Ефремов А.А.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу публично-правового регулирования государственно-частного партнерства в субъектах РФ. В ней доказана авторская гипотеза о декларативности отдельных законов о ГЧП, отсутствии их системной взаимосвязи с инвестиционным, бюджетным законодательством и законодательством о стратегическом планировании в регионах; проведена оценка уровня информационной открытости ГЧП в регионах России, предложен соответствующий индекс; обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, внедрению оценки его регулирующего воздействия, а также по социально-экономической оценке проектов ГЧП в регионах.
Ключевые слова: бюджетное законодательство; государственно-частное партнерство; законодательство субъектов РФ; инвестиционное законодательство; информационная открытость; оценка регулирующего воздействия; стратегическое планирование.
* В основе статьи выступление на XIV Апрельской международной конференции «Модернизация экономики и общества». - ГУ ВШЭ, Москва. - 2-4 апреля 2013 г.
Актуальность настоящей работы обусловлена объективно существующей потребностью в создании эффективных механизмов взаимодействия публичных субъектов (органов государственной власти и местного самоуправления) и бизнеса для решения масштабных задач экономического развития страны в условиях оттока иностранных инвестиций, возрастания износа основных фондов и объектов инфраструктуры.
В 2011-2012 гг. наблюдалось активное развитие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве. Если до 2009 г. такие законы были приняты только в пяти субъектах РФ, в 2009 г. -еще в восьми, а в 2010 г. - в 23, то в 2011-2012 гг. в 38 субъектах России были приняты новые либо внесены изменения в действующие законы.
В июне 2012 г. на официальном сайте Минэкономразвития РФ в целях оценки регулирующего воздействия был опубликован проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве», а в ноябре 2012 г. для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность - проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 7 марта 2013 г., на заседании Правительства РФ был одобрен проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Согласно данным исследования компании «Эрнст энд Янг» [7, с. 8], 75% опрошенных считают, что необходимо существенно изменить российское законодательство для обеспечения его соответствия современным потребностям проектов ГЧП.
Список предложений участников опроса весьма обширен:
- доработка 115-ФЗ о концессионных соглашениях;
- увеличение количества возможных видов ГЧП, установленных федеральным законодательством;
- внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ для получения возможности отражения в бюджете долгосрочных обязательств по проектам ГЧП;
- внесение поправок в Налоговый кодекс РФ для устранения негативных налоговых последствий применения договорных схем ГЧП;
- внесение поправок в Земельный кодекс РФ для устранения неопределенности правового регулирования земельных отношений в рамках проектов ГЧП;
- внесение изменений в порядок тарифообразования и обеспечение возможности фиксации тарифов в долгосрочном периоде;
- разработка специализированного отраслевого законодательства о ГЧП;
- нормативно-правовое обеспечение возможности ускорения инициации и подготовки проектов ГЧП;
- предоставление субъектам РФ более широких полномочий, позволяющих им самостоятельно регулировать процесс реализации региональных проектов ГЧП;
- обеспечение возможности использования средств Инвестиционного фонда РФ на инфраструктурные проекты, реализуемые на основе регионального законодательства о ГЧП;
- предоставление федеральных гарантий по защите региональных проектов ГЧП от дискриминационных изменений федерального законодательства.
Большинство исследований данной тематики осуществляется экономистами [1, 17], существуют лишь отдельные работы в юридической науке.
Монография Н.А. Игнатюк [16] была издана еще в 2009 г., соответственно, в ней не могли быть отражены современный опыт и тенденции правового регулирования. В последующий период были защищены диссертации на соискание степени кандидата юридических наук А.А. Родина [23], который рассматривает государственно-частное партнерство в аспекте взаимодействия международного и внутригосударственного права, и И.А. Губанова [4], исследовавшего государственно-частное партнерство в реализации функций российского государства. В науке предпринимательского права следует назвать диссертацию и монографию А.В. Белицкой [2,3], которая впервые анализировала государственно-частное партнерство в рамках предпринимательского права как вид инвестиционной деятельности.
Большой интерес представляют обзоры законодательства на специальных сайтах и порталах по ГЧП.
До настоящего времени в российской юридической науке не было проведено анализа эффективности правового регулирования государственно-частного партнерства, сравнительного анализа принятых законов и норм инвестиционного, бюджетного законодательства и законодательства о стратегическом планировании.
В этой связи исследовательская гипотеза автора состоит в том, что принятие отдельных, зачастую декларативных законов о государственно-частном партнерстве вне системной взаимосвязи с иным законодательством делает неэффективной практическую реализацию данного института в нашей стране.
Цель исследования - оценка эффективности публично-правового регулирования государственно-частного партнерства на региональном уровне.
Задачами исследования являются проведение сравнительно-сопоставительного анализа норм регионального инвестиционного, бюджетного законодательства и законодательства о государственно-частном партнерстве, раскрытие методик оценки эффективности отбора и реализации его проектов, обеспечения информационной прозрачности.
Методология исследования основывается на применении системного, структурного, функционального, сравнительно-сопоставительного анализа, контент-анализа информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ, и их статистическом обобщении.
Для решения поставленной задачи в исследовании будет проведен анализ:
- законодательства о стратегическом планировании в субъектах РФ;
- инвестиционного законодательства субъектов РФ;
- бюджетного законодательства субъектов РФ;
- уровня информационной открытости в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ;
- внедрения механизмов оценки регулирующего воздействия регионального законодательства о ГЧП;
- нормативного закрепления и механизмов оценки экономической и социальной эффективности проектов ГЧП в регионах. Законодательство о стратегическом планировании в субъектах
РФ и государственно-частное партнерство.
В стратегиях и программах социально-экономического развития субъектов РФ достаточно часто используются термины «частно-государственное» и «государственно-частное партнерство». Однако в имеющихся в 12 субъектах РФ законах о стратегическом планировании (в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарская Республике, Алтайском крае, Забайкальском крае, Пермском крае, Приморском крае, Амурской, Астраханской, Вологодской, Воронежской, Калининградской, Ленинградской областях) взаимосвязь документов стратегического планирования и проектов государственно-частного партнерства не предусматривается.
Только в законах трех субъектов РФ (что составляет 4,7%) предусматривается необходимость соответствия проектов государственно-частного партнерства документам стратегического планирования.
Инвестиционное законодательство субъектов РФ и законодательство о государственно-частном партнерстве.
В настоящее время во всех субъектах РФ действуют законы об инвестиционной деятельности и ее стимулировании, инвестициях, инвестиционной политике. Данные законы определяют понятийный аппарат, систему гарантий и мер государственной поддержки частных инвесторов, механизм отбора и оценки эффективности реализации отдельных инвестиционных проектов.
Только в девяти законах субъектов РФ об инвестиционной деятельности (Республика Марий Эл, Краснодарский и Хабаровский края, Вологодская, Кировская, Московская, Челябинская и Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ) предусмотрены нормы и институты, связанные с государственно-частным партнерством.
Разобщенность инвестиционного законодательства и законодательства о государственно-частном партнерстве приводит и к дублированию управления в данной сфере. Например, в девяти субъектах РФ созданы различные координационные и межведомственные советы и центры по государственно-частному партнерству (Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Курганская, Новгородская, Ярославская области).
Одновременно практически во всех субъектах РФ действуют различные координационные, консультативные и экспертные советы по инвестиционной деятельности, созданные как в соответствии, так и без соответствия региональным инвестиционным законам.
В этой связи целесообразна кодификация (или консолидация) инвестиционного законодательства и отдельных законов о государственно-частном партнерстве, что позволит использовать единый понятийный аппарат, систему гарантий, механизмы государственной поддержки, в том числе единые критерии и порядок отбора проектов, а также оценку их экономической и социальной эффективности.
Бюджетное законодательство субъектов РФ и проекты государственно-частного партнерства.
Нормативная взаимосвязь с бюджетным законодательством определяется очень редко.
Бюджетный кодекс РФ упоминается только в пяти законах из 64 (что составляет 7,8%) - Республика Хакасия, Архангельская область, Кировская область, Пензенская область, Псковская область.
Проведенный анализ 83 законов субъектов РФ о бюджете на 2012 г. показал, что финансирование расходов, связанных с проектами государственно-частного партнерства, предусматривается только в 11 из них (что составляет 13,2% общего числа субъектов РФ или 17,1% субъектов РФ, в которых приняты региональные законы о государственно-частном партнерстве), а именно: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Саха (Якутия), Алтайском крае, Камчатском крае, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Ростовской области, Тульской области.
Данный показатель является наиболее ярким по характеристике прак-тическойреализациииэффективностизаконодательстваогосударственно-частном партнерстве.
Информационная прозрачность в сфере государственно-частного партнерства.
В научных исследованиях по государственно-частному партнерству вопросам информационной прозрачности (открытости, транспарентности) отводится важное место. Принцип прозрачности выделяет Н.А. Иг-натюк [16, с. 74-76], И.Г. Левин считает разработку единых стандартов коммуникации элементом стратегии внедрения ГЧП [19]. По его мнению, основной преградой повсеместному применению ГЧП на практике является дефицит информации и следующее из этого обстоятельства наличие предубеждений относительно использования механизмов ГЧП. К.А. Антонова относит непрозрачность процедур к основным факторам, препятствующим развитию ГЧП в России [1, с. 17-18]. Важность прозрачности отмечается и другими авторами [17, с. 23].
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [25] не содержит специальных норм о государственно-частном партнерстве. Вместе с тем прозрачность от-
ношений в сфере государственно-частного партнерства основывается на его взаимосвязи с институтами бюджетного процесса, государственных закупок, а также противодействия коррупции.
Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ региональных законов о государственно-частном партнерстве выявил низкий уровень обеспечения прозрачности - норма о публикации информации, связанной с государственно-частным партнерством, на официальных сайтах органов власти предусматривается только в 13 из 64 законов, что составляет 20,3%.
При этом предусматривается публикация на официальных сайтах:
1) извещений или сообщений о проведении конкурсов на право заключения соглашений (Областной закон Ленинградской области от 14.10.2011 № 78-оз «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» [20], Закон Республики Калмыкия от 18.12.2008 № 59-^-З «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия» [13], Закон Орловской области от 12.10.2011 № 1277-оз «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах» [11]);
2) сообщений о заключении соглашений или самих соглашений (Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25.02.2010 № 15-РЗ «О государственно-частном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики» [7], Закон Орловской области от 12.10.2011 № 1277-оз «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах» [11], Закон Алтайского края от 11.05.2011 № 55-ЗС «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве» [5]);
3) сообщений о принятом решении о заключении соглашения и реестра соглашений о государственно-частном партнерстве (Закон Республики Татарстан от 01.08.2011 № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» [14]);
4) программы проектов государственно-частного партнерства (Областной закон Новгородской области от 05.05.2011 № 973-оз «О государственно-частном партнерстве в Новгородской области» [21]);
5) перечня проектных предложений, подлежащих разработке на основе государственно-частного партнерства (Закон Оренбургской области от 24.08.2012 № 1041/308-У-оз «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» [10]).
Для оценки эффективности реализации прозрачности в сфере государственно-частного партнерства был проведен контент-анализ официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (администраций и правительств) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере экономического развития, инвестиций, государственно-частного партнерства в Центральном (18 субъектов РФ) и Приволжском федеральных округах (14 субъектов РФ).
Таблица
Показатели уровня информационной открытости деятельности органов власти регионов в сфере государственно-частного
партнерства, %
№ Наименование критерия ЦФО ПФО
1 Наличие ссылки на раздел по государственно-частному партнерству на главной странице сайта 5,5 0
2 Наличие ссылки на раздел по инвестиционной деятельности на главной странице сайта 33,3 28,6
3 Наличие раздела по государственно-частному партнерству на сайте 16,7 14,3
4 Наличие ссылки на раздел по государственно-частному партнерству на странице (сайте) исполнительного органа государственной власти в сфере экономического развития 27,8 28,6
5 Наличие нормативно-правовых актов по государственно-частному партнерству на сайте 50 71,4
6 Информация о реализуемых проектах государственно-частного партнерства 55,5 42,8
При соответствии сайта критерию субъекту присваивался «+», при несоответствии - «-», затем для каждого федерального округа определялся соответствующий процент (путем деления на 18 и 14 соответственно).
На основе полученных данных был рассчитан Индекс информационной прозрачности государственно-частного партнерства. С учетом выбранных критериев (при их равнозначности) его максимальное значение составляет 6 (при 100% для каждого критерия), минимальное - 0.
Для Центрального и Приволжского федеральных округов он составляет, соответственно 1,88 и 1,85. Вместе с тем именно в Приволжском федеральном округе следует отметить лучшие практики по информационной прозрачности (Республика Башкортостан, Нижегородская область).
Оценка регулирующего воздействия и общественная экспертиза в сфере государственно-частного партнерства.
В настоящее время в России идет активное формирование института оценки регулирующего воздействия. Комплекс мер по развитию данного института на региональном и муниципальном уровне предусматривается в указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [24].
По состоянию на 15 октября 2012 г. в 23 субъектах РФ приняты специальные нормативные правовые акты по оценке регулирующего воздействия.
Оценка регулирующего воздействия упоминается в текстах программ субъектов РФ по снижению административных барьеров, развитию конкуренции, инвестиционной деятельности (Республика Алтай, Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Красноярский край, Архангельская
область, Вологодская область, Ивановская область, Калининградская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Томская область).
При этом применение данного института к нормативным правовым актам в сфере инвестиционных отношений предусматривается только в семи субъектах РФ (республики Башкортостан и Мордовия, Вологодская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская и Ульяновская области).
В этой связи востребован европейский опыт оценки регулирующего воздействия как регулирования, так и проектов государственно-частного партнерства [26; 27].
Следует отметить, что проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что проекты законов субъектов Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, включая внесение изменений в указанные проекты законов, подлежат обязательному общественному обсуждению в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Оценка экономической эффективности проектов государственно-частного партнерства.
Нормы об оценке эффективности предусматриваются в 12 из 64 законов субъектов РФ (что составляет 18,75%), при этом значительная их часть содержит отсылочные нормы.
Областной закон Ленинградской области от 14.10.2011 № 78-оз «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» [20] предусматривает, что Правительство Ленинградской области разрабатывает методику оценки эффективности имущественного и (или) финансового участия Ленинградской области в государственно-частных партнерствах.
Согласно п. 6 ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» [12], эффективность использования средств бюджета Республики Башкортостан в рамках соглашения государственно-частного партнерства должна быть обоснована при принятии Правительством Республики Башкортостан решения о проведении конкурса на выбор частного партнера. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в государственно-частном партнерстве разрабатывается и утверждается Правительством Республики Башкортостан.
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» [8], принятие решения об имущественном или финансовом участии Калининградской области в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляется Правительством Калининградской области на основании разработанных и утвержденных им методик оценки эффективности участия областного бюджета в проектах государственно-частного партнерства с учетом соблюдения принципа
результативности и эффективности использования бюджетных средств, владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Мурманской области от 27.12.2010 № 1311-01-ЗМ0 «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах» [9], Правительство Мурманской области утверждает методику оценки эффективности имущественного и (или) финансового участия Мурманской области в государственно-частных партнерствах.
Согласно ст. 7 Закона Оренбургской области от 24.08.2012 № 1041/308-^ОЗ «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» [10], Правительство Оренбургской области разрабатывает методику оценки эффективности участия Оренбургской области в государственно-частном партнерстве.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах» [15] оценка эффективности использования средств бюджета Самарской области в рамках проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденной министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Социальный аудит и оценка социальной эффективности проектов государственно-частного партнерства.
Соответствующие нормы практически отсутствуют в региональных законах о государственно-частном партнерстве. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона Волгоградской области от 29.11.2011 № 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве» [6], проект государственно-частного партнерства должен содержать оценку социально-экономической эффективности реализации проекта.
Данный вопрос требует привлечения современных исследований по социальному аудиту в социологической науке [22] и разработки на их основе критериев социальной эффективности как проектов государственно-частного партнерства, так и инвестиционных проектов в целом.
В ходе проведенного исследования получены следующие выводы.
1. Обосновано предложение о кодификации (или консолидации) инвестиционного законодательства и отдельных законов о государственно-частном партнерстве, что позволит использовать единый понятийный аппарат, систему гарантий, механизмы государственной поддержки, в том числе единые критерии и порядок отбора проектов, а также оценку их экономической и социальной эффективности.
2. Частое использование в стратегиях и программах социально-экономического развитиясубъектов РФ терминов «частно-государственное» и «государственно-частное партнерство» носит декларативный характер, поскольку в действующих в 12 субъектах РФ законах о стратегическом планировании (о документах стратегического планирования)
не предусматривается взаимосвязь документов стратегического планирования и проектов государственно-частного партнерства. Только в законах трех субъектов РФ предусматривается необходимость соответствия проектов государственно-частного партнерства документам стратегического планирования. В связи с этим целесообразно внесение в региональные законы о ГЧП изменений и дополнений, предусматривающих механизм согласования проектов государственно-частного партнерства и документов стратегического планирования (программ социально-экономического развития и т.п.) субъектов РФ.
3. Проведенный анализ 83 законов субъектов РФ о бюджете на 2012 г. показал, что финансирование расходов, связанных с проектами государственно-частного партнерства, предусматривается только в 11 из них. В этой связи представляется целесообразным обеспечение системной взаимосвязи разработки проектов государственно-частного партнерства, бюджетного процесса и стратегического планирования на региональном уровне. Решение данной проблемы невозможно без внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ и проект федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу еще 1 октября 2012 г. и принятый в первом чтении 21 ноября 2012 г.
4. Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ региональных законов о государственно-частном партнерстве выявил низкий уровень обеспечения прозрачности. Для его повышения предлагается дополнить федеральное и региональное законодательство положением о доступе к информации, а также внести соответствующие дополнения в законы субъектов РФ о государственно-частном партнерстве. Ключевыми элементами обеспечения эффективности проектов ГЧП
в регионах должна быть не только их социально-экономическая оценка органами власти, но и широкое внедрение оценки регулирующего воздействия как нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства и инвестиционной деятельности в целом, так и конкретных проектов, а также их предварительная и последующая общественная экспертиза.
Реализация разработанного комплекса предложений позволит повысить качество правового регулирования государственно-частного партнерства на уровне субъектов РФ, что положительно скажется на инвестиционном климате и привлекательности данного института для частных партнеров (инвесторов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова К.А. Государственно-частное партнерство как фактор социально-экономического развития России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2012.
2. Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2011.
3. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография. М.: Статут, 2012. 191 с.
4. Губанов И.А. Государственно-частное партнерство в реализации функций Российского государства (вопросы теории и практики): Автореф. дисс. канд. юр. наук. СПб., 2010.
5. Закон Алтайского края от 11.05.2011 № 55-ЗС «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
6. Закон Волгоградской области от 29.11.2011 № 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
7. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 25.02.2010 № 15-РЗ «О государственно-частном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
8. Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
9. Закон Мурманской области от 27.12.2010 № 1311-01-ЗМО «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
10. Закон Оренбургской области от 24.08.2012 № 1041/308^-оз «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
11. Закон Орловской области от 12.10.2011 № 1277-оз «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
12. Закон Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
13. Закон Республики Калмыкия от 18.12.2008 № 59-ГУ-З «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
14. Закон Республики Татарстан от 01.08.2011 № 50-ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
15. Закон Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
16. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации / Н.А. Игнатюк // Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Эксмо, 2009.
17. Каданя (Кеслер) А.Я. Экономические основы государственно-частного партнерства: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2007.
18. Как обеспечить успех ГЧП в России. Обзор за 2012 год. М., 2012.
19. Левин И.Г. Поддержка государственно-частного партнерства - как это работает в Германии // LEXPRO URL: http://www.lexpro.ru/opinions/view/893.
20. Областной закон Ленинградской области от 14.10.2011 № 78-оз «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
21. Областной закон Новгородской области от 05.05.2011 № 973-оз «О государственно-частном партнерстве в Новгородской области» // Справочная правовая система «Консультант Плюс: Региональное законодательство».
22. Позднякова Е.В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: Автореф. дисс. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2011.
23. Родин А.А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2010.
24. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
25. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
26. Lund-Thomsen P. Assessing the Impact of Public-Private Partnerships in the Global South. Switzerland, 2007. 32 p.
27. Nijkamp P., Burch M.V D., Vindigni G. A Comparative Institutional Evaluation of Public-Private Partnerships in Dutch Urban Land-use and Revitalisation Projects // Urban Studies. 2002. Vol. 3. No. 1. P. 1865-1880.
PUBLIC AND LEGAL MANAGEMENT OF THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE RF SUBJECTS. PROBLEMS OF ITS EFFECTIVENESS
Efremov Alexei A.
Candidate of Law, Associate Professor of the Law Faculty of Voronezh State University. Address: 1 University Sq., 394006 Voronezh, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the comparative analysis of public and legal management of the public-private partnership in the RF subjects.
The aim of the research is to assess effectiveness of the public and legal regulation at the regional level. Its tasks include a comparative-contrastive analysis of the norms of regional investment and budget legislation; legislation on public-private partnership; revealing methodology of assessing its projects selection and implementation effectiveness; providing information transparence. Methodology of the research is based on the system, structural, functional, comparative-contrastive analysis, on the content-analysis of information downloaded on the official websites of the RF subjects' bodies of public administration, and its statistical summing up.
The article proved the author's hypothesis about a declarative nature of some PPP statutes, the absence of their system interconnection with investment and budget legislation and legislation on strategic planning in regions; assessed the level of PPP information transparence in regions of Russia and offered a related index.
The article concludes giving proposals on codification (or consolidation) of investment legislation and some acts on private partnership, on making amendments in the regional PPP laws that provide a coordination mechanism of the PPP projects and documents of strategic planning of the RF subjects; it proposes providing a system interconnection of PPP projects development, budget process and strategic planning at the regional level; it also proposes including a provision on the access to information into Federal and regional legislation and additions to the RF subjects' laws on public-private partnership.
Keywords: budget legislation; public-private partnership; investment legislation; legislation of the RF subjects; information transparence; regulatory impact assessment; strategic planning.
REFERENCES
1. Antonova, K.A. (2012). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Public-private partnerships as a factor of socioeconomic development of Russia]. PhD Thesis. Moscow.
2. Belitskaya, A.V. (2011). Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo: ponyatie, sod-erzhanie, pravovoe regulirovanie [Public-private partnership: the concept, content, legal regulation]. PhD Thesis. Moscow.
3. Belitskaya, A.V. (2012). Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partner-stva [Legal regulation of public-private partnership]. Moscow: Statut.
4. Gubanov, I.A. (2010). Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo v realizatsii funkt-siy Rossiyskogo gosudarstva (voprosy teorii i praktiki) [Public-private partnership in the implementation of the functions of the Russian state (Theory and Practice)]. PhD Thesis. St. Petersburg.
5. Ignatyuk, N.A. (2009). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossiyskoy Federatsii [Public-private partnership in the Russian Federation]. Moscow: Eksmo.
6. Kadania (Kesler), A.Ja. (2007). Ekonomicheskie osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva [Economic bases of public-private partnership]. PhD Thesis. Moscow.
7. Kak obespechit' uspeh GChP v Rossii. Obzor za 2012 god [How to ensure the success of PPP in Russia. Overview for the year 2012]. Moscow, 2012.
8. Levin, I.G. Podderzhka gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva - kak eto rabotaet v Germanii [Support of public-private partnerships - the way it works in Germany]. LEXPRO Available: http://www.lexpro.ru/opinions/view/893
9. Pozdnyakova, E.V. (2011). Sotsial'nyi audit regional'nyh programm v sfere gosudarst-vennoy molodezhnoy politiki [Social audit of regional programs in the field of state youth policy]. PhD Thesis. Ekaterinburg.
10. Rodin, A.A. (2010). Vzaimodeystvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v pravovom regulirovanii gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva [The interaction of international and domestic law in the legal regulation of public-private partnership]. PhD Thesis. Moscow.
11. Lund-Thomsen, P. (2007). Assessing the Impact of Public-Private Partnerships in the Global South. Switzerland.
12. Nijkamp, P., Burch, M.V.D. & Vindigni, G. (2002). A Comparative Institutional Evaluation of Public-Private Partnerships in Dutch Urban Land-use and Revitalisation Projects. Urban Studies, vol. 3, n. 1, pp. 1865-1880.