Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ ПРОВОКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ ПРОВОКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДПС / ГИБДД / провокации / водитель / пассажир / traffic police / traffic police / provocations / driver / passenger.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

Статья посвящена изучению опыта совершенствования профессиональных действий инспекторов ДПС ГИБДД в ситуациях провокационного поведения водителей и пассажиров транспортных средств. В заключение автор настаивает на целесообразности просмотра сотрудниками Госавтоинспекции в обучающих целях видеосюжетов их взаимоотношений с участниками дорожного движения и разбора ошибок, допускаемых полицейскими в использовании норм права и юридической терминологии. Отдельное значение необходимо придавать отработке приемов конструктивного речевого и невербального поведения, отвечающего требованиям деловой коммуникации, формированию полезных стереотипов вербального реагирования, соответствующего складывающимся обстоятельствам и учитывающего психологический тип, стратегию и мотивы поведения участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL ACTIONS OF INSPECTORS OF THE ROAD PATROL SERVICE OF THE STATE ROAD SAFETY INSPECTORATE IN SITUATIONS OF PROVOCATIVE BEHAVIOR OF DRIVERS AND PASSENGERS OF VEHICLES

The article is devoted to the study of the experience of improving the professional actions of traffic police inspectors in situations of provocative behavior of drivers and passengers of vehicles. In conclusion, the author insists on the expediency of viewing video clips of their relationships with road users by traffic police officers for training purposes and analyzing the mistakes made by police officers in the use of legal norms and legal terminology. Special importance should be attached to the development of constructive speech and nonverbal behavior that meets the requirements of business communication, the formation of useful stereotypes of verbal response that corresponds to the prevailing circumstances and takes into account the psychological type, strategy and motives of behavior of road users

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ ПРОВОКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10098

© Борисова С.Е. 2020

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL ACTIONS OF INSPECTORS OF THE ROAD PATROL SERVICE OF THE STATE ROAD SAFETY INSPECTORATE IN SITUATIONS OF PROVOCATIVE BEHAVIOR OF DRIVERS AND PASSENGERS OF VEHICLES

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ ПРОВОКАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ*

Svetlana E. Borisova,

Associate Professor of the Department of Criminal Law, Criminology and Psychology of the Oryol Law Institute of the MIA of Russia named after V.V. Lukyanov, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Светлана Евгеньевна Борисова,

доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат психологических наук, доцент

Для цитирования: Борисова С.Е. Совершенствование профессиональных действий инспекторов дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения в ситуациях провокационного поведения водителей и пассажиров транспортных средств. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 34-36.

Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article is devoted to the study of the experience of improving the professional actions of traffic police inspectors in situations of provocative behavior of drivers and passengers of vehicles. In conclusion, the author insists on the expediency of viewing video clips of their relationships with road users by traffic police officers for training purposes and analyzing the mistakes made by police officers in the use of legal norms and legal terminology. Special importance should be attached to the development of constructive speech and nonverbal behavior that meets the requirements of business communication, the formation of useful stereotypes of verbal response that corresponds to the prevailing circumstances and takes into account the psychological type, strategy and motives of behavior of road users.

Keywords: traffic police, traffic police, provocations, driver, passenger.

Аннотация. Статья посвящена изучению опыта совершенствования профессиональных действий инспекторов ДПС ГИБДД в ситуациях провокационного поведения водителей и пассажиров транспортных средств. В заключение автор настаивает на целесообразности просмотра сотрудниками Госавтоинспекции в обучающих целях видеосюжетов их взаимоотношений с участниками дорожного движения и разбора ошибок, допускаемых полицейскими в использовании норм права и юридической терминологии. Отдельное значение необходимо придавать отработке приемов конструктивного речевого и невербального поведения, отвечающего требованиям деловой коммуникации, формированию полезных стереотипов вербального реагирования, соответствующего складывающимся обстоятельствам и учитывающего психологический тип, стратегию и мотивы поведения участников дорожного движения.

Ключевые слова: ДПС, ГИБДД, провокации, водитель, пассажир.

Одним из важнейших принципов деятельности полиции является открытость и публичность, а сотрудниками, функционирующими в условиях наибольшей визуальной доступности наблюде-

нию со стороны граждан, выступают инспекторы дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ДПС ГИБДД).

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одновременно, у определенной части водителей транспортных средств сохраняется восприятие сотрудников Госавтоинспекции как потенциального объекта провокации и средства собственного ложного самоутверждения. Среди признаков провокационного поведения, рассматриваемых в более ранних публикациях, стоит назвать допущение критики действий инспекторов ДПС ГИБДД, приписывание им недостаточной обоснованности решений, колкий характер комментариев в адрес полицейских, подчеркивание неточности и неполноты их речевых оборотов и другие особенности.

Самостоятельного внимания заслуживают ситуации, в которых провокационное психологическое воздействие на взаимоотношения инспекторов ДПС ГИБДД с водителем оказывают пассажиры, вольно или невольно включенные в беседу.

При этом пассажир может вести себя спокойно и молчаливо, выполняя функции стороннего наблюдателя; подыгрывать провокационным реакциям водителя, поддерживая его линию поведения; выступать в роли активного оператора-постановщика ситуации взаимоотношений с сотрудниками Госавтоинспекции, завладевая инициативой в общении и выполняя основную долю провокационных выпадов в сторону полицейских.

В значительном большинстве случаев рассматриваемые категории участников дорожного движения проявляют солидарность и общность интересов друг с другом, отстаивая позицию водителя транспортного средства.

Так, в одной из ситуаций отправным элементом провокации со стороны участников дорожного движения явилось осуществление ими как зрителями видеосъемки взаимоотношений иного водителя и женщины-инспектора ДПС ГИБДД.

Далее сотрудница Госавтоинспекции остановила автомобиль с указанными участниками дорожного движения, на котором, вероятно, с целью привлечения внимания полицейских, были установлены изношенные государственные регистрационные знаки транспортного средства.

В ходе диалога водитель и пассажир демонстрируют собственную правовую осведомленность, применяют приемы межличностной коммуникации, показывающие недостаточную юридическую грамотность совместно несущих службу инспекторов ДПС ГИБДД. Участники дорожного движения словесно подталкивают одного из них к оформлению протокола об административном правонарушении без реализации необходимой административной процедуры. При этом водитель ведет себя спокойно и эмоционально нейтрально, тогда как в поведении пассажира наблюдается по-

степенное нарастание эмоционального возбуждения и настойчивое стремление побудить женщину-инспектора ДПС ГИБДД составить административный материал, подлежащий впоследствии обжалованию.

Провоцирующий и обвинительный характер вербальных реакций пассажира, сопровождающийся повышением тона голоса, выражается, в частности, в следующих фразах: «Почему человека вводите в заблуждение?», «Вы сказали устное предупреждение, такого не существует», «Вы превышаете должностные полномочия», «Каково было основание нашей остановки?».

Подчеркнем, что процесс взаимоотношений определяется психологическими позициями, установками и особенностями всех участвующих в нем лиц. Поэтому представляется важным остановиться на характеристике личностных качеств инспекторов ДПС ГИБДД как объекта провокации. В рассматриваемом примере приходится констатировать, прежде всего, правовую несостоятельность инспекторов ДПС ГИБДД, смешение и неверное использование ими юридической терминологии, что, как наглядно показано в сюжете, не может быть компенсировано внешним спокойствием и доброжелательностью полицейских. Кроме того, сотрудница Госавтоинспекции оказалась психологически уязвима, позволив втянуть себя в конфликтно-провоцирующую ситуацию, демонстрирующую ее некомпетентность, вместо того, чтобы завершить общение на более ранней минуте, прогнозируя его бесперспективность с точки зрения грамотного выполнения служебных обязанностей.

В подобных обстоятельствах инспектору ДПС ГИБДД важно, сохраняя выдержку и спокойствие, обращаться к водителю и концентрировать свое внимание на диалоге с ним как субъектом взаимоотношений и партнером по общению. Вместе с тем, в случае наибольшей активности или возможной угрозы, исходящей от пассажира(ов), возрастает значение согласованных действий всех сотрудников ДПС ГИБДД, состоящих в экипаже на маршруте патрулирования. Представляется небезосновательным высказать предложение о целесообразности несения службы на патрульном автомобиле коллектива из трех сотрудников ДПС ГИБДД, что позволит им более надежно осуществлять взаимную страховку и реализовывать функции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Не менее важным выступает обучение сотрудников Госавтоинспекции элементам полицейского профайлинга, позволяющего более точно распознавать состояние водителя, его неочевидные наме-

рения, вероятную агрессию, а значит, оперативно реагировать в конфликтных ситуациях.

Разумно обязать инспекторов ДПС ГИБДД иметь при себе определенный минимум, составляющий правовую основу их труда. В случаях надзора за дорожным движением в пешем порядке нормативные правовые акты могут быть представлены в распоряжении сотрудников Госавтоинспекции в электронном виде на любом носителе (телефон, планшет). Это позволит полицейским оперативно обращаться к нормам права, использовать ссылку на них в ходе взаимоотношений с участниками дорожного движения, аргументировать и отстаивать справедливость своих требований, как и осуществлять самокоррекцию поведения в случаях допущения ошибочных профессиональных действий.

Подчеркнем целесообразность просмотра сотрудниками Госавтоинспекции в обучающих целях видеосюжетов их взаимоотношений с участниками дорожного движения и разбора ошибок, допускаемых полицейскими в использовании норм права и юридической терминологии. Отдельное значение необходимо придавать отработке приемов конструктивного речевого и невербального

поведения, отвечающего требованиям деловой коммуникации, формированию полезных стереотипов вербального реагирования, соответствующего складывающимся обстоятельствам и учитывающего психологический тип, стратегию и мотивы поведения участников дорожного движения.

Библиографический список

1. Борисова С.Е. Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников Госавтоинспекции в ситуациях речевой провокации водителей транспортных средств // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика: [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 18 октября 2018 года / сост.: А.С. Душкин, Е.М. Марченко. - Электрон. дан. (2,66 Мб). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С.31-36.

2. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие / под ред. В.Л. Цвет-кова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014.

Эстетическая

культура п

ВОСПИТАНИЕ

ЬЛРУДНИКСЙ ПЙ№С0КР*|1ИТСЛ1ЛЫХ

оргднсе

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / под ред. И.А. Калиниченко, ВВ. Горохова и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 151 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т.д.

Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.