Научная статья на тему 'Особенности формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Московского Университета МВД России им. В. Я. Кикотя'

Особенности формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Московского Университета МВД России им. В. Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF COMPETENCES / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КУРСАНТЫ / CADETS / СЛУШАТЕЛИ / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / INFORMATION SCIENTIST / LISTENERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапин В. В., Борисов Б. В.

Рассматриваются проблемы формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапин В. В., Борисов Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of competences in the field of information technologies at cadets and listeners The Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia of V. Ya. Kikotya

Article is devoted to problems of formation of competences of area of information technologies at cadets and listeners of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia of V. Ya. Kikotya and to ways of their decision, according to authors.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Московского Университета МВД России им. В. Я. Кикотя»

УДК 37 ББК 32

особенности формирования

компетенций В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННыХ

технологий у курсантов и слушателей

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМ. в.я. кикотя

ВЛАДИСЛАВ валерьевич лапин,

доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат технических наук, E-mail: [email protected]; БОРИС ВИТАЛЬЕВИЧ БОРИСОВ, доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

E-mail: [email protected].

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: Рассматриваются проблемы формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и пути их решения.

Ключевые слова: преподавание, формирование компетенций, информатика, информационные технологии, курсанты, слушатели, проблемы.

Annotation. Article is devoted to problems of formation of competences of area of information technologies at cadets and listeners of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia of V. Ya. Kikotya and to ways of their decision, according to authors.

Keywords: teaching, formation of competences, information scientist, information technologies, cadets, listeners, problems.

Кафедра информатики и математики преподает учебные дисциплины на всех факультетах Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (в дальнейшем тексте просто Университета) и формирует компетенции будущих сотрудников внутренних дел в двух направлениях: в математическом и в информационном. В области информационных технологий обучение курсантов и слушателей проводится для всех специальностей Университета.

В таблице 1 представлены некоторые основные специальности Университета и соответствующие преподаваемые дисциплины и формируемые компетенции.

В целом будущие сотрудники органов внутренних дел любых специальностей Университета в качестве пользователей должны уметь:

• применять для решения своих профессиональных задач офисные, сетевые, мультимедийные и другие информационные технологии;

• грамотно сформулировать и поставить перед разработчиками-информатиками задачи автоматизации своей конкретной предметной служебной области;

• использовать в своей профессиональной деятельности готовые автоматизированные информационные системы.

Формирование компетенций в области информационных технологий для всех специальностей Университета в своей основе осуществляется в процессе преподавания основного учебного массива знаний, разбиваемого на одну, две или три учебные дисциплины.

Причем, обучение в области информационных технологий в Университете опирается на знания и умения, приобретенные курсантами и слушателями в школе, в процессе изучения ими школьной дисциплины «Информатика и ИКТ».

Рассматриваемая компетенция будущих специалистов должна начинать формироваться не с момента поступления в Университет, а ещё на ранних стадиях школьного образования (согласно школьной программе со второго по одиннадцатый классы), в процессе изучения школьной дисциплины «Информатика и ИКТ».

Однако, по опросам наших первокурсников в большинстве школ дисциплина «Информатика и ИКТ» начинается с девятого класса и практически не препода-

ется. Преподавание ограничивается компьютерными играми, рисованием или мультимедийными развлечениями. Для большого числа курсантов «Информатика и

ИКТ» вообще не проводилась и не аттестовалась. Вступительные испытания по большинству специальностям Университета по «Информатика и ИКТ» не проводятся.

Таблица 1

отдельные специальности и соответствующие им компетенции в области информационных технологий

№ п\п Шифр и название специальности Номер и текст формируемой компетенции Название дисциплин, формирующих данную компетенцию

030901.65 «Правовое обеспечени национальной безопасности» ОК 16: «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации» 1.Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности; 2.Основы информационной безопасности в ОВД

031001.65 «Правоохранительная деятельность»

080101.65 «Экономическая безопасность» ОК 16: «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач» 1.Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности; 2.Основы информационной безопасности в ОВД З.Информационные системы в экономике

050407.65 «Педагогика и психология девиантного поведения» ОК-14 «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации» 1.Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности; 2.Основы информационной безопасности в ОВД

030301.65 «Психология служебной деятельности» ОК 15: «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, использовать в профессиональной деятельности автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач» 1.Информатика и информационные технологии в психологии; 2.Основы информационной безопасности в ОВД

40.05.03 «Судебная экспертиза» ОК 16: «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места» 1.Математика и информатика 2.Компьютерные технологии в экспертной деятельности; 3.Основы информационной безопасности ОВД

Поэтому, в Университет они поступают практически с нулевыми знаниями в области информационных технологий.

Также следует учитывать, что все специальности Университета относятся не к технической, а к гуманитарной области деятельности, поэтому формирование компетенции в области информационных технологий требует дополнительных усилий и особых методических подходов в преподавании.

Поступая учится в Университет, курсанты первокурсники с первых своих дней начинают формирование компетенции в области информационных технологий практически с нулевого уровня.

Проходя в течение первого семестра «акклиматизацию» в Университете (после школы), многие курсанты теряются в многочисленных заданиях по всем дисциплинам. Появляется приоритет в изучении дисциплин по основной своей специальности. В результате сни-

жение учебной активности и мотивации изучения дисциплин, формирующих обсуждаемую компетенцию. Они в глазах курсантов становятся «не основными» и «не главными», то есть второстепенными, на которых можно расслабится и не напрягаться. Получаемые неудовлетворительные оценки курсантами встречаются с удивлением и не пониманием. Поэтому необходимо постоянно «не снижать планку» уровня требования к усвоенным знаниям у курсантов и контролировать с помощью опросов, рубежных контролей и т.д. объем и качество этих знаний. Только адреналин отрабатываемых академических задолженностей способен подстегнуть большинство курсантов к получению качественных знаний и умений в области информационных технологий. Далеко не всех, но многих. Некоторые сами хорошо и отлично учатся.

Многочисленные хозяйственные и суточные наряды, наваливающиеся сразу на только поступивших курсантов, так же отбирают много учебного времени и сил у первокурсников.

Поэтому в этот период необходимо особенно много внимания уделять смягчению отрицательных вышеперечисленных воздействий на первокурсников и влиянию их на учебный процесс.

Основной проблемой при формировании компетенции в области информационных технологий у курсантов-гуманитариев Университета является практически полное отсутствие у первокурсников школьных знаний по дисциплине «Информатика и ИКТ». Для преодоления этой проблемы нашей кафедрой, при разработке учебных рабочих программ первые несколько тем учебной дисциплины отводятся для повторения (на две трети учебного материала) основ информатики и обеспечения информационных технологий, преподаваемых в школе.

После изучения учебного материала данных «повторительных» тем, проводится рубежный контроль, позволяющих выявить весь спектр знаний у курсантов и рассортировать их по уровню входных базовых знаний.

В дальнейшем процесс формирования обсуждаемых компетенций различается в зависимости от академических результатов изучения первых тем учебных дисциплин (оценки на семинарских или практических занятиях, результаты рубежного контроля).

Например, на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка Университета, кафедрой информатики и математики проводится учебно-методическая работа, повышающая эффективности изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».

Первым делом, по итогам изучения первых четырех тем учебной дисциплины, посвященных в основном повторению школьного курса, выявляется группа курсантов, имеющих неудовлетворительные оценки, и вызывающих опасения в успешной сдаче зимней и весенней сессий. С этой «группой риска» в дальнейшем проводится отдельная работа.

Так в начале 2014-15 учебного года из четырех

учебных взводов (около 90 человек) по нашей дисциплине было отобрано 22 первокурсника (приблизительно 35%), составляющую «группу риска».

Было проведено совместное заседание кафедры информатики и математики и факультета, на которое приглашались курсанты из «группы риска». С каждым неуспевающим курсантом на собрании проводилась беседа, анализировались персональные причины неуспеваемости.

За каждым слабоуспевающим курсантом закрепили успевающего по данной дисциплине курсанта.

Проводились персональные беседы с родителями каждого курсанта из «группы риска» и общее собрание родителей.

Для повышения эффективности подготовки к зачету слабоуспевающим курсантам было дано дополнительное задание по заполнению тетради с письменными ответами на вопросы из зачетных билетов.

Были организованы дополнительные занятия по самоподготовке и консультации для неуспевающих курсантов из «группы риска».

В результате значительно повысилась академическая активность и результативность обучения данных курсантов. Только два курсанта были выведены на комиссионную сдачу зачета. Комиссия выставила им удовлетворительные оценки.

Таким образом, к основным проблемам формирования компетенций в области информационных технологий в Университете можно отнести:

• практически полное отсутствие знаний по школьной учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»;

• смещение приоритета изучения учебных дисциплин у курсантов в сторону профильных учебных дисциплин по специальности;

• большое количество пропусков учебных занятий курсантами по не связанным с болезнями причинам (суточные и хозяйственные наряды, командировки, спортивные тренировки и соревнования, репетиции самодеятельности, совещания курсантского руководящего звена и др.). Большинство которых даже не отрабатывается;

• дополнительные трудности изучения данных учебных дисциплин курсантами не технического, а гуманитарного профиля.

Преодоление основной проблемы формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей Университета — практически полного отсутствия у первокурсников школьных знаний по дисциплине «Информатика и ИКТ», заключается в оценке базовых входных знаний в течении изучения первых тем учебной дисциплины и по результатам первого рубежного контроля.

В дальнейшем расслоении курсантов и слушателей по успеваемости.

В формировании «группы риска» и дополнительной работы с ней.

Другие вышеперечисленные проблемы формирования компетенций должны решаться, по нашему мнению, такими методами, как:

• усиление воспитательной и учебно-методической работы;

• эффективному планированию учебно-методическим управлением совмещения учебных занятий курсантов с другими служебными обязанностями.

Только совместными согласованными усилиями профессорско-преподавательского состава кафедры с руководством курсов и факультетов, при участии учебно-методического управления, возможно, по нашему мнению, повысить эффективность процесса формирования компетенций в области информационных технологий у курсантов и слушателей нашего Университета.

литература

1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 67(ред. от 31.05.2011)Юб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 39(ред. от 31.05.2011)Юб утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 N 20 (ред. от 31.05.2011)»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)»;

4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 40 (ред. от 31.05.2011)»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»)»;

5. Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2062 (ред. от 31.05.2011)»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведе-

ния (квалификация (степень) «специалист»)»;

6. Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 N 19 (ред. от 31.05.2011)»0б утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»)».

Reference:

1. Prikaz Minobmauki RF ot 17.01.2011 N 67(red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 030301 Psihologija sluzhebnoj dejatel'nosti (kvalifika-cija (stepen') «specialist»)»;

2. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.01.2011 N 39(red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 030901 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti (kvalifikacija (stepen') «specialist»)»;

3. Prikaz Minobrnauki RF ot 14.01.2011 N 20 (red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 031001 Pravoohranitel'naja dejatel'nost' (kvalifikacija (stepen') «specialist»)»;

4. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.01.2011 N 40 (red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 031003 Sudebnaja jekspertiza (kvalifikacija (stepen') «specialist»)»;

5. Prikaz Minobrnauki RF ot 24.12.2010 N 2062 (red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 050407 Pedagogika i psihologija deviantnogo povedenija (kvalifikacija (stepen') «specialist»)»;

6. Prikaz Minobrnauki RF ot 14.01.2011 N 19 (red. ot 31.05.2011)»0b utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profes-sional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'-nosti) 080101 Jekonomicheskaja bezopasnost' (kvalifikacija (ste-pen') «specialist»)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.