Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SPEECH COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Ксения Александровна

В данной статье представлен теоретический анализ и сущностная характеристика понятий «компетенция», «коммуникативная компетенция». Автором обоснована необходимость создания особых педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Представлены цель и методики изучения уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей 5-6 лет, а также результаты данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

This article presents a theoretical analysis and the essential characteristics of the concepts «competence», «communicative competence». The author substantiates the need to create special pedagogical conditions for the successful formation of communicative competence in children of senior preschool age. The purpose and methods of studying the level of formation of communicative competence in 5-6 years old children, as well as the results of this study are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 37

РС! 10.21661/Г-497221 Хафизова К.А.

Особенности формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников

Аннотация

В данной статье представлен теоретический анализ и сущностная характеристика понятий «компетенция», «коммуникативная компетенция». Автором обоснована необходимость создания особых педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Представлены цель и методики изучения уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей 5-6 лет, а также результаты данного исследования.

■ Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетенция, речевое общение.

Khafizova K.A.

Features of forming communicative competence of senior preschool children

Abstract

This article presents a theoretical analysis and the essential characteristics of the concepts «competence», «communicative competence». The author substantiates the need to create special pedagogical conditions for the successful formation of communicative competence in children of senior preschool age. The purpose and methods of studying the level of formation of communicative competence in 5-6 years old children, as well as the results of this study are presented.

■ Keywords: competence, communicative competence, speech communication.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться основные нормы поведения, развиваться черты личности, закладываться умения сопоставлять свои потребности и желания с потребностями и желаниями других людей, а также происходит формиров аниякоммуникативной компетенции. Задача коммуникативного развития ставится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается, что в период дошкольного детства необходимо создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, т.е. коммуникативные компетенции [9].

Научный лингвист, проживающий в Америке, Хом-ской Н., в своих работах изучал понятие компетенция, в последующем данное понятие было принято научным сообществом, которое используется в методике преподавания языка при определении целей и содержания обучения. Одно из значений многозначного слова компетенция, зафиксированное в словарях, - это область вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто - либо имеет хорошие знания. Современная психологическая

и педагогическая литература трактует под компетенцией совокупность знаний, умений, навыков в усвоении по родному и иноязычному языку. Некоторые педагоги и психологи считают, что компетенция и компетентность является синонимичными. Позже выяснилось, что их определяют следующим образом: компетенция является комплексом знаний, навыков, умений, которые приобретены в ходе занятий и составляют содержательный компонент в ходе обучения детей, компетентность - это свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции [5].

Компетенция определяется, как «внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека». (Зимняя И.А.) [3].

Коммуникативная компетенция - это совокупность компетенций в сфере коммуникативной деятельности. Они включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владе-

Pedagogy

ние различными социальными ролями в коллективе. (А.В. Хуторской) [4].

Коммуникативную компетенцию у детей старшего дошкольного возраста стоит рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта контактировать с его окружением; умение адекватно организовать общение, включающее умение слушать и слышать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, находить выход из конфликтных ситуаций и другое.

Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная область чаще всего находится в сфере стихийной социализации, педагоги не всегда уделяют должное внимание этому аспекту. Стоит отметить, что во многом благополучная социализация ребёнка определяется его конструктивным поведением в общении со сверстниками и взрослыми. Множественными научными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный у ребенка в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность личности в сфере общения на протяжении всех этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования в области коммуникативного формирования личности.

Поэтому становление коммуникативной компетенции старших дошкольников должно находиться в особом центре целенаправленного внимания и углубленного изучения работниками в ДОУ Роль педагога в формировании коммуникативной компетенции дошкольника трудно будет переоценивать

Изучая научную литературу, мы узнали, что проблемы создания условий для формирования коммуникативной компетенции дошкольников находились в центре внимания многих ученых (Проняевой С.В., Вороновой А.П., Гриншпун Б.М., Защиринской О.В., Ниловой Т.А., Павловой О. С., Юрьевой Н. М. и многие другие) [7].

При определении комплекса условий для обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции ребенка важно учитывать, насколько эти условия будут способствовать: обогащению, осознанию и систематизации речевого опыта ребенка; усилению речевой активности ребенка; развитию его «чувства языка». Это возможно при создании развивающей речевой среды, использовании моделирования ситуации живого общения, стимулирующих и активизирующих речевую деятельность [2].

То есть, коммуникативная компетенция, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения

целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения [1].

Для успешного формирования какой-либо компетенции у старших дошкольников, педагоги и родители, работая сообща, создают благоприятные условию для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к дальнейшему поступлению и обучению в школе, а также обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника[6].

Таким образом, мы делаем вывод, что коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности детей старшего дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия ребенка в дальнейшем формировании коммуникативной личности, в освоении характерных для детей различных видов деятельности: коллективных игр, конструирования, детского творчества и другого.

Целью нашего исследования было теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения речевому общению.

Базой нашего исследования послужило МКБДОУ №1 пгт. Балаганска. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (20 человек), а также педагоги и родители.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции старших дошкольников, был составлен критериальный аппарат изучения формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников, в который были включены следующие методики:

1. Методика «Картинки» (Смирновой Е.О., Калягиной Е.А.);

2. Методика «Угадай эмоцию» (Урунтаева Г.А. и Афонькина Ю.А.);

3. Методика «Выявление уровня развития диалогического общения детей: Беседа по предложенной ситуации» предложенная Радиной Е.И.

Обобщив результаты по проведенным методикам, мы смогли определить уровневые характеристики формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников.

Дети, находящиеся на критическом уровне, не проявляли интерес и внимание к своему собеседнику; плохо формулировали свои мысли, редко вступали в

Таблица 1

Уровень сформированности коммуникативной компетенции старших дошкольников в ДОО (в процентном соотношении)

Группа детей Критический уровень Базовый уровень Повышенный уровень

Экспериментальная 50 30 20

Контрольная 60 20 20

Interactive science | 6 (40) • 2019

101

i

Педагогика

диалог со взрослым или со сверстником; не управляли своими эмоциями; в ситуациях конфликта не сдерживают себя. Так, Никита А., не смог объяснить, как бы он разрешил ситуацию, изображенную на картинке.

Дети на базовом уровне иногда проявляют интерес к своему собеседнику, вступают с ним в диалог; могут управлять своим эмоциональным состоянием, но не всегда сдерживаются в ситуациях конфликта. Например, Арина И. объяснила, что изображено на картинке и какие действия там происходят, она сказала: «там девочки поругались, потому что одна сломала куклу», но не смогла найти выход из проблемной ситуации.

Дети на повышенном уровне проявляют особый интерес и внимание к своему собеседнику; правильно формулируют свои мысли, вступают в диалог со взрослым или со сверстником; способны адекватно воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать (или перестроить) свои действия

в соответствии с ними; контролируют и осознают своё поведение, способны держаться спокойно и уверенно, сдерживаются в ситуациях конфликта. Например, Владислав Х. ответил на вопрос что он видит на картинке и как бы он поступил ответил: «мальчик сломал дом ребят, я бы поговорил с ним и попросил больше так не делать, а потом позвал бы ребят и этого мальчика, чтобы вместе построить новый дом»

Таким образом, результаты исследования показали, что сформированность коммуникативной компетенции у большинства старших дошкольников находится на критическом уровне. Для успешного формирования коммуникативной компетенции дошкольников педагогам необходимо создавать условия в ДОУ, обогащать предметно-развивающую среду, а также способствовать повышению уровня знаний и умений родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции ребенка.

Литература

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 24.05.2019).

2. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007.

3. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». - М.: ВЛАДОС, 2005. -119 с.

4. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Ю.В. Микляева / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2013. - 256 с.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.

6. Алекссева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов / М.М. Алекссева, В.М. Яшина. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

References

1. Zimniaia, I. A. Kliuchevye kompetentsii. Retrieved from http://www.rsuh.ru/-article.html?id=50758

2. El'konin, D. B. (2007). Detskaia psikhologiia. M.: Akademiia.

3. Smirnova, E. O. (2005). Pedagogicheskie sistemy i programmy doshkol'nogo vospitaniia: ucheb. posobie dlia studentov ped. uchilishch i kolledzhei, obuchaiushchikhsia po spetsial'nosti 0313 "Doshk. obrazovanie"., 119. M.: VLADOS.

4. Mikliaevoi, N. V., Vinogradova, N. A., & Mikliaeva, Iu. V. (2013). Doshkol'naia pedagogika: uchebnik dlia bakalavrov., 256. M.: Iurait.

5. Lisina, M. I. (2008). Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii., 320. SPb: Piter.

6. Aleksseva, M. M., & Iashina, V. M. (2008). Metodika razvitiia rechi i obucheniia rodnomu iazyku doshkol'nikov: uchebnoe posobie dlia studentov., 400. M.: Akademiia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.