Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ АРКТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ АРКТИКИ / ОБНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Чиряева Найбина Николаевна

Статья посвящена поиску эффективных механизмов формирования личностной и социальной идентичности обучающихся старших классов Арктики, исследованию его особенностей в условиях северного наслега с коренным малочисленным народом севера. Авторами предпринята попытка проектирования модели формирования личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики. Если говорить о социальной и личностной идентичности обучающихся школ Арктики, то здесь стоит отметить, что у малочисленных народов севера идет утеря родного языка, народных традиций, что ведет к сложностям и проблемам в самоидентификации. И в то же время, государственная образовательная политика представляет широкие возможности для развития социальной идентичности, так, согласно обновленным ФГОС, образовательные организации имеют право выбора языка обучения, выбора образовательных программ, в том числе, в зависимости от конкретных местных условий. В связи с этим школы арктической части нашей страны, расширяя свои социальные функции, должны стать духовным центром социокультурного и социально-экономического развития. Речь идёт о формировании личности детей народов Севера, способных жить и трудиться в его суровых условиях. Выпускники школ должны быть социально ориентированными и способными к решению проблем, связанных с активным национальным возрождением и дальнейшим процветанием согласно приоритетным стратегическим программам развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. По результатам реализации 1 этапа программы дети сравнительно повысили свой уровень личностной и социальной идентичности, однако, в целом, изменения незначительны. Предстоит системная работа. Формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики требует учета их этнических и психолого-педагогических особенностей развития, а также окружающей их социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Чиряева Найбина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PERSONAL AND SOCIAL IDENTITY OF STUDENTS IN SCOOLS IN THE ARCKTIC

The article is devoted to the search for effective mechanisms for the formation of both personal and social identity of high school students in the Arctic, the study of its features in the conditions of the northern settlement with the indigenous people of the north. The authors made an attempt to design a model for the formation of personal and social identity of students of the school of the Arctic. If we talk about the social and personal identity of students of Arctic schools, it is worth noting that the small peoples of the north are losing their native language, folk traditions, which leads to difficulties and problems in self-identification. And at the same time, the state educational policy presents ample opportunities for the development of social identity, so, according to the updated Federal State Educational Standards, educational organizations have the right to choose the language of instruction, the choice of educational programs, including, depending on specific local conditions. In this regard, the schools of the Arctic part of our country, expanding their social functions, should become a spiritual center of socio-cultural and socio-economic development. We are talking about the formation of the personality of the children of the peoples of the North, who are able to live and work in its harsh conditions. School graduates should be socially oriented and capable of solving problems related to active national revival and further prosperity in accordance with the priority strategic development programs of the Arctic, Siberia and the Far East. According to the results of the implementation of the 1st stage of the program, children have relatively increased their level of personal and social identity, however, in general, the changes are insignificant. There is a systematic work to be done. The formation of the personal and social identity of students of the Arctic school requires taking into account their ethnic and psychological and pedagogical features of development, as well as the socio-cultural environment surrounding them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ АРКТИКИ»

Педагогика

УДК 37.015.31

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 5 курса Чиряева Найбина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ШКОЛ АРКТИКИ

Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных механизмов формирования личностной и социальной идентичности обучающихся старших классов Арктики, исследованию его особенностей в условиях северного наслега с коренным малочисленным народом севера. Авторами предпринята попытка проектирования модели формирования личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики. Если говорить о социальной и личностной идентичности обучающихся школ Арктики, то здесь стоит отметить, что у малочисленных народов севера идет утеря родного языка, народных традиций, что ведет к сложностям и проблемам в самоидентификации. И в то же время, государственная образовательная политика представляет широкие возможности для развития социальной идентичности, так, согласно обновленным ФГОС, образовательные организации имеют право выбора языка обучения, выбора образовательных программ, в том числе, в зависимости от конкретных местных условий. В связи с этим школы арктической части нашей страны, расширяя свои социальные функции, должны стать духовным центром социокультурного и социально-экономического развития. Речь идёт о формировании личности детей народов Севера, способных жить и трудиться в его суровых условиях. Выпускники школ должны быть социально ориентированными и способными к решению проблем, связанных с активным национальным возрождением и дальнейшим процветанием согласно приоритетным стратегическим программам развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. По результатам реализации 1 этапа программы дети сравнительно повысили свой уровень личностной и социальной идентичности, однако, в целом, изменения незначительны. Предстоит системная работа. Формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики требует учета их этнических и психолого-педагогических особенностей развития, а также окружающей их социокультурной среды.

Ключевые слова: идентичность, модель, личностная и социальная идентичность, формирование личностной и социальной идентичности обучающихся, особенности формирования личностной и социальной идентичности обучающихся в условиях школы Арктики, обновленные федеральные государственных образовательные стандарты, региональные особенности.

Annotation. The article is devoted to the search for effective mechanisms for the formation of both personal and social identity of high school students in the Arctic, the study of its features in the conditions of the northern settlement with the indigenous people of the north. The authors made an attempt to design a model for the formation of personal and social identity of students of the school of the Arctic. If we talk about the social and personal identity of students of Arctic schools, it is worth noting that the small peoples of the north are losing their native language, folk traditions, which leads to difficulties and problems in self-identification. And at the same time, the state educational policy presents ample opportunities for the development of social identity, so, according to the updated Federal State Educational Standards, educational organizations have the right to choose the language of instruction, the choice of educational programs, including, depending on specific local conditions. In this regard, the schools of the Arctic part of our country, expanding their social functions, should become a spiritual center of socio-cultural and socio-economic development. We are talking about the formation of the personality of the children of the peoples of the North, who are able to live and work in its harsh conditions. School graduates should be socially oriented and capable of solving problems related to active national revival and further prosperity in accordance with the priority strategic development programs of the Arctic, Siberia and the Far East. According to the results of the implementation of the 1st stage of the program, children have relatively increased their level of personal and social identity, however, in general, the changes are insignificant. There is a systematic work to be done. The formation of the personal and social identity of students of the Arctic school requires taking into account their ethnic and psychological and pedagogical features of development, as well as the socio-cultural environment surrounding them.

Key words: identity, model, personal and social identity, the formation of personal and social identity of students, features of the formation of personal and social identity of students in the conditions of the school of the Arctic, updated federal state educational standards, regional features.

Введение. Изучение особенностей формирования личностной и социальной идентичности обучающихся в условиях Арктики имеет особую значимость в связи с тем, что именно в школьном возрасте идёт интенсивный процесс самопознания. Данный процесс в значительной степени определяет особенности личности и поведения выпускника школы, который должен быть социально ориентирован и способен решать проблемы, связанные с национальным возрождением и развитием Арктики. Это особенно актуально в ситуации оттока населения Арктики в центральные и южные регионы, унификации культур. Итак, формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики имеет значение как для сохранения и развития этнографического разнообразия народов Севера, так и для развития региона в целом. Таким образом, в первую очередь, необходимо ответить на вопросы: «Как формировать личностную и социальную идентичность обучающихся школ Арктики?», «Какие механизмы должны быть использованы в процессе формирования личностной и социальной идентичности старшеклассников севера?». Для ответов на эти и другие вопросы имеет смысл рассмотреть формы и методы формирования личностной и социальной идентичности обучающихся школ Арктики.

Проблема поиска механизмов формирования личностной и социальной идентичности обучающихся школ Арктики привела нас к исследованию современных методов и форм работы по данному направлению и к попытке создания одноименной модели.

Изложение основного материала статьи. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе. Исследователи дали определение понятию «идентичность» как субъективному чувству, соединенному с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. Анализируя проблему идентичности, Л.Б. Шнейдер высказала мнение о том, что идентичность есть результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, собственном пути развития и сопровождающийся ощущением сильного «Я» в собственной непрерывности, тождественности и определённости [13].

Становление идентичности в юности имеет уникальное значение, поскольку это период вхождения личности в широкий социальный мир, отличающийся появлением большого количества новых социальных ролей. Исследователи

считают, что социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям [3]. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социальный индивид и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». В структуре социальной идентичности выделено три компонента:

1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе);

2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы);

3) эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» группы).

Личностная идентичность - это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и жизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности общностям [5].

Если говорить о социальной и личностной идентичности обучающихся школ Арктики, то здесь стоит отметить, что у малочисленных народов севера идет утеря родного языка, народных традиций, что ведет к сложностям и проблемам в самоидентификации [10]. И в то же время, государственная образовательная политика представляет широкие возможности для развития социальной идентичности, так, согласно обновленным ФГОС, образовательные организации имеют право выбора языка обучения, выбора образовательных программ, в том числе, в зависимости от конкретных местных условий [11]. В связи с этим школы арктической части нашей страны, расширяя свои социальные функции, должны стать духовным центром социокультурного и социально-экономического развития. Речь идёт о формировании личности детей народов Севера, способных жить и трудиться в его суровых условиях. Выпускники школ должны быть социально ориентированными и способными к решению проблем, связанных с активным национальным возрождением и дальнейшим процветанием согласно приоритетным стратегическим программам развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока.

Изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, практическая деятельность по изучению сформированности личностной и социальной идентичности обучающихся школы, расположенной в северном регионе, помогли нам определить наиболее важные педагогические подходы к обеспечению формирования личностной и социальной идентичности обучающихся в условиях школ Арктики.

Нами сформулированы следующие основные компоненты модели формирования личностной и социальной идентичности обучающихся школ Арктики:

• системообразующий - целью данной модели является обеспечение условий для формирования социальной и личностной идентификации обучающихся школы Арктики;

• базовый - содержание образования, включающий в себя введение изменений в основную образовательную программу школы согласно цели, в том числе внесение изменений в учебный план и план внеурочной деятельности. Введение таких учебных предметов, как «Родной язык» (язык коренных малочисленных народов севера (КМНС)), «Родная литература», «Культутра КМНС» - за счет школьного компонента, внесение в рабочие программы по предмету «Технология» таких тем, как «Основы народных промыслов» и т.п.;

• организационный - включение в образовательную сеть социальных институтов, в том числе, национальных общин, промысловых артелей, организаций, связанных с оленеводством, рыболовстом и т.п., физических лиц, владеющих языком коренных малочисленных народов Севера и др.;

• технологический - личностно-ориентированные, деятельностные и активные образовательные технологии, методы и методики, реализуемые соответственно поставленной цели, в том числе, в дополнительном образовании;

• диагностический - средства диагностики и прогнозирования сформированности личностной и социальной идентичности субъектов образования.

Все элементы модели между собой взаимосвязаны.

Для того чтобы реализовать на практике модель «Формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школ Арктики», мы провели диагностику социальной и личностной идентичности обучающихся 9-11 классов.

Практическая часть исследования проходила на базе «МБОУ Хайырская СОШ им. В.И. Барабанского» Усть - Янского улуса. Усть - Янский улус образован в 1930-е годы. Согласно официальным источникам, начиная с 1970 - 2021 гг. население сократилось с 15 436 до 7035 тысяч человек, что говорит о том, что молодежь в основном не возвращается в родной улус на малую родину. В 2010 году на территории улуса был создан палеонтологический региональный государственный природный заказник «Янские мамонты». Основа экономики улуса - добыча олова и золота, рыбопереработка, оленеводство и звероводство. Район имеет 7 сельских поселений.

Село Хайыр находится в северной части Якутии, в пределах Яно-Индигирской низменности, на правом берегу реки Омолой, на расстоянии 408 километров к северо-западу от посёлка Депутатский, административного центра улуса. Население села согласно переписи населения 2020 года составляет 419 человек. Природно-климатические - средняя температура лета 15 градусов, зимой от 30 до 45 градусов мороза. Транспортные связи - есть временная сезонная зимняя дорога от Хайыра до Депутатска, которая занимает минимум 12 часов, летом - только авиасообщение (вертолёт, время полета - 2 часа). В гендерной структуре населения мужчины составляли 51,5 %, женщины - соответственно 48,5 %. В селе есть администрация, школа, детский сад, сельский дом культуры «Айыллаан», фельдшерский пункт, почтовое отделение, котельная, дизельная электростанция.

В Хайырской школе обучается 48 человек. Национальный состав обучающихся - 50% якутов, 50% - коренные малочисленные народы севера (КМНС), из них:

Знание родного языка - 100 % якутов, 0% - КМНС

Идентифицируют себя со своим этносом - 100 % якутов, 20% - КМНС,

Знают, занимаются традиционными промыслами народов Севера:

• рыболовство - 100 % семей,

• охота - 100% семей,

• оленеводство - 50% семей (КМНС).

Средняя заработная плата работающих бюджетников на селе - 30 000руб, 70% населения не имеют постоянной работы, соответственно, количество малоимущих семей - примерно 70%.

Количество классов в школе - 11.

Количество классов в параллели - 0.

Количество обучающихся в классе - от 7 до 2 детей в классах.

Для того чтобы изучить социальную идентичность обучающихся мы выбрали методику исследования социальной идентичности (МИСИ) Л.Б. Шнейдера, которая заключается в том, что испытуемый должен выбрать из 60 предложенных ассоциаций, наиболее подходящую для себя характеристику. Тест выполняли на компьютере, в течение 5-10 минут, некоторым потребовалось больше времени.

Оценка результатов теста проводилась по следующей шкале:

- Очень низкий - диффузная идентичность до 0, 17 7.

- Низкий - мораторий 0,18 - 0,0,31.

- Средний - достигнута идентичность 0,31 - 0,57 57.

- Высокий - высокая идентичность 0,57 - 0,70 15.

- Очень высокий - псевдоидентичность 0,71 - 1,0 5. Результаты теста мы оформили в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики социальной идентичности МИСИ Л.Б. Шнейдера

Учащийся Уровень Типология Балл

9 кл. У 1 Средний Достигнутая идентичность 0,57

У 2 Низкий Мораторий 0,18

У 3 Средний Достигнутая идентичность 0,57

У 4 Средний Достигнутая идентичность 0,57

У 5 Средний Достигнутая идентичность 0,57

У 1 Низкий Мораторий 0,18

У 2 Высокий Высокая достигнутая идентичность 0,70

~ 5 У 1 Низкий Мораторий 0,18

У 2 Высокий Высокая достигнутая идентичность 0,70

Согласно данной методике, мы выявили, что лишь двое учащихся 10 и 11 класса имеют высокий уровень социальной идентичности, что подразумевает готовность испытуемых быть членами общества - одними из большинства, принимать нормы, правила и, как следствие, жертвовать своей индивидуальностью, однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности.

Средний уровень подразумевают стремление отделиться от всех, быть не таким как большинство, быть независимым, самостоятельным, подвергаться риску и опасности. Низкий уровень - соответствуют минимальной степени социальной направленности испытуемых и свидетельствуют о их стремлении к независимости, самостоятельности и нежеланию подчиняться общим требованиям и правилам, установленным в группе.

Изучив социальную идентичность учащихся, мы приступили к изучению гражданской идентичности, как одного из компонентов личностной идентичности. Патриотизм является одним из основных факторов формирования гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Поскольку как было сказано выше, Усть - Янский район претерпевает массовый отток населения, в частности молодежи, мы решили, что целесообразно будет продиагностировать гражданскую идентичность учащихся старших классов, насколько дети являются патриотами своего района и своего села.

Для выявления гражданской идентичности, мы выбрали анкетирование с целью выявления уровня сформированности гражданской идентичности. Анкета адаптирована нами, и состоит из 25 вопросов, также нами были определены критерии оценивания сформированности гражданской идентичности.

Согласно данной анкете, среди учащихся 9-11 классов, в количестве 9 человек была составлена таблица - мониторинг (таблица 2).

Таблица 2

Таблица - мониторинг гражданской идентичности учащихся

Обучающийся Баллы Уровень

9 кл. У 1 10 Низкий

У 2 14 Средний

У 3 7 Низкий

У 4 15 Средний

У 5 9 Низкий

У 1 15 Средний

У 2 7 Низкий

~ 5 У 1 18 Средний

У 2 24 Высокий

Согласно анкете, дети в основном имеют средний и низкий уровни гражданской идентичности. Если судить по ответам детей, то они являются патриотами своей малой Родины, однако некоторые из них хотят жить за пределами республики, жить в центре республики. Две девочки планируют после окончания института, перевести с села своих родных, а также переехать за границу, именно этих девочек многое не устраивает в своем селе, однако они гордятся своим селом.

Дети со средним уровнем, в целом являются патриотами своего села и страны, знают традиции и родной язык, праздники. Но, однако, не планируют вернуться в родной посёлок, а жить за его пределами.

Лишь один ребёнок имеет высокий уровень гражданской идентичности, который после окончания института планирует вернуться в своё село, жить и работать на благо своей малой родины, изменить жизнь в селе. Стоит отметить, что данный ребёнок выпускник школы, который планирует в дальнейшем поступить в экономический институт, отучиться, и вернуться в село, работать по специальности, а также возможно занять главенствующий пост.

Также, мы провели с детьми тест «Определение профессиональных склонностей» литовского психолога Л. Йовайши. Критериями оценивания были:

10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов - средне выраженная профессиональная склонность;

4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.

Результаты теста показаны в таблице 3.

Таблица 3

Обучающийся Баллы Склонность

9 кл. У 1 4 Низкая

У 2 6 Низкая

У 3 5 Низкая

У 4 15 Средняя

У 5 9 Средняя

У 1 9 Средняя

У 2 5 Низкая

~ 5 У 1 8 Средняя

У 2 11 Высокая

Исследование структуры профессиональных установок, их адекватность и выраженность у обучающихся позволило определить, что 44% имеют средний уровень нерешительности в профессиональном выборе, это проявляется в неуверенности, отсутствии четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированности о мире профессий, у 12% - высокий уровень, т.е. старшеклассник подходит к выбору профессии основательно, с готовностью действовать по плану. Большинство обследуемых не столь оптимистичны в отношении своего профессионального будущего, что может быть связано с идеализацией, юношеским максимализмом.

Исходя из вышеизложенного, по результатам диагностики, можно сделать выводы, что географическое положение наслега, а в данном случае это маленькое село, имеет значение в социальной и личностной идентификации подростков. Особой конкуренции, которая бы способствовала росту общей идентификации подростка, нет.

На констатирующем этапе мы провели диагностику социальной и личностной идентичности учащихся 9-11 класса МБОУ «Хайырская СОШ», по которой выявили, что у детей старших классов весьма низкий уровень идентичности, что побудило нас к коррекционной работе. Для реализации разработанной нами модель, мы составили перспективный план работы, где выделили отдельно работу с обучающими, их родителями, социальными институтами села и администрацией наслега.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам реализации 1 этапа программы дети сравнительно повысили свой уровень личностной и социальной идентичности, однако, в целом, изменения незначительны. Предстоит системная работа.

Выводы:

1. Формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школы Арктики требует учета их этнических и психолого-педагогических особенностей развития, а также окружающей их социокультурной среды.

2. Основными компонентами модели «Формирование личностной и социальной идентичности обучающихся школ Арктики» являются:

- содержательный: введение в учебный план учебных предметов, таких как родной язык и родная культура и т.п., во внеурочной деятельности - оленеводство, рыболовство, охота и др.;

- организационный: включение в образовательную сеть национальных общин, промысловых артелей и других социальных институтов, в том числе физических лиц, владеющих родным языком;

- технологический: реализация активных и деятельностных технологий, в том числе, в дополнительном образовании.

Литература:

1. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» [Текст] / К.А. Абросимова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2015. - №. 5. - 150 с.

2. Авдулова, Т. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Т. Авдулова. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 с.

3. Агеев, В.С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2015 - 475 с.

4. Асмолов, А.Г., Карабанова, О.А., Марцинковская, Т.Д., Гусельцева, М.С., Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р., Загладина, Х.Т., Терехова, Е.С.; Глебкин, В.В. & Левит, М.В. (2012): Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащегося в рамках социального партнерства семьи и школы. - Москва. - URL: www.firo.ru/wp-content/uploads/2012/10/UMK-for-teachers.doc (дата обращения 03.03.2022).

5. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности [Текст] / Т.С. Баранова / Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 11 с.

6. Батырев, Д.Н. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире (социально-философский анализ) [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / Д.Н. Батырев. - Элиста, 2016. - 196 с.

7. Егоров, В.Н. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / В.Н. Егоров, Н.Д. Неустроев. - М.: Academia, 2015. - 224 с.

8. Жиркова, З.С. Формирование этнической идентичности учащихся средствами образования / З.С. Жиркова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 9. - 120 с.

9. Кочевые школы коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). - Якутск: ФГНУ «Институт национальных школ РС (Я)», 2010.

10. Неустроев, Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / Н.Д. Неустроев. -Якутск, 2016. - 245 с.

11. Приказ МП РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС ООО» http://fgosreestr.ru

12. Развитие образования в сельской местности: региональная модель / Под ред. Ф.В. Габышевой. - М.: ИСПС РАО, 2016. - 192 с.

13. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 2017. - 128 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); аспирант Бугунов Максим Дмитриевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Альт Александр Владимирович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов дидактической структуры целостного педагогического процесса. В данной научной статье отражен поиск и обоснование эффективных методов обучения. Авторами описан опыт применения имитационных методов в педагогическом вузе. Актуальность применения данного подхода обусловлена задачами, поставленными образовательными стандартами (ФГОС ВО). Реализации ФГОС ВО предполагает применение комптентностного подхода в учебном процессе. В этой связи исследуемые методы являются релевантными. Имитационные методы обучения относятся к группе активных методов, что в свою очередь способствует активизации познавательной и исследовательской деятельности обучающихся. Научно доказано, что имитационные методы наиболее эффективно реализуются при условии наличия имитационной модели и распределения ролей, тем самым позволяя воспроизводить различные ситуации учебного и воспитательного характера на ступени общего образования [2]. Нами рассматривается применение имитационных методов при подготовке будущих учителей физической культуры. В контексте данного исследования проанализировано понятии, «имитационные методы». Определены их функции, содержательные аспекты, место в общей структуре подготовки. Выделены и раскрыты имитационные компоненты. На примере учебной дисциплины «Психология физического воспитания и спорта» рассмотрена возможность применения исследуемых методов. В результате педагогического эксперимента, авторами обоснована целесообразность применения данных методов. Настоящая статья может представлять научный интерес обучающимся высших учебных заведений и преподавателям, использующим в своей практике имитационные методы обучения.

Ключевые слова: методы обучения, имитационные методы, образовательный процесс, высшее учебное заведение, студенты, педагогические технологии.

Annotation. Teaching methods are one of the most important components of the didactic structure of a holistic pedagogical process. The scientific article reflects the search for and justification of effective teaching methods. The authors describe the experience of using simulation methods in a pedagogical university. The relevance of the application of this approach is due to the tasks set by the educational standards (FSES HE). The implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education involves the use of a competency-based approach in the educational process. In this regard, the methods under study are relevant. Simulation teaching methods belong to the group of active methods, which in turn contributes to the activation of the cognitive and research activities of students. It has been scientifically proven that simulation methods are most effectively implemented if there is a simulation model and the distribution of roles, thereby allowing you to reproduce various situations of an educational and educational nature at the level of general education. We consider the use of simulation methods in the preparation of future teachers of physical culture. In the context of this study, the concept of "simulation methods" is analyzed. Their functions, substantive aspects, place in the general structure of training are determined. Identified and disclosed simulation components. On the example of the discipline "Psychology of physical education and sport" the possibility of using the researched methods is considered. As a result of the pedagogical experiment, the authors substantiate the expediency of using these methods. This article rearranges the scientific interest of students of higher educational institutions and teachers who use simulation teaching methods in their practice.

Key words: teaching methods, simulation methods, educational process, higher educational institution, students, pedagogical technologies.

Введение. Поиск эффективных методов обучения является актуальным на всех уровнях и этапах образования. Перед системой профессионального образования стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно решать профессиональные задачи. В сфере подготовки педагогических кадров особо важен сформированный опыт деятельности, наряду со знаниями и умениями. Будущему учителю, помимо теоретической подготовки, необходим опыт решения практических задач, встречающихся в профессиональной деятельности: при проведении уроков, внеклассных мероприятий, планировании и реализации внеурочной деятельности, при взаимодействии с обучающимися, и их родителями, с администрацией образовательной организации. В этой связи востребованными являются активные методы обучения. Смысловое содержание методов активного обучения заключается в создании организационных условий, которые способствуют максимальному проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучающихся на учебных занятиях. Имитационные методы относятся к активным методам обучения, их применение предполагает установку на более активную деятельность будущих учителей в учебном процессе по сравнению с традиционными методами обучения. Имитационные методы стимулируют студентов к активной учебно-познавательной, мыслительной, практической и творческой деятельности, развивают познавательный интерес к изучаемому предмету, активизируют научно-исследовательскую и поисковую деятельность.

Изложение основного материала статьи. Под имитационными методами обучения понимается совокупность методов, предполагающих моделирование деятельности, в которой реальными и игровыми способами имитируются события, которые могут возникать в профессиональной педагогической деятельности. Применение имитационных методов предполагает наличие условий и факторов, обусловливающих процесс подготовки к определенному виду деятельности (В.П. Аношкин, А.А. Вербицкий, В.В. Воронов, С.А. Габрусевич, П.В. Пучков, А.Б. Толкачев и др.). Данный вид занятий имитирует профессиональную практическую деятельность и применение полученных знаний и навыков в специально создаваемых условиях. Имитационные методы позволяют комплексно применять в учебном процессе различные научно-методические подходы, такие как: проблемный, контекстный, программированный, интерактивный, дифференцированный, личностно-ориентированный, деятельностный и др.

Отличительными особенностями имитационных методов от других, являются следующие характеристики присущие

им:

- менее жесткий алгоритм (в отличие от строго регламентированного плана в большинстве деловых игр);

- разнообразный подбор состава участников в зависимости от специфики решаемой проблемной ситуации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.