальная эффективность прямо зависит от наличия в действиях власти осознания того, что именно население, проживающее на территории муниципального образования, является основным субъектом муниципальной системы управления, принимающим непосредственное участие в процессе принятия решений по вопросам местного значения [1]. В историческом контексте в Чеченской Республике различные формы местной власти доказали свою жизнеспособность и поэтому становление общефедеральной модели МСУ имеет со-циополитический фундамент.

В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-131) в Чеченской Республике принято 13 базовых Законов и 90 сопутствующих нормативных правовых актов по вопросам организации местного самоуправления, включая акты администраций городов и районов, которые в соответствии с Конституцией республики на период до образования органов местного самоуправления исполняют их полномочия.

В июне 2008 года принято 8 законов Чеченской Республики об образовании муниципальных образований Чеченской Республики, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района, городского округа, городского и сельского поселений. 24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», в разработке которого принимали активное участие Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики, Парламент Республики, главы администраций городов и районов. В соответствии с временными рамками, установленными данным законом, Администрацией Президента и Правительства Чеченской Республики были подготовлены предложения в план законопроектной работы Парламента Чеченской Республики, обеспечивающие организационно-правовые мероприятия, которые необходимо провести в 2009 году, включая проведение выборов в органы местного самоуправления и начала их функционирования.

В феврале 2009 года приняты законы Чеченской Республики об образовании муниципальных образований, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района, городского округа, городского и сельского поселений по оставшимся 8 районам и г. Аргун. В связи с неопределенностью административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, закон Чеченской Республики об образовании муниципального образования Сунженский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального

района и сельского поселения, принят с оговоркой об окончательном установлении границ Сунженского муниципального района после заключения соглашения между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия об установлении административной границы в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Окончательно структура муниципальных образований выглядит следующим образом:

- сельских - 217; поселений

- городских - 2 (г. Урус-Мартан, поселений г. Шали);

- городских - 2 (г. Грозный, округов г. Аргун);

- муниципальных - 15. районов

Во исполнение вышеназванного Федерального закона № 207-ФЗ, Президентом Чеченской Республики был внесен и принят Парламентом Чеченской Республики закон Чеченской Республики от 27 февраля 2009 года № 20-рз «О мерах по организации органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Чеченской Республике».

В качестве реализации мероприятий переходного периода министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики для исполнения полномочий в сфере здравоохранения, образования, культуры, и коммунальных услуг администрациям городов и районов Чеченской Республики переданы в муниципальную собственность 254 объекта. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и ФЗ-131, в целях нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса в Чеченской Республике, приняты соответствующие указы Президента и постановления Правительства Чеченской Республики, на основании которых из республиканского бюджета, в соответствии с утвержденной методикой, районным бюджетам представляются субсидии из Фонда финансовой поддержки районов и городов Чеченской Республики на обеспечение сбалансированности районных и городских бюджетов. Для финансового обеспечения делегированных полномочий местным бюджетам, из рес-

публиканского фонда компенсаций выплачиваются соответствующие субвенции.

Полномасштабные и устойчивые проявления депрессивности, сопровождаемые действием негативных, продуцирующих и усугубляющих кризисное состояние мезоэкономики факторов, позволяют говорить о переходе территориально-хозяйственной системы в высокодепрессивное состояние, исключающее не только инвестиционный, но и восстановительный рост вне задействования экзогенных экономических ресурсов, в том числе и инвестиционных. Высокодепрессивная модель мезоэкономики в полной мере имманентна Чеченской Республике, чья территориально-хозяйственная система за период военных действий и экономической автаркии подверглась высокой степени деградации, а на современном этапе недоинвестируется. При пятикратном отставании от среднего по России показателя душевого объёма инвестиций в основной капитал, душевой объём государственных инвестиций в Чеченскую республику лишь в 1,3 раза превышает средний по России показатель. Реализация потенциала государственного инвестирования в регионе лимитирована общим дефицитом бюджетно-финансовых ресурсов (особенно их инвестиционной составляющей), несоответствием заявляемой потребности в инвестициях, выделяемых и осваиваемых сумм, отсутствием реального контроля за расходованием средств и распылением ответственности, неполным соответствием реализуемых в республике экономических целей приоритетам формирования современной (в отраслевом, институциональном, технико-технологическом отношении) структуры хозяйства [3].

За прошедшие три года в республике проведены беспрецедентные по своим темпам мероприятия по восстановлению и строительству жилья объектов социальной инфраструктуры, коммуникаций жизнеобеспечения населения, продолжается восстановление объектов производства, то есть укрепляется бюджетообразующая составляющая территорий. В 2008 году с образованием собственных бюджетов осуществляли свою работу все 15 сельских районов, города Грозный и Аргун, а в 2009 году образованы бюд-

жеты также на уровне городских и сельских поселений.

Вышеназванные мероприятия позволяют приобрести опыт управления имуществом и финансами и значительно облегчат работу будущих органов местного самоуправления, которые приступили к исполнению своих полномочий с 1 января 2010 года. В целях изучения опыта организации местного самоуправления регионов России и подготовки кадров, будущих муниципальных служащих в течение последних трех лет главы и специалисты районных, городских и сельских администраций обучались в 28 различных семинарах, организованных Федеральным центром (в общей сложности около 300 человек).

До и после завершения формирования органов местного самоуправления в Чеченской Республике и передаче им соответствующих полномочий необходимо переподготовить около 2500 специалистов горрайадминистраций, имеющих профессиональную подготовку, хорошо представляющих цели и задачи реформы местного самоуправления. После выборов в органы местного самоуправления будет необходимо провести соответствующее обучение свыше 2000 депутатов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

Для выполнения данной задачи на базе Чеченского государственного универ-

ситета при активном участии Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики создан и функционирует Методический центр по подготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих в рамках общероссийской системы подготовки кадров поддержки сопровождения органов местного самоуправления, созданной Минре-гионом России.

Чеченская Республика является полноправным субъектом Российской Федерации. Она имеет свою конституцию, которая соответствует Конституции РФ и федеральным законам, имеющим верховенство на всей территории РФ. Местное самоуправление гарантируется Конституцией Чеченской Республики и осуществляется в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Чеченской Республике». Вместе с тем развитие института местного самоуправления происходит сложно. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин: фрагментарностью законодательной базы, инерционностью местной власти, доминированием авторитарных методов управления в области местного самоуправления. Отметим также, что ни один регион России не имеет такой социальной базы для местного самоуправления, как Чеченская Республика, и сам менталитет чеченского народа предполагает самоуправление.

1. Бахарчиев Р.С. Местное самоуправление в Чеченской Республике: особенности становления // Социология власти. РАГС. - 2008. - № 2.

2. Замычкин Я.Е. Некоторые особенности политической системы Чеченской Республики // Власть. - 2006.-

№ 10.

3. Исраилов А.А., Дружинин А.Г., Гонтарь Н.В. Совершенствование государственного инвестирования в интересах экономической стабилизации в высокодепрессивном регионе: условия и механизмы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Вопросы теории и практики экономики. Спецвыпуск. - 2006.

4. Федерализм: энциклопедия. - М.: МГУ, 2000.

5. chechnya.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.