Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / LEXICAL SEMANTICS / GRAMMATICAL SEMANTICS / ACTIVE VOCABULARY / PASSIVE VOCABULARY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козедубова А. С., Мальчевская М. Л.

В статье анализируются педагогические условия и методические средства осуществления взаимосвязи семантического и грамматического направлений в формировании лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Козедубова А. С., Мальчевская М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF THE FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH LEVEL III

The article analyzes the pedagogical conditions and methodological means for implementing the interrelationship of the semantic and grammatical directions in the formation of the lexical side of speech of junior schoolchildren with a general underdevelopment of speech level III.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

УДК 371.26

Козедубова А. С. студент магистрант научный руководитель: Мальчевская М.Л., к.пед.н.

доцент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация: в статье анализируются педагогические условия и методические средства осуществления взаимосвязи семантического и грамматического направлений в формировании лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи IIIуровня.

Ключевые слова: формирование лексической стороны речи, общее недоразвитие речи, лексическая семантика, грамматическая семантика, активный словарный запас, пассивный словарный запас, младший школьник.

Kozedubova A.S. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»

Russia, Abakan Scientific supervisor: Malchevskaya M.L. candidate of pedagogical sciences, associate professor

Khakassky state University of N.F. Katanova THE PECULIARITY OF THE FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH LEVEL III

Abstract: The article analyzes the pedagogical conditions and methodological means for implementing the interrelationship of the semantic and grammatical directions in the formation of the lexical side of speech of junior schoolchildren with a general underdevelopment of speech level III.

Keywords: formation of the lexical side of speech, general speech underdevelopment, lexical semantics, grammatical semantics, active vocabulary, passive vocabulary, junior schoolchildren.

Особенности формирования лексического запаса младших школьников с общим недоразвитием речи определяются терминологическим содержанием понятия, отражающего возрастные речевые отклонения, связанные, по определению Р. Е Левиной, «с системной несформированностью всех языковых структур - фонетической, грамматической, лексико-семантической» [4, с. 42].

Рассматривая словарную работу в широком смысле, как совокупность

всех видов работы над словом, в методике выделяют два основных направления: грамматико-орфографическое и семантическое. И. Д. Бутузова отмечает: «При выделении первого направления методисты берут за основу грамматико-орфографические трудности слов, при выделении второго - их смысловую ценность для обогащения и уточнения словарного запаса учащихся» [2, с. 49].

В аспекте изучаемой проблемы - формирования лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня -одинаковую значимость имеют оба направления: и словарно-семантическое, и грамматическое.

Определяя причины общего речевого недоразвития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (по уровням), исследователи исходят из психолингвистических оснований, в том числе логико-когнитивного аспекта усвоения разноуровневых языковых единиц.

По мнению Н. В. Серебряковой, среди причин лексико -семантического характера следует назвать: «недостаточную сформированность структуры значения слова»; «несоответствующий возрасту уровень организации семантических полей», «несовершенство процесса внутреннего поиска слова» [3, с. 125].

С. Н. Шаховская видит основные причины отставания речевого развития в «несформированности лексики как системы» [5,с. 126], обращает внимание на необходимость активизации работы по организации семантических полей, анализу структуры значений слова, рассмотрению процессов антонимии и синонимии. Названные языковые явления в наибольшей степени отражают многообразные отношения явлений окружающего мира.

В начальной школе закладываются основы понятия о слове как номинативной (назывной) единице языка, лексическом значении слова, многозначности. Процесс формирования этих понятий очень сложный и долгий. Он становится по-настоящему активным тогда, когда ученик достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект. По словам Д.Б. Эльконина, одной из главнейших задач образования должно стать «систематическое развитие способности пользоваться речью и ориентироваться не только в мире вещей, но и в связях между вещами и словами, которые их сигнализируют» [6, с. 10].

В структуре семантики слова взаимообусловлены два типа значений -лексическое и грамматическое. Первое (как основное в семантической структуре лексической единицы) предопределено предметно-понятийной соотнесенностью слова, но может содержать и дополнительную коннотацию экспрессивного и/или эмоционально-оценочного характера, связанную с субъективными намерениями говорящего. Второе (называемое лингвистами дополнительным) характеризуется большей языковой абстракцией и труднее воспринимается детьми младшего подросткового возраста, так как соотносится не с индивидуальным объектом, а с целым классом явлений,

часто совершенно различных по своим основным семантическим признакам. Система ознакомительных и закрепляющих методов и приемов и иллюстрирующих их грамматических упражнений предполагает комплексный (как часть речи) и частичный (по отдельным морфологическим признакам) языковой разбор слова (в тексте - отдельной морфологической формы) и направлена на осознание младшими школьниками единства двух сторон слова - лексической (лексико-семантической) и грамматической (лексико-грамматической).

Названные направления работы над словарем учащихся постоянно взаимодействуют. Суть лексической работы, организуемой в аспекте развития логической и понятийной точности и грамматической правильности речи учащихся с общим речевым недоразвитием, заключается в следующем:

- слово должно быть правильно воспринято школьниками как лексическая и грамматическая единица, по возможности понято и усвоено со всеми его оттенками значения, особенностями сочетаемости и грамматического употребления, то есть должно войти в активно-пассивный словарный запас и воспроизводиться в нужных случаях;

- каждая вновь вводимая или ранее изученная, но требующая корректировки лексическая единица должна «пройти» через специальные упражнения, в которых углубляется её понимание, усваивается сочетаемость, в том числе при наличии коннотативных оттенков значения и стилистических ограничений употребления;

- каждое новое или требующее закрепления слово должно быть употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

Последний аспект является особенно значимым для речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, преодоления их речевой инертности, малоактивности, семантической и лексико-грамматической ошибочности и/или «малоподвижности» (Т. В. Туманова).

В методике логопедической работы могут быть учтены выделенные психологами и адаптированные М. Т. Барановым относительно методики изучения лексической стороны речи положения, иллюстрирующие особенности накопления активного словарного запаса младших школьников.

Слово усваивается быстрее и прочнее, если: 1) обучение его употреблению в пределах возрастных возможностей учащихся следует «без перерыва за его семантизацией»; 2) восприятие слова и отражаемого «кусочка мира» окрашено эмоционально; 3) в процессе работы над словом устанавливаются «ассоциативные связи»; 4) специально формируется «внимание к незнакомым словам»; 5) в процессе анализа слова сочетаются «семантико-грамматические компоненты значения» и «сочетаемостные оттенки употребления» [1, с. 242 - 243].

Методические приемы работы по развитию лексического запаса младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня определяются внутри каждого из названных направлений словарно-семантической и

словарно-грамматической работы и могут стать предметом описания последующего экспериментального исследования.

Важно, что подбор текстовых и нетекстовых источников, из которых младшие подростки должны усвоить структуру слов, их лексико-грамматические особенности, основывается на принципе понимания языковых значений, а также на принципе развития чувства языка.

Использованные источники:

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2008. - 386 с.

2. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения / И.Д. Бутузова // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 39-45.

3. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева. Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 420 с.

4. Левина Р. Е. Общее недоразвитие речи // основы теории и практик логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова; под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2007. - 165 с.

5. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии // Психолингвистика и современная логопедия / С. Н. Шаховская; Под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 240 с.

6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Логос, 2009. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.