Научная статья на тему 'Концептуальные основы реализации магистерских программ экономического профиля'

Концептуальные основы реализации магистерских программ экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MASTER’S PROGRAMMES IN ECONOMICS / COMPETENCES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ACADEMIC / SOCIAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыхтикова Наталья Александровна, Погудаева Марина Юрьевна

В статье определяются концептуальные подходы к реализации магистерских программ экономического профиля: преемственность академического образования, ориентированность на практику, специализация. Авторы исходят из того, что реализация магистерских программ экономического профиля требует создания определенной образовательной среды. Анализ показал, что освоение новых компетенций магистерских программ экономического профиля должно происходить на базе интеграции учебной, социальной и профессиональной сфер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыхтикова Наталья Александровна, Погудаева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual foundations of implementing the master’s programme in economics

The article defines conceptual premises of implementing master’s programmes in economics: the continuity of academic education, orientation towards practice, specialisation. The authors assume that the implementation of master’s programmes in economics involves creating a certain educational environment. The analysis shows that students should acquire new competences of master’s programmes on the basis of integrated academic, social and professional activities.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы реализации магистерских программ экономического профиля»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Переход к двухуровневой системе образования актуален при решении вопросов о направленности и специфике обучения в рамках магистерских программ.

Необходимость магистерского образования объясняется динамичностью внешней среды, когда одним из условий успешного развития субъекта является соответствие динамики обучения изменениям в окружающей среде или их превосходство. Успешность в любой сфере деятельности зависит от мотивированности непрерывно обновлять знания. Магистерские программы могут быть ориентированы как на недавних выпускников высших учебных заведений, так и на обладающих существенным практическим опытом. Инициаторами непрерывного образования могут выступать не только специалисты, служащие, но и руководители структурных подразделений или организаций. Так, на рынке существуют экономические субъекты, поддерживающие идею самообучающейся организации, цель которой - достижение долгосрочного конкурентного преимущества за счет инвестиций в человеческий капитал.

В современных условиях наиболее актуальной является система обучения в течение всей жизни (lifelong learning), на которую в первую очередь ориентировано магистерское образование.

В рамках реализации концепции подготовки магистров в сфере экономики могут быть рассмотрены следующие основные подходы:

• преемственность академического образования, получаемого в бакалавриате и специалитете;

• практико-ориентированный подход с основным акцентом на получении практических умений в непрерывно меняющейся экономической среде, что позволяет реализовывать обучение без отрыва от основной работы;

• специализация магистерской подготовки в соответствии с профильной направленностью вуза.

Каждый из представленных подходов не может быть реализован независимо друг от друга. Преемственность академического образования, как правило, является основой как для практико-ориентированного, так и для специального обучения. Организация специальных магистерских программ характерна для высших учебных заведений, имеющих отраслевую направленность. Вариант, ориентированный на практическую составляющую магистерского образования, является основой его высокой конкурентоспособности.

Выбор подхода к обучению влияет на его результаты. В свою очередь концепция реализации магистерской программы предопределяет цели обучения, выбор контингента обучающихся, а также образовательной среды. Следует также учитывать, что основным отличием магистерских программ экономического профиля является существенный удельный вес практической самостоятельной научно-исследовательской работы. В данной ситуации наиболее подходящим является андрагогический подход, предполагающий, что обучающийся представляет не пассивный объект воздействия со стороны преподавателя, а активный субъект, который со своими потребностями и целями вовлекается в процесс целеполагания1.

Таким образом, цели образовательной деятельности напрямую зависят от целей магистранта. Другая особенность процесса обучения состоит в том, что преподаватель как элемент образовательной среды включен в систему социальной кооперации и должен учитывать цели других участников. При разработке образовательных программ преподаватель (руководитель курса) также является субъектом целеполагания, формируя цели и содержание образовательных программ на основе выявления и прогнозирования будущих потребностей обучающихся. Ориентиром являются запросы общества в виде федеральных государственных, профессиональных стандартов, компетенций, а также цели и стратегии самой образовательной организации. Таким образом, преподаватель формирует цели своей деятельности, выявляя потребности и синтезируя цели заинтересованных сторон.

Повышение роли и значимости преподавателя в процессе формирования магистерских программ наряду с расширением самостоятельной работы магистранта обусловливают изменение образовательного процесса и образовательной среды. Сокращается аудиторная нагрузка преподавателя при одновременном увеличении объема учебно-методической работы. Например, в практике зарубежных учебных заведений распространен такой вариант организации учебного процесса, особенно в рамках магистратуры экономического профиля, при котором основная роль руководителя отдельного курса (дисциплины) заключается в разработке, обновлении учебнометодического комплекта и в контроле знаний обучающихся. Наибольшую часть материалов магистрант изучает самостоятельно, процесс обучения осуществляют тьюторы и координаторы курса. Такой вариант может быть эффективен в практике магистерских программ экономического профиля в российских вузах. Это требует создания определенных условий на основе синтеза учебной, социальной и профессиональной среды.

Для формирования учебной среды могут использоваться мастер-классы, интенсивные семинары, интернет-конференции, вебинары, консультации, участие в подготовке и реализации проектов, выполнение письменных работ и т.д. Должна учитываться возможность магистранта использовать

предлагаемые формы и средства обучения. Поэтому в данной ситуации основные характеристики учебной среды - гибкость и динамичность.

Учебная деятельность магистрантов будет отличаться от реализации программ специалитета и бакалавриата, нацеленных на усвоение знаний и на их применение на учебных ситуациях и примерах. Магистратура экономического профиля в большей степени ориентирована на обучения на опыте (experiential learning). При данном подходе возможно изменение поведения обучающихся на основе рефлексии опыта. Магистранты работают над реальными финансовыми, экономическими, управленческими задачами. Рефлексия происходит совместно с коллегами, которые могут быть вовлечены в решение сходных проблем в своей деятельности, что в свою очередь повышает эффективность обучения. Происходит интеграция учебной деятельности в профессиональную за счет выявления затруднений, поиска решений, концептуализации опыта и его трансформации в практическую работу магистрантов.

Таким образом, на основе профессиональной развивается учебная деятельность магистрантов. Преподаватели выступают в роли консультантов.

Новое качество учебного процесса обеспечивают социальное взаимодействие, создание среды учебной группы, восприятие преподавателей, ведущих мастер-классы и других участников как партнеров по отношению к обучающимся. Это позволяет усилить интеграцию учебной деятельности в социальную среду и удовлетворение социальных потребностей обучающихся. Результатами данной интеграции являются:

• эффект синергии: повышается интенсивность и эффективность учебной деятельности в группах обучающихся, имеющих идентичную профессиональную направленность;

• взаимообучение и использование в качестве ресурса опыта других обучающихся (сollaborative learning);

• формирование и расширение профессиональной среды за счет участия в процессе обучения, специалистов разных уровней и направлений деятельности.

Нацеленность образовательных программ на решение профессиональных проблем обучающихся становится важной особенностью магистерской подготовки. Результатом обучения должно стать повышение профессиональной компетентности, что в свою очередь соответствует федеральным образовательным стандартам.

Компетентность подразумевает способность сотрудника осуществлять определенную деятельность на своем рабочем месте. Совокупность компетентностей, выявленная путем функционального анализа деятельности, является основой отдельных профессиональных стандартов (например, стандартов MCI, разработанных в Великобритании для менеджеров разных уровней)2.

Реализация магистерских программ ориентирована на большее число уровней компетентности, чем система подготовки бакалавров и специалистов. Магистерское образование охватывает 4 уровня компетентности, базируясь на первых уровнях получения знаний. Так, при поступлении в магистратуру обучаемый должен обладать как минимум двумя уровнями компетентности. Первый уровень ориентирован на знание и понимание экономических концепций и теорий. Второй уровень - на приобретение совокупности профессиональных компетентностей как способности осуществлять деятельность в данном профессиональном контексте. К содержанию второго уровня относятся базовые и профессиональные компетентности. Базовые компетенции могут влиять на эффективность использования профессиональных компетентностей. Второй уровень компетенций включает умение работать в команде, навыки коммуникации, переговоров, персональные навыки, в том числе решения проблем, использования информационных технологий. Профессиональные компетентности отражают существующие требования к специалистам, их освоение имеет важное значение для успешной текущей деятельности.

Но данных компетенций недостаточно для успешной деятельности в динамичной экономической среде. Поэтому для подготовки и реализации магистерских программ обязательным является приобретение метакомпетентностей, относящихся к третьему уровню и ориентированных на реализацию способностей понимать и прогнозировать изменения, а также в ответ на них трансформировать содержание имеющихся компетентностей. Кроме того, метакомпетентности ориентированы на применение освоенных навыков работы в новой ситуации. Компетентности четвертого уровня затрагивают уровень личности, для них характерны способность пересматривать смысл и ценности динамичной окружающей среды.

Основой для формирования компетентностей третьего и четвертого уровней является научно-исследовательская работа (НИР) как неотъемлемая составляющая магистерского образования. В различных формах и видах научно-исследовательская работа проводится в период обучения магистранта. Согласно действующему стандарту научно-исследовательская работа магистранта включает НИР в семестре, исследовательский семинар, подготовку магистерской диссертации, а также иные формы образовательного процесса в рамках учебной среды вуза3.

Основной целью научно-исследовательской работы является формирование у магистра способности осуществлять профессиональную деятельность в областях, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки. Но данная деятельность осуществляется уже на третьем и четвертом уровнях компетентностного подхода, что в свою очередь отражает содержание задач, выполняемых магистрантом в процессе освоения образовательных программ экономического профиля:

• анализ и обобщение результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в определенной области научного знания;

• определение актуальных научных проблем в соответствии с интересами магистранта;

• обоснование актуальности, теоретической и практической значимости темы научного исследования;

• составление плана и проведение научного исследования на основе обоснованно выбранных методов и способов;

• сбор, обработка, анализ, оценка и интерпретация результатов исследования, моделирование процессов, явлений и объектов;

• участие в научно-исследовательских проектах, грантах, конкурсах, подготовка необходимой документации;

• участие в научных конференциях, дискуссиях, в том числе подготовка статей, тезисов докладов;

• представление результатов исследования в виде научного отчета, статьи, доклада, магистерской диссертации.

В рамках освоения магистерских программ обучающиеся последовательно переходят на новые уровни освоения компетентностей, ориентированным на творческий подход к деятельности и на развитие личности.

При реализации магистерских программ экономического профиля существенным является совершенствование способности обучающихся к изменениям, которые могут обусловить переоценку существующих и порождение новых знаний, способов, методов работы, а также переосмысление границ деятельности.

Примечания

1 Бендова Л.В. «Развиватель» для развивающихся // Управление персоналом. 2006. № 18 (148). С. 52.

Bendova L.V. «Razvivatel'» dlja razvivajushhihsja // Upravlenie personalom. 2006. № 18 (148). S. 52.

2 Там же. С. 53. Ibid. S. 53.

3 Приказ Минобрнауки РФ № 543 от 20.05.2010 г. (ред. от 31.05.2011 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»)».

Prikaz Minobrnauki RF № 543 ot 20.05.2010 (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 080100 Jekonomika (kvalifikacija (stepen') «magistr»)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.