Научная статья на тему 'Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся'

Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МЕДИА-ФОРМАТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оботурова Н.С.

В статье анализируется влияние новых информационных технологий на формирование общекультурных компетенций обучающихся; обращается внимание на неоднозначность последствий активного внедрения интернет-ресурсов в образовательный процесс; формулируются условия, при которых информатизация образования может выполнять не только когнитивные, но и социально-культурные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся»

Щ Педагогические науки

83

УДК 378:004

Влияние информатизации образовательной среды на формирование общекультурных компетенций обучающихся

■ Н. С. ОБОТУРОВА - заместитель начальника ВИПЭ ФСИН России по учебной работе, доктор философских наук, доцент

В статье анализируется влияние новых информационных технологий на формирование общекультурных компетенций обучающихся; обращается внимание на неоднозначность последствий активного внедрения интернет-ресурсов в образовательный процесс; формулируются условия, при которых информатизация образования может выполнять не только когнитивные, но и социально-культурные функции.

Ключевые слова: культура; образование; знание; информация; информатизация; медиа-формат; компетенция; общекультурные компетенции.

Effect of informatization of the educational environment on the formation of general cultural competence of students

IN. S. OBOTUROVA - Deputy Head of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia for Academic Affairs, Dsc. in Philosophy, Associate Professor

The article analyzes the effect of new information technologies on the formation of general cultural competence of students. The author shows the ambiguity of the effects of the active introduction of Internet resources in the educational process, and also lays down the conditions under which education informatization can perform not only cognitive, but also social and cultural functions.

Keywords: culture; education; knowledge; information; informatization; media format; competence; general cultural competence

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Определяя цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»1, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 69) подчеркивает

единство профессиональных и гуманистических, социальных, общечеловеческих задач. Взаимосвязь профессионального и социально-гуманитарного, общекультурного компонентов образования конкретизируется в стандартах специальностей и направлений подготовки через перечень компетенций как результатов освоения образовательных программ.

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ в числе общекультурных компетенций, которы-

ми должен обладать выпускник, стандарты называют способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах; анализировать, систематизировать, обобщать, критически осмысливать информацию; креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи; анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социокультурным условиям.

Одной из важнейших общекультурных компетенций в современном мире является «способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации»2. Актуальность формирования указанной компетенции обусловлена основными тенденциями развития современного общества, определяемого различными концепциями как информационное, сетевое, общество знаний, одной из которых является когнити-визация, то есть наполнение повседневной жизни и профессиональной деятельности людей знаниями. В системе образования также происходит переход к обучению постиндустриального типа, основанному на использовании новых источников и современных методик.

Традиционные системы знаний, основанные на устном, письменном и печатном слове, утрачивают свои ведущие позиции, информация, объем которой стремительно растет, «представляется в мультимедийных интерактивных форматах; на смену классическим библиотекам приходят базы знаний в медиа-форматах»3. Информатизация образования, активное включение интернет-ресурсов в образовательный процесс принципиально изменяют характер процесса познания, что выражается прежде всего в беспрецедентном ускорении передачи информации, новых возможностях для работы с различными базами данных4. Кроме того, новые технологии обеспечивают интерактивность обучения, проявляющуюся как возможность через сеть взаимодействовать в режиме реального времени, при этом участники коммуникации не являются пассивными потребителями, а могут самостоятельно объединяться в виртуальные сообщества, наиболее наглядным примером которых являются дискуссионные форумы.

Особенностью современных информационных технологий является специфический способ организации информации, называемый гипермедией, одновременно объединяющий изображение, звук и текст, что существенно увеличивает качество восприятия информации, поскольку в процесс познания одновременно включаются несколько органов чувств. Становление гипермедии отражает общую тенденцию развития гипертекстовой технологии, в которой «текстовой материал теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым»5, а место поиска информации через ее соответствие поисковому образцу занимает навигация, то есть «перемещение от одних элементов накопленной информации к другим с учетом их смысловой слитности»6, что увеличивает возможности освоения информации в интеллектуальных процессах. Таким образом, современные информационные технологии являются принципиально новыми средствами обработки информации, позволяющими получать новое знание, искать новые идеи.

Вместе с тем влияние информатизации может быть и негативным, а экспансия интернет-ресурсов в образовательный процесс имеет существенные риски, обусловленные снижением качества информации. В современных исследованиях проблемы отмечается, что Интернет представляет собой непомерно разросшееся хранилище, в котором каждый может опубликовать свой текст, ссылки и другие материалы, что, с одной стороны, дает неограниченные возможности для коммуникации и творческой самореализации пользователей, но с другой - приводит к утрате самой идеи ценности текста. Аналогичные процессы происходят и в научной среде, в которой возникает ситуация, когда никто никого не читает, но все публикуются с целью улучшения отчетности и повышения индекса цитируемости, о чем свидетельствует возникновение такого феномена, как культура дайджестов, реферативные журналы, огромное количество справочных изданий7.

Общий объем информации у современных студентов больше, чем у предыдущих поколений. При этом необходимо отметить, что информационная нагруженность совмещается с клиповым сознанием, которое оперирует отдельными кластерами информации, не связывая их между собой. Особенностью клипового сознания является и то, что его носители охотно высказывают свое мнение по самым разным вопросам, имея очень поверхностное представление о предмете, а недостаток аргументации ком-

Педагогические науки

85

пенсируют повышенной эмоциональностью. Причиной распространения такого типа сознания является современная среда обыденных коммуникаций (телевидение, компьютерные игры, Интернет).

Пребывание в новой информационно-коммуникативной среде формирует у современного школьника, курсанта, студента привычку к быстрому получению информации по поводу заданных вопросов, а также к тому, что эту информацию можно постоянно обновлять и микшировать, ограничиваясь поверхностными демоверсиями. В результате происходит отказ от глубокого анализа проблем и свыкание с тем, что их всегда можно закрыть и «снять», составив самое общее представление, но так и не изучив их. Таким образом, из информационно-коммуникативного пространства, в котором живет сознание современного человека, вымываются вопросы, требующие медленных режимов работы теоретического мышления. В результате происходит разрушение целого комплекса способностей, обеспечивающих его работу, таких как рефлексия, проблематизация, самоопределение и т. д. Отрицательными следствиями распространения клипового сознания становится также неспособность его субъектов в условиях возрастающей сложности социальных процессов выявлять и оценивать главные тенденции развития, определять их системообразующие параметры, принимать решения, анализируя возможные положительные и отрицательные последствия.

Нельзя не отметить и то, что само по себе наличие сетевого доступа к информации не означает, что ее использование будет ориентировано на получение знания. Более того, внимательное наблюдение за «цифровыми культурами», особенно молодых пользователей Интернета, свидетельствует о возникновении общества всеобщего развлечения, поэтому Интернет в равной степени может стать «как инструментом для построения общества знания, так и лабиринтом, который может завести - медленно, но верно -на берега - или в пропасть - общества развлечений»8.

Критическое осмысление процессов информатизации образования постепенно приводит к необходимости «более глубокого осознания сути самих технологических инноваций и поиска оптимальных вариантов

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.07.20l6) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

их включения в образовательную деятель-ность»9. Новые технологии могут играть положительную роль при условии, что они не будут использоваться только для технического опосредования традиционных форм работы. Наиболее перспективным направлением сегодня является такое сочетание информационно-технических средств обучения с проблемным подходом, которое позволяет перейти от преподавания как сообщения готовых ответов к обучению в форме постановки проблем и поиска их решений. Необходимо предлагать студентам такие дидактические ситуации, которые содержат какие-либо препятствия, для преодоления которых требуется эмпирический поиск в сочетании с теоретическим знанием.

Специфика образовательных задач обусловливает новый уровень подготовки преподавателей в области преподаваемых ими дисциплин, в том числе гуманизацию обучения, при которой дисциплина предстает не как «мертвый» набор данных, но как результат деятельности людей. Обучающиеся должны знать, каким образом добываются знания, как работают ученые, что ими движет, зачем люди пишут книги, для чего делаются открытия и т. п. Кроме того, необходима подготовка и в области самих педагогических процессов, которая должна включать, наряду с изучением новых технологий, освоение способов обеспечения мотивации обучающихся.

Таким образом, общекультурные, гуманитарные задачи приобретают в современном образовании особую роль, на что указывает и представленная во всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005 г.) концепция общества знания, в которой знание понимается как интеллект, воображение, «живой опыт», живое знание, подчеркивается необходимость отхода от «когнитивиз-ма», формализованного научно-технического знания. Реализация этих принципов в образовании предполагает дополнение инструменталистского подхода к его пониманию ценностным, гуманистическим, утверждающим связь образования с базовыми ценностями как смысловым ядром культуры, регулятивами индивидуальной и общественной жизни: понимание того, что приобщение обучающихся к культуре, социализация, гуманизация являются для общества не менее значимыми, чем овладение общим и специализированным знанием.

1 Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 д. № 273^ ot 03.07.2016) «ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2012. № 53 (сЬ|. 1). St. 7598.

2 Приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 г № 20 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) "специалист")» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Ястреб Н. А. Конвергентные технологии: философско-эпистемологический анализ : моногр. Вологда, 2014. С. 203.

4 См.: Бабкин А. А., Крюкова Д. Ю., Панфилова О. А. Вопросы методического сопровождения курсов «Информационная безопасность» и «Информационное обеспечение государственных закупок» в системе вузовского ведомственного образования // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 3 (35). С. 99-104.

5 Ястреб Н. А. Конвергентные технологии: философско-эпистемологический анализ. С. 93.

6 Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004. С. 341.

7 См.: Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве Интернета // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 74-84.

8 К обществам знания: всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005. С. 57.

9 Ястреб Н. А. Конвергентные технологии: философско-эпистемологический анализ. С. 201.

2 Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.01.2011 g. № 20 (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 031001 Pravoohranitel'naja dejatel'nost' (kvalifikacija (stepen') "specialist")» [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

3 Jastreb N. A. Konvergentnye tehnologii: filosofsko-jepistemologicheskij analiz : monogr. Vologda, 2014. S. 203.

4 Sm.: Babkin A. A., Krjukova D. Ju., Panfilova O. A. Voprosy metodicheskogo soprovozhdenija kursov «Informacionnaja bezopasnost'» i «Informacionnoe obespechenie gosudarstvennyh zakupok» v sisteme vuzovskogo vedomstvennogo obrazovanija // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2016. № 3 (35). S. 99-104.

5 Jastreb N. A. Konvergentnye tehnologii: filosofsko-jepistemologicheskij analiz. S. 93.

6 Chernavskij D. S. Sinergetika i informacija (dinamicheskaja teorija informacii). M., 2004. S. 341.

7 Sm.: Emelin V. A., Thostov A. Sh. Vavilonskaja set': jerozija istinnosti i diffuzija identichnosti v prostranstve Interneta // Voprosy filosofii. 2013. № 1. S. 74-84.

8 K obshhestvam znanija: vsemirnyj doklad JuNESKO. Parizh, 2005. S. 57.

9 Jastreb N. A. Konvergentnye tehnologii: filosofsko-jepistemologicheskij analiz. S. 201. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.