УДК 378.064.4
Д.А. Темняков
.. ^...
'Л
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОВОКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ROAD PATROL OFFICERS OF THE STATE TRAFFIC
SAFETY INSPECTORATE UNDER CONDITIONS OF PROVOCATIVE BEHAVIOR OF ROAD USERS: PECULIARITIES IN COMMUNICATIVE COMPETENCIES
В статье рассматриваются ситуации провокаций сотрудников дорож-но-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России (далее - ДПС ГИБДД). Раскрывается типология блогеров-«провокаторов».
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, провокации блогеров, 370 коммуникативные компоненты, барьеры в общении 370
Для цитирования: Темняков Д.А. Особенности формирования коммуникативных компетенций сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России в условиях провокационного поведения участников дорожного движения // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2 (12). С. 370-376.
The article discusses the main components of communicative competencies. The data of the questionnaire survey of the traffic police officers are given. Situations of provocations of traffic police officers are considered. The typology of bloggers "provocateurs" is revealed.
Keywords: ^mmunicative competencies of traffic police officers, provocations of bloggers, components of communicative competencies, psychological barriers in communication.
For citation: Temnyakov D.A. Road Patrol Officers of the State Traffic Safety inspectorate Under Conditions of Provocative Behavior of Road Users: Peculiarities in Communicative Competencies // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MiA of Russia. 2021. Vol. No. Pp. 370-376.
Профессиональная деятельность сотрудников ДПС ГИБДД осуществляется в условиях высокого социального контроля со стороны участников дорожного движения и носит публичный характер, который в современных реалиях информационно-
го общества имеет ряд негативных признаков, таких как тотальный контроль деятельности инспекторов ДПС, искажение полученной информации в социальных сетях, недостоверность информации о деятельности сотрудников ДПС, возмож-
ность разрушения профессиональной деятельности с помощью информационных технологий, психологические проблемы, связанные с изложением материала в глобальном информационном пространстве [1, с. 46].
Вопросы формирования коммуникативных компетенций сотрудников органов внутренних дел исследованы достаточно подробно, однако актуальность данной темы не вызывает сомнений. Современные реалии профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД характеризуются интенсивностью и разнообразием межличностных коммуникаций при высокой степени публичности. С развитием информационно-телекоммуникационных сетей практически все контакты участников дорожного движения и сотрудников ДПС ГИБДД фиксируются на специализированные устройства. За-371 частую участники дорожного движения придают этим контактам публичный характер, размещая сведения о них в сети Интернет.
В связи с этим все чаще в российском сегменте Интернета появляются видеоролики, где блогеры провоцируют сотрудников ДПС ГИБДД.
Часто сотрудники ДПС ГИБДД не имеют достаточной психологической подготовки по взаимодействию с блогерами. Это связанно в основном с эффектом неожиданности. Давление блогеров, с которым сталкиваются инспектора ДПС ГИБДД, может привести в состояние растерянности даже опытного сотрудника. В результате сотрудник правоохранительных органов оказывается беспомощным перед провокатором с видеоаппаратурой.
Проведенный нами опрос сотрудников подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации, проходивших обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в 2020-2021 гг., показал, что на основании тактических и психологических особенностей поведения блогеров-
«провокаторов» можно выделить следующие категории блогеров:
- агрессивные (как правило, начинают общение с конфликта либо провокации);
- прилично провокационные (готовые использовать коммуникативные ошибки и неуверенность инспектора для оскорбления);
- напористо-умеренные (такие, получив, по их мнению, неверный ответ, разворачивают диалог в нужном для них ракурсе).
Зачастую все блогеры-«провокаторы» имеют хорошую юридическую подготовку, знают тонкости работы правоохранителей и прекрасно разбираются в психологии.
Для выполнения своих должностных обязанностей в условиях провокационного поведения участников дорожного движения инспектору ДПС ГИБДД необходимо осознание, что он является представителем государства. Его авторитет 371 складывается из общего влияния власти на правонарушителей и степени доверия, которое ему оказывают участники дорожного движения. На формирование авторитета инспектора влияет этика его взаимоотношений с гражданами, которая основана на неукоснительном исполнении законов и иных нормативных актов, определяющих права и обязанности этого лица [2, с.193]. Все решения, принимаемые инспектором, должны быть продуманными и отражать его профессионализм и компетентность. Трудно завоевать доверие и легко потерять. Первое впечатление инспектора определяется его внешностью, наличием форменного обмундирования которое выделяет его как представителя власти. У инспектора должны быть необходимые атрибуты: служебное удостоверение, специальный жетон сотрудника органов внутренних дел, шевроны, определяющие принадлежность к подразделению МВД России, головной убор, опрятный внешний вид и начищенная обувь. Закрепленное за сотрудником транспортное средство должно быть в надлежащем состоянии.
Манера поведения инспектора: походка, жесты, язык, мимика и действия - образует особую систему знаков, на которой основан диалог с участниками дорожного движения.
Также очень важен личный пример инспектора соблюдения правил дорожного движения. Он должен парковать автомобиль так, чтобы не нарушать ПДД. Любое незначительное нарушение правил дорожного движения инспектором вызывает раздражение со стороны участников дорожного движения.
Контролируя движение транспортных средств и пешеходов, инспектор должен обеспечивать их безопасность, предотвращая и пресекая нарушения правил дорожного движения. Само присутствие инспектора на улице способствует соблюдению гражданами дорожного законодательства и режима дорожного дви-372 жения.
В 2020 году к нам обратилось руководство 11 батальона 1 полка ДПС (Северный) ГИБДД ГУ МВД России по Московской области с просьбой провести занятие в рамках служебной подготовки с инспекторами ДПС ГИБДД ГУ МВД России на тему «Алгоритм действий сотрудников ДПС ГИБДД при осуществлении несанкционированной видеосъемки порядка несения ими службы». Обраще-
ние это носило вынужденный характер, так как число провокационных случаев превысило все допустимые границы. В Истринском районе Московской области действовала целая группа блоге-ров-«провокаторов», которая, помимо непосредственных провокаций с участием инспекторов ДПС ГИБДД 11 батальона 1 полка ДПС (СЕВЕРНЫЙ), использовала и постановочные сюжеты с качественно сделанными декорациями в виде цветографической оклейки автомобиля элементами дорожно-патрульной службы ГИБДД и использования форменного обмундирования сотрудника ДПС ГИБДД со знаками различия.
В результате совместно с научным центом БДД были разработаны анкеты по особенностям коммуникативного взаимодействия сотрудников дорож-но-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожно- 372 го движения с участниками дорожного движения. В целях поиска форм и методов совершенствования коммуникативной компетентности сотрудников ДПС нами было проведено исследование, в котором приняли участие 106 человек со стажем службы в подразделениях ДПС от года до 20 лет. В табл. 1 представлена общая характеристика выборки.
Таблица 1.
Общая характеристика выборки исследования
Формальные характеристики Выборка Число сотрудников Процент от совокупной выборки
100,00
Регион Московская область 34 32,07
Город Москва 34 32,07
Остальные регионы 38 35,8
Стаж службы в подразделении ДПС ГИБДД До 5 лет 20 18,8
До 10 лет 29 27,3
До 15 лет 20 18,8
Свыше 15 лет 34 32,07
Образование Высшее 94 88,6
Среднее профессиональное 12 11,3
Общее количество опрошенных 106 100
С целью выявления основных проблем, возникающих в процессе профессионального взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, нами была разработана анкета, включающая вопросы, касающиеся особенностей общения сотрудников Госавтоинспекции с водителями транспортных средств.
Предварительные результаты данного анкетирования приведены в статье и отражают наиболее важные проблемы профессиональной подготовленности инспекторов ДПС ГИДББ в области коммуникативных компетенций.
В анкетировании при опросе инспекторов ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации под коммуникативной компетентностью понималась система психологических знаний о себе и сво-373 ем поведении, о психологии участников дорожного движения. Система умений и навыков в межличностном общении
ческую оценку действиям участника дорожного движения, выбрать грамотную психологическую стратегию в процессе общения с водителем транспортного средства, например, дать возможность «выпустить пар», не отвечать агрессией на агрессию, использовать методы психологического воздействия в зависимости от личности водителя) [3, с.462].
Анализ анкет дает основания утверждать, что подавляющее большинство опрошенных сотрудников ДПС (82,07%) считают, что успех повседневной службы в значительной мере зависит от уровня их коммуникативной компетентности. При этом удовлетворены уровнем своей коммуникативной компетентности и готовности к взаимодействию с водителями транспортных средств на 100% лишь 41,6% опрошенных, среднюю удовлетворенность проявили 52,3%, низко оценивают свою коммуникативную компетент- 373 ность 6,1%. Данные представлены на рис. 1.
коммуникативной компетен™ ^
Рис. 1. Удовлетворенность своей коммуникативной компетентностью инспекторов ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации
инспектора ДПС ГИБДД с водителями Данные проведенного опроса в рам-транспортных средств, стратегий поведе- ках рефлексивно-перцептивных умений ния инспектора ДПС ГИБДД в ситуациях сотрудника ДПС ГИБДД в сфере обще-взаимодействия (умение дать психологи- ния свидетельствуют, что 30-35 % сотруд-
ников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, по их мнению, не испытывают особых трудностей в умении оценить собеседника, предвидеть его намерения. 33% сотрудников не затрудняются в умении анализировать мимику, позы, жесты, взгляд водителя транспортного средства. Общие данные опроса по умениям в сфере общения с участниками дорожного движения представлены на рис. 2.
туации в общении, подбирать слова для убеждения собеседника;
- предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- устанавливать психологический контакт.
Анкетирование инспекторов ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации свидетельствует, что у инспектора довольно часто возникают следующие
374
На вопрос «Как часто в Вашей деятельности возникают конфликтные ситуации во взаимоотношениях с участниками дорожного движения (противостояние в мотивах, мнениях или суждениях)?» сотрудники ДПС ГИБДД дали следующие ответы: у 70 % такие ситуации возникают практически каждую смену либо 1 раз в две смены, 25 % опрошенных отметили, что редко один раз в 3-5 смен и 5 % опрошенных отметили, что никогда.
Психологические умения, которые, по мнению практических сотрудников ДПС, необходимо формировать на занятиях в рамках повышения квалификации:
- оказывать позитивное воздействие на участника дорожного движения;
- проявлять гибкость в общении;
- оценивать психоэмоциональное состояние;
- аргументировать свою позицию;
- быстро реагировать на изменение си-
374
психологические барьеры в общении с участниками дорожного движения.
Мотивационный барьер - это нежелание участника дорожного движения вести разговор с инспектором в момент остановки его транспортного средства. Например, если он очень спешит или с предупреждением относится к службе ГИБДД, боится наказания за совершенное нарушение Правил дорожного движения и т.д. [4, с.14].
Интеллектуальный барьер может быть вызван неправильным восприятием конкретной ситуации или человека, будь то инспектор или участник дорожного движения, а также особенностями их речи, разницей в уровне образования, знанием правовых норм, в том числе знанием ПДД.
Эмоциональный барьер обычно вызывается негативными переживаниями, негативными чувствами инспектора или
участника дорожного движения, а также особенностями их эмоционального состояния (раздражительность, гнев, агрессивность, несдержанность).
Волевой барьер имеется, когда на первый план выступают властные полномочия инспектора по принципу «инспектор всегда прав». То есть когда он стремится подчинить участника дорожного движения своей воле [5, с.13].
В заключение хотелось бы отметить, что с учетом полученных в результате анкетирования инспекторов ДПС ГИБДД данных можно сделать вывод, что формирование коммуникативных компетенций сотрудников ДПС ГИБДД включает ряд необходимых компонентов:
• общепрофессиональную подготовленность;
• психологическую подготовленность;
• волевую подготовленность;
375 • тактическую подготовленность.
Каждый из представленных компонентов коммуникативных компетенций сотрудников ДПС ГИБДД имеет свои слагаемые, которые необходимо учитывать при формировании данных компетенций в процессе обучения.
Мы считаем, что развитию и совершенствованию этих компонентов среди сотрудников подразделений ДПС ГИБДД при обучении следует уделять самое пристальное внимание, так как от уровня компетентности сотрудника в данной области зависит эффективность его профессиональной деятельности. Следует отметить повышенную мотивацию самих сотрудников к формированию коммуникативной компетентности.
В настоящее время нами разрабатываются методические рекомендации по организации коммуникативного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного движения. Методические рекомендации содержат рассмотрение наиболее часто встречающихся на практике случаев конфликтных ситуаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В них отражены типичные ситуации, нося- 375 щие, как правило, конфликтный характер, происходящие с инспекторами ДПС ГИБДД и демонстрирующие образец корректного поведения сотрудника при взаимодействии с участниками дорожного движения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Темняков Д.А., Темнякова Е.Д. Педагогическая эвальвация результативности использования технических средств обучения в образовательных организациях Российской Федерации: учебное пособие. - Ижевск: МарШак, 2019.
2. Темняков Д.А. Обучение слушателей и курсантов обеспечению личной профессиональной безопасности как профессиональная необходимость, его проблемы и педагогические возможности. // Сборник Психология профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Материалы научно-практической конференции. 2002. С. 189-196.
3. Темняков Д.А. Проблемы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. // Сборник научных трудов Международной конференции, посвященной празднованию 15-летия Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя . 2017. С. 460-463.
4. Козловская Е.А. Психология взаимоотношений инспектора ГАИ с участниками дорожного движения: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1996.
5. Темняков Д.А. Особенности обеспечения практической направленности обучения слушателей и курсантов при проведении занятий по дисциплине «ОРД ОВД» в высших учебных заведениях системы МВД России // Сборник Совершенствование методов проведения практических занятий по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность ОВД». Материалы учебно-методического сбора. 2009. С. 10-14.
REFERENCES
1. Temnyakov D.A., Temnyakova E.D. Pedagogicheskaya eval'vaciya rezul'tativnosti ispol'zovaniya tekhnicheskih sredstv obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. - Izhevsk: MarSHak, 2019.
2. Temnyakov D.A. Obuchenie slushatelej i kursantov obespecheniyu lichnoj professional'noj bezopasnosti kak professional'naya neobhodimost', ego problemy i pedagogicheskie vozmozhnosti. // Sbornik Psihologiya professionalizma sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2002. S. 189196.
3. Temnyakov D.A. Problemy professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del. // Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj konferencii, posvyashchennoj prazdnovaniyu 15-letiya Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya . 2017. S. 460-463.
4. Kozlovskaya E.A. Psihologiya vzaimootnoshenij inspektora GAI s uchastnikami dorozhnogo dvizheniya: Uchebnoe posobie. M.: MC pri GUK MVD Rossii, 1996.
376 5. Temnyakov D.A. Osobennosti obespecheniya prakticheskoj napravlennosti obucheniya 376 slushatelej i kursantov pri provedenii zanyatij po discipline «ORD OVD» v vysshih uchebnyh zavedeniyah sistemy MVD Rossii // Sbornik Sovershenstvovanie metodov provedeniya prakticheskih zanyatij po discipline «Operativno-rozysknaya deyatel'nost' OVD». Materialy uchebno-metodicheskogo sbora. 2009. S. 10-14.
Об авторе:
Темняков Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя е-mail: [email protected]
About the author:
Temnyakov Dmitry A., Candidate in Pedagogy (Research doctorate), Associate Professor, Deputy Head of the Department of Organization of Activities of Road Safety Units of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of MIA of Russia named after V. Y. Kikot
е-mail: [email protected]
© Темняков Д.А., 2021
Статья получена: 27.05.2021.
Статья принята к публикации: 27.10.2021.
Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.