Научная статья на тему 'Особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации'

Особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безопасность / индикатор / механизм / цифровизация / цифровые технологии / экономическая безопасность / security / indicator / mechanism / digitalization / digital technologies / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубцова О.А., Акулич А.В.

В данной статье обобщены особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации. Тенденции экономического развития государств все в большей степени зависят от информационно-коммуникационных технологий, что означает необходимость преобразования национальных экономик. Трансформационные и модернизационные изменения приводят к повышению актуальности научных исследований по обеспечению экономической безопасности государства и формированию соответствующих механизмов. Глобализация и цифровизация существенно меняют взгляды на проблему экономической безопасности государства, что обуславливает актуальность и необходимость рассмотрения механизмов ее обеспечения для устойчивого экономического роста. Это связано с экзогенными факторами, рисками безопасности, которые несет цифровизация, поэтому данный вопрос является актуальным и требует дальнейшего изучения. Цель исследования заключается в обосновании подходов к формированию механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации. В процессе исследования рассмотрены основные понятия и подходы к определению экономической безопасности государства как системы. Раскрыты составляющие механизма стратегического управления экономической безопасностью государства. Исследована современная ситуация и показатели экономической безопасности РФ и разработан механизм стратегического управления ею в условиях цифровизации. Методологической базой исследования послужили теория экономической безопасности, стратегического менеджмента. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы, а именно: аналитический, анализа и синтеза, абстрактно-логический, абстрагирования, графический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубцова О.А., Акулич А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism Formation Features for Strategic Management of the State Economic Security in the Context of Digitalization

This article summarizes the formation features of a mechanism for the strategic management of the economic security of the state in the conditions of digitalization. Trends in the state economic development of the states are increasingly dependent on information and communication technologies, which means there is the need to transform national economies. Transformational and modernizational changes lead to an increase in the relevance of scientific research to increase the economic security of the state and the formation of appropriate mechanisms. Globalization and digitalization are significantly change the view on the problem of the state economic security, which determines the relevance and need to consider the mechanisms of ensuring it for sustainable economic growth. This is due to exogenous factors and security risks caused by digitalization; therefore, this issue is relevant and requires further study. The purpose of the study was to substantiate approaches to the formation of a mechanism for strategic management of the state economic security in the context of digitalization. During the research, the basic concepts and approaches to determination of the state economic security as a system have been considered. The components of the mechanism for strategic management of the economic security of the state have been revealed. The current situation and indicators of economic security of the Russian Federation have been studied. A mechanism for strategic management of the state economic security of in the context of digitalization has been developed. The methodological basis of the study was the theory of economic security and strategic management. During the research process, general scientific and special methods were used, namely: analytical; analysis and synthesis; abstract-logical; abstraction, graphic.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2024.2(51).45-52 УДК 338:004.9(470) JEL H56, I38, O21

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

О.А. Голубцова, Луганский государственный университет им. Владимира Даля, Луганск, Россия А.В. Акулич, Луганский государственный университет им. Владимира Даля, Луганск, Россия

Аннотация. В данной статье обобщены особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации. Тенденции экономического развития государств все в большей степени зависят от информационно-коммуникационных технологий, что означает необходимость преобразования национальных экономик. Трансформационные и модернизационные изменения приводят к повышению актуальности научных исследований по обеспечению экономической безопасности государства и формированию соответствующих механизмов. Глобализация и цифровизация существенно меняют взгляды на проблему экономической безопасности государства, что обуславливает актуальность и необходимость рассмотрения механизмов ее обеспечения для устойчивого экономического роста. Это связано с экзогенными факторами, рисками безопасности, которые несет цифровизация, поэтому данный вопрос является актуальным и требует дальнейшего изучения. Цель исследования заключается в обосновании подходов к формированию механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации. В процессе исследования рассмотрены основные понятия и подходы к определению экономической безопасности государства как системы. Раскрыты составляющие механизма стратегического управления экономической безопасностью государства. Исследована современная ситуация и показатели экономической безопасности РФ и разработан механизм стратегического управления ею в условиях цифровизации. Методологической базой исследования послужили теория экономической безопасности, стратегического менеджмента. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы, а именно: аналитический, анализа и синтеза, абстрактно-логический, абстрагирования, графический.

Ключевые слова: безопасность, индикатор, механизм, цифровизация, цифровые технологии, экономическая безопасность

Для цитирования: Голубцова О.А., Акулич А.В. Особенности формирования механизма стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации // ВЕЫЕР1СИ1М. 2024. № 2(51). С. 45-52. DOI: 10.34680/ВЕЫЕР1СИ1М.2024.2(51).45-52

ORIGINAL PAPER

MECHANISM FORMATION FEATURES FOR STRATEGIC MANAGEMENT OF THE STATE ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

О.A. Golubtsova, Lugansk Vladimir DahL State University, Lugansk, Russia A.V. Akulich, Lugansk Vladimir Dahl State University, Lugansk, Russia

Abstract. This article summarizes the formation features of a mechanism for the strategic management of the economic security of the state in the conditions of digitalization. Trends in the state economic development of the states are increasingly dependent on information and communication technologies, which means there is the need to transform national economies. Transformational and modernizational changes lead to an increase in the relevance of scientific research to increase the economic security of the state and the formation of appropriate mechanisms. Globalization and digitalization are significantly change the view on the problem of the state economic security, which determines the relevance and need to consider the mechanisms of ensuring it for sustainable economic growth. This is due to exogenous factors and security risks caused by digitalization; therefore, this issue is relevant and requires further study. The purpose of the study was to substantiate approaches to the formation of a mechanism for strategic management of the state economic security in the context of digitalization. During the research, the basic concepts and approaches to determination of the state economic security as a system have been considered. The components of the mechanism for strategic management of the economic security of the state have been revealed. The current situation and indicators of economic security of the Russian Federation have been studied. A mechanism for strategic management of the state economic security

of in the context of digitaLization has been developed. The methodological basis of the study was the theory of economic security and strategic management. During the research process, general scientific and special methods were used, namely: analytical; analysis and synthesis; abstract-Logical; abstraction, graphic.

Keywords: security, indicator, mechanism, digitalization, digital technologies, economic security

For citation: GoLubtsova O.A., AkuLich A.V. Mechanism Formation Features for Strategic Management of the State Economic Security in the Context of Digitalization // Beneficium. 2024. Vol. 2(51). Pp. 45-52. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2024.2(51).45-52

Введение

Цифровизация фундаментально изменила мировую экономику, и в дальнейшем эта трансформация будет происходить еще быстрее. Развитие теории экономической безопасности государства как самостоятельной научной дисциплины достаточно тесно зависит от специфики конкретной исторической эпохи, в которой работают исследователи этого направления. Связано это с тем, что теория экономической безопасности государства в большей степени ориентирована на исследование научных проблем, актуальных в определенных политико-экономических условиях, которые в исторической перспективе очень быстро изменяются. Благодаря этому развитие теории экономической безопасности государства происходит крайне динамично: существенно пересматриваются наиболее распространенные концепции и теории, формируются новые научные школы, изменяются методологические подходы и приоритетные направления исследований и т.д.

Высокая скорость, с которой эволюционирует теория экономической безопасности государства, дает основания некоторым ученым отрицать статус этого направления исследований как принадлежащего к научной сфере. С нашей точки зрения такой подход необоснован, поскольку динамичность развития теории экономической безопасности государства объясняется скоростью изменения основных тенденций в мировой экономике и развитии инноваций во всех сферах. Теория экономической безопасности государства достаточно оперативно реагирует на изменения обстоятельств и контекста, в которых находится объект его исследования.

Теория экономической безопасности государства и механизмов ее формирования является динамичной сферой научных исследований, направления и характер развития которой прочно зависят от контекста, формируемого конкретным историческим периодом, в котором проходят научные исследования [1].

Первые фрагментарные исследования в сфере экономической безопасности государства берут начало еще в период возникновения и развития института государства как социально-политической формы организации общества. Учитывая важность вектора экономического развития государства, вопросы экономической безопасности всегда занимали важное место, но не всегда массив информации в этой сфере приобретал форму научного знания.

Проблематике обеспечения экономической

безопасности посвящено большое количество научных публикаций. Как показывает анализ научной экономической литературы, учеными уделяется значительное внимание разнообразным аспектам экономической безопасности государства, в частности в условиях цифровизации экономии и общества [2]. Среди последних исследований в экономической сфере наблюдается тенденция поиска новых форм и механизмов стратегического управления А. ^Н^И (А. Квилинский), 1_. Нпа1уБИуп (Л. Гнатышин), О. РгокоруБИуп (О. Прокопишин), N. ТгиБИкта (Н. Трушкина). К новым формам экономической деятельности исследователи относят [3]: сетевую, информационную и цифровую экономику, технологию блокчейн, искусственный интеллект, электронный бизнес, электронную коммерцию и т.д. С учетом вышесказанного необходима проработка новых подходов к формированию механизма стратегического управления экономической безопасностью государства.

Цель исследования - обоснование подходов к формированию механизма стратегического управления экономической безопасностью государства.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

• обобщить понятие и раскрыть особенности экономической безопасности государства как системы;

• раскрыть составляющие механизма стратегического управления экономической безопасностью государства;

• исследовать современную ситуацию и показатели экономической безопасности РФ;

• разработать механизм стратегического управления экономической безопасностью государства.

Теоретическую и методическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по современным проблемам стратегического управления экономической безопасностью государства. В ходе исследования были использованы материалы специальной, общеэкономической научной литературы и периодических изданий, научные источники, информация периодических печатных, справочных и информационных изданий.

Для достижения поставленной цели и решения задач использованы следующие общенаучные и специальные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода, сравнительного анализа, абстрагирования.

Результаты и их обсуждение

Обеспечение должного уровня экономической безопасности является необходимым условием устойчивого развития государства. В течение разных исторических эпох можно наблюдать несколько волн особо заметного подъема научного и практического интереса к разным аспектам данной тематики. Благодаря этому теория экономической безопасности государства получает массивный импульс для собственного развития. Анализируя периоды такого всплеска научного интереса к теории экономической безопасности государства, можем выделить несколько факторов, его обусловливающих, а именно:

1) рост общей экономической нестабильности, в т. ч. в конкретном государстве и глобальной экономике [4];

2) расширение роли институтов публичной власти в организации экономических отношений в государстве [5];

3) усиление государства как ключевого актора в системе международных экономических отношений.

Иными словами, можно констатировать, что актуализация интереса к тематике экономической безопасности государства наблюдается в период нарастания нестабильности и угроз на разных уровнях, а также роста веры граждан в то, что государство способно стабилизировать ситуацию.

В новейших теориях экономической безопасности проявляется интерес к государству как главному субъекту, способному эффективно обеспечить экономическую безопасность, а также прослеживаются попытки вернуть последнюю в систему координат национальной безопасности. Следует, однако, подчеркнуть, что в отличие от концепций реализма прошлого века на нынешнем этапе экономика уже не рассматривается исключительно как базис для развития значимости государства на международной арене, а как достаточно важная (в некоторых подходах равноправная с оборонным сектором) составляющая национальной безопасности государства [6]. Новая объективная реальность требует более системного и глубокого подхода к понятию «экономическая безопасность государства».

Вместе с тем, после глобального финансово-экономического кризиса и роста напряжения в международных отношениях наблюдается ощутимая тенденция к значительному обновлению научного и практического интереса к тематике экономической безопасности [7]. Следует, однако, подчеркнуть, что это не означает автоматического восстановления актуальности всех предыдущих наработок.

С точки зрения обеспечения эволюционного развития совокупности технологических укладов на основе использования свойств самоорганизации и операциональной замкнутости под технологическим укладом следует понимать не только

совокупность технологически сочетанных производств, относящихся к глобальной инновации, которая является ядром технологического уклада, но и информационную принадлежность контуру операциональной замкнутости, например, регионального кластера, что, с одной стороны, минимизирует возникновение диспропорций и нарушение достижения запланированного (прогнозируемого) уровня параметров, а с другой - формирует сверхсвойства или эмерджентные свойства, что в теории управления сложными системами определяется как условие достижения синерги-ческого эффекта [8].

С точки зрения ресурсного подхода в основе экономических отношений на уровне совокупности технологических укладов экономики страны должно быть пропорциональное распределение на три группы всей продукции, производимой предприятиями согласно концепции технологических укладов [9], а именно:

• продукция и услуги, необходимые для обеспечения текущих потребностей населения и работы предприятий 2-го, 3-го и 4-го укладов;

• продукция и услуги, которые обеспечивают развитие предприятий 5-го и 6-го технологических укладов и формируют условия инновационного роста и технологического сдвига в сторону 5-го и 6-го технологических укладов;

• информация, информационные сервисы, программное обеспечение, информационные технологии, выполняющие роль инфраструктурных товаров для формирования нужной рыночной инфраструктуры для цифровизации экономики. Так, например, в условиях цифровизации происходит изменение роли денег, а именно появление электронных и виртуальных валют, что свидетельствует о трансформации денег как материальных объектов. Они концентрируются как информация на технических носителях, что создает как новые возможности, так и риски для системы экономической безопасности государства. Такие деньги становятся наднациональными, что может рассматриваться как новый эволюционный этап в стратегии противодействия кризису и его трансферу в социально-экономическую систему страны. С 2009 г. функционирует технология блокчейна, которую определяют как защищенную от несанкционированного доступа распределенную базу данных экономических транзакций. Технология блокчейна сохраняет историю операций со всеми активами агентов, имевших место при пользовании ею [10].

В табл. 1 представлена система быстрых индикаторов экономической безопасности РФ.

Таблица 1 / Table 1

Краткосрочные индикаторы экономической безопасности РФ / Short-term Indicators of Economic Security of the Russian

Federation

Название индикатора / Indicator Name 2018 2019 2020 2021 2022

Сфера реальной экономики

Индекс физического объема ВВП, % 102.8 102.2 97.3 105.9 98.8

Индекс промышленного производства, % 103.8 103.4 93.5 104.2 101.3

Индекс инвестиций в основной капитал, % 104.8 105.4 99.9 108,6 108.7

Социальная сфера

Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение числа безработных к числу вакансий) 2.3 2.1 2.7 1.8 1.6

Индекс реальных располагаемых денежных доходов, % 100.7 101.2 98 103.3 98.1

Индекс оборота розничной торговли, % 102.8 101.9 96.8 107.8 93.5

Денежно-финансовая сфера

Годовой темп инфляции, % 5 2.4 4.9 8.4 11.8

Чистый вывоз капитала, % к объему экспорта товаров и услуг 7.5 4.7 4.9 7 13.5

Внешнеэкономическая сфера

Внешний долг, % к ВВП 27 28 22 21 18

Индекс физического объема экспорта, % 105.6 100.7 95.8 103.2 85.4

Индекс физического объема импорта, % 102.7 103.1 88.1 119.1 85

Источник: составлено авторами на основе [11] / Source: compiled by the authors based on [11]

По данным краткосрочных индикаторов экономической безопасности РФ в конце 2021 года снизились реальные располагаемые доходы. В 2022 году произошло снижение импорта, физического объема ВВП, промышленного производства, оборота розничной торговли, возросла инфляция, а также произошло снижение уровня инвестиций в основной капитал и экспорт [11]. К концу 2022 года существенно улучшились значения следующих индикаторов: инфляция, вывоз капитала, реально располагаемые доходы. При этом исследователи [12] утверждают, что в период развития кризисов наиболее проблемными являются показатели индекса физического объема ВВП, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, физического объема экспорта и импорта.

По мнению Д.А. Кочергина, С.А. Андрюшина, Е.С. Шешукова [13] глобальный финансовый кризис и последующие сопровождающие его значимые изменения, связанные с макроэкономической нестабильностью (ростом инфляции, процентных ставок, государственного долга и бюджетной экспансией), а также с введением в обращение цифровых валют на основе применения финансовых инноваций и построения цифровых платформ, требуют кардинальной трансформации существующих в мировой экономике современных денежно-кредитных систем.

Какими будут экономические последствия развития искусственного интеллекта зависит от многих причин. Одной из них является скромное реальное применение. Так, в 2020 году на промышленных роботов, для которых чаще всего и применяются алгоритмы искусственного интеллекта, было потрачено менее 1% мировых капитальных затрат [14]. Завышенные ожидания доходов от применения технологий искусственного интеллекта могут стать причиной кризиса всей экономики.

При внедрении цифровых технологий следует выделить риск «цифрового неравенства», который

отражается в кратном различии уровня внедрения цифровых продуктов в сфере предоставления финансовых услуг между лидирующими и отстающими секторами экономики [2].

По мнению В.В. Атурина, С.М. Смагуловой, И.С. Мога [15] новая объективная реальность требует углубления и совершенствования подходов к исследованию экономической безопасности государства и механизмов ее обеспечения. В условиях цифровой трансформации необходима разработка не только защитных мер, но и национальной стратегии по продвижению цифровых инноваций на основе извлечения их преимуществ для национальной экономики.

На основании обобщения существующих теоретических подходов к определению понятия «механизм» предложено рассматривать его как взаимосвязанную совокупность социально-экономических отношений, принципов, функций, средств, инструментов, методов, форм, подходов к управлению экономической безопасностью в стабильном и устойчивом пространстве.

Итак, рассматриваемый подход к стратегическому управлению экономической безопасностью государства предполагает разработку и реализацию соответствующего механизма по следующим основным этапам:

• стратегический анализ;

• принятие стратегического решения;

• реализация стратегии с использованием цифрового инструментария;

• контроль за реализацией стратегии (рис. 1).

С учетом вышеуказанного возможно решить

следующие задачи механизма стратегического управления экономической безопасностью государства:

• провести анализ чувствительности системы на возможные угрозы и указать на те параметры, за которыми нужно внимательно наблюдать, что поможет избежать угроз;

• сформировать возможные сценарии изменений результирующих показателей с указанием их вероятностей и предоставить на основе анализа соответствующие рекомендации, что позволит определить возможные альтернативы стратегий управления экономической безопасностью государства и оптимизации инструментария организационно-экономического механизма (выявить условия его усовершенствования / повышения эффективности);

• спрогнозировать изменение результата уровня экономической безопасности государства при реализации соответствующего инструментария в пределах выбранных стратегий и действенность механизма стратегического управления экономической безопасностью государства. Поскольку организационно-экономический механизм, а именно его функции, методы, инструменты и другие содержательные составляющие зависят от стратегии, то необходимо ее идентифицировать как основу стратегического моделирования условий повышения эффективности.

Оценка современного состояния экономической безопасности государства в условиях цифровизации

Структура механизма стратегического управления экономической безопасностью государства

Функции управления (анализ, контроль, мотивация, организация, планирование, прогнозирование, учет, регулирование)

Средства, рычаги (законодательные, технические, технологические, информационные, финансовые, психологические)

Методы управления (организационно-административные, экономические, социально-психологические) Инструменты (цифровые технологии, информационные системы, информационная инфраструктура, цифровые платформы)

Принципы (системность, скоординированность, комплексность, приоритетность, открытость, целостность, адаптивность, надежность, постоянство, гибкость, синергичность)

Этапы стратегического управления экономической безопасностью государства в условиях цифровизации

Рис. 1. Механизм стратегического управления экономической безопасностью государства / Fig. 1. Mechanism of Strategic

Management of Economic Security of the State

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors

На основе результатов обработки научных источников было сделано заключение о необходимости и целесообразности уточнения информации о состоянии и тенденциях управления экономической безопасностью государства путем учета влияния факторов эндогенного и экзогенного характера, их объективной интерпретации и дальнейшего практического использования для совершенствования механизма управления ею. Такой подход оправдан с точки зрения сущности экономической безопасности государства (ее осуществления в пространстве и времени, ресурсного обеспечения, возможностей достижения соответствующих эффектов для разных заинтересованных сторон). То есть управление экономической безопасностью государства в условиях цифровизации должно осуществляться на стратегической основе и динамически корректироваться при реализации тактического управления (рис. 1), где точкой достижения его цели является правильное определение, идентификация, выбор и анализ факторов, характеристика направления и силы воздействия.

Анализ научной литературы [16] позволяет определить, что чаще всего стратегии управления экономической безопасностью государства классифицируют с позиций антикризисного управления / классического подхода к стратегическому управлению, комплексности учета классификационных признаков.

В то же время охарактеризовать стратегию можно на основе той системы мер, которые составляют преимущественную их основу:

• превентивных, ориентированных на предупреждение наступления угроз вследствие негативного влияния факторов среды;

• реактивных - реакции на высокую вероятность наступления угроз в виде ответа или реакции на наступившую угрозу для быстрого предупреждения ухудшения ситуации.

При этом соответствующий вид стратегии закладывает основы для выбора содержательного наполнения организационно-экономического механизма и направлений и тенденций изменения факторов среды, ресурсов и возможностей. Такая комбинация дает возможность определить, каким должен быть механизм в тех или иных условиях. Кроме того, он позволяет обосновать направления совершенствования инструментария для достижения оптимальных с учетом состояния и возможностей показателей.

При анализе вероятных результатов целесообразно использовать системную динамику, так как сценарное планирование позволит определить вероятные конфигурации прогноза, но не может оценить их последствия. Планирование сценариев помогает в условиях неопределенности управлять моделированием альтернативных взглядов на будущее, в процессе которого можно тестировать стратегии, тактики и бюджеты. Эффективно включенные в процесс стратегического

управления сценарии становятся инструментом как для управления рисками, так и для выявления и использования внешних возможностей.

Суть данного подхода состоит в исследовании основных движущих сил, выявлении у них определенных элементов и ключевых неопределенностей. Далее формируется ряд сценариев (внутренне непротиворечивых представлений о том, каким может оказаться будущее), в каждом из которых обязательно присутствуют все определенные элементы, но принимают разный результат ключевые неопределенности. Такая логическая схема выступает основой концептуальных положений стратегического моделирования условий повышения эффективности организационно-экономического механизма управления экономической безопасностью государства и закладывает основы для идентификации инструментария в пределах определенных стратегических возможностей и альтернатив. При интеграции сценариев в процессе стратегического моделирования можно выделить несколько их функций:

1) осуществление поддержки - сценарии используются для поддержания рациональных управленческих решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) разработка сценариев формирует знания о перспективах развития, то есть планирование сценариев - способ накопления возможностей в будущем;

3) связь будущих разработок с влиянием факторов, то есть снижение рисков;

4) стимулирование стратегического мышления - создание сценариев поощряет сотрудников, участвующих в разработке сценария, систематически рассмотреть будущие варианты развития;

5) сценарии выступают в качестве катализатора для стратегического развития.

Таким образом, сценарный подход позволяет определить ключевые внутренние и внешние факторы, способствующие устойчивому развитию и разработать стратегии по каждому варианту развития событий в будущем. Необходимо также четко осознавать реальные и потенциально возможные угрозы национальным экономическим интересам, а также признать ведущую роль в их предвидении и предупреждении, а не использование эпизодических антикризисных мер по устранению критических ситуаций, возникающих в результате длительного негативного действия тех или иных угроз. Для этого необходим комплексный подход к внедрению на государственном и региональном уровне ряда мер, направленных на активизацию государственных исполнительных органов относительно мониторинга экономической ситуации, ее аналитической оценки, выявлении возможных внешних и внутренних угроз и их предупреждении. Необходимым условием эффективной реализации государственной политики обеспечения экономической безопасности на современном этапе явля-

ется разработка Стратегии экономической безопасности, сбалансированное распределение функций и полномочий между ветвями и органами власти, четкое разграничение на законодательном уровне политических и административных полномочий, функций и ответственности с целью достижения стратегических целей системы обеспечения экономической безопасности государства, которые состоят в высокой конкурентоспособности национальной экономики, поддержании стабильного и устойчивого экономического роста РФ.

Таким образом, возникновение новых потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности государства, обусловленных цифровой трансформацией экономики и технологическими изменениями, показывает необходимость идентификации основных вызовов и угроз экономической безопасности государства, их учета и разработки стратегических и программных документов путем выработки надлежащего механизма, а также принятия своевременных мер реагирования.

Заключение

Следует отметить, что развитие цифровизации способствовало зарождению таких новых технологий, как искусственный интеллект и робототехника, Интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, аддитивные технологии, блок-чейн, FinTech, технологии учета и аудита, биотехнологии и т.д. В этих условиях начинается новый этап формирования механизмов стратегического управления экономической безопасностью государства, которая требует обновления методологической основы, верификации наработанных знаний и новых приоритетов научных исследований, учитывая использование новых технологий. Рассмотрен подход к стратегическому управлению экономической безопасностью государства, который предполагает разработку и реализацию соответствующего механизма по следующим основным этапам: стратегический анализ, принятие стратегического решения, реализация стратегии с использованием цифрового инструментария, контроль за реализацией стратегии. Рассматриваемый подход основывается на исследовании основных движущих сил, выявлении у них определенных элементов и ключевых неопределенностей, в результате чего формируется ряд сценариев, в каждом из которых обязательно присутствуют все основные элементы, но принимают разный результат ключевые неопределенности.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в проведение исследования: сбор и анализ материала; определение целей и методов исследования; формулирование и научное обоснование выводов, оформление ключевых результатов исследования в виде статьи.

Библиография

[1] Агеева О.А., Кучукова Н.К., Матыцына Ю.Д. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации // Вестник университета. 2022. № 4. С. 100-106. DOI: 10.26425/1816-4277-20224-100-106

[2] Гудкова О.В. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровизации экономики // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2022. Том 1. № 51. С. 73-80. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.587

[3] KwiLinski A., Hnatyshyn L., Prokopyshyn O., Trushkina N. Managing the Logistic Activities of AgricuLturaL Enterprises under Conditions of Digital Economy // Virtual Economics. 2022. VoL. 5(2). Pp. 43-70. (На англ.). DOI: 10.34021/ve.2022.05.02(3)

[4] Илышева Н.Н., Каранина Е.В., Кызьюров М.С. Диагностика угроз финансово-бюджетной безопасности региона // Экономика региона. 2021. Том 17. № 4. С. 1361-1375. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22

[5] Волкова Т.А., Волкова С.А. Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности региональных систем // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020. Том 82. № 4(86). С. 277-284. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-4277-284

[6] Шиншинов А.Ю. Васильева О.Е. Трансформация систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условии цифровой экономики // Организатор производства. 2023. Том 31. № 4. С. 74-85. DOI: 10.36622/VSTU.2023.76.37.007

[7] Ду А., Клерк Ф., Жюлье А. Смена приоритетов в стратегическом планировании - от общенационального к территориальному уровню // Форсайт. 2020. Том 14. № 3. С. 88-99. DOI: 10.17323/25002597.2020.3.88.99

[8] DzwigoL H., DzwigoL-Barosz M., Miskiewicz R., KwiLinski A. Manager Competency Assessment ModeL in the Conditions of Industry 4.0 // Entrepreneurship and Sus-tainabiLity Issues. 2020. VoL. 7(4-5). Pp. 2630-2644. (На англ.). DOI: 10.9770/jesi.2020.7.4(5)

[9] Раззак М.Р., Аль-Риями С., Палалик Р. Организационные метакомпетенции в контексте цифровой трансформации // Форсайт. 2022. Том 16. № 4. С. 24-31. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.4.24.31

[10] Лукичев П.М., Чекмарев О.П. Риски применения искусственного интеллекта в краткосрочном периоде // Вопросы инновационной экономики. 2023. Том 13. № 4. DOI: 10.18334/vinec.13.4.119359

[11] Официальные статистические показатели (2024). ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 03.02.2024).

[12] Митяков С.Н., Митяков Е.С. Анализ кризисных явлений с использованием быстрых индикаторов экономической безопасности // Проблемы прогнозирования. 2021. Том 3. № 186. С. 29-40. DOI: 10.47711/08686351-186-29-40

[13] Кочергин Д.А., Андрюшин С.А., Шешукова Е.С. Конкуренция между цифровыми валютами в условиях трансформации традиционных денежно-кредитных систем // Terra Economicus. 2023. Том 21. № 3. С. 3244. DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-3-32-44

[14] Фомин Д.А. Научно-технический прогресс: инвестиционная составляющая // Terra Economicus. 2020. Том 20. № 1. С. 52-64. DOI: 10.18522/2073-6606-202220-1-52-64

[15] Атурин В.В., Мога И.С., Смагулова С.М. Управление

цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика // Управленец. 2020. Том 11. № 2. С. 67-76. DOI: 10.29141/2218-5003-202011-2-6

[16] Медведев И.Д., Солнцев О.Г. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях структурной трансформации экономики // Научные труды. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2023. № 2. С. 6-28. 001: 10.47711/2076-3182-2023-26-28

References

[1] Ageeva O.A., Kuchukova N.K., Matytsyna Yu.D. Economic Security Specifics in the Context of DigitaLiza-tion // Vestnik Universiteta. 2022. VoL. 4. Pp. 100-106. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-2022-4-100-106

[2] Gudkova O.V. Risks and Threats to Russia's Economic Security in the Context of DigitaLization of the Economy // Ivecofin. 2022. VoL. 1(51). Pp. 73-80. (In Russ.). DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.587

[3] KwiLinski A., Hnatyshyn L., Prokopyshyn O., Trushkina N. Managing the Logistic Activities of Agricultural Enterprises under Conditions of Digital Economy // Virtual Economics. 2022. VoL. 5(2). Pp. 43-70. DOI: 10.34021/ve.2022.05.02(3)

[4] ILysheva N.N., Karanina E.V., Kyzyurov M.S. Diagnostics of Threats to Regional Fiscal Security // Economy of regions. 2021. VoL. 17(4). Pp. 1361-1375. (In Russ.). DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22

[5] VoLkova T.A., VoLkova S.A. The RoLe of Innovation in Ensuring the Economic Security of RegionaL Systems // Proceedings of the Voronezh State University of Engineering TechnoLogies. 2020. VoL. 82(4-86). Pp. 277-284. (In Russ.) DOI: 10.20914/2310-1202-2020-4-277-284

[6] Shinshinov A.Yu., VasiLieva O.E. Transformation of Economic Security Systems of Economic Entities in the DigitaL Economy // Organizer of Production. 2023. VoL. 31(4). Pp. 74-85. (In Russ.). DOI: 10.36622/VSTU.2023.76.37.007

[7] Dou H., CLerc Ph., JuiLLet A. Changing Priorities for Strategic PLanning from NationaL to TerritoriaL LeveLs // Foresight and STI Governance. 2020. VoL. 14(3). Pp. 8899. (In Russ.). DOI: 10.17323/2500-2597.2020.3.88.99

[8] DzwigoL H., DzwigoL-Barosz M., Miskiewicz R., KwiLinski A. Manager Competency Assessment Model in the Conditions of Industry 4.0 // Entrepreneurship and Sus-tainability Issues. 2020. Vol. 7(4-5). Pp. 2630-2644. DOI: 10.9770/jesi.2020.7.4(5)

[9] Razzak M.R., AL-Riyami S., PaLaLic R. Organizational Meta Capabilities in the Digital Transformation Era // Foresight and STI Governance. 2022. Vol. 16(4). Pp. 2431. (In Russ.). DOI: 10.17323/2500-2597.2022.4.24.31

[10] Lukichyov P.M., Chekmarev O.P. Risks of the artificiaL intelligence application in the short term // Russian JournaL of Innovation Economics. 2023. VoL. 13(4). Pp. 2443-2460. (In Russ.). DOI: 10.18334/vinec.13.4.119359

[11] OficiaL'nye statisticheskie pokazateLi [Official statistical indicators] (2024). EMISS. Government statistics. (In Russ.). URL: https://www.fedstat.ru/ (accessed on 03.02.2024).

[12] Mityakov S.N., Mityakov E.S. AnaLysis of Crisis Phenomena in the Russian Economy Using Fast Indicators of Economic Security // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 3(186). Pp. 29-40. (In Russ.). DOI: 10.47711/0868-6351-186-29-40

[13] Kochergin D.A., Andryushin S.A., Sheshukova E.S. Competition between Digital Currencies within the Transformation of Traditional Monetary Systems // Terra Economicus. 2023. Vol. 21(3). Pp. 32-44. (In Russ.). DOI: 10.18522/2073-6606-2023-21-3-32-44

[14] Fomin D. Scientific and Technological Progress: An Investment Component // Terra Economicus. 2022. Vol. 20(1). Pp. 52-64. (In Russ.). DOI: 10.18522/20736606-2022-20-1-52-64

[15] Aturin V.V., Moga I.S., SmaguLova S.M. DigitaL Transformation Management: Scientific Approaches and Economic Policy // Upravlenets (The Manager). 2020. Vol. 11(2). Pp. 67-76. (In Russ.). DOI: 10.29141/22185003-2020-11-2

[16] Medvedev I.D., SoLntsev O.G. Monetary PoLicy of the Bank of Russia in the Conditions of StructuraL Transformation of the Economy // Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2023. Vol. 2. Pp. 6-28. (In Russ.). DOI: 10.47711/2076-3182-2023-2-6-28

Информация об авторах / About the Authors

Оксана Анатольевна Голубцова - канд. экон. наук; доцент, Луганский государственный университет им. Владимира

Даля, Луганск, Россия / Oksana A. Golubtsova - Cand. Sci. (Economics); Associate Professor, Lugansk Vladimir Dahl State

University, Lugansk, Russia

E-maiL: gragov777@mail.ru

SPIN РИНЦ 9477-5487

ORCID 0000-0003-2428-3642

Анатолий Валентинович Акулич - канд. юр. наук; доцент, Луганский государственный университет им. Владимира Даля, Луганск, Россия / Anatoly V. Akulich - Cand. Sci. (Law); Associate Professor, Lugansk VLadimir DahL State University, Lugansk, Russia

E-maiL: tolik.akulich.80@mail.ru SPIN РИНЦ 6302-8329 ORCID 0009-0009-0810-6524

Дата поступления статьи: 7 апреля 2024 Принято решение о публикации: 31 мая 2024

Received: April 7, 2024 Accepted: May 31, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.