Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL MANAGEMENT / ТИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ / TYPES OF PERSONNEL POLICY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / STRATEGY DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION / HUMAN RESOURCE POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Е.С., Мирошниченко Н.В.

В статье рассматривается инструментарий обеспечения конкурентных преимуществ предпринимательских структур за счет разработки эффективной кадровой политики. Рассмотрены типы кадровой политики, представлена модель идеальной кадровой политики. Авторами показана взаимосвязь кадровой политики и конкурентоспособности организации в условиях глобализации мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERSONNEL POLICY AS A TOOL FOR ENSURING COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISE STRUCTURES

The article discusses the tools of providing competitive advantages of enterprise structures through development of effective personnel policies. The author observes the types of personnel policy, and presents a model of ideal personnel policy. The article also shows the relationship between staffing policy and organization's competitiveness in conditions of globalization of the world economy.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

УДК 331.1

АФАНАСЬЕВА Е. С., МИРОШНИЧЕНКО Н. В. AFANASIEVA E. S., MIROSHNICHENKO N. V.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

PERSONNEL POLICY AS A TOOL FOR ENSURING COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация. В статье рассматривается инструментарий обеспечения конкурентных преимуществ предпринимательских структур за счет разработки эффективной кадровой политики. Рассмотрены типы кадровой политики, представлена модель идеальной кадровой политики. Авторами показана взаимосвязь кадровой политики и конкурентоспособности организации в условиях глобализации мировой экономики.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, кадровая политика, типы кадровой политики, управление персоналом, предпринимательские структуры, стратегия развития организации.

В современных социально-экономических условиях в системе управления персоналом внедряются различные программы комплексного развития, начиная с органов власти государственного управления и заканчивая антикризисными программами на уровне предпринимательских структур. Квалификация работников, их профессиональная подготовка, соответствие деловых качеств должностным требованиям в значительной мере влияют на эффективность и конкурентоспособность производства. Формирование и развитие инновационной деятельности в целях повышения уровня конкурентоспособности организации возможны только за счет использования высококвалифицированного персонала, способного к осуществлению запланированных преобразований, и соответствующих масштабных инвестиций в развитие человеческого капи-

Summary. The article discusses the tools of providing competitive advantages of enterprise structures through development of effective personnel policies. The author observes the types of personnel policy, and presents a model of ideal personnel policy. The article also shows the relationship between staffing policy and organization's competitiveness in conditions of globalization of the world economy.

Keywords: competitive advantages, human resource policies, types of personnel policy, personnel management, business structures, strategy development of the organization.

тала. В условиях ужесточения конкуренции в глобальной экономике кадры являются важнейшим ресурсом как для любой организации, так и для страны в целом.

Конкуренция - главный двигатель экономического развития в современных рыночных условиях. По основным параметрам конкурентоспособности Россия уступает высокоразвитым странам. Российская продукция уступает позиции на внутренних и мировых рынках. Исключение составляют природные ресурсы, металлы, некоторые виды машиностроения, а также ряд высокотехнологичной продукции вооружения [5].

Высокий уровень конкурентоспособности на мировых рынках немыслим без освоения интеллектуальных продуктов, достигших стадии практического использования, которая влечет за собой изменения в организации труда, управлении, в требова-

ниях к квалификации работников и системе образования. Конкурентоспособность многих стран в большинстве случаев определяется человеческим капиталом. Человеческий капитал, в свою очередь, влияет на экономическое развитие путем суммирования врожденных способностей, уровня образования, сформировавшегося профессионального опыта, внутреннего творческого потенциала, морального и физического здоровья и мотивов деятельности, которые дают возможность приносить доход.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от ее руководителя, точнее от того, насколько профессионально он управляет человеческими ресурсами, используя различные методы и инструменты для создания сплоченного и высокопроизводительного трудового коллектива. В современном мире руководитель должен уметь подобрать кадровый состав для решения конкретных поставленных управленческих задач, организовать конструктивное сотрудничество между специалистами и исполнителями, оценивать сотрудников, создавать необходимые условия адаптации, грамотно формировать и модернизировать состав, распределять полномочия, руководить коллективом в целом и грамотно осуществлять индивидуальное руководство. Осознанная, целенаправленная деятельность руководителя, направленная на объединение целей организации и работников, является важной составляющей производственной и кадровой политики организации.

На сегодняшний день не существует общепринятого понятия кадровой политики, но можно отметить, что кадровая политика -это совокупность осознанных, сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий потенциал в соответствие со стратегией фирмы в долгосрочном периоде. Ее цель - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развитие в соответствии с потребностями самого предприятия, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Различают несколько типов кадровой политики [7]:

- пассивная кадровая политика, при которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа направлена на устранение отрицательных последствий. Для нее характерно отсутствие прогнозов кадровых потребностей, оценивания труда, диагностики кадровой политики в целом, работа в основном проходит в режиме реагирования в ответ на конфликтные ситуации;

- реактивная кадровая политика, при которой руководство организации принимает меры для устранения или минимизации кризисных ситуаций, направленные на понимание причин, обусловивших кадровые проблемы;

- превентивная кадровая политика, направленная на развитие комплекса программ организации с учетом ее текущих и будущих потребностей в кадрах и постановку задач по развитию персонала;

- активная кадровая политика, которую можно рассматривать в виде схемы: прогноз ^ средства для воздействия на ситуацию ^ способность организации разрабатывать антикризисные кадровые программы, стабильно проводить мониторинг ситуаций и исполнять программы в соответствии с внешней и внутренней средой.

Идеальная модель кадровой политики должна сочетать в себе такие составляющие, как разработку общих принципов кадровой политики, постановку целей, планирование потребности в кадрах, формирование структуры и штата в целом, создание кадрового резерва, создание и распространение кадровой информации, рациональное распределение финансовых средств, создание эффективной системы стимулирования труда, создание и обеспечение программ развития, адаптации и профориентации сотрудников, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, анализ соответствия кадровой политики организационной стратегии, выявление проблем в кадровой работе и оценивание кадрового потенциала сотрудников [1].

Разработка кадровой политики является ключевым элементом стратегического планирования организации. Кадровая политика организации разрабатывается с учетом внешних и внутренних ресурсов и традиций организации. Кадровая политика должна абсолютно соответствовать концепции развития всей политики организации, т.к. является ее основной частью.

Существует несколько этапов формирования кадровой политики. Первый этап -это формирование целей и задач кадровой политики организации. На данном этапе осуществляется согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации. Также разрабатывается программа путей достижения целей кадровой работы. Цели и задачи кадровой политики определяются согласно основным положениям нормативно-правовых документов организации. Главная цель кадровой политики - максимальное использование квалификационного потенциала персонала. Достижение цели обеспечивается возможностью предоставления каждому отдельному сотруднику работы в соответствии с его способностями и квалификацией.

Суть второго этапа заключается в мониторинге персонала. Здесь разрабатываются процедуры диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Второй этап разбивается на три составляющие:

1) качественные требования к работникам, определяющиеся исходя из подробного описания рабочего места и требований к кандидату на должность;

2) количественные требования, связанные с определением потребности в персонале по должностям, квалификационным характеристикам и т.п.;

3) основные принципы кадровой политики по наиболее важным направлениям, таким как подбор и расстановка персонала, формирование резерва на соответствующие должности, оценка уровня развития персонала, оплата труда, использование кадрового потенциала и т.п.

На третьем этапе выбирают основные формы и методы управления персоналом, разрабатывают инструментарий кадрового

планирования.

На четвертом этапе ведется разработка плана кадровых мероприятий, выверяются сроки, назначаются ответственные исполнители этих мероприятий.

Внутренние и внешние факторы оказывают значительное влияние на разработку и состояние кадровой политики организации. В стратегии управления организацией определяющее место отдается наличию у предприятия конкурентных преимуществ. Термин «конкурентное преимущество» отражает характеристики превосходства над конкурентами, позволяющие занять более устойчивые позиции на рынке по отношению к ним и получить желаемую прибыль. Достигается конкурентное преимущество путем предоставления потребителям больших благ за счет реализации более дешевой продукции или за счет предложения высококачественных продуктов, но по оправданно более высокой цене.

С точки зрения путей достижения выделяют конкурентные преимущества низкого и высокого порядков [6]. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использовать в процессе производства продукции дешевую рабочую силу, сырье, материалы и энергию. Низкий порядок преимуществ достаточно неустойчив и может быть потерян в связи с ростом цен и заработной платы или из-за доступности для конкурентов дешевых производственных ресурсов. Преимущества высокого порядка -это преимущества, обладающие высокой устойчивостью и способные обеспечить преимущество над конкурентами надолго. Для них характерна уникальность продукции, использование новых технологий и высококвалифицированных специалистов, хорошая репутация предприятия. Уникальность продукции достигается за счет собственных конструкторских разработок, что вынуждает конкурентов либо выпускать аналогичную продукцию, либо придумывать что-то лучшее.

Наряду с преимуществами низкого и высокого порядка существуют преимущества более высокого порядка, которые можно удерживать продолжительное время. Для

преимуществ более высокого порядка характерны следующие методы: использование патентованных технологий, достижение репутации фирмы за счет усиленной маркетинговой деятельности, тесные и стабильные связи с клиентами, выпуск уникальных товаров и услуг.

Преимущества более высокого порядка характеризуются следующими чертами:

- для их достижения требуются большие навыки и способности, а именно: специализированный и более опытный персонал, техническое оснащение соответственного уровня и тесные связи с потенциальными клиентами;

- они обычно допустимы при условии интенсивных и долговременных капитальных вложений в производственные мощности, специализированное обучение персонала, зачастую связанное с риском при проведении НИОКР в маркетинге;

- за преимуществами более высокого порядка стоит сочетание крупных капиталовложений с более высоким качеством осуществления деятельности, что придает им динамичный характер.

Кадровая политика должна постоянно развиваться в соответствие с изменениями, которые происходят в современном производстве. Существенным фактором в борьбе за конкурентные преимущества предприятий выступает непрерывный процесс нововведений, включающий не только поиск, внедрение и коммерческое освоение новых видов продукции и технологии, но и новые формы управления персоналом, позволяющие приближаться к созданию идеальной модели кадровой политики. И чем сложнее и существеннее запланированы инновационные процессы, тем значительней роль кадровой политики в обеспечении их успеха.

Основу кадровой политики составляет корпоративная стратегия управления человеческими ресурсами. Другими словами, она включает в себя разработку перспективных ориентиров использования трудового потенциала работников, его обновления и совершенствования, развития мотивации с учетом существенных структурных сдвигов

на рынке труда и качественных перемен в рабочей силе как на региональном, так и глобальном уровнях.

При формировании кадровой политики следует руководствоваться основными принципами, соблюдение которых обеспечит успешное развитие бизнеса [3]:

- кадровая политика обуславливается стратегией развития бизнеса, по-другому, определяется целями на текущий и дальнейший период. После выбора стратегии развития необходимо построить модель взаимоотношений руководства и персонала, которая бы способствовала его эффективному развитию;

- недопущение противоречий в характерах людей, задействованных в проекте. Здесь необходимо помнить, что руководитель по своей сути является центром, вокруг которого и строится кадровая политика организации [2];

- принцип раздельной мотивации, суть которой заключается в том, чтобы разрабатывать по-разному мотивационные мероприятия творческих сотрудников и сотрудников, чьи функции предельно формализованы, чтобы достичь максимальной заинтересованности разных групп работников. Должное внимание необходимо уделить системе взысканий и поощрений, с которой сотрудники должны быть ознакомлены под роспись;

- обязанности и права сотрудника по отношению к другим сотрудникам, клиентам и по отношению к руководству должны быть четко формализованы. Максимальная формализация обязанностей сотрудников призвана видеть результат деятельности в целом.

Если рассматривать кадровую политику как «стержень», на который опирается вся кадровая работа, и опорную точку для формирования кадровой стратегии, то следует принять во внимание, что кадровые решения должны соответствовать общей системе ценностей, принятой организацией и ожиданиям каждого работника. Кадровые решения неизбежно находят свое отражение в мотивации сотрудников и морально-психологическом климате коллектива. Кад-

ровая политика как комплекс мероприятий по управлению персоналом, обеспечивающий все производственные участки необходимым количеством человеческих ресурсов в соответствии со стратегией развития бизнеса, предполагает разработку мотивацион-ных программ для обеспечения высокоэффективной трудовой деятельности [4].

Управление персоналом в современных организациях становится возможным на основе осознанной кадровой политики и продуманной кадровой стратегии. Важно осознавать взаимосвязь между стратегией бизнеса, стратегией управления персоналом и кадровой политикой. Эти направления должны дополнять друг друга и «работать в связке». Только тогда усилия, затраченные на разработку и формализацию кадровой политики, будут гарантировать успешное развитие организаций.

В современных организациях кадровая политика становится все более мощным инструментом обеспечения конкурентоспособности, развития и повышения эффективности производственной деятельности. Ведение грамотной кадровой политики позволяет не только контролировать текущую ситуацию, но и моделировать необходимые реорганизации структур управления, вытекающие из изменения потребностей предприятия, тем самым, помогая руководителям строить кадровую политику, ориентированную на будущее.

Литература

1. Вотякова И. Компетенция и мобильность персонала в условиях инновационного развития кадрового потенциала организации // Управление персоналом, 2015. -№ 6 (197).

2. Гнидковский В.Н., Омарова Н.Ю. Взаимодействие службы управления рисками в строительной организации // Известия СПбГАУ. - 2008. - № 11. - С. 202-206.

3. Жеребцова Л.А., Омаров М.М. Проблемы взаимодействия властных и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2007. - № 8-2. -С. 105-13.

4. Коновалова В.Г. Преодолевая сопротивление // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2014. - № 3. - С. 27-37.

5. Крутик А.Б., Омарова Н. Ю., Социально-экономическое развитие страны и необходимые меры по преодолению кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 2009. -№ 17. - С. 159-162.

6. Москвин В. Организация труда в компании - конкурентное преимущество высшего порядка // Инвестиции в России. 2014. - № 1. С. 8-11.

7. Романенко А. Принципы эффективной кадровой политики [электронный ресурс] // Журнал «Результат» [сайт]. URL: http://www.rezultat.vl .ru/archive/08/15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.