УДК 371.26
Козедубова А.С. студент магистрант «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Россия, г. Абакан ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на изучение сформированности лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста. Выявлены особенности развития лексической стороны речи, приемы логопедической работы по формированию лексической стороны речи.
Ключевые слова: формирование лексической стороны речи, общие и специфические особенности речи, приёмы логопедической работы.
Kozedubova A.S. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»
Russia, Abakan EXPERIMENTAL AND EXPERIMENTAL WORK ON DEVELOPING THE LEXICAL SIDE OF SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF
SPEECH LEVEL III Abstract: The article presents the results of an experimental study aimed at studying the formation of the lexical side of speech in children of primary school age. The peculiarities of the development of the lexical side of speech are revealed, the methods of logopedic work on the formation of the lexical side of speech.
Keywords: Formation of the lexical side of speech, general and specific features of speech, methods of speech therapy work.
Говоря о ряде противоречий, связанных с ориентированностью школьных программ на бессистемное формирование лексической стороны речи в начальной школе и неэффективностью этого процесса у детей с ОНР; с необходимостью четких диагностических методик, выявляющих пробелы в формировании лексической стороны речи учеников начальной школы и не выделением составляющих компонентов лексической стороны речи у детей в этом возрасте, отсутствием нормативов, позволяющих оценить отставание в развитии лексической стороны речи в младшем школьном возрасте.
Вышесказанное позволяет утверждать, что проблема формирования лексической стороны речи младших школьников с ОНР III уровня представляет актуальность как для общей, так и для коррекционной педагогики.
Таким образом, недостаточная разработка проблемы в теории и практике логопедии, ее несомненная педагогическая значимость позволяют считать исследование актуальным.
Нами проведено экспериментальное изучение сформированности лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В исследовании участвовало 20 детей младшего школьного возраста, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень). С целью сравнительного анализа дети были поделены на две группы: 10 детей вошло в экспериментальную группу и 10 в контрольную группу. Средний физиологический возраст участников эксперимента 7 - 8 лет.
Цель констатирующего этапа работы - изучить особенности развития лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для исследования уровня сформированности лексической стороны речи была использована комплексная диагностическая программа на основе методики О.С. Гомзяк «Диагностика лексического строя речи», а также элементов стимульного материала Р.И. Лалаевой и И.В. Прищеповой.
Выбор методики не случаен. На сегодняшний день логопедами активно используется методики диагностики лексики, рекомендуемые Т.Б. Филичевой, Н.В. Нищевой, Р.И. Лалаевой и И.В. Прищеповой и другими авторами, тем не менее, с помощью данных методик можно получить лишь краткие представления о сформированности лексической стороны речи у обучающиеся (методики включает по 3-4 задания по изучению навыков обобщения существительных, глагольному и атрибутивному словарю). В связи с этим нами была выбрана довольно объемная методика диагностики лексической стороны речи О.С. Гомзяк, так как она позволяет четко определить развитие лексики у школьников как в импрессивной так и в экспрессивной речи, а также содержит рекомендации по бальной и качественной оценке результатов. Включение стимульного материала Р.И. Лалаевой и И.В. Прищеповой позволяет более качественно изучить словарь младших школьников 1 -ого класса.
Анализ результатов свидетельствуют о том, что развитие лексики в экспрессивной речи у обучающиеся с ОНР III уровня существенно уступает результатам обучающиеся контрольной группе.
В экспериментальной группе средний балл по всем заданиям составил 0,3 балла, что соответствует низкому уровню развития экспрессивной речи, в контрольной группе - 0,8 баллов, что соответствует высокому уровню.
Наглядно полученные результаты отражены на рис.1.
ЭГ КГ
□ Высокий уровень □ Средний уровень □ Низкий уровень
Рисунок 1. Распределение обучающиеся двух групп по развитию лексики в экспрессивной речи, констатирующий этап
Результаты свидетельствуют о том, что большинство обучающиеся с ОНР III уровня (60%) - показали низкие результаты развития лексики в экспрессивной речи. 40% обучающиеся показали средние результаты, высоких результатов не показал никто из участников группы. В контрольной группе результаты значительно выше: большинство (80%) обучающиеся отлично справились с предложенными заданиями и получили высокие результаты. Низких результатов в данной группе не обнаружено.
Для качественного анализа результатов, рассмотрим средние баллы по всем заданиям первой части методики диагностики лексической стороны речи (экспрессивная речь) на констатирующем этапе исследования, рис.2.
□ ЭГ □ КГ
Рисунок 2. Средние баллы диагностики лексического развития в экспрессивной речи двух групп, констатирующий этап исследования
Наглядно можно отметить, что средние баллы по всем заданиям у обучающиеся с ОНР III уровня значительно ниже, чем у их сверстников без нарушений речевого развития. Также стоит отметить, что в экспериментальной группе средние результаты достигают максимального значения в 0,49 баллов из 1-ого возможного, что является довольно низким
результатом.
Самое большое число ошибок в экспериментальной группе было отмечено по заданию, в котором детям было необходимо подобрать синонимы и антонимы к словам. Многие ученики экспериментальной группы не смогли выполнить полностью все задания, даже с дополнительной стимулирующей помощью, не понимая задание или называя вместо прилагательных существительные.
Далее проводилось изучение особенностей развития лексической стороны в импрессивной речи в контрольной группе.
Данные, полученные нами, свидетельствуют о том, что общий средний балл сформированности импрессивной речи у старших обучающиеся с ОНР III составляет 0,6 баллов из 1-ого возможного, что является средним результатом. В контрольной группе средний балл составил 0,8 баллов, что является высоким результатом.
Наглядно полученные результаты представлены на рис.3.
100% 90%-80%-70%-60%-50%-40%-30%-20%-10%-0%-
ЭГ КГ
□ Высокий □ Средний □ Низкий
Рисунок 3. Распределение обучающиеся двух групп по уровню лексического развития в импрессивной речи, констатирующий этап
Анализ рисунка 3 свидетельствует о том, что общий уровень сформированности лексики в импрессивной речи у обучающиеся с ОНР III уровня значительно выше, чем в экспрессивной, только 10% младших школьников с ОНР показали низкие результаты. 50% учащихся данной группы показали высокие результаты. В контрольной группе все учащиеся отлично справились с заданиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что общий уровень сформированности лексического строя речи у обучающиеся с ОНР III уровня не достигает возрастной нормы. 20% детей показали низкие результаты (в основном за счет хорошего уровня импрессивного словаря), по 40% - средние и низкие результаты.
Можно сделать вывод, что лексическое развитие обучающиеся с ОНР не достигает возрастной нормы. Наиболее высоко у детей развита импрессивная речь, нежели экспрессивная.
Использованные источники:
1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у обучающиеся с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2001. - 420с.
2. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии // Психолингвистика и современная логопедия / С. Н. Шаховская; Под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 240 с.
3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Логос, 2009. - 164 с.
УКД 371.26
Козедубова А. С. студент магистратуры «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Россия, г. Абакан
О ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМАНТИЧЕСКОГО И ГРАММАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация: в статье анализируются педагогические условия и методические средства осуществления взаимосвязи семантического и грамматического направлений в формировании лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи IIIуровня.
Ключевые слова: формирование лексической стороны речи, общее недоразвитие речи, лексическая семантика, грамматическая семантика, активный словарный запас, пассивный словарный запас, младший школьник.
Kozedubova A.S. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov»
Russia, Abakan
THE RELATIONSHIP OF SEMANTIC AND GRAMMATICAL DIRECTIONS IN THE SYSTEM OF THE FORMATION OF THE LEXICAL SIDE OF SPEECH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH A GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH LEVEL III
Abstract: The article analyzes the pedagogical conditions and methodological means for implementing the interrelationship of the semantic and grammatical directions in the formation of the lexical side of speech of junior schoolchildren with a general underdevelopment of speech level III.
Keywords: formation of the lexical side of speech, general speech underdevelopment, lexical semantics, grammatical semantics, active vocabulary, passive vocabulary, junior schoolchildren.