ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.02
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
© 2014 г. В. Н. Бобриков, Н. Н. Равочкин
Бобриков Валерий Николаевич -доктор педагогических наук, профессор,
кафедра государственного и муниципального управления,
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), ул. Весенняя, 28, г. Кемерово, 650000. E-mail: [email protected].
Равочкин Никита Николаевич -аспирант,
кафедра философии,
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (КузГТУ), ул. Весенняя, 28, г. Кемерово, б50000. E-mail: [email protected].
Приводится характеристика категории «профессионально-педагогическая мобильность». В рамках исследования изучены механизмы и инструменты её развития с учётом особенностей профессиональной деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин кафедры «Государственное и муниципальное управление» в условиях высшего учебного заведения. Разработана модель развития профессионально-педагогической мобильности, где обозначены наиболее существенные и необходимые её условия, механизмы, инструменты и способы формирования.
Ключевые слова: мобильность, образование, профессионализм, педагогика, развитие.
The publication presents content characteristics of the categories of professionally-pedagogical mobility. In order to build the model of formation of professionally-pedagogical mobility the authors have studied the mechanisms and instruments of its development taking into account aspects the teachers ' of the department "State and municipal management" work within institution of higher education. The model of development ofprofessional and educational mobility, where the most significant and necessary conditions of its mechanisms, tools, and methods of forming are considered.
Keywords: mobility, education, professionalism, pedagogy, development.
В современном мире, в условиях глобализации и растущей международной конкуренции развитие человеческого капитала стало важнейшим фактором роста экономики и благополучия общества. Потребность в обеспечении мобильных трудовых ресурсов во всех сферах деятельности зафиксирована как стратегическое направление в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.).
Bobrikov Valeriy Nikolaevich -PhD of Pedagogical Science, Professor,
Department of State and Municipal control, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev (KuzGTU) Vesennyaya st. 28, Kemerovo, 650000, Russia. E-mail: [email protected].
Ravochkin Nikita Nikolayevich -Post-Graduate Student, Department of Philosophy, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev (KuzGTU), Vesennyaya st., 28, Kemerovo, 650000, Russia. E-mail: [email protected].
Профессионально-педагогическая мобильность и ее развитие являются важной проблемой современной системы образования. Её решение необходимо для успешного развития всей отечественной образовательной системы и служит залогом эффективного использования социально-экономического потенциала национальной экономики.
Вместе с тем практика показывает, что многие педагоги сталкиваются с трудностями, которые обусловлены слабо развитыми способностями к вариативному применению своих знаний, принятию нестандартных решений на основе множества условий, а также с от-
сутствием умений осмысливать противоречия собственной профессиональной деятельности и конструировать профессиональное саморазвитие. Речь идёт о мобильности педагога высшей школы, способного самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, благополучно избегать периодов профессионального кризиса, не подчиниться маргинализации сознания.
В широком смысле слова термин «мобильность» обозначает подвижность, способность к быстрому передвижению, действию [1].
В более узком смысле, в частности под профессиональной мобильностью в научной литературе принято понимать способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств [2]. С точки зрения узкопрофессионального подхода относительно педагогической деятельности мобильность трактуется как динамическая характеристика педагога, выражающаяся в умении конструировать и реализовывать на практике развивающиеся образовательные ситуации нового типа, анализировать постоянно меняющиеся образовательные тенденции и в соответствии с ними реализовывать собственное самообразование, саморазвитие [3].
Итак, профессионально-педагогическая мобильность - сложная и многоаспектная категория, которая, с одной стороны, характеризует педагога как личность, а с другой - как профессионала своего дела, что находит своё выражение в широком радиусе действия реализации базовых и специальных компетенций и проявляется в виде ценностно-смыслового конструкта личности педагога, который представлен как интегра-тивное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамику профессиональной деятельности, а также на её результаты.
Признавая необходимость развития профессионально-педагогической мобильности, стоит отметить, что высшее образование представляет собой не только получение человеком знаний в какой-то конкретной области. Целью высшего образования является подготовка всесторонне развитой личности, чему способствует преподавание в вузах предметов гуманитарного цикла, содержащих воспитательный элемент, который должен подвергаться нравственному измерению. Это довольно сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Он включает в себя развитие таких черт личности, как порядочность, самостоятельность, внутренняя независимость, честность, творческая инициатива, самодисциплина, толерантность, самоуправление, а также умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся проблем жизни общества, объективно оценивать события и процессы, происходящие внутри страны и за ее пределами.
В целях развития у студентов этих качеств каждое занятие должно быть направлено на формирование у них любви и уважения к Родине, труду, общественным
достояниям, людям и самим себе; ответственности за судьбу народа, умножение общественного богатства, за мирное небо над головой; высокого осознания общественного долга. Особое внимание должно уделяться воспитанию гражданского самосознания и повышению культуры.
Таким образом, на преподавателя гуманитарной дисциплины ложится двойная задача - самому соответствовать духу времени и при этом ориентировать и мотивировать студентов к готовности творчески развиваться, быть вовлеченным в собственное образование.
Особая роль в решении этих задач принадлежит тем преподавателям вуза, которые заняты обучением будущих специалистов государственного и муниципального управления, а именно педагогам истории и философии. На наш взгляд, от уровня развития профессионально-педагогической мобильности преподавательского состава данной категории будет зависеть реализация положений Федерального Государственного образовательного стандарта [4]. Анализ документа позволяет выделить наиболее важные профессиональные характеристики, которыми должен обладать будущий государственный служащий:
- эффективно управлять общественными процессами;
- правильно распределять ресурсы, которые принадлежат государству;
- грамотно производить приём граждан;
- быть в курсе событий, происходящих в жизни современного общества.
Внося неоспоримый вклад в формирование профессиональных компетенций будущего управленца, гуманитарные дисциплины отличаются своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразием точек зрения. Так, философия как специфическая сфера человеческого познания и осмысления реальности не может замыкаться в себе и для себя, не может быть изолирована и от фундаментальных проблем современного управления, поскольку прикладная ее роль в данной сфере состоит в повышении эффективности управления на всех уровнях через формирование мировоззренческих стратегий деятельности. История в свою очередь является оформлением целостного представления об основных закономерностях исторического процесса, событиях мировой и отечественной истории. Её колоссальный вклад состоит в формировании умений анализировать современные общественные явления и тенденции с учетом исторической ретроспективы, что необходимо для работы в сфере государственного муниципального управления.
Следовательно, преподавание этих дисциплин имеет большую практическую направленность и свои специфические возможности для развития профессионально важных качеств будущего специалиста государственной гражданской службы. Именно в силу
этих обстоятельств к преподавательскому составу гуманитарных наук данного профиля обучения должны предъявляться особые требования, одно из которых -развитие профессионально-педагогической мобильности.
В научных источниках имеются различные подходы к развитию профессионально-педагогической мобильности современного педагога [5, 6]. Например, в рамках управления рекомендуется создавать условия для совершенствования мастерства педагогических кадров учебного заведения на основе интеграции образовательных областей. С точки зрения деятельностного подхода, развитие профессионально-педагогической мобильности подразумевает формирование умений проектировать целостный образовательный процесс на основе внедрения новых психолого-педагогических и информационных технологий в условиях инновационного развития образовательного учреждения. Наиболее удачным, на наш взгляд, где имеется воплощение обеих указанных выше концепций, можно назвать подход Л. М. Митиной [7], которая считает, что необходимыми условиями формирования профессионально-педагогической мобильности являются:
- мотивационные, создающие побудительную, направляющую и регулирующую базу перехода процесса овладения преподавателями высшей школы качествами мобильного специалиста из режима управления в режим самоуправления, формирования готовности работать над собой;
- содержательные, интегрирующие индивидуальные технологические возможности педагогической деятельности и требования профессиональной деятельности;
- организационные, определяющие установление и удержание педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов.
Итак, формирование профессионально-педагогической мобильности следует понимать не как спонтанный процесс, а как планомерное и целенаправленное движение, включающее ряд взаимосвязанных этапов:
1. Диагностический этап. На нём должно происходить осуществление диагностики преподавателей гуманитарных дисциплин с целью проверки уровня развития профессионально-педагогической мобильности.
2. Экстенсивный этап. В его основе - подготовка педагогического состава к изменениям себя, своей деятельности, как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды (специально созданные посредством организации событий, проблем, ситуаций, задач), в результате которых педагог обращается к анализу своих собственных ресурсов, которые позволяют ему двигаться навстречу событиям, требованиям; накопление теоретического материала (структурирование программ, концепций, опыт разработки проектов, анализ проектов и т. п.).
3. Интенсивный этап - изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам педагогического совершенства, таким как достижение карьерного роста.
4. Инновационный этап. Основополагающее направление данного участка работы - включение преподавателей гуманитарных дисциплин в процесс собственного профессионального становления, методическая разработка собственных образовательных программ в рамках высшего учебного заведения.
Исходя из представленной выше последовательности этапов механизмами формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей высшей школы должны стать самоопределение, самообразование, саморазвитие, самопроектирование.
Работа по формированию профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарных наук должна быть одной из важнейших функций управленческого цикла образовательного учреждения, выполняемых руководящим составом организации, и вестись по следующим направлениям:
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава гуманитарных дисциплин высшего учебного заведения;
- развитие сетевых технологий и сетевого взаимодействия педагогов;
- создание инфраструктуры и институциональных условий профессионально-педагогической мобильности преподавателей.
Таким образом, модель формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла кафедры «Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ) может быть представлена в виде схемы (рисунок).
Для реализации первого обозначенного направления необходимы как внутри высшего образовательного учреждения, так и в контексте сотрудничества с международными организациями подготовка и проведение обучающих мероприятий в форме семинаров, психологических тренингов, участие в программах повышения языковой компетентности с целью профессионального роста и расширения педагогического опыта. Важным стимулом развития профессионально-педагогической мобильности является создание временных творческих групп с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой. Основными факторами успешной работы временных творческих групп преподавателей гуманитарного цикла должны стать координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе. Координация предполагает постоянные контакты между данной категорий педагогического состава как в организационном, так и содержательном аспектах.
Для реализации второго направления эффективным инструментом, на наш взгляд, является информационная среда, которая способна обеспечить условия для
развития профессионально-педагогической мобильности преподавателя вуза в рамках сетевых технологий, в частности для педагогов гуманитарных дисциплин. Реализация данного направления позволит:
- применять в педагогической практике новые формы, методики, технологии обучения и воспитания, а также педагогические инновации из источников, изученных и апробированных коллегами;
- участвовать в реализации инновационных проектов на базе высшего учебного заведения и в сетях;
- осваивать основы смежных педагогических профессий и сфер педагогической деятельности, применяя опыт коллег;
- повышать квалификацию на основе взаимодействия с социумом и профессионально-педагогическим сообществом;
- развивать социальное партнерство в образовательном процессе;
- активно участвовать в наиболее влиятельных электронных изданиях и международных форумах по образованию и науке.
Третье направление подразумевает создание сети специализированных гуманитарных центров сотруд-
ничества в целях развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарных дисциплин. Основными задачами, направлениями и инструментами таких центров должны стать:
- совершенствование системыуправления развитием гуманитарной профессионально-педагогической мобильности;
- поддержка проведения конференций, совещаний, выставок по проблемам международного сотрудничества в области гуманитарного образования;
- развитие экспертно-консалтинговой деятельности и информационное обеспечение профессионально-педагогической мобильности.
В завершение следует отметить, что разработанная нами модель развития профессионально-педагогической мобильности не претендует на ее совершенство. Нами обозначены наиболее существенные и необходимые условия, механизмы, инструменты и способы формирования профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла, обучающих будущих управленцев государственной службы. Сконструированная модель может быть дополнена и расширена другими оригинальными идеями
и предложениями, а также адаптирована к конкретному высшему образовательному учреждению и конкретным условиям. Вместе с тем изложенные в данном исследовании базовые принципы развития профессионально-педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла могут способствовать их личностному и педагогическому росту в современных динамично меняющихся условиях общественной жизни.
Литература
1. Новая Российская энциклопедия / гл. ред. А. Д. Не-кипелов. М., 2011. 480 с.
2. Попова И. П. Профессиональная мобильность: субъективная позитивная динамика // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / под ред. В. А. Мансурова. М., 2007. 290 с.
3. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста. Ростов н/Д, 2011. 165 с.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 № 41 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 г. № 20353) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 21. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 08.10.2014).
5. Кипина О. А. Профессиональная мобильность педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 81-84.
6. Сидорова Н. В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: дис. ... канд. соц. наук. Иркутск, 2006. 194 с.
7. Митина Л. М. Психология труда профессионального развития учителя. М., 2004. 215 с.
Поступила в редакцию_
УДК 373.013:46
References
1. Novaja Rossijskaja jenciklopedija / gl. red. A. D. Ne-kipelov [New Russian Encyclopedia / hl. Ed. A. D. Nekipelov]. M., 2011. 480 s.
2. Popova I. P. Professional'naja mobil'nost': sub'ektivnaja pozitivnaja dinamika [Professional Mobility: Subjective Positive Dynamics] // Social'naja dinamika i transformacija professional'nyh grupp v sovremennom obshhestve / pod red. V. A. Mansurova. M., 2007. 290 s.
3. Gorjunova L. V. Nauchno-pedagogicheskie problemy razvitija professional'noj mobil'nosti specialista [Scientific and Pedagogical Problems of Professional Mobility of a Specialist]. Rostov n/D, 2011. 165 s.
4. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.01.2011 № 41 (red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 081100 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»)» (Zaregistrirovano v Minjuste RF 31.03.2011 № 20353) [The Order of Ministry of Education of the Russian Federation on 17.01.2011 № 41 (ed. Of 31.05.2011) «On approval and enactment of the federal state higher education educational standard in the sphere of training 081 100 State and municipal management (qualification (degree) «Bachelor») (Registered in the Ministry of Justice on 31.03.2011 № 20353)] // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti, 2011. № 21. URL: http://www.mon.gov.ru (data obrashhenija: 08.10.2014).
5. Kipina O. A. Professional'naja mobil'nost' pedagoga [Professional Mobility of Teacher] // Pedagogicheskoe obrazo-vanie i nauka. 2009. № 1. S. 81-84.
6. Sidorova N. V. Rol' innovacionnogo razvitija vysshej shkoly v professional'noj mobil'nosti molodezhi [The Role of Innovative Development of Higher Education in the Professional Mobility of Youth]: dis. ... kand. soc. nauk. Irkutsk, 2006. 194 s.
7. MitinaL. M. Psihologija truda professional'nogo razvitija uchitelja [Labour Psychology of Professional Development of Teachers]. M., 2004. 215 s.
_13 октября 2014 г.
ПРОГНОЗЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2014 г. Н. В. Долгановская, М. Г. Катичева
Долгановская Наталья Владимировна -
преподаватель английского языка,
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.
E-mail: [email protected].
Катичева Марина Геннадиевна -
преподаватель английского языка,
кандидат педагогических наук,
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006.
E-mail: [email protected].
Dolganovskaya Natalia Vladimirovna -Lecturer,
Southern Federal University,
B. Sadovaya st., 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: [email protected].
Katicheva Marina Gennadievna -Lecturer, Candidate of Pedagogical Science, Southern Federal University,
B. Sadovaya st., 105/42, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: [email protected].