Проблемы реализации Сопротивление со стороны тех, на кого ориентирована программа Неопределенные последствия и проблемы координации Низкая эффективность и невысокий уровень контроля Успех зависит от привлекательности программ. Опасность избыточного или недостаточного инвестирования
Разные типы политических стратегий подразумевают различные типы власти и контроля для регулирования поведения целевой группы:
• регулятивные программы опираются на законную власть и право разрешать или запрещать;
• программы мотивации используют денежные средства вознаграждения или наказания;
• программы убеждения поощряют или порицают;
• программы вовлечения в общественную деятельность расширяют или сокращают сферу социальных услуг.
За основу российской модели СОБ, сравнительно недавно начавшей свое формирование, на современном этапе необходимо взять закрытую (европейскую) модель, демонстрирующую определенный положительный опыт. В этой модели государство играет существенную роль в реализации социально ответственного поведения бизнеса, что способствует уменьшению политических рисков, снижению напряжен-
ности в обществе, созданию условий для нормального функционирования бизнеса и повышению рейтинга инвестиционной привлекательности российских компаний.
Литература
Актуальные вопросы развития социальной ответственности бизнеса. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности в 2007 году. М.: Ассоциация менеджеров. 2007. 40 с.
Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятия // Социальная политика: экспертиза. рекомендации. обзоры. 2005. № 2. С. 51-70. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. С. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН. 2004. 80 с.
Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ.
ред. д. э. н., проф. И. Беляевой. д. э. н., проф. М. Эскиндарова. М.: КНОРУС. 2008. 504 с.
Moon J.CSR in the UK: an Explicit Model of Business — Society Relations // Habish A.. Jonker J.. Wegner M.. Schmidpeter R. (Eds.) CSR Discovery. Germany: Springer. 2004. Р. 51-72.
The Changing Role of Government in Corporate Responsibility: A report for practitioners / ESADE. Bocconi: Norwegian School of Management. 2006. 34 р.
УДК 330(075.8)
ББК 65.9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ
Т. В. Kydama3apoe, К. В. Шуpaевa
Экономическая устойчивость страны в целом, как и отдельного региона, возможна только при благоприятном экономическом климате, который в свою очередь достигается путем проведения эффективной инвестиционной политики. Можно сказать, что инвестиционный климат — это особая подси-
стема в институциональной экономической системе, которая призвана создавать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил общества через активную инвестиционную деятельность.
Так как инвестиции предполагают действия, результаты которых будут проявляться в течение длительного периода времени, то развитие и социально-экономическое положение региона в значительной мере зависят от правильной оценки прогнозируемых результатов инвестиций. Основным условием обеспечения возможностей экономического роста и расширенного воспроизводства является достижение достаточного уровня инвестирования при помощи средств инвестиционных проектов и программ.
Обострение вопросов, связанных с неравномерностью экономического развития отдельных территорий, которое обусловлено природными, историческими, демографическими и другими объективными различиями регионов, актуализирует проблему эффективного развертывания инвестиционных процессов на мезоуровне, что позволит осуществить поиск дополнительных резервов для интенсификации процессов регионального экономического роста, которые связываются, прежде всего, с активным научнотехническим и инновационным развитием.
Однако на сегодняшний день все еще не сформированы эффективные механизмы оценки, отбора и продвижения инвестиционных проектов на региональном уровне. Проблема определения критериев отбора инвестиционных проектов для поддержки на региональном уровне является первой из ряда стоящих перед региональными органами управления. В то же время эта проблема слабо проработана и не находит должного отражения в документах по региональной инвестиционной политике [Методические рекомендации от 21.06.1999 № ВК477; Приказ от 17.04.2010 № 173].
К числу наиболее распространенных и часто допускаемых ошибок при анализе эффективности инвестиционных проектов, относятся, например, некорректные оценки основных показателей эффективности инвестиционных проектов, критериев их отбора, учета инфляции, инвестиционных рисков, ставки дисконта по средневзвешенной стоимости капитала, налоговой защиты и др.
Специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является ее малая ресурсная база, в связи с чем приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.
Регионы обладают значительным инструментарием для контроля инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций [Чуб 2001: 82-87].
По состоянию на 1 января 2010 г. Правительством РФ утверждены 43 проекта общей стоимостью 1 426 546 млн руб. В случае успешной реализации региональных проектов произойдет развитие 25 видов экономической деятельности [Приказ от 31.07.2008 № 117].
Отраслевая структура представлена следующими секторами: строительство, нефтехимия, производство пищевых продуктов и непищевых изделий, электроэнергетика, сельское хозяйство, деревообработка, коммунальное хозяйство, предоставление услуг. Таким образом, развиваются не новые, а, скорее, традиционные для данных регионов виды деятельности; к тому же охват производств небольшой.
Реализация проектов проходит в 23 субъектах РФ шести федеральных округах (см. таблицу 1, составленную по данным утвержденных Правительством РФ паспортов проектов по состоянию на 2006 г. и 2009 г. соответственно [Приказ от 31.07.2008 № 117]). Лидерство по количеству проектов занимает Приволжский федеральный округ, однако на долю Центрального федерального округа приходится 47,3 % в структуре общей стоимости. Выбор Правительства в основном сделан в пользу развития депрессивных регионов (за некоторым исключением) и традиционных производств [Приказ от 31.07.2008 № 117].
Таблица 1. Структура региональных проектов 2006-2009 гг. в разрезе федеральных округов и субъектов РФ
Федеральный округ (ФО) Субъект РФ Кол-во проектов Общая стоимость (млн руб.) Доля в ФО в %
Центральный ФО Белгородская область Владимирская область Воронежская область Калужская область Смоленская область Тамбовская область Тульская область 7 49 405 47,3
Северо-Западный ФО Республика Карелия 1 594 0,6
Южный Федеральный округ1 Республика Дагестан Ростовская область 2 8 357 8,0
Приволжский ФО Пермский край Республика Башкортостан Республика Мордовия (два проекта) Республика Татарстан Ульяновская область (два проекта) Чувашская Республика 8 19 750 18,9
Уральский ФО Курганская область 1 12 546 12
Сибирский ФО Кемеровская область Красноярский край Омская область Томская область 4 13 689 13,1
Итого 23 104 341 100
В части финансирования проектов наблюдаются проблемы, выражавшиеся в отставании фактического выделения средств от планового (в 2008 г. — 87 %, в 2009 г. — 69 %) [Приказ от 31.07.2008 № 117].
Долгосрочная программа развития Южного и Северо-Кавказского федеральных округов включает важнейшие направления развития, которые в первую очередь определяются такими преимуществами Юга России, как исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округа придаст также проведение Олимпийских игр в 2014 г. в г. Сочи.
В настоящее время в Калмыкии по-прежнему одно из ведущих мест в народном хозяйстве республики занимает производство сельскохозяйственной продукции.
Агропромышленный комплекс республики располагает значительной ресурсной базой, превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках по таким товарам, как мясо, шерсть, кожа [Постановление от 30.12.2008 № 465]
Правительство республики ведет последовательную работу по повышению инвестиционной привлекательности региона. В рамках продвижения инвестиционного потенциала региона Республика Калмыкия принимает участие в таких международных инвестиционных и экономических форумах, как Петербургский международный экономический форум, Международный инвестиционный форум в г. Сочи и др. Основная задача проводимой инвестиционной политики — улучшить социально-экономическую ситуацию, которая за последний период отличалась как неустойчивым, так и относительно стабильным положением в
1 Указом Президента РФ Д. А. Медведева от 19.01.2010 из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск [Указ от 19.01.2010 № 82].
регионе: в настоящее время продолжается рост производства в сельском хозяйстве; увеличивается объем выполненных работ в строительстве; возрастают реальные доходы населения; повышается заработная плата; снижается уровень безработицы [Постановление от 30.12.2008 № 465]. В то же время несколько замедлились темпы роста в промышленном производстве, продолжается рост инфляции, обусловленный ростом цен на продовольственные товары. Предпринимательская инициатива направлена в первую очередь на перепродажу, а не на создание отраслей производства с высокой добавленной стоимостью.
Почти 470 млрд руб. потребуется для реализации планов экономического развития Калмыкии в период до 2020 г. Такие данные содержатся в стратегии социально-экономического развития республики, утвержденной Правительством Республики Калмыкия [Постановление от 30.12.2008 № 465].
В числе приоритетных направлений развития республики особо выделено направление на модернизацию сельского хозяйства и системы энергоснабжения путем реализации крупных инвестиционных проектов.
Стоит отметить, что выбор именно этих направлений обусловлен наличием ряда потенциальных возможностей республики.
Во-первых, Республика Калмыкия считается аграрным регионом, так как площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 8 % пастбищ России (свыше 6 млн га); здесь сосредоточено 50 % мясного скота от общей численности поголовья России, при этом калмыцкие породы мясного скота отличаются уникальным генетическим потенциалом, высокой продуктивностью [Постановление от 30.05.2011 № 152]. Следовательно, Республике Калмыкия предстоит сыграть значительную роль в возрождении и создании специализированной отрасли мясного скотоводства России. Учитывая потенциал мясного животноводства республики, инвесторы проявляют особый интерес к этой сфере.
Во-вторых, поэтапно ведется политика превращения Калмыкии в регион с серьезным промышленным потенциалом, в частности осуществляются инвестиционные проекты в области геологоразведки и строительства сооружений и трубопроводных систем транспорта нефти и газа. Это привело к созданию в республике условий для раз-
вития нефтехимического производства [Постановление от 30.05.2011 № 152]. Кроме того, на территории республики реализуется инвестиционный проект «Строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт» чешской компанией «Фалкон Капитал». В реализации такого крупного проекта немаловажную роль сыграли благоприятные природно-климатические условия Республики Калмыкия, на территории которой можно будет создать генерирующие мощности, основанные на энергии ветра и солнца [Постановление от 30.05.2011 № 152].
В-третьих, Республика Калмыкия обладает большим транзитным потенциалом перевозки грузов в международном водном сообщении. В связи с тем, что Каспийский бассейн является естественным «шлюзом» между Европой и Азией, Калмыкия располагает отличными предпосылками для развития международных коммуникаций. В настоящее время в целях создания благоприятных условий для инвесторов, развития рынка инвестиций и обеспечения интересов субъектов инвестиционной деятельности в республике действует закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон установил государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, а также определил основные принципы и меры стимулирования инвестиционной деятельности [Закон от 06.01.2000 № 39].
Кроме того, в соответствии с законом «О налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия» инвестор уплачивает налог на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет по ставке 13,5 %, и налог на имущество организаций по ставке 0 % [Закон от 10.06.2002 № 197].
Законодательством республики также установлены государственные гарантии Республики Калмыкия: гласность в обсуждении инвестиционных проектов, использование доходов, стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности, обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, право обжалования в судебном порядке любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, обеспечение защиты капитальных вложений.
В целях ускорения процессов наращивания инвестиций необходимо было объединить реальное финансовое участие как государства, так и частного капитала, в связи с этим был принят закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия», который касается взаимовыгодного сотрудничества в реализации социально значимых инвестиционных проектов, осуществляемого путем заключения и исполнения соглашений [Закон от 18.12.2008 № 59].
Необходимо отметить, что принимаемые органами государственной власти меры по повышению инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия привели к росту объема инвестиций в экономику республики. Например, в 2010 г. объем инвестиций по сравнению с концом 1990-х гг. увеличился более чем в 12 раз и составил более 7 млрд руб. [Постановление от 30.12.2008 № 465].
Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности играют Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г. [Постановление от 30.12.2008 № 465], Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 г. [Постановление от 30.05.2011 № 152].
Исходя из приоритетов развития агропромышленного комплекса будет строиться модернизированная инвестиционная политика Республики Калмыкия в топливноэнергетическом комплексе, транспортной инфраструктуре и туризме. Безусловно, в ходе реализации этих направлений основным моментом должно стать повышение эффективности инвестиций, поскольку от нее зависят не только темп, но и качество экономического роста. Реализация этих направлений создаст платформу для эффективного решения вопросов по увеличению инвестиций в экономику республики, а также необходимую инфраструктуру. Улучшение инвестиционного климата позволит решить такие задачи, как формирование конкурентной среды, пополнение рынка товарами и услугами, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение социального благополучия граждан.
Литература
Закон Республики Калмыкия от 06.01.2000 М 39-П-Э (ред. от 28.06.2007) <Юб инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2011).
Закон Республики Калмыкия от 10.06.2002 М 197-ІІ-З (ред. от 28.06.2007) «O налоговых льготах организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 01.09.2011).
Закон Республики Калмыкия от 18.12.2008 М 59-IV-З «O государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения:
19.08.2011).
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 21.06.1999 М ВК477) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
10.10.2011).
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 М 465 «Стратегия социальноэкономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // URL: http://www. minregion.ru (дата обращения:
05.12.2010).
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.05.2011 М 152 «Концепция социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 г.» [Электронный ресурс] // URL: http://portal. e-rk.ru (дата обращения: 10.12.2010).
Приказ Министерства регионального развития РФ от 31.07.2008 М 117 <Юб утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.minregion.ru/invest_phound/ invest _project (дата обращения: 14.09.2010).
Приказ Министерства регионального развития РФ от 17.04.2010 М 173 <Юб утверждении Методики расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение» [Электронный ресурс] // URL: http://www. minregion.ru/ invest_phound/invest_project (дата обращения:
25.09.2010).
Указ Президента Российской Федерации от 19.01.2010 М 82 «O внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. М 849» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.rg.ru/2010/01/21/ukaz-dok.html (дата обращения: 24.03.2010).
Чуб Б. А. Oценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / под ред. В. Бандурина. М.: Буквица, 2001. 227 с.