Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫК ЧТЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / READING SKILL / PRIMARY SCHOOL AGE / MENTAL RETARDATION / TECHNIQUES AND METHODS OF FORMING READING SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таймазова Э.М.

Статья посвящена формированию базового навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития. В данной рассмотрены приемы и методы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таймазова Э.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF READING SKILLS IN YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the formation of basic reading skills in younger students with mental retardation. This article describes the techniques and methods of forming the reading skill in younger students with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.9

Таймазова Э.М. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» научный руководитель: Бобрик Ю.В.

профессор

кафедра специального (дефектологического) образования

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена формированию базового навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития. В данной рассмотрены приемы и методы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: навык чтения, младший школьный возраст, задержка психического развития, приемы и методы формирования навыка чтения.

Taymazova E., student Crimean engineering and pedagogical Institute of THE Republic of Kazakhstan Fevzi Yakubov University» Simferopol

Scientific adviser: Bobrik Y.Professor departments of special (defectological) education FEATURES OF THE FORMATION OF READING SKILLS IN YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Annotation. The article is devoted to the formation of basic reading skills in younger students with mental retardation. This article describes the techniques and methods of forming the reading skill in younger students with mental retardation.

Keywords: reading skill, primary school age, mental retardation, techniques and methods of forming reading skills.

Стремительные социально-культурные и технические преобразования современного общества привносят и много проблем в развитии подрастающего поколения. Растет количество детей группы риска, расширяется перечень факторов, которые их провоцируют. Среди общих проблем и аномалий развития самой многочисленной является категория детей группы задержки психического развития.

Проблема задержки психического развития детей остро встала и перед психолого-педагогической наукой прошлого века, и не теряет актуальности

и сегодня.

Исследованием феномена задержки психического развития занимались многие ученые: Т.А. Власова [2], В.И. Лубовский [7], В.Ф. Мачихина [8], Н.А. Цыпина [8] и другие.

Круг вопросов коррекции нарушений психического развития детей данной категории в специальной психолого-педагогической литературы рассматривались в контексте проблемы психологической готовности детей в школу и трудностей школьного обучения.

В частности, А.Н. Антипина определяет задержку психического развития как «...категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» [1], Т.А. Власова называет задержку психического развития как переходную форму между нормой и дефективностью [2], В.И. Лубовский называет детей с задержкой психического развития «слабо одаренными» [7].

Исследуя данную проблему такие авторы как В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина предлагают рассматривать задержку психического развития как «определенное замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, в быстром истощении в интеллектуальной деятельности» [8, с. 29].

Исследователь В.В. Лебединский, указывая на клинический аспект ЗПР, отмечает, это «аномалия развития, которая наделена значительным полиморфизмом клинико-онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза» [6, с. 40].

В свою очередь В.И. Лубовский определяет детей с задержкой психического развития как «отстающих в развитии, но имеющих потенциальные возможности интеллектуального развития. Он подчеркивает, что задержка психического развития преодолевается тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются специальные условия обучения и развития» [7, с. 18].

Психолог Л.С. Выготский отмечал, «обучение ведет к развитию» и единственным способом компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения [3, с. 38].

Специальная педагогика и психология под задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии.

Задержка психического развития является полиморфным нарушением, поскольку у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой - мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений

и разной степенью незрелости мозговых структур [1].

Результаты научных исследований В.И. Лубовского и Т.А. Власовой дают основание сделать вывод, что задержка психического развития - это особое состояние развития личности в сравнении с нормой, который является основной причиной тяжелого обучения и воспитания детей младшего школьного возраста [2; 7].

Во время обучения младшие школьники с ЗПР овладевают двумя видами чтения - вслух и молча. У младших школьников с ЗПР вследствие характерных особенностей их психической деятельности навык чтения формируется замедленно. Это обусловлено спецификой мыслительных процессов, своеобразием в установлении связей между зрительным и слуховым восприятием и звуковым. Эти особенности задерживают процесс автоматизации чтения, препятствующий пониманию прочитанного текста.

С одной стороны, трудности в понимании прочитанного тормозят совершенствование скорости и правильности чтения. С другой стороны, недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп) обусловливают трудности понимания тесту для чтения. Такое взаимовлияние приводит к резкому отставанию скорости чтения у учащихся с ЗПР и предполагает развитие навыки чтения путем усовершенствования всех его компонентов [3].

Поэтому внимание учащихся 1 -2 классов сосредотачивается на интенсивном формировании качеств чтения вслух, а со второго полугодия для учащихся 2 класса применяется методика обучения читать молча. В этот период целесообразным является полугласное чтение как переходная форма к молчаливому чтению. В 3-4 классах ведущее место в восприятии и усвоении учебного материала принадлежит молчаливому чтению. В работе с текстом соответственно увеличивается количество упражнений и заданий на развитие смысловой стороны чтения [6].

Осознанность, как один из важных компонентов навыка чтения закладывается на первом этапе обучения. Вследствие особенностей познавательной деятельность детей с ЗПР обучение пониманию прочитанного является сложной задачей. Поэтому с самого начала букварного периода должна проводиться разнообразная работа, направленная на понимание детьми смысла прочитанного. С этой целью полезно, складывая слова, включающие прочитанные слоги, объяснять значение отдельных слов, придумывать с ними простые предложения, находить относящиеся к ним иллюстрации в виде сюжетных или предметных рисунков [8].

В процессе организации корекционно-розвивающей работы на уроках чтения учитель должен помнить, что возрастает значение словарной работы. При проведении словарно-фразеологического анализа текстов выясняется, что значительное количество слов не понятно детям с задержкой психического развития. Это слова - названия абстрактных понятий, которые

удалены от повседневной жизни детей, слова - признаки предметов, особенно эпитеты, метафоры, некоторые действия и их обстоятельства, идиоматические выражения.

Для объяснения значений слов и выражений используют различные средства. В одних случаях, для правильного соотнесения слова с предметом, учитель показывает конкретный предмет, муляж или макет, обращает внимание учеников на их признаки и демонстрирует нужное движение или заменяет их показом изображения на рисунке. В других случаях целесообразно использовать для объяснения слов синонимы, а иногда и антонимы, которые знакомы детям; целесообразно обращаться к контексту, вводя непонятное слово в доступную фразу; можно использовать родовое определение или простое описание. Иногда возможно толкование слова из -за значения его корня [7].

Необходимо приучать детей с ЗПР выделять в тексте непонятные слова и обязательно выяснять их значение. Для ввода новых слов в активную речь учеников, необходимо побудить детей составлять с этими словами предложения, включать их в пересказ, использовать в рассказах по картинкам.

Развитие и совершенствование правильности, скорости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения [5].

При работе с текстом дети сначала учатся отвечать на вопросы по его содержанию, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы у них формируется умение сравнивать то, о чем они узнали из текста, из собственным опытом, наблюдениями и прочитанными произведениями.

Школьники овладевают умением сначала с помощью учителя, а далее и самостоятельно определять главную мысль произведения. Их следует постепенно, поэтапно переводить от умения работать с текстом с помощью учителя к самостоятельной работы над ним [4].

Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у школьников по ЗПР умение сначала по вопросам учителя, а дальше самостоятельно передавать содержание прочитанного, выполнять короткий выборочный перевод.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей учат использовать язык автора (цитирования), пословицы, устойчивые фразеологические обороты, грамматически правильно строить высказывания, придерживаться литературного произношения [35].

Основными задачами уроков работы с детской книгой, работы с информацией в 1-4 классах является расширение круга детского чтения,

формирование читательской самостоятельности учащихся, содействие развитию информационной культуры младших школьников с ЗПР.

Так, в 1 и 2 классе учитель направляет школьников на широкое ознакомление с миром доступных им книг по собственной инициативе, на поиск среди них тех, которые в наибольшей степени могут удовлетворить познавательные интересы каждого из учеников [3].

В 3-4 классах самостоятельная читательская деятельность также имеет свои особенности. Одной из приоритетных задач в этот период является формирование и развитие у школьников с ЗПР продуктивных способов самостоятельной проработки содержания различных типов и видов детских книг, не слишком значительных по объему, справочной литературы, детской периодики, а также умений осуществлять поиск, отбор, систематизацию, обобщение учебно-познавательной информации, пользуясь средствами библиотечно-библиографической книги, а также Интернет-ресурсами детской библиотеки [4].

Таким образом, у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, наблюдаются недостатки непроизвольного и произвольного запоминания. Внимание характеризуется неустойчивостью, пониженная концентрация, повышенная отвлечение. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Для ребенка с задержкой психического развития необходим более длительный период для приема и переработки зрительных, слуховых и других впечатлений. Вследствие чего у большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в чтении.

Использованные источники:

1. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина. // Начальная школа. - 2013. - С. 6062.

2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Наука, 2013. - 240 с.

3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,

2013. - 654 с.

4. Кубасова О. В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О. В. Кубасова. - 3-е изд., стереотип. -М.: Дело, 2011 - 144 с.

5. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: учеб. пособие. / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2016. - 143 с.

6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: МГУ, 2015. - 197 с.

7. Лубовский, В.И. Обучение детей с ЗПР / В.И. Лубовский -Смоленск,

2014. - 43 с.

8. Мачихина, В.Ф. Обучение детей с ЗПР. / В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. - М.: Просвещение, 2017. - 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.