Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА'

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Максютина Елена Владимировна

Статья посвящена вопросам управления экономической безопасностью российских регионов в условиях цифровой трансформации экономики и общества. В работе систематизированы подходы к определению сущности экономической безопасности на региональном уровне. Рассмотрены и охарактеризованы вызовы и угрозы экономической безопасности в условиях цифровизации экономки, образующиеся в масштабах мировой, национальной и региональной экономических систем. Особое внимание уделено необходимости формирования безопасного цифрового фундамента развития национальной экономики Российской Федерации и ее регионов. На основе анализа рейтинга цифровой трансформации регионов России сделан вывод об имеющейся проблеме значительного регионального цифрового неравенства, наличие которой может в дальнейшем замедлить рост цифровой экономики и создать угрозы для обеспечения экономической безопасности. Проведен Мониторинг развития информационного общества и цифровой экономики в одном из регионов-лидеров цифровой трансформации - Республике Татарстан. Предложена концептуальная модель управления экономической безопасностью регионов с учетом региональных стратегических приоритетов развития и современных вызовов цифровой экономики. Обоснована необходимость разработки региональных стратегий экономической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и/или федеральныхокругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Максютина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE INFORMATION SPACE IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY AND SOCIETY

The article is devoted to the issues of managing the economic security of Russian regions in thecontext of the digital transformation of the economy and society. The paper systematizes approaches to determining the essence of economic security at the regional level. The challenges and threats to economic securityin the conditions of digitalization of the economy, which are formed on the scale of the world, national andregional economic systems, are considered and characterized. Special attention is paid to the need to form a secure digital foundation for the development of the national economy of the Russian Federation and its regions. Based on the analysis of the rating of the digital transformation of Russian regions, the conclusion ismade about the existing problem of significant regional digital inequality, the presence of which may furtherslow down the growth of the digital economy and create threats to economic security. The monitoring of thedevelopment of the information society and the digital economy in one of the leading regions of digital transformation - the Republic of Tatarstan was carried out. A conceptual model of regional economic securitymanagement is proposed, considering regional strategic development priorities and modern challenges of thedigital economy. The necessity of developing regional economic security strategies at the level of the subjectsof the Russian Federation and/or federal districts is substantiated.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА»

Бабкин А.В., Максютина Е.В.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена вопросам управления экономической безопасностью российских регионов в условиях цифровой трансформации экономики и общества. В работе систематизированы подходы к определению сущности экономической безопасности на региональном уровне. Рассмотрены и охарактеризованы вызовы и угрозы экономической безопасности в условиях цифровизации экономки, образующиеся в масштабах мировой, национальной и региональной экономических систем. Особое внимание уделено необходимости формирования безопасного цифрового фундамента развития национальной экономики Российской Федерации и ее регионов. На основе анализа рейтинга цифровой трансформации регионов России сделан вывод об имеющейся проблеме значительного регионального цифрового неравенства, наличие которой может в дальнейшем замедлить рост цифровой экономики и создать угрозы для обеспечения экономической безопасности. Проведен Мониторинграз-вития информационного общества и цифровой экономики в одном из регионов-лидеров цифровой трансформации - Республике Татарстан. Предложена концептуальная модель управления экономической безопасностью регионов с учетом региональных стратегических приоритетов развития и современных вызовов цифровой экономики. Обоснована необходимость разработки региональных стратегий экономической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и/или федеральных округов.

Ключевые слова. Управление экономической безопасностью, угрозы экономической безопасности, информационное общество, цифровая трансформация, региональная экономика, региональные стратегии экономической безопасности.

Babkin A.V., Maksyutina E.V.

MANAGING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE INFORMATION SPACE IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION

OF THE ECONOMY AND SOCIETY

Abstract. The article is devoted to the issues of managing the economic security of Russian regions in the context of the digital transformation of the economy and society. The paper systematizes approaches to determining the essence of economic security at the regional level. The challenges and threats to economic security in the conditions of digitalization of the economy, which are formed on the scale of the world, national and regional economic systems, are considered and characterized. Special attention is paid to the need to form a

ГРНТИ 06.61.33 EDN YAXAFZ

© Бабкин А.В., Максютина Е.В., 2023

Александр Васильевич Бабкин - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЛ «Центр комплексного изучения проблем региональной безопасности» Псковского государственного университета, профессор Высшей инженерно-экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Елена Владимировна Максютина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Контактные данные для связи с авторами (Максютина Е.В.): 423810, г. Набережные Челны, пр. Мира, 68/19 (Russia, Naberezhnie Chelny, Mira av., 68/19). Тел.: 8 (8552) 396-612. E-mail: lena.betty@mail.ru. Статья поступила в редакцию 02.07.2023.

secure digital foundation for the development of the national economy of the Russian Federation and its regions. Based on the analysis of the rating of the digital transformation of Russian regions, the conclusion is made about the existing problem of significant regional digital inequality, the presence of which may further slow down the growth of the digital economy and create threats to economic security. The monitoring of the development of the information society and the digital economy in one of the leading regions of digital transformation - the Republic of Tatarstan was carried out. A conceptual model of regional economic security management is proposed, considering regional strategic development priorities and modern challenges of the digital economy. The necessity of developing regional economic security strategies at the level of the subjects of the Russian Federation and/or federal districts is substantiated.

Keywords. Economic security management, threats to economic security, information society, digital transformation, regional economy, regional economic security strategies.

Введение

Широкомасштабное применение информационно-компьютерных технологий и, в частности, интернет-технологий, привело к формированию глобального информационного общества и цифровой экономики. В основе этого фундаментального процесса лежит глубокая цифровая трансформация экономики, социальной сферы и государственного управления. Цифровизация экономики представляет огромный потенциал инновационного развития, организации на новой цифровой основе рынков товаров, услуг и труда, финансовых активов и платежных систем, государственных и муниципальных услуг. Она обеспечивает значительный вклад в устойчивый экономический рост, повышение конкурентопособности базовых отраслей и инновационных секторов экономики, улучшение уровня и качества жизни населения.

Помимо цифровой трансформации, Россия в настоящее время столкнулась с динамично изменяющимися геополитическими и геоэкономическими условиями, которые выдвигают новые требования к обеспечению национальной безопасности страны и ее регионов. Занимая одно из центральных мест в структуре национальной безопасности, экономическая безопасность государства в целом обеспечивается, в том числе, экономической безопасностью ее регионов. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает формирование механизмов и инструментов обеспечения экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях экономики. Между тем, вопросам экономической безопасности субъектов Российской Федерации в научной литературе уделено меньше внимания. Практически отсутствуют работы, посвященные исследованию экономической безопасности регионов в условиях развития информационного общества и цифровой экономики.

Цель работы состоит в совершенствовании концепции управления экономической безопасностью региона в информационном пространстве в условиях цифровой трансформации экономики и общества. В качестве объекта исследования выступает регион, включая цифровой профиль общества региона. Предметом исследования является экономическая безопасность региона в информационном пространстве в условиях цифровой трансформации экономики и общества. Актуальность темы исследования обусловлена ориентацией регионов Российской Федерации на стратегически устойчивое развитие в условиях санкционного давления западных стран, потребностью обеспечения экономического суверенитета, а также необходимостью формирования новых инструментов и методов защиты национальных интересов в условиях полномасштабной цифровизации экономики, социальной сферы и государственного управления. Методология исследования

Проблемное поле данной статьи затрагивает несколько научных направлений: экономическая безопасность, региональное социально-экономическое развитие, формирование информационного общества и цифровизация экономики. В первую очередь, это исследования в области теории и методологии экономической безопасности страны и ее регионов, которые нашли отражение в исследованиях Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Е.С. Митякова, С.В.Казанцева, В.К. Сенчагова, В.Л. Тамбовцева, А.И.Татаркина и других.

Второе направление связано с исследованиями проблем в области обеспечения экономической безопасности регионов и различных аспектов регионального социально-экономического развития, изучением которых занимались А.И. Добрынин, А.А. Куклин, С.Н. Митяков, Е.А. Олейников, О.А. Романова и другие. Третье направление - исследования в области развития информационного общества и формирования цифровой экономики. Основоположниками исследований о процессах цифровизации являются канадский и американский ученые Б. Тар8СОй и N. Negroponte. Развитие теории цифровой экономики связано с именами многих отечественных ученых, таких как В.А. Авинова, Т.Л. Безрукова, К.В. Кудрявцева, И.В. Писарев, Р.Р. Садыртдинов, М.А. Скляр и других.

Понятие «экономическая безопасность» закреплено законодательно в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, которая периодически обновляется в результате изменения политического и экономического курса страны. В Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под экономической безопасностью понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Возрастающий интерес к проблематике обеспечения экономической безопасности отдельных территорий породил появление исследований, в которых ученые и практики рассматривали понятийный аппарат данной экономической категории, исследовали различные аспекты количественной и качественной оценки, мониторинга и управления экономической безопасностью региональных экономических систем. В настоящее время в научной литературе можно выделить несколько подходов к определению экономической безопасности на региональном уровне (таблица 1).

Таблица 1

Основные подходы к рассмотрению сущности понятия «экономическая безопасность региона»

Наименование подхода Характеристика содержания подхода

С позиции устойчивости социально-экономической системы региона к внешним и внутренним угрозам политического и экономического характера Научные представители подхода: Митяков С.Н., Казанцев С.В., Носкин С.А., Фридман Ю.А., Калинина Н.М. Содержание подхода: экономическая безопасность региона рассматривается как состояние региона, обеспечивающее конкурентоспособность и устойчивость к влиянию как внутренних, так и внешних угроз. Ключевые элементы: устойчивость, конкурентоспособность, независимость региона, защита от угроз

С позиции защиты жизненной важных интересов региона в социально-экономической сфере, поддержания социально-политической стабильности общества Научные представители подхода: Сенчагов В.К., Ускова Т.В., Кондаков И.А. Содержание подхода: экономическая безопасность региона рассматривается как состояние региональной экономической системы, способствующее реализации потенциальных возможностей региона в обеспечении и защите национальных интересов в экономической сфере, что определяет ее место в общей системе регионального управления. Ключевые элементы; возможности и способности региона, защита национальных интересов, стабильность развития

С позиции обеспечения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, направленных на улучшение уровня и качества жизни населения Научные представители подхода: Глазьев С.Ю., Костыря Ю.С., Чупик А.Ю., Глустенков В.И. Содержание подхода: экономическая безопасность региона состоит в способности его экономики обеспечивать социально-экономическую и политическую стабильность территории, улучшать качество жизни населения и принимать меры по поддержанию устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Ключевые элементы; устойчивое, стабильное развитие и рост экономики региона, повышение качества жизни населения

Характеризуя сущность экономической безопасности применительно к региональному уровню, можно сделать вывод, что экономическая безопасность региона представляет собой способность региональной экономической системы формировать такие условия развития, которые обеспечивают защиту от возможных вызовов и угроз, создают основу для реализации стратегических приоритетов развития в социально-экономической сфере. В стратегической перспективе целью управления экономической безопасностью выступает формирование экономического потенциала региона, обеспечивающее его эффективное социально-экономическое развитие и конкурентоспособность.

Социально-экономическое развитие регионов в контексте обеспечения их устойчивости и конкурентоспособности, а также возможности противостоять разного рода вызовам и угрозам за счет наращивания собственного экономического потенциала, будет способствовать достижению стратегических приоритетов развития на национальном уровне. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» к национальным целям развития Российской Федерации отнесены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.

Цифровая трансформация относится к кругу стратегически важных задач развития Российской Федерации, целевыми показателями которой являются: достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, - 95%; доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету, - 97%; увеличение вложений в российские 1Т-решения в четыре раза по сравнению с их размером в 2019 году. Целевые показатели цифровой трансформации, которые должны быть достигнуты в Российской Федерации к 2030 году, коррелируют с целями и направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, так как способствуют повышению уровня и качества жизни населения, ускорению темпов роста экономики, наращиванию научно-технического потенциала, укреплению экономического суверенитета государства.

В современной научной литературе отсутствует единое понимание экономической безопасности в цифровой экономике. Так, одни авторы считают вызовы цифровой трансформации экономической системы дестабилизирующими факторами экономической безопасности [1]. Они делают акцент на вызовах и угрозах, генерируемых цифровой экономикой. Другие же убеждают в том, что цифровые преобразования в экономике выступают важнейшими инструментами повышения экономической безопасности субъектов всех уровней через обеспечение технологического суверенитета страны, неуклонное повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, системное улучшение уровня жизни населения [2]. Дуалистический характер влияния информационного общества и цифровой экономики на обеспечение экономической безопасности приводит к необходимости создания отдельного понятийного и терминалогического аппарата в данной области исследований.

При рассмотрении экономической безопасности в условиях цифровизации экономики необходимо заострить внимание на рисках и угрозах, образующихся в масштабах мировой, национальной и региональной социально-экономических систем:

• под глобальными вызовами и угрозами следует понимать обострение существующих или порождение новых проблем в социально-экономическом развитии территорий, вызванных противоречивым процессом глобализации. Глобальные угрозы экономической безопасности для региональных экономик связаны с риском утраты конкурентоспособности на мировых и внутренних рынках из-за отставания в темпах и масштабах перехода к новой цифровой революции в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию, ограничения доступа к передовым технологиям, оттока ГГ-специалистов, ограничений на внедрение отдельных перспективных цифровых технологий (крип-товалюты и т.д.);

• под большими (национальными) вызовами и угрозами экономической безопасности понимается обострение существующих или порождение новых проблем в социально-экономическом развитии территорий, вызванных структурными и институциональными изменениями в условиях цифровых преобразований в масштабах национальной экономики. К ним на современной этапе развития могут

быть отнесены: исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели социально-экономического развития Российской Федерации, зависимость от технологий, импортных материалов и компонентов в важнейших отраслях экономики, слабость сетевых связей в области создания, коммерциализации и практического использования знаний и технологий, отсутствие критической массы растущих цифровых компаний в новых секторах экономики, нехватка специалистов, отвечающих новым требованиям к квалификации трудовых ресурсов и т.д.; • региональные вызовы и угрозы экономической безопасности вызваны обострением существующих или порождением новых проблем в социально-экономическом развитии территорий на фоне формирования цифровой экономики в масштабах региональных экономических систем. Наиболее значимыми с точки зрения обеспечения экономической безопасности вызовами мезоуровня являются: дефицит квалифицированных кадров, ученых, преподавателей и специалистов для развития цифровой экономики, сбои в функционировании цифровой инфраструктуры, систем электронного документооборота, дефицит объемов финансирования региональных разработок в сфере цифровизации и другие. Результаты и обсуждение

Весной 2022 года ожидалось, что влияние негативных факторов, в числе которых - санкционное давление, уход с рынка зарубежных игроков, сворачивание проектов российским бизнесом, экономическая турбулентность, приведут к снижению темпов роста экономики на величину до 11% за год. Резко выросли риски в сфере информационной безопасности, увеличилось число кибератак на фоне прекращения работы продуктов и сервисов информационной безопасности многих иностранных вендоров. Однако негативный сценарий не реализовался. Согласно последним данным, в 2022 году интернет-экономика России выросла на 24% по отношению к 2021 году и может достичь почти 12 трлн руб. По отношению к предыдущим годам темпы роста снизились почти в 2 раза (в 2020 году рост составил 41% год к году, в 2021 году - 42%). Отрасль растет, но этого недостаточно. Цифровая экономика России продолжает существовать в условиях высоких рисков и неопределённости. Технологическая трансформация, включая выстраивание комплексной информационной безопасности, идет неравномерно в разных отраслях и регионах страны [3]. В связи с этим встает задача формирования безопасного цифрового фундамента развития национальной экономики Российской Федерации и ее регионов.

Анализ тенденций цифровой трансформации субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод об имеющейся проблеме значительного цифрового неравенства регионов. Министерство цифрового развития Российской Федерации ежегодно рассчитывает рейтинг цифровой трансформации регионов России. Цель рейтинга - содействие принятию управленческих решений, ориентированных на реализацию процесса цифровой трансформации с целью повышения качества жизни населения и обеспечения равного доступа к цифровым технологиям.

Рейтинг цифровой трансформации составляется на основе 7 критериев. В их числе цифровая зрелость региона, платформа обратной связи, меры поддержки ГГ-отрасли, информационная безопасность, эксплуатация СВЭВ, уровень импортонезависимости программного обеспечения и перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. В таблице 2 представлен рейтинг регионов России по уровню цифровой трансформации по данным на конец 2022 года. Из субъектов Российской Федерации лидером стала Республика Татарстан, за которой следует Белгородская область. Эти два региона - единственные, набравшие совокупно более 27 баллов. В состав регионов-аутсайдеров вошли Чукотский автономный округ с показателем в 11,7 баллов, Тамбовская область и Ставропольский край, набравшие 14,2 и 14,5 баллов, соответственно.

Таблица 2

Рейтинг регионов по уровню цифровой трансформации

Ранг Регион Общий балл рейтинга

Регионы-лидеры цифровой трансформации

1 Республика Татарстан 27,7

2 Белгородская область 27,1

3 Тульская область 26,7

Окончание табл. 2

Ранг Регион Общий балл рейтинга

4 Ханты-Мансийский АО+Югра 26,7

5 Челябинская область 25,3

Регионы-аутсайдеры

80 Еврейская автономная область 14,6

81 Республика Ингушетия 14,5

82 Ставропольский край 14,5

83 Тамбовская область 14,2

84 Чукотский автономный округ 11,7

Анализ рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню цифровой трансформации свидетельствует об имеющейся в России проблеме несбалансированности цифровой трансформации, наличие которой может в дальнейшем замедлить рост цифровой экономики и создать угрозы для обеспечения экономической безопасности. В частности, Республика Татарстан является одним из лидирующих регионов России в области цифровой трансформации. В 2022 году в республике был сформирован цифровой профиль общества (рисунок 1). Так, доступ в интернет имеют 88% жителей республики. Ежегодно в Сеть выходит 77,4% респондентов, услугами электронного правительства пользуется 51% та-тарстанцев, а онлайн-покупки совершают 32% опрошенных [4]. В таблице 3 представлены показатели двух основных направлений: факторы развития информационного общества и использования информационно-коммуникационных технологий для развития по республике.

Цифровой профиль общества РТ

Совершение онлайн-покупок

32% респондентов покупали товары или услуги через Интернет от 3 до 5 раз за последние 3 месяца

Использование компьютерных устройств

47.5 % респондентов имеют персональный компьютер

Использование гаджетов

87.6% респондентов имеют мобильный телефон

Рис. 1. Цифровой профиль общества Республики Татарстан

Анализируя показатели развития информационного общества Республики Татарстан в проекции «Человеческий капитал», можно сделать следующие выводы. В расчете на 10 тыс. человек населения региона численность студентов вузов составила 364 человека, что на 31 процент выше среднего по России показателя. Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в расчете на 10 тыс. человек населения региона составляла 205 человек, что превышало среднероссийский показатель на 4,6%. Удельный вес работников с высшим образованием в Республике Татарстан за последние 20 лет вырос в полтора раза, сейчас он составляет треть от всех занятых (36%), что сопоставимо со средним по России показателем. Среднее профессиональное образование имеют 44% всех занятых в республике (в России в целом 45%).

Доступ в Интернет

респондентов имеют доступ 88% в Интернет

Частота выхода

респондентов выходят в Интернет 77.4% каждый день

Использование услуг электронного правительства

респондентов взаимодействовали 51% с органами власти или соц. службами в электронном виде с целью оплаты услуг или задолженностей

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, несмотря на рост количества организаций в данной сфере, демонстрировала в последние годы тенденцию к снижению. В 2021 году она составила в целом по стране 0,94% от общей численности занятых в экономике. В Республике Татарстан - 0,64%, что ниже среднероссийского уровня. В республике достаточно высокий уровень молодых исследователей. На долю молодых исследователей (до 39 лет) в общей численности работников в этой сфере приходится 60% (в целом по России - 44%). Около 21% исследователей в республике (1473 человека) имеют учёную степень. 80,2%, или 1181 человек - кандидаты наук, 19,8% (292 человека) - доктора наук. В России в целом численность исследователей с учеными степенями составляет 97537 человек, или 29%.

В проекции «Инновационный потенциал» одним из важных показателей является доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом продукте. В целом по Российской Федерации указанный индикатор составляет около 1%. Если рассматривать вклад сектора исследований и разработок в валовые региональные продукты регионов, то лидером здесь являются Томская область - 2,9%, г. Санкт-Петербург - 2,6%в и г. Москва - 2,2%. В Республике Татарстан данный показатель ниже - 0,67% по данным за 2021 год. Несмотря на увеличение в 2,5 раза в республике доли внутренних затрат на исследования и разработки в области цифровых технологий до 0,5% в 2021 году, данный показатель ниже среднероссийского уровня, который составляет 2,9%. Показатель доли инновационных товаров, работ и услуг - напротив - в 3,5 раза превышает средний уровень по Российской Федерации (18,3% против 5%).

Расширение масштабов использования сети Интернет неизбежно сопряжено с определенными рисками (заражением вирусами, приводящими к потере информации, несанкционированным доступом к персональному компьютеру и несанкционированной рассылкой рекламы, доступом детей к нежелательным сайтам, хищением денежных средств и др.) [7]. Проблема информационной безопасности в стране стоит достаточно остро. В качестве меры, снижающей вышеуказанные риски, пользователи сети Интернет применяют различные средства защиты информации. Доля таких пользователей среди населения в среднем по России в 2021 г. составляла 72,8%. В Республике Татарстан упомянутыми средствами пользовались 86,6% всех выходивших в Интернет граждан.

Таблица 3

Мониторинг развития информационного общества и цифровой экономики в Республике Татарстан

(по данным за 2021 год) [5, 6]

Показатель Республика Татарстан Российская Федерация

1. Факторы развития информационного общества

1.1. Человеческий капитал

Численность студентов вузов в расчете на 10 тыс. человек населения, чел. 364 278

Численность студентов ссузов в расчете на 10 тыс. человек населения, чел. 205 196

Удельный вес занятых с высшим образованием, % 36,1 34,7

Удельный вес занятых со средним профессиональным образованием, % 44,0 45,2

1.2. Инновационный потенциал

Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП, % 0,67 1,0

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в области цифровых техно- 0,5 2,9

логий в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, %

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, к общей численности занятых в экономике региона, % 0,65 0,94

Доля исследователей с учеными степенями, % 21,0 28,6

Доля молодых исследователей (до 39 лет), % 60 44

Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, % 18,3 5,0

1.3. Информационная безопасность

Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям, в общем числе обследованных организаций, % 72,0 70,1

Доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения, % 0,2 0,4

Окончание табл. 3

Показатель Республика Татарстан Российская Федерация

Доля населения, использующего средства защиты информации, в общей численности населения, использующего сеть Интернет, % 86.0 72,8

2. Использование ИКТ для развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1. Электронный бизнес, %

Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, % 83,4 81,8

Доля организаций, использовавших широкополосный доступ к сети интернет, % 75,2 75,6

Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций, % 44,3 46,2

Доля организаций, использовавших электронный документооборот, % 75,9 70,0

Доля организаций, использовавших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами, % 54,9 55,4

2.2. Использование ИКТ домохозяйствами и населением*

Доля домашних хозяйств, имевших персональный компьютер, % 87,6 73,0

Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети интернет, % 96,2 85,5

Доля населения, использовавшего сеть интернет для заказа товаров и (или) услуг, % 69,9 53,7

Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, % 95,6 71,0

* Данные за 2022 г.

По направлению использования ИКТ для развития в проекции «Электронный бизнес» Республика Татарстан имеет многие показатели, схожие со средними по России. По уровню цифровизации домашних хозяйств республика относится к регионам-лидерам, имея многие показатели использования ИКТ населением, превышающие средние по Российской Федерации. В последние годы, особенно после пандемии, во многих домохозяйствах трансформировалась модель приобретения потребительских товаров. В 2022 г. заказы населения через Интернет в среднем по стране осуществляли 53,7% его пользователей. В Республике Татарстан доля таких граждан составила 69,9%. Еще одним трендом последних лет стал переход на цифровые технологии взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления. В 2022 г. из общей численности населения России 71% использовали сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг. В Республике Татарстан доля таких лиц составила 95,6%.

Кабинетом министров республики была утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан на 20222024 годы. Задачи стратегии цифровой трансформации соответствуют целям обеспечения экономической безопасности, так как будут способствовать созданию условий для развития человеческого капитала, жизни и работы в цифровую эпоху; формированию условий для устойчивого развития экономики на основе использования цифровых технологий; использованию цифровых технологий для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды; развитию безопасной инфраструктуры для отраслей экономики и социальной сферы; увеличению доли цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан.

Следует отметить, что эффективное управление экономической безопасностью регионов России в условиях взятого курса на цифровую трансформацию отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления, имеет большое значение не только для реализации приоритетных направлений развития региональной экономики, повышения уровня ее устойчивости и конкурентоспособности, но и для проявления экономических и социальных преимуществ цифровой экономики на региональном уровне [8]. На рис. 2 представлена концептуальная модель управления экономической безопасностью регионов с учетом стратегических приоритетов развития и целевых показателей цифровой трансформации.

Рис. 2. Концептуальная модель управления экономической безопасностью региона

Важность организации взаимодействия всех представленных на рисунке элементов системы управления экономической безопасностью региона заключается в необходимости создания благоприятных условий для безопасного устойчивого развития региональной экономики, отвечающей современным вызовам и угрозам глобального, национального и регионального уровня и обеспечивающей достижение приоритетных направлений и целевых показателей в ключевых отраслях экономики и социальной сферы.

С целью обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации и преодоления существующих вызовов и угроз необходимо разрабатывать региональные стратегии экономической безопасности, которые должны гармонично вписываться в стратегии социально-экономического развития территорий, разработанных на период до 2030 года. Региональные стратегии экономической безопасности, созданные на уровне субъектов Российской Федерации и/или федеральных округов должны стать основой для формирования и реализации государственной региональной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Заключение

В работе систематизированы подходы к определению сущности экономической безопасности на региональном уровне, которая представляет собой способность региональной экономической системы формировать такие условия развития, которые обеспечивают защиту от возможных вызовов и угроз, создают основу для реализации стратегических приоритетов развития в социально-экономической сфере. Представлена классификация вызовов и угроз экономической безопасности в условиях цифровизации экономики, образующихся в масштабах мировой, национальной и региональной экономических систем, выделены угрозы экономической безопасности, характерные для большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время.

На основе анализа рейтинга цифровой трансформации экономики и общества регионов России сделан вывод об имеющейся проблеме значительного регионального цифрового неравенства, наличие которой может в дальнейшем замедлить рост цифровой экономики и создать угрозы для обеспечения экономической безопасности. Проведен Мониторинг развития информационного общества и цифровой экономики в одном из регионов-лидеров цифровой трансформации - Республике Татарстан в контексте обеспечения экономической безопасности. На основе этого предложена концептуальная модель управления экономической безопасностью регионов с учетом региональных стратегических приоритетов

развития и современных вызовов цифровой экономики. Указано на необходимость разработки региональных стратегий экономической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и/или федеральных округов.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Псковского государственного университета по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми научными группами под руководством ведущего ученого», заявка № science2022_2-8561-6522.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Носкин С.А. Профиль угроз экономической безопасности региона: алгоритм составления и цели практического применения // Известия ЮЗГУ. 2021. Т. 11. № 3 (128). C. 262-271.

2. Кузнецова М.В. Механизм повышения экономической безопасности на основе инновационных и цифровых преобразований в экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2022. 25 с.

3. Цифровая экономика 2023: создавая безопасный цифровой фундамент развития национальной экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forumspb.com/en (дата обращения 29.06.2023).

4. В Татарстане сформирован цифровой профиль общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tatcenter.ru (дата обращения 29.06.2023).

5. Мониторинг развития информационного общества в РФ: показатели развития за 2022 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/monitor.xlsx (дата обращения 29.06.2023).

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 1122 с.

7. Смирнов С.Н. Цифровизация в российских домохозяйствах: региональные различия // Социально-трудовые исследования. 2023. № 51 (2). С. 100-108.

8. ТолочкоА.В. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Томск, 2020. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.