Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина М.В., Шумаева Е.А.

В данной статье рассмотрены основные аспекты разработки и реализации адаптивной кадровой политики в условиях антикризисного управления предприятием; проведен сравнительный анализ содержания кадровых процессов в зависимости от выбранного типа кадровой политики в период реорганизации.In this paper the main aspects of the adaptive personnel policy development and implementation in the crisis management conditions are discussed. The comparative analysis of HR processes content depending on the type of personnel policy in the period of reorganization is conducted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

Савина М.В. студент 4 курса факультет экономики и менеджмента Донецкий национальный технический университет

Шумаева Е.А., к.гос.упр.

доцент

кафедра «Менеджмента и хозяйственного права»

Украина, г. Донецк ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты разработки и реализации адаптивной кадровой политики в условиях антикризисного управления предприятием; проведен сравнительный анализ содержания кадровых процессов в зависимости от выбранного типа кадровой политики в период реорганизации.

Ключевые слова: кадровая политика, антикризисное управление, типы кадровой политики.

THE FEATURES OF PERSONNEL POLICY FORMATION IN THE COMPANY'S CRISIS MANAGEMENT

Abstract. In this paper the main aspects of the adaptive personnel policy development and implementation in the crisis management conditions are discussed. The comparative analysis of HR processes content depending on the type of personnel policy in the period of reorganization is conducted.

Keywords: human resources policy, crisis management, types of personnel policy.

На сегодняшний день кризис стал одним из основных факторов, влияющих на деятельность субъектов хозяйствования, а антикризисное управление позволяет реализовать наиболее эффективные варианты выхода предприятия из сложной ситуации. Ключевое значение для повышения конкурентоспособности в данных условиях приобретают подходы и требования к формированию адаптивной кадровой политики предприятия.

Проблемы антикризисного управления человеческими ресурсами в своих исследованиях рассматривали такие авторы, как О.В. Березин, А.Б. Коренева, Л.С. Мартюшева, А.А. Терешин, З.Е. Шершнева и др.

Антикризисное регулирование - это сложный и трудоемкий процесс, требующий тщательной разработки, быстрого реагирования и немедленного внедрения. В общем смысле антикризисное управление - это система управления предприятием, направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством внедрения управленческих и финансовых механизмов, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями,

сохранив рыночные позиции и опираясь, в основном, на собственные ресурсы [1].

Под кадровой политикой понимают систему теоретических взглядов, принципов, правил, норм, определяющих основное направление работы с персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации [2]. Как показывает практика, предприятие, которое находится в условиях нестабильности, не ставит приоритетными вопросы управления персоналом при принятии антикризисных мер. Антикризисная кадровая политика должна формироваться во время постоянного функционирования системы управления персоналом, а не тогда, когда уже предприятие полностью поглощено кризисом. В обычном режиме кадровая политика направлена на развитие и выживание в долгосрочном периоде, при этом главной ее задачей становится недопущение кризиса. Антикризисное управление персоналом предполагает, что весь арсенал подходов и методов становится нацеленным на преодоление назревшего кризиса и обеспечение выживания фирмы в краткосрочном периоде.

Отличительной чертой антикризисной кадровой политики является ее рациональность и превентивность, которые носят упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов. Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом.

Разработка и реализация кадровой политики в период антикризисного управления осуществляется на основе общих и частных принципов, приведенных на рис. 1.

Рисунок 1 - Принципы антикризисной кадровой политики

Ограниченность использования всех видов ресурсов в период антикризисного управления практически не оставляет права на ошибку и требует создания жестких условий для реализации соответствующих программ управления персоналом.

Программа реализации антикризисных мероприятий должна предусматривать работу с персоналом в зависимости от степени открытости предприятия по отношению к внешней среде. Авторами статьи проведен сравнительный анализ характеристик типов кадровой политики организации в периоды стабильного развития и антикризисного управления (табл. 1).

Предприятию в период формирования и осуществления антикризисной кадровой политики особое внимание необходимо уделить решению таких задач, как анализ и поддержка творческой деятельности персонала; антистрессовая подготовка персонала к прохождению кризисного периода; оценка кадровой структуры; формирование команды адаптивных менеджеров, способных разработать и реализовать антикризисную программу предприятия; поиск и привлечение новых кадров, количественные и качественные характеристики которых отвечают заданиям разработанной антикризисной программы предприятия; усовершенствование системы мотивации и стимулирования персонала в соответствии с заданиями и ограничениями периода вывода предприятия из кризиса.

В период антикризисного управления как конкурентное преимущество может выступать соответствующая условиям программа развития персонала, эффективность действия которой должна быть оценена как значимая, в

сравнении с затратами на ее формирование и поддержание.

Элементы Открытая кадровая политика Закрытая кадровая политика

кадровой Стабильное Антикризисное Стабильное Антикризисное

политики развитие управление развитие управление

Поиск и Реструктуризация Поиск Сохранение ядра

привлечение кадрового перспективных кадрового

перспективных потенциала; студентов, потенциала

сотрудников на оценка персонала выплата (наиболее ценных

Набор любом уровне с с целью стипендий, сотрудников);

персонала соответствующей сокращения; стажировка на использование

квалификацией совершенствовани предприятии; ресурсов

е тактик поиска и создание внутреннего найма

оценки собственных

кандидатов институтов

Приспособление Создание Эффективная Постепенное

новых нормальных адаптация преодоление

специалистов к социально- работников с производственных и

условиям труда и бытовых условий привлечением межличностных

трудовому для молодых наставников в проблем и переход к

коллективу; специалистов; условиях стабильной работе;

оценка уровня внедрение высокого изменение

Адаптация подготовленности программ уровня имеющейся

персонала новичка для антистрессовой сплоченности организационной

разработки подготовки коллектива; культуры для

наиболее эффективной персонала; обеспечение недопущение «размывания создания наилучших условий труда в

программы социальной корпоративной условиях кризиса

адаптации защиты высвобождаемых работников культуры» организации

Получение новых Консультирование Создание Проведение

знаний, умений по по вопросам системы внутрифирменных

Обучение и развитие персонала профессионально й деятельности во внешних образовательных программ обучения и профориентации высвобождаемых обучения и развития сотрудников; реализация программ переподготовки ключевых сотрудников

центрах работников программ обучения

Активный набор Мобилизация Предпочтение Проведение

новых кадров; персонала на при назначении внутрикорпоративн

высокая решение на ых семинаров и

Продвижени мобильность антикризисных вышестоящие тренингов более

е персонала персонала; задач и программ должности перспективных

возможность с возможностью отдается сотрудников на

роста затруднена карьерного роста сотрудникам компании новые должности

Мотивация и Разработка Пересмотр Предпочтение Пересмотр системы

стимулирова оптимальных схем системы отдается мотивации;

ние стимулирования стимулирования и удовлетворени разработка

труда, связанных мотивации ю потребностей программ

с получением персонала; в социальных стимулирования

прибыли предоставление отношениях, труда в зависимости

организации; гарантий стабильности, от вклада и выслуги

предпочтение занятости безопасности. лет; разработка

отдается вопросам социальных

внешней программ для

мотивации ключевых сотрудников

Таблица 1 - Сравнительная характеристика типов кадровой политики

Таким образом, реализация антикризисной кадровой политики предполагает принятие таких мер, которые позволят не потерять ключевых сотрудников, сохранить высококвалифицированный персонал. Результаты исследования показали, что разработка кадровой политики и адаптация технологий управления персоналом к ней в период антикризисного управления на предприятии даст возможность эффективно провести предстоящую реорганизацию.

Использованные источники:

1. Броило Е.В. Антикризисное управление финансово неустойчивой организацией посредством оптимизации активов // Российское предпринимательство. - 2006. - № 12(84). - С. 19-22.

2. Кондратьева Е.А. Содержание, задачи и методики формирования кадровой политики предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №7. - С. 38-44.

Симонова Е.Е. студент 2 курса Бреславцева И.В., к.т.н. доцент, научный руководитель Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Россия, г. Шахты МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ

УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В данной статье рассматривается один из подходов к управлению затратами на предприятии, с применением пакета Excel «Поиск решений». Использование данной надстройки упрощает решение многих экономических задач: нахождение оптимального плана перевозок, минимизация расходов при формировании состава сырья и штатного расписания, оптимизация расходов на изготовление при выборе ассортимента продукции, максимизация прибыли при формировании инвестиционной программы и т. д.

Ключевые слова: Управление затратами, Excel, экономические задачи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.