УДК 373.24
Бурба М.А.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода
Джафарова А.В.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода
Калашникова Л.В
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 89 г. Белгорода
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассматривается процесс чтения. Выделяются предпосылки овладения навыком чтения. Анализируются особенности формирования навыка чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рассматриваются направления логопедической работы при подготовке детей к овладению навыком чтения.
Ключевые слова
Предпосылки чтения, дошкольники, общее недоразвитие речи, процесс чтения, формирование готовности к чтению.
Вопрос готовности дошкольника к овладению навыком чтения относится к проблеме общей готовности ребёнка к обучению в школе. Ученик с нормальным развитием способен овладеть чтением как вторичным речевым навыком, ведь перед этим у него уже сложилась устная речь и словесное мышление. Хорошо развитая устная речь послужит опорой для него при овладении навыком чтения.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) не имеют такую опору, их речевые умения недостаточно развиты. Даже само приобретение этих речевых навыков для детей с ОНР сопровождается трудностями. Таким образом, необходимо знать, какие существуют предпосылки к овладению навыком чтения у таких дошкольников.
Актуальность исследования заключается в том, что, логопедическая работа по подготовке детей с общим недоразвитием речи к овладению навыком чтения, начатая в дошкольный период способствует предотвращению многих причин школьной неуспеваемости и снижает вероятность возникновения дислексии.
Задачи данного исследования:
1) рассмотреть процесс чтения;
2) выделить предпосылки овладения навыком чтения;
3) выявить особенности формирования навыка чтения у дошкольников с общим недоразвитием
речи;
4) рассмотреть направления логопедической работы при подготовке детей с общим недоразвитием речи к овладению навыком чтения.
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, Рече двигательный, а также речеслуховой анализаторы Первым делом в процесс чтения включается зрительное восприятие, различение и узнавание букв. Далее буквы соотносятся с соответствующими звуками и воспроизводится звук произносительный образ слова, осуществляется прочитывание. Наконец, звуковая форм слова соотносится с его значением - происходит понимание читаемого.
Проанализировав труды таких авторов, как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова можно выделить следующие предпосылки овладения навыком чтения:
Во-первых, хорошо развитая устная речь, ребёнок к старшему дошкольному возрасту владеет всеми сторонами родной речи (фонетической, лексико-грамматической, а также навыками связной речи). У ребёнка отсутствуют нарушения звуопроизношения. Он правильно оформляет свою речь, не избегает
сложных фраз, не ограничивается короткими предложениями. Дошкольник может опереться на точные языковые обобщения, на четкие представления о закономерностях изменения слов и их сочетаемости в предложении. У него богатый словарный запас.
Во-вторых, сформированное фонематическое восприятие. Ребёнок способен по дифференциальным признакам различать на слух звуки как чужой речи, так и собственной. К старшему дошкольному возрасту ребёнок способен к выделению ошибок произношения в чужой речи, а также может на слух контролировать свою собственную речь.
Третьей значимой предпосылкой овладения навыком чтения является сформированный фонематический анализ и синтез звучащей речи. Ребёнок способен выделять звуки в потоке речи и хорошо ориентируется в фонематической стороне языка. Чтобы усвоить слитное чтение дети должны соотносить букву только с определенным звуком, отличив его от других. Кроме этого, они должны иметь представление об обобщенном его звучании.
Сливать звуки в слоги - это произносить их так, как они звучат в устной речи. Когда дошкольник не владеет четкими представлениями о звукобуквенном составе слова, тогда обобщенные звук слоговые образы, формируются с трудом.
Четвертая предпосылка овладения навыком чтения - это сформированные символические способности, благодаря которым образовывается связь «звук - буква» и сохраняется заданная последовательность графических символов при чтении.
Дети на высоком уровне воспроизводят последовательности движений, звуковые и графические ритмы, не допускают ошибок при воспроизведении последовательности изображений, воспроизводят временную последовательность вербальных стимулов (слова, цифры), способны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы).
Пятой предпосылкой являются недостаточно развитые пространственные представления, а также зрительный анализ, синтез и мнезис. Дошкольник хорошо различает предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, квадратный, треугольный, прямоугольный, и т. п.). Различает фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеет такими понятиями, как «больше - меньше», «высокий - низкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий», «толстый - тонкий». Определяет расположение предметов и фигур в пространстве по отношению друг к другу, т. е. понимает пространственные отношения между ними: «вверху - внизу», «высоко - низко», «выше - ниже», «слева - справа».
Согласно определению ОНР, которое в своей работе приводят Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В., у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны устной речи (недоразвиты фонематические процессы, нарушено звукопроизношение, бедный словарный запас, нарушена лексико-грамматическая сторона речи, недостаточно развита связная речь) [9, с. 14], это вызывает трудности при овладении навыком чтения. Список использованной литературы:
1. Иванова Н.В. Предпосылки овладения чтением дошкольниками с общим недоразвитием речи // Педагогика и современность. 2014. № 4. С. 85-88.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997.
3. Крылова М.Н. Нарушение чтения у детей: причины, последствия, проблемы // Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 3(53). С. 108-111.
4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983.
5. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998.
6. Моисеенко Л.А. Полифункциональные дидактические пособия для формирования предпосылок письменной речи у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2014. № 1(67). С. 103-114.
7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1997.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: ДРОФА, 2010.
© Бурба М А., Джафарова А.В., Калашникова Л.В., 2021