Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / WRITTEN SPEECH / MENTAL RETARDATION / PRIMARY SCHOOL AGE / VIOLATION OF WRITTEN SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полищук Н.А.

Данная статья посвящена характеристике специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе изложения обосновано понятие «задержка психического развития», рассмотрены особенности нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития и исследованы специфические ошибки их письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF SPECIFIC WRITING ERRORS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

This article is devoted to the characteristic of specific writing errors in primary school children with mental retardation. In the course of the presentation, the concept of "mental development delay" is justified, the features of writing disorders of younger students with mental development delay are considered, and specific errors of their writing are investigated.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 372.45

Полищук Н.А. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» Научный руководитель: Бобрик Ю.В.

профессор

кафедра специального (дефектологического) образования

Россия, г. Симферополь

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: Данная статья посвящена характеристике специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе изложения обосновано понятие «задержка психического развития», рассмотрены особенности нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития и исследованы специфические ошибки их письма.

Ключевые слова: письменная речь, задержка психического развития, младший школьный возраст, нарушение письменной речи.

N. Polishchuk student

Crimean engineering and pedagogical Institute of THE Republic of Kazakhstan Fevzi Yakubov University» Scientific adviser: Y. Bobrik professor

departments of special (defectological) education

Russia, Simferopol

CHARACTERISTICS OF SPECIFIC WRITING ERRORS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Annotation: This article is devoted to the characteristic of specific writing errors in primary school children with mental retardation. In the course of the presentation, the concept of "mental development delay" is justified, the features of writing disorders of younger students with mental development delay are considered, and specific errors of their writing are investigated.

Key words: written speech, mental retardation, primary school age, violation of written speech.

Стремительные социально-культурные и технические преобразования современного общества привносят и много проблем в развитии

подрастающего поколения. Растет количество детей группы риска, расширяется перечень факторов, которые их провоцируют. Среди общих проблем и аномалий развития самой многочисленной является категория детей группы задержки психического развития.

Проблема задержки психического развития детей остро встала и перед психолого-педагогической наукой прошлого века, и не теряет актуальности и сегодня.

Исследованием феномена задержки психического развития занимались многие ученые: Л. М. Блинова, Т. А. Власова, Т. Д. Ильяшенко, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, Т. В. Сак и другие.

Круг вопросов коррекции нарушений психического развития детей данной категории в специальной психолого-педагогической литературы рассматривались в контексте проблемы психологической готовности детей в школу и трудностей школьного обучения.

В частности, А. Н. Антипина определяет задержку психического развития как «...категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» [1], Т. А. Власова называет задержку психического развития как переходную форму между нормой и дефективностью [2], В. И. Лубовский называет детей с задержкой психического развития «слабо одаренными» [5].

Исследуя данную проблему В. Ф. Мачихина, Н. А. Цыпина предлагают рассматривать задержку психического развития как определенное замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, в быстром истощении в интеллектуальной деятельности[б, с. 29].

Психолог Л. С. Выготский отмечал, «обучение ведет к развитию» и единственным способом компенсации нарушений развития является целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящихся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения [3, с. 38].

Нарушение письма (дисграфия) представляет собой не самостоятельное нарушение, а оказывается одним из симптомов достаточно сложного синдрома, сопровождающего ребенка с момента его рождения.

В последние годы акцент в коррекционной работе сместился в сторону более раннего выявления нарушений в развитии ребенка и начала комплексной коррекционной работы.

Существует реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка с дошкольном возраста, используя в полной мере потенциал сенситивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждения возникновения вторичных нарушений.

Нарушение письменной речи «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявить предпосылки дисграфии, которая неизбежно проявится у детей в начале школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер [3].

В работе с детьми с задержкой психического развития необходимо опираться на одно из ведущих положений психологии о том, что способности как индивидуальные свойства личности формируются в деятельности и врожденными могут быть только задатки (морфофункциональные особенности мозга), которые являются лишь предпосылками, возможностями к развитию способностей [б].

Далее охарактеризуем особенности проявления нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Характеризуя проявления затруднений в овладении письмом детьми с ЗПР, можно выделить несколько видов наиболее типичных ошибок в письме детей: для детей с ЗПР характерны замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания; дети с ЗПР испытывают сложности при переводе звука в букву и наоборот, а также при переводе печатной графемы в письменную; трудности звукобуквенного анализа и синтеза обусловливают характерные для детей с ЗПР ошибки в виде пропуска гласных букв; младшие школьники с ЗПР не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек, пишут слитно слова, что может быть связано с неполноценностью анализа языковых единиц; очень часто детей с ЗПР характеризует медленный темп письма, быстрая утомляемость, несоблюдение размера графических элементов [1].

Перерастание затруднений в овладении письмом в дисграфию у младших школьников с ЗПР происходит в два раза чаще, чем у их сверстников, имеющих нормальное развитие. Это обусловлено тем, что, в силу особенностей состояния психической сферы детей с ЗПР, у них не происходит своевременное объединение и автоматизация операций процесса письма, не устанавливается автоматизация иерархии взаимодействия элементарных психических процессов и высших психических функций, обеспечивающих письмо [4].

Дисграфия у детей с ЗПР в большинстве случаев не является специфическим языковым нарушением. У них сравнительно редко встречается какой-либо один, выделяемый педагогической классификацией вид дисграфии. В основном, структура дефекта представляет собой комплексное, с разной степенью выраженности расстройство ряда вербальных и невербальных психических функций, сочетание которых индивидуально в каждом конкретном случае.

Выводы. Таким образом, общей характерной особенностью нарушений письма у детей с ЗПР является то, что структура нарушения письма, за редкими исключениями, включает не единичные неполноценные звенья, а целые комплексы сочетаний неполноценных звеньев. Это

препятствует компенсации затруднений в овладении письмом, способствует формированию стойкой дисграфии и превращает расстройство письма в системное нарушение. Специфические нарушения письма возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков. Знание этих закономерностей открывает перспективы для практиков в плане создания диагностических и скрининговых методик, направленных на раннее выявление нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.

Использованные источники:

1. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина. // Начальная школа. - 2013. -С. 60-62.

2. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М.: Просвещение, 2015. - 119 с.

3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,

2013. - 654 с.

4. Ибрагимова, А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся c ЗПР / А.И. Ибрагимова. - Н Челны, 2017. - 316 с.

5. Лубовский, В.И. Обучение детей с ЗПР / В.И. Лубовский -Смоленск,

2014. - 43 с.

6. Мачихина, В.Ф. Обучение детей с ЗПР. / В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. - М.: Просвещение, 2017. - 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.