Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕАЭС / УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УГРОЗА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДРАЙВЕРЫ РОСТА / СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова А. Ф., Мамедов С. Н., Канторина Е. С.

Экономическая безопасность государства выступает не только важнейшей составляющей системы национальной безопасности, но и главным компонентом механизма развития экономики страны. Вопрос определения экономической безопасности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях цифровой трансформации является сегодня крайне актуальным. В статье рассмотрена сущность экономической безопасности ЕАЭС, обоснована актуальность и значимость контекста происходящей цифровой трансформации, ее влияние на устойчивость и развитие экономики интеграционного объединения. Объектом исследования является экономическая безопасность в эпоху всеобщей цифровизации, предметом исследования - обеспечение экономической безопасности ЕАЭС в эпоху цифровой трансформации. В контексте поставленной проблемы угрозу представляет разобщенность регулирования цифровой трансформации, отсутствие четкой нормативной правовой базы, а также критический разрыв в развитии и внедрении технологий на территориях стран-членов ЕАЭС. На основе анализа Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. выявлены основные драйверы роста экономической безопасности союза в условиях цифровизации. Проведена оценка актуальных угроз для экономики ЕАЭС, связанных с внедрением цифровых технологий. Даются рекомендации по актуализации подходов и инструментов к обеспечению экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Обязательным условием должна стать системность и организованность усилий всех стран-участниц ЕАЭС. Проведенное исследование основано на применении системы общенаучных и частно-научных методов: систематизации, анализа, формализации, логического метода, синтеза и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE EAEU IN THE AGE OF DIGITAL TRANSFORMATION

The economic security of the state is not only the most important component of the national security system, but also the main component of the mechanism for the development of the country’s economy. The issue of determining the economic security of the Eurasian Economic Union (EAEU) in the context of digital transformation is extremely relevant today. The article considers the essence of the economic security of the EAEU, substantiates the relevance and signifcance of the context of the ongoing digital transformation, its impact on the sustainability and development of the economy of the integration association. The object of the study is economic security in the era of universal digitalisation, the subject of the study is ensuring the economic security of the EAEU in the era of digital transformation. In the context of the problem posed, the threat is the disunity of regulation of digital transformation, the lack of a clear regulatory framework, as well as a critical gap in the development and implementation of technologies in the territories of the EAEU member states. Based on the analysis of the EAEU Digital Agenda until 2025, the authors identifed the main drivers for the growth of the economic security of the Union in the context of digitalization. The researchers assessed the current threats to the EAEU economy related to the introduction of digital technologies. The article gives recommendations on updating approaches and tools to ensure economic security in the context of digital transformation. A prerequisite should be the systematic and organized e orts of all EAEU member countries. The conducted research is based on the application of a system of general scientifc and particular scientifc methods: systematization, analysis, formalization, logical method, synthesis, etc.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕАЭС В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ЦИФРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ

Обеспечение экономической безопасности ЕАЭС в эпоху цифровой трансформации

Получено 06.05.2022 Доработано после рецензирования 01.06.2022 Принято 08.06.2022 УДК 339.97 JEL F02, F15 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-121-126 Баранова Алла Федоровна

Канд. экон. наук, доц. каф. правового и организационного обеспечения бизнес-процедур, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация ORСID: 0000-0001-9571-8258 Е-таИ: afbaranova@gmaii.com

Мамедов Сабир Ниязович

Канд. юр. наук, доц., зав. каф. государственного права и управления таможенной деятельностью, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация

ORСID: ORCID 0000-0001-7278-1238

E-maii: sabir-40@maii.ru

Канторина Екатерина Сергеевна

Студент магистратуры, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация ORСID: 0000-0002-2181-7787 E-maii: ekaterinakantorina@maii.ru

АННОТАЦИЯ

Экономическая безопасность государства выступает не только важнейшей составляющей системы национальной безопасности, но и главным компонентом механизма развития экономики страны. Вопрос определения экономической безопасности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях цифровой трансформации является сегодня крайне актуальным. В статье рассмотрена сущность экономической безопасности ЕАЭС, обоснована актуальность и значимость контекста происходящей цифровой трансформации, ее влияние на устойчивость и развитие экономики интеграционного объединения. Объектом исследования является экономическая безопасность в эпоху всеобщей цифровизации, предметом исследования - обеспечение экономической безопасности ЕАЭС в эпоху цифровой трансформации. В контексте поставленной проблемы угрозу представляет разобщенность регулирования цифровой трансформации, отсутствие четкой нормативной правовой базы, а также критический разрыв в развитии и внедрении технологий на территориях стран-членов ЕАЭС. На основе анализа Цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. выявлены основные драйверы роста экономической безопасности союза в условиях цифровизации. Проведена оценка актуальных угроз для экономики ЕАЭС, связанных с внедрением цифровых технологий. Даются рекомендации по актуализации подходов и инструментов к обеспечению экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Обязательным условием должна стать системность и организованность усилий всех стран-участниц ЕАЭС. Проведенное исследование основано на применении системы общенаучных и частно-научных методов: систематизации, анализа, формализации, логического метода, синтеза и пр.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономическая безопасность ЕАЭС, устойчивость экономики, цифровизация, угроза, экономическое развитие, конкуренция, драйверы роста, стратегия, интеграционные объединения

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Баранова А.Ф., Мамедов С.Н., Канторина Е.С. Обеспечение экономической безопасности ЕАЭС в эпоху цифровой транс-формации//E-Management. 2022. Т. 5, № 2. С. 121-126.

© Баранова А.Ф., Мамедов С.Н., Канторина Е.С., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

DIGITAL STRATEGIES AND TRANSFORMATIONS

Ensuring the economic security of the EAEU in the age of digital transformation

Received 06.05.2022 Revised 01.06.2022 Accepted 08.06.2022 Alla F. Baranova

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Legal and Organizational Support for Business Procedures Department, Vladimir State University,

Vladimir, Russia

ORGD: 0000-0001-9571-8258

E-mail: afbaranova@gmaii.com

Sabir N. Mamedov

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof., Head of the State Law and Customs Management Department, Vladimir State University, Vladimir, Russia ORGD: ORCID 0000-0001-7278-1238 E-mail: sabir-40@mail.ru

Ekaterina S. Kantorina

Graduate Student, Vladimir State University, Vladimir, Russia ORGD: 0000-0002-2181-7787 E-mail: ekaterinakantorina@mail.ru

ABSTRACT

The economic security of the state is not only the most important component of the national security system, but also the main component of the mechanism for the development of the country's economy. The issue of determining the economic security of the Eurasian Economic Union (EAEU) in the context of digital transformation is extremely relevant today. The article considers the essence of the economic security of the EAEU, substantiates the relevance and significance of the context of the ongoing digital transformation, its impact on the sustainability and development of the economy of the integration association. The object of the study is economic security in the era of universal digitalisation, the subject of the study is ensuring the economic security of the EAEU in the era of digital transformation. In the context of the problem posed, the threat is the disunity of regulation of digital transformation, the lack of a clear regulatory framework, as well as a critical gap in the development and implementation of technologies in the territories of the EAEU member states. Based on the analysis of the EAEU Digital Agenda until 2025, the authors identified the main drivers for the growth of the economic security of the Union in the context of digitalization. The researchers assessed the current threats to the EAEU economy related to the introduction of digital technologies. The article gives recommendations on updating approaches and tools to ensure economic security in the context of digital transformation. A prerequisite should be the systematic and organized efforts of all EAEU member countries. The conducted research is based on the application of a system of general scientific and particular scientific methods: systematization, analysis, formalization, logical method, synthesis, etc.

KEYWORDS

Economic security of the EAEU, economic stability, digitalisation, threat, economic development, competition, growth drivers, strategy, integration associations

FOR CITATION

Baranova A.F., Mamedov S.N., Kantorina E.S. (2022) Ensuring the economic security of the EAEU in the age of digital transformation. E-Management, vol. 5, no. 2, pp. 121-126. DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-121-126

© Baranova A.F., Mamedov S.N., Kantorina E.S., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Баранова А.Ф., Мамедов С.Н., Канторина Е.С., с. 121-126

E-Management | T. 5, №2 | 2022 |

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Экономическая безопасность государства выступает не только важнейшей составляющей системы национальной безопасности, но и главным компонентом механизма развития экономики страны. Экономическая безопасность интеграционного объединения, в свою очередь, складывается из соответствующих показателей стран-участниц и определяется их совокупным уровнем. Сегодня, в рамках активной цифровизации всех сфер общественной жизни, включая экономику, значительную роль в обеспечении и поддержании экономической безопасности любого государства играет качество и скорость развития электронных технологий [Бабкин, 2020; Каталкина и др., 2022; Кузнецов и др., 2020].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / FORMULATION OF THE PROBLEM

В рамках настоящей статьи будет рассмотрен вопрос о состоянии экономической безопасности Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, союз) в условиях всеобщей цифровизации. Стоит отметить, что несмотря на глубокую теоретическую проработку вопроса, фактором, затрудняющим исследование, является отсутствие какой бы то ни было законодательно закрепленной системы мер по обеспечению и мониторингу уровня экономической безопасности ЕАЭС. В настоящее время в данном направлении не разработано комплексных нормативных правовых актов или методических рекомендаций. Фактически, направления обеспечения экономической безопасности союза - это сумма последних правил и рекомендаций, установленных для каждого государства-члена ЕАЭС и актуальных пропорционально экономическому вкладу таких государств в развитие интеграционного объединения [Бакаева, Устинова, 2019].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР / LITERATURE REVIEW

На сегодняшний день издано большое количество научных трудов, рассматривающих подходы к обеспечению экономической безопасности. В то же время большинство авторов указывают на отсутствие теоретической проработки и нормативного закрепления категории экономической безопасности на уровне интеграционного объединения. Такой позиции придерживаются, в частности, Э.С. Бадмаева, Т.А. Селищева,

A.А. Ананьев, В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, О.Г. Тимофеева. Довольно проработанным направлением научной мысли является процесс обеспечения экономической безопасности в рамках ЕАЭС, в том числе возникающие в ходе такого обеспечения проблемы (указанные вопросы рассмотрены Е.А. Самковой, А.В. Куликовским, А.А. Спиновым, С.С. Марченко).

Активный интерес в научных кругах вызывает вопрос цифровизации экономики ЕАЭС и ее стран-участниц. Детально исследованы вопросы угроз и перспектив цифровизации, основные аспекты цифровой повестки союза, ожидания от ее реализации. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности. Среди посвятивших свои работы обозначенным направлениям стоит выделить Н.Р. Шайдуллину, Н.Б. Кондратьеву, З.К. Зоидова, Т.А. Диканову, В.К. Андреева, Л.В. Андрееву,

B.И. Прасолова, В.А. Волконского.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ / THEORY AND METHODS

Анализ научно-исследовательской литературы и нормативных правовых актов позволил сформировать основную мысль настоящего исследования, заключающуюся в трансформации подхода к обеспечению экономической безопасности ЕАЭС в связи с активной цифровизацией экономики стран-участниц и мирового сообщества в целом. По мнению авторов, назрела острая необходимость теоретической и практической разработки системного подхода к обеспечению экономической безопасности союза, отсутствие которого формирует серьезные угрозы не только для развития интеграции, но и для ее нормального функционирования. Особую опасность в контексте поставленной проблемы представляет разобщенность регулирования цифровой трансформации, обусловленная отсутствием четкой нормативно-правовой базы по данному вопросу, а также критическим разрывом в уровне развития и внедрения технологий на территориях стран-членов ЕАЭС.

Проведенное исследование основано на применении системы общенаучных и частно-научных методов: систематизации, анализа, формализации, логического метода, синтеза, анализа и пр.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года», под экономической безопасностью необходимо понимать «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»1. Ввиду отсутствия законодательно закрепленного понятия экономической безопасности ЕАЭС, предлагается позиционировать ее как состояние, характеризующееся:

- защищенностью экономики ЕАЭС от угроз внутреннего и внешнего происхождения;

- обеспечением поддержания суверенности по установленным Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. вопросам;

- сохранением единства таможенной территории;

- наличием условий для реализации экономических интересов союза.

Ввиду того, что ЕАЭС выступает экономическим союзом, цели его создания также по умолчанию носят экономический характер и заключаются в следующем2:

- формировании условий для стабильного развития экономик стран-участниц;

- формировании единого рынка товаров, услуг, капитала и труда на всем пространстве с ЕАЭС;

- системной модернизации и росте конкурентоспособности экономик стран-участниц союза.

Можно справедливо заключить, что достижение любой из трех рассмотренных целей создания и существования ЕАЭС невозможно без применения цифровых технологий, которые на сегодняшний день охватывают не менее половины всех происходящих в мире экономических процессов. Кроме того, национальные стратегии и планы экономической безопасности предусматривают текущую цифровизацию экономики как один из наиболее глобальных вызовов. Все вышеизложенное указывает на крайнюю актуальность исследования экономической безопасности ЕАЭС в контексте активного развития цифровых технологий во всех сферах государственного управления и международного сотрудничества [Ерицова, 2022].

Если категория экономической безопасности в рамках ЕАЭС исследована на сегодняшний день недостаточно, то цифровому направлению развития интеграции уделяется активное внимание. Так, в рамках Цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г., цифровая трансформация позиционируется как основной фактор развития ЕАЭС3.

Разделяя мнение ведущих исследователей цифровой трансформации в рамках ЕАЭС, можно утверждать, что при позитивном сценарии происходящие изменения способны в синергии обеспечить выход на качественно новый уровень экономического развития союза. При этом эффективность будет иметь место на каждом уровне функционирования и управления в ЕАЭС:

1) на уровне стратегического управления заметно возрастет качество прогноза и анализа актуальных тенденций, также станет возможным повышение прозрачности правительственных действий, что окажет влияние на объем доступных гражданам прав и свобод;

2) на тактическом уровне цифровизация позволяет повысить эффективность деятельности сразу по многим направлениям, основными из которых выступают:

- планирование (цифровые технологии, в частности искусственный интеллект и технологии обработки больших объемов данных, позволяют осуществлять планирование учитывая максимальное количество условий и исходов);

- организация системы транспарентности движения товаров, услуг и финансовых инструментов (развитие цифровых технологий является неотъемлемым элементом формирования механизма прослеживаемости товаров, услуг и финансовых инструментов; на сегодняшний день цифровые инструменты создания и считывания

1 Президент РФ (2017). Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года». Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 05.05.2022).

2Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 04.05.2022).

3Группа Всемирного банка (2017). Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/Oбзор BB.pdf (дата обращения: 05.05.2022).

Баранова А.Ф., Мамедов С.Н., Канторина Е.С., с. 121-126

E-Management | Т. 5, №2 | 2022 |

маркировки, а также цепочки передачи цифровой информации активно внедрены в деятельность многих компаний и учреждений на пространстве ЕАЭС);

- повышение доходности и эффективности кооперации стран-участниц союза (за счет развития электронной торговли товарами и услугами, в том числе произведенными на территории ЕАЭС);

- обеспечение соблюдения норм, разработанных и действующих в рамках «регулятивных песочниц» (цифровизация в данном случае позволяет отслеживать ход и результаты внедрения правовых норм, в том числе за счет сбора мнений и отзывов граждан);

3) на операционном уровне цифровизация способствует увеличению гибкости процессов и услуг, осуществляемых в рамках деятельности ЕАЭС (в том числе услуг для граждан в процессе трансграничного перемещения товаров).

Становится очевидным, что цифровая трансформация оказывает значительное влияние на уровень экономической безопасности ЕАЭС, прежде всего, через содействие достижению основных экономических целей и совершенствование планирования и организации управленческих процессов на всех уровнях.

В то же время цифровизация экономики и иных сфер в рамках союза - сложный и многогранный процесс, зависящий от многих внешних и внутренних факторов, часть из которых на сегодняшний день являются угрозой. Так, различия в уровне цифровизации экономик стран-участниц ЕАЭС делают очевидными проблемы развития технологий и программного обеспечения, а также недостаточную правовую проработку цифрового вопроса. Рассмотрим наиболее актуальные риски для обеспечения экономической безопасности ЕАЭС в условиях активной цифровизации.

Во-первых, акцент руководства стран союза на преимуществах цифровой трансформации продемонстрировал недостаточную проработку безопасности в данной сфере, что впоследствии привело к опережению развития реальных угроз для экономической безопасности над скоростью разработки мер по их минимизации. Такое положение обусловлено, в том числе, характерной высокой скоростью изменений в цифровом пространстве (как возможностей, так и угроз).

Во-вторых, на сегодняшний день уровень развития и использования цифровых технологий в странах-участницах ЕАЭС настолько различен, что не приходится говорить об обеспечении единого подхода к распределению и охране электронных данных на всей территории союза. При этом важен и масштаб деятельности компаний в ИТ-сфере, поскольку только глобальные корпорации имеют достаточный ресурс для работы с большими объемами данных, а также для реализации инновационных цифровых проектов.

Если проанализировать ситуацию с развитием цифровой сферы на территориях России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, то можно отметить, что достаточно развитая экосистема работы с цифровыми данными в настоящее время присутствует лишь на территории России. В то же время международные рейтинги указывают и на критический разрыв в масштабах цифровизации экономики и обеспечении цифровой безопасности в названных государствах. Например, в рейтинге «Глобальный инновационный индекс 2021», ежегодно формируемом Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности, Россия расположилась на 45-м месте из 132, Белоруссия - на 62-м, Армения - на 69-м, Казахстан - на 79-м, и Киргизия на - 98-м4. Данный рейтинг рассчитан на основе комплексного показателя, отражающего как уровень развития цифровых технологий, так и уровень их внедрения в экономику и иные сферы государственной деятельности.

В-третьих, потенциальную угрозу представляет отсутствие разработанных и действующих на территории союза четких регулятивных норм для деятельности цифровых компаний. Особенно остро данный вопрос стоит в условиях закрепления на территории ЕАЭС транснациональных цифровых корпораций (ввиду отсутствия национальных операторов нужного масштаба). Риски бесконтрольной деятельности названных объектов охватывают как область использования персональных данных (неправомерный сбор, распространение, мошенничество), так и конкурентную сторону в данной сфере, на что указывает уже складывающаяся монополизация отдельных сегментов 1Т-рынка на пространстве союза. Стоит отметить, что рассматриваемая проблема актуальна не только в рамках ЕАЭС. Ввиду высокой скорости развития цифровой экосистемы, регуляторы многих стран мира не могут своевременно внедрять эффективные меры контроля и регулирования деятельности

4ВОИС (2021). Глобальный инновационный индекс 2021. Режим доступа: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2021/ (дата обращения: 05.05.2022).

цифровых корпораций. Однако в последние годы усиленное внимание к данному вопросу проявляют практически все развитые государства и их объединения: США, ЕС, Китай и пр. [Ситников и др., 2021], за счет чего формируется значимый международный опыт, который уже сегодня активно используется менее развитыми в цифровом отношении экономиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Таким образом, вопрос определения экономической безопасности ЕАЭС в условиях цифровой трансформации является сегодня крайне актуальным. С одной стороны, цифровизация экономики союза призвана обеспечить достижение основных целей путем совершенствования управленческой и организационной деятельности на всех уровнях функционирования интеграционного объединения. Однако специфика цифровизации как системного и многокомпонентного процесса создает ряд значимых угроз экономической безопасности ЕАЭС. На сегодняшний день наблюдается значительный разрыв в уровне развития и внедрения цифровых технологий в странах-участницах союза, что не только приводит к невозможности полномасштабной цифровизации экономики ЕАЭС на всей его территории, но и существенно снижает цифровую безопасность. Кроме того, отсутствие адекватных и действенных механизмов регулирования деятельности транснациональных цифровых компаний на территории ЕАЭС создает угрозу для безопасности данных граждан и организаций, а также формирует предпосылки к развитию недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных секторов ИТ-рынка.

В связи с вышеизложенным необходимо уделить особое внимание вопросам актуализации подходов и инструментов к обеспечению экономической безопасности ЕАЭС в условиях цифровой трансформации в рамках актуальных вызовов и угроз. Обязательным условием такой актуализации должна стать системность и организованность усилий всех стран-участниц союза, а также эффективное распределение ответственности с учетом сильных и слабых сторон каждого государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабкин А.В. (2020). Цифровизация экономических систем: теория и практика: монография. СПб.: Политех-Пресс. 796 с.

Бакаева О.Ю., Устинова А.В. (2019). Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы // Вопросы экономики и права. № 2 (128). С. 30-35.

Ерицова Я.А. (2022). История и текущий уровень развития цифровых таможенных технологий в России // Экономика и бизнес: теория и практика. №4-1 (86). С. 139-142.

Каталкина М.Ю., Кузьмина Е.Ю., Савченко А.В. (2022). Проблемы развития цифрового управления // E-Management. № 5(1). С. 52-58. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-1-52-58

Кузнецов Н.В., Лесных Ю.Г., Прохорова Т.А. (2020). Цифровизация экономики: Россия на пути к технологическому первенству // E-Management. № 3(3). С. 45-52. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-3-3-45-52

Ситников Е.В., Гавриленко Н.И., Вакуленко В.Ф., Шушунова Т.Н., Гринев Н.Н. (2021). Цифровая безопасность интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации // Инновации и инвестиции. № 10. С. 39-42.

REFERENCES

Babkin A.V (2020), Digitalization of economic systems: theory and practice: monograph, Polytech-Press, Saint Petersburg, Russia, 796 p.

Bakaeva O.Yu., Ustinova A.V. (2019), "The main directions of the application of digital methods and technologies in the customs area: legal issues", Questions of Economics and Law, no. 2 (128), pp. 30-35.

Katalkina M.Yu., Kuzmina E.Yu., Savchenko A.V. (2022), "Problems of development of digital management", E-management, no. 5 (1), pp. 52-58. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-1-52-58

Kuznetsov N.V., Lesnykh Yu.G., Prokhorova T.A. (2020), "Digitalization of the economy: Russia on the way to technological superiority", E-management, no. 3(3), pp. 45-52. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-3-3-45-52

Sitnikov E.V, Gavrilenko N.I., Vakulenko VF., Shushunova T.N., Grinev N.N. (2021), "Digital security of integration cooperation within the EAEU, taking into account the global challenges of digital transformation", Innovations and investments, no. 10, pp. 39-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yeritsova Ya.A. (2022), "History and current level of development of digital customs technologies in Russia", Economics and business: theory and practice, no. 4-1 (86), pp. 139-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.