УДК 378
ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53
НИНА ВЛАДИМИРОВНА ШИЛИНА
старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0283-862X
Рязань
ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА
профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор И [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1391-5878 Рязань
Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России
Аннотация. Рассматривается актуальный вопрос формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов. Цель - определить специфику формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов посредством интерактивных технологий обучения. В исследовании применялись теоретические методы: анализ, обобщение научной литературы, моделирование. Методологическую основу составили социокультурный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. В результате проделанной работы авторами уточнены понятие и компонентный состав иноязычной социокультурной компетенции курсантов, отвечающей требованиям, предъявляемым к современному профессионалу. В статье перечислены педагогический потенциал интерактивных технологий, представлена педагогическая модель процесса формирования данной компетенции с учетом профильной направленности неязыкового вуза. Дальнейшее исследование данной проблемы может быть направлено на разработку дидактических методов и средств формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов.
Ключевые слова: формирование, компетенция, социокультурная компетенция, образовательные организации, педагогическая модель, курсант
Для цитирования
Шилина Н. В., Аксенова Г. И. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3. С. 48-53. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53.
5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Формирование иноязычной социокультурной компетенции как одной из проблем дидактики рассматривается учеными с позиции общей теории развития. Основой развития иноязычной социокультурной компетенции выступает процесс обучения, задачи кото© Шилина Н. В., Аксенова Г. И., 2022
рого нацелены на организацию, руководство и управление образовательной деятельностью обучающихся.
В качестве источника формирования иноязычной социокультурной компетенции выступает содержание деятельности в процессе обучения, в котором цели, стоя-
NINA V. SHILINA
Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages Academy of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0283-862X Ryazan
GALINA I. AKSENOVA
Professor of the Department of General Psychology of the Academy of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1391-5878 Ryazan
Features of foreign language socio-cultural competence of cadets of educational organizations of the FPS of Russia
Abstract. In this article the author considers the topical issue of formation of the foreign language socio-cultural competence of cadets. The goal is to determine the specifics of the formation of foreign language socio-cultural competence of cadets through interactive learning technologies. Theoretical methods were used in the study: analysis, generalization of scientific literature, and modeling. The methodological basis was formed by socio-cultural, activity, personality-oriented approaches. As a result of the work done, the authors clarified the concept and component composition of the foreign language sociocultural competence of cadets, which meets the requirements for a modern professional. The article lists the pedagogical potential of interactive technologies, presents a pedagogical model of the process of forming this competence, taking into account the profile orientation of a non-linguistic university. Further research of this problem can be directed to the development of didactic methods and means of forming foreign language socio-cultural competence of cadets.
Keywords: formation, competence, sociocultural competence, educational organizations, pedagogical model, cadet
For citation
Shilina N. V., Aksenova G. I. Features of foreign language socio-cultural competence of cadets of educational organizations of the FPS of Russia // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 3. P. 48-53. https://doi. org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
щие перед обучающимися, и цели, преследуемые обществом, взаимосвязаны. При этом важные для формирования иноязычной социокультурной компетенции задачи решаются под руководством педагога. Изучение и овладение иностранным языком предполагает не только знание его
лексико-грамматических явлений, но и знакомство с национальной культурой страны изучаемого языка: способностью понимать вербальное поведение представителей иноязычной культуры, а также готовностью познать их менталитет и образ мыслей.
Впервые социокультурный компонент в структуре коммуникативной компетенции (М. Кэнэл и М. Свейн [1]) был предложен Я. ван Эком [2]. Этому способствовало глобальное взаимопроникновение культур, расширение международного сотрудничества. Им были предложены две дополнительные составляющие: социальная и социокультурная компетенции. Социокультурный аспект коммуникативной компетенции детерминируется степенью осведомленности о социокультурной сфере, в которой происходит взаимодействие на иностранном языке [3].
Проблема формирования иноязычной социокультурной компетенции стала актуальной в начале XX века. Несомненно, процесс взаимопроникновения культур оказывает влияние и на содержание обучения иностранным языкам, что находит свое отражение в постановке его целей, а также касается и целей преподавания иностранных языков [4]. Социокультурный аспект обучения способствует развитию определенных качеств личности, необходимых для включения в социальную деятельность обучающихся, позволяет их приобщить к культуре и истории страны изучаемого языка, осознанию своеобразия культуры родной страны.
Для того чтобы определить составляющие иноязычной социокультурной компетенции курсантов, были проанализированы некоторые педагогические концепции иноязычной социокультурной компетенции, ее компонентный состав.
В культурологии под социокультурной компетенцией понимают готовность партнеров взаимодействовать, используя знания культуры своей страны и страны собеседника.
С точки зрения философии социокультурная компетенция отражается в «психологической мобильности и коммуникабельности личности, ее социальной при-спосабливаемости и культурной толерантности» [5].
Социокультурная компетенция характеризуется отечественными учеными как
готовность к социокультурному взаимодействию, умение вести диалог, понимать социокультурный контекст деятельности, способность приспосабливаться к иноязычной социокультурной среде. Как отмечают Гальскова Н. Д. и Гез Н. И., социокультурная компетенция «отличается способностью применять иностранный язык в соответствии с социально детерминированной ситуацией» [6]. В числе таких способностей она выделяет осознание коммуникативного взаимодействия, адекватное вербальное поведение, соответствующее цели и ситуации общения.
Таким образом, сущность иноязычной социокультурной компетенции заключается в ценностном отношении к культуре страны изучаемого языка, стремлении взаимодействовать с представителями иноязычной культуры.
Российские нормативные документы интерпретируют социокультурную компетенцию следующим образом - знакомство обучающихся с культурным наследием страны изучаемого языка, которое отражено в традициях, реалиях и другом [7, 8].
Анализ исследований на эту тему позволил нам охарактеризовать иноязычную социокультурную компетенцию курсантов образовательных организаций ФСИН России как целостное личностное образование, выражающееся в готовности осуществлять речевое взаимодействие с учетом специфики уголовно-исполнительной системы, в способности корректно применять общекультурные и профессиональные знания и умения в соответствии со сложившейся ситуацией, а также в сформированности личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия.
Одним из эффективных способов формирования иноязычной социокультурной компетенции является погружение в иноязычное коммуникативное окружение, возможное при долгосрочном пребывании в естественной лингвистической среде. Однако вне реального пребывания в ней овладение социокультурными зна-
ниями возможно при применении аутентичных материалов и интерактивных технологий, моделирующих ту или иную культуру. Отличительной особенностью интерактивных технологий от активных является взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом [9]. При разработке интерактивных технологий обучения были учтены цели и профессиональная направленность обучения, специфика образовательной организации. Среди принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам мы выделили:
- коммуникацию на иностранном языке, нацеленную на восприятие и воспроизведение аутентичной информации;
- рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действий, мотивов [10].
Интерактивные технологии позволяют обучающимся примерить на себя личностные и должностные роли в специально созданных педагогических ситуациях. При этом обучающиеся максимально приближены к реальным условиям в заданной ситуации. Примером интерактивных технологий могут служить:
- имитационные интерактивные технологии (деловая игра, проектирование);
- неимитационные (проблемное обучение, разбор ситуации и другие).
В основе педагогической модели формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов лежат интерактивные технологии обучения. Методологическая концепция при разработке модели заключается в «моделировании, позволяющем исследовать объекты различной природы с целью определения и уточнения их уже существующих или вновь конструируемых характеристик» [11]. Интерактивные технологии обучения позволяют повысить мотивацию обучающихся, побуждают к действию, выполнению заданий посредством проблемного характера содержания обучения, что способствует достижению поставленных целей. Возможности интерактивных технологий
обучения позволяют выработать навыки работы с различными источниками информации, при этом формируют навыки контроля и планирования занятий, позволяют использовать совокупность приемов и способов их организации [12].
Педагогический потенциал интерактивных технологий заключается в развитии познавательной активности обучающихся, умений общекультурного и профессионального взаимодействия, а также в формировании качеств личности.
Принимая во внимание вышесказанное, была разработана модель, характеризующая процесс формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов (рисунок), которая состоит из нескольких логически взаимосвязанных блоков, включающих в себя целеполага-ние, методологические подходы, содержание понятия «формирование иноязычной социокультурной компетенции», и итог (полученный результат).
Цель заключалась в достижении высокого уровня сформированности указанной компетенции (основных ее компонентов). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: сформировать общекультурные и профессиональные знания, способности речевого взаимодействия с учетом специфики уголовно-исполнительной системы, а также необходимые для коммуникации качества личности.
Основными методологическими подходами выступили:
- деятельностный;
- социокультурный;
- личностно-ориентированный.
Содержание понятия «формирование
иноязычной социокультурной компетенции» представлено взаимодействием педагога и обучающихся с целью развития общекультурных и профессиональных знаний, включающих специфику УИС; способности адаптации к иноязычной среде, используя полученные знания, а также необходимых для речевого взаимодействия качеств личности [13].
3
я
ср
а.
о ©
Цель - формирование иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях применения интерактивных технологий <
г
Ж
ч
Подходы: деятельностный, социокультурный, личностно-ориентированный. Принципы: системности, доступности, сознательности, субъектности, интерактивности, коммуникативной направленности, непрерывности, профессиональной направленности Педагогические условия: учет специфики образовательной среды неязыкового вуза, включение в образовательный процесс интерактивных технологий обучения, создание дидактической интерактивной среды с учетом структуры, совокупности компонентов иноязычной социокультурной компетенции
Ж
Критерии сформированности иноязычной социокультурной компетенции
Структура иноязычной социокультурной компетенции
ТУ
Содержание учебного предмета Использование современных технологий обучения оптимизация форм, методов, средств обучения
1
Деятельность преподавателя -
1 _
Организация деятельности курсантов в условиях применения интерактивных технологий обучения, использование комплекса средств интерактивных технологий обучения
Усвоение содержания учебного предмета
Деятельность курсантов
Применение интерактивных технологий обучения
г г
п 1
а т
й
я —»
у
р и
м р
о ©
X
Деятельностный компонент
[Личностный компонент ]
7
Показатели сформированности иноязычной социокультурной компетенции
Низкий
Средний
Высокий —
Уровни сформированности иноязычной социокультурной компетенции
Результат - сформированность иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России
ъ
э
Рисунок. Модель формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов
Результат представлен сформирован-ностью компонентов иноязычной социокультурной компетенции курсантов.
Процесс формирования станет более эффективным, если будут приняты во внимание:
- образовательная среда неязыкового вуза;
- профессиональная направленность образовательной организации;
- применение интерактивных технологий обучения на практических занятиях;
- специально созданная с учетом структурного содержания иноязычной социокультурной компетенции дидактическая среда.
Таким образом, в представленной модели наиболее полно отражен процесс формирования данной компетенции.
1. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Volume 1, Issue 1. P. 1-47.
2. Van Ek, J. A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg : Council of Europe, 1986. 65 p.
3. Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.
4. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 418.
5. Флиер А. Я. Культурная система: модель функциональных свойств // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 47-53.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студ. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2006. С. 14.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/eMbFV (дата обращения: 20.11.2021).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : приказ Минобрнауки России от 28.08.2020 № 1131 (ред. от 26.11.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/eMbN3 (дата обращения: 20.11.2021).
9. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33.
10. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 87-92.
11. Питюков В. Ю. Теория и методика обучения педагогической технологии в системе непрерывного профессионального образования учителя : дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2004. С. 127.
12. Зоткина Т. А., Шилина Н. В. Применение технологии интегрированного обучения в неязыковой образовательной организации // Современный ученый. 2019. № 6. С. 135-138.
13. Шилина Н. В., Кочеткова Л. Г. Формирование нравственных, культурных, моральных ценностей студентов в процессе иноязычного образования // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 26 ноября 2021 г.). Чебоксары, 2021. С. 97-99.
1. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Volume 1, Issue 1. pp. 1-47.
2. Van Ek, J. A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1986. 65 p.
3. Safonova V. V Sociocultural approach: basic socio-pedagogical and methodological provisions // Foreign languages at school. 2014. No. 11. pp. 2-13.
4. Kulyutkin Yu. N. Personal factors in the development of cognitive activity of students in the learning process // Questions of Psychology. 2004. No. 5. p. 418.
5. Flier A. Ya. Cultural system: a model of functional properties // Bulletin of culture and arts. 2021. No. 2 (66). pp. 47-53.
6. Galskova N. D., Gez N. I. Theory of teaching foreign languages. Linguo-Didactics and methodology: a textbook for students. 3rd ed., ster. Moscow : Academy, 2006. p. 14.
7. On the approval ofthe federal state educational standard of higher education in the field of study40.03.01 Jurisprudence (undergraduate level): order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 01.12.2016 No. 1511 (as amended on 11.01.2018). Access from ATP "ConsultantPlus". URL: https://clck.ru/eMbFV (date of access: 11/20/2021).
8. On the approval of the federal state educational standard of higher education - a specialist in the specialty 40.05.02 Law enforcement: order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.28.2020 No. 1131 (as amended on 11.26.2020). Access from ATP "ConsultantPlus". URL: https://clck.ru/eMbN3 (date of access: 11/20/2021).
9. Korotaeva E. V., Andryunina A. S. Interactive learning: aspects of theory, methodology, practice // Pedagogical education in Russia. 2021. No. 4. pp. 26-33.
10. Selevko G. K. Classification of educational technologies // Siberian Pedagogical Journal. 2005. No. 4. pp. 87-92.
11. Pityukov V. Yu. Theory and methods of teaching pedagogical technology in the system of continuous professional education of a teacher: diss. ... Dr. ped. Sciences. Moscow, 2004, p. 127.
12. Zotkina T. A., Shilina N. V. The use of integrated learning technology in a non-linguistic educational organization // Modern scientist. 2019. No. 6. pp. 135-138.
13. Shilina N. V., Kochetkova L. G. Formation of moral, cultural, moral values of students in the process of foreign language education // Pedagogy, psychology, society: from theory to practice: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation (Cheboksary, November 26, 2021). Cheboksary, 2021, pp. 97-99.