Научная статья на тему 'Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / компетенция / социокультурная компетенция / образовательные организации / педагогическая модель / курсант / formation / competence / sociocultural competence / educational organizations / pedagogical model / cadet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нина Владимировна Шилина, Галина Ивановна Аксенова

Рассматривается актуальный вопрос формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов. Цель – определить специфику формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов посредством интерактивных технологий обучения. В исследовании применялись теоретические методы: анализ, обобщение научной литературы, моделирование. Методологическую основу составили социокультурный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. В результате проделанной работы авторами уточнены понятие и компонентный состав иноязычной социокультурной компетенции курсантов, отвечающей требованиям, предъявляемым к современному профессионалу. В статье перечислены педагогический потенциал интерактивных технологий, представлена педагогическая модель процесса формирования данной компетенции с учетом профильной направленности неязыкового вуза. Дальнейшее исследование данной проблемы может быть направлено на разработку дидактических методов и средств формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нина Владимировна Шилина, Галина Ивановна Аксенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of foreign language socio-cultural competence of cadets of educational organizations of the FPS of Russia

In this article the author considers the topical issue of formation of the foreign language sociocultural competence of cadets. The goal is to determine the specifics of the formation of foreign language sociocultural competence of cadets through interactive learning technologies. Theoretical methods were used in the study: analysis, generalization of scientific literature, and modeling. The methodological basis was formed by socio-cultural, activity, personality-oriented approaches. As a result of the work done, the authors clarified the concept and component composition of the foreign language sociocultural competence of cadets, which meets the requirements for a modern professional. The article lists the pedagogical potential of interactive technologies, presents a pedagogical model of the process of forming this competence, taking into account the profile orientation of a non-linguistic university. Further research of this problem can be directed to the development of didactic methods and means of forming foreign language socio-cultural competence of cadets.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России»

УДК 378

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53

НИНА ВЛАДИМИРОВНА ШИЛИНА

старший преподаватель кафедры иностранных языков Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0283-862X

Рязань

ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА

профессор кафедры общей психологии Академии ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор И [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1391-5878 Рязань

Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России

Аннотация. Рассматривается актуальный вопрос формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов. Цель - определить специфику формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов посредством интерактивных технологий обучения. В исследовании применялись теоретические методы: анализ, обобщение научной литературы, моделирование. Методологическую основу составили социокультурный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. В результате проделанной работы авторами уточнены понятие и компонентный состав иноязычной социокультурной компетенции курсантов, отвечающей требованиям, предъявляемым к современному профессионалу. В статье перечислены педагогический потенциал интерактивных технологий, представлена педагогическая модель процесса формирования данной компетенции с учетом профильной направленности неязыкового вуза. Дальнейшее исследование данной проблемы может быть направлено на разработку дидактических методов и средств формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов.

Ключевые слова: формирование, компетенция, социокультурная компетенция, образовательные организации, педагогическая модель, курсант

Для цитирования

Шилина Н. В., Аксенова Г. И. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3. С. 48-53. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Формирование иноязычной социокультурной компетенции как одной из проблем дидактики рассматривается учеными с позиции общей теории развития. Основой развития иноязычной социокультурной компетенции выступает процесс обучения, задачи кото© Шилина Н. В., Аксенова Г. И., 2022

рого нацелены на организацию, руководство и управление образовательной деятельностью обучающихся.

В качестве источника формирования иноязычной социокультурной компетенции выступает содержание деятельности в процессе обучения, в котором цели, стоя-

NINA V. SHILINA

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages Academy of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0283-862X Ryazan

GALINA I. AKSENOVA

Professor of the Department of General Psychology of the Academy of the FPS of Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1391-5878 Ryazan

Features of foreign language socio-cultural competence of cadets of educational organizations of the FPS of Russia

Abstract. In this article the author considers the topical issue of formation of the foreign language socio-cultural competence of cadets. The goal is to determine the specifics of the formation of foreign language socio-cultural competence of cadets through interactive learning technologies. Theoretical methods were used in the study: analysis, generalization of scientific literature, and modeling. The methodological basis was formed by socio-cultural, activity, personality-oriented approaches. As a result of the work done, the authors clarified the concept and component composition of the foreign language sociocultural competence of cadets, which meets the requirements for a modern professional. The article lists the pedagogical potential of interactive technologies, presents a pedagogical model of the process of forming this competence, taking into account the profile orientation of a non-linguistic university. Further research of this problem can be directed to the development of didactic methods and means of forming foreign language socio-cultural competence of cadets.

Keywords: formation, competence, sociocultural competence, educational organizations, pedagogical model, cadet

For citation

Shilina N. V., Aksenova G. I. Features of foreign language socio-cultural competence of cadets of educational organizations of the FPS of Russia // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 3. P. 48-53. https://doi. org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-48-53.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

щие перед обучающимися, и цели, преследуемые обществом, взаимосвязаны. При этом важные для формирования иноязычной социокультурной компетенции задачи решаются под руководством педагога. Изучение и овладение иностранным языком предполагает не только знание его

лексико-грамматических явлений, но и знакомство с национальной культурой страны изучаемого языка: способностью понимать вербальное поведение представителей иноязычной культуры, а также готовностью познать их менталитет и образ мыслей.

Впервые социокультурный компонент в структуре коммуникативной компетенции (М. Кэнэл и М. Свейн [1]) был предложен Я. ван Эком [2]. Этому способствовало глобальное взаимопроникновение культур, расширение международного сотрудничества. Им были предложены две дополнительные составляющие: социальная и социокультурная компетенции. Социокультурный аспект коммуникативной компетенции детерминируется степенью осведомленности о социокультурной сфере, в которой происходит взаимодействие на иностранном языке [3].

Проблема формирования иноязычной социокультурной компетенции стала актуальной в начале XX века. Несомненно, процесс взаимопроникновения культур оказывает влияние и на содержание обучения иностранным языкам, что находит свое отражение в постановке его целей, а также касается и целей преподавания иностранных языков [4]. Социокультурный аспект обучения способствует развитию определенных качеств личности, необходимых для включения в социальную деятельность обучающихся, позволяет их приобщить к культуре и истории страны изучаемого языка, осознанию своеобразия культуры родной страны.

Для того чтобы определить составляющие иноязычной социокультурной компетенции курсантов, были проанализированы некоторые педагогические концепции иноязычной социокультурной компетенции, ее компонентный состав.

В культурологии под социокультурной компетенцией понимают готовность партнеров взаимодействовать, используя знания культуры своей страны и страны собеседника.

С точки зрения философии социокультурная компетенция отражается в «психологической мобильности и коммуникабельности личности, ее социальной при-спосабливаемости и культурной толерантности» [5].

Социокультурная компетенция характеризуется отечественными учеными как

готовность к социокультурному взаимодействию, умение вести диалог, понимать социокультурный контекст деятельности, способность приспосабливаться к иноязычной социокультурной среде. Как отмечают Гальскова Н. Д. и Гез Н. И., социокультурная компетенция «отличается способностью применять иностранный язык в соответствии с социально детерминированной ситуацией» [6]. В числе таких способностей она выделяет осознание коммуникативного взаимодействия, адекватное вербальное поведение, соответствующее цели и ситуации общения.

Таким образом, сущность иноязычной социокультурной компетенции заключается в ценностном отношении к культуре страны изучаемого языка, стремлении взаимодействовать с представителями иноязычной культуры.

Российские нормативные документы интерпретируют социокультурную компетенцию следующим образом - знакомство обучающихся с культурным наследием страны изучаемого языка, которое отражено в традициях, реалиях и другом [7, 8].

Анализ исследований на эту тему позволил нам охарактеризовать иноязычную социокультурную компетенцию курсантов образовательных организаций ФСИН России как целостное личностное образование, выражающееся в готовности осуществлять речевое взаимодействие с учетом специфики уголовно-исполнительной системы, в способности корректно применять общекультурные и профессиональные знания и умения в соответствии со сложившейся ситуацией, а также в сформированности личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия.

Одним из эффективных способов формирования иноязычной социокультурной компетенции является погружение в иноязычное коммуникативное окружение, возможное при долгосрочном пребывании в естественной лингвистической среде. Однако вне реального пребывания в ней овладение социокультурными зна-

ниями возможно при применении аутентичных материалов и интерактивных технологий, моделирующих ту или иную культуру. Отличительной особенностью интерактивных технологий от активных является взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом [9]. При разработке интерактивных технологий обучения были учтены цели и профессиональная направленность обучения, специфика образовательной организации. Среди принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам мы выделили:

- коммуникацию на иностранном языке, нацеленную на восприятие и воспроизведение аутентичной информации;

- рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действий, мотивов [10].

Интерактивные технологии позволяют обучающимся примерить на себя личностные и должностные роли в специально созданных педагогических ситуациях. При этом обучающиеся максимально приближены к реальным условиям в заданной ситуации. Примером интерактивных технологий могут служить:

- имитационные интерактивные технологии (деловая игра, проектирование);

- неимитационные (проблемное обучение, разбор ситуации и другие).

В основе педагогической модели формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов лежат интерактивные технологии обучения. Методологическая концепция при разработке модели заключается в «моделировании, позволяющем исследовать объекты различной природы с целью определения и уточнения их уже существующих или вновь конструируемых характеристик» [11]. Интерактивные технологии обучения позволяют повысить мотивацию обучающихся, побуждают к действию, выполнению заданий посредством проблемного характера содержания обучения, что способствует достижению поставленных целей. Возможности интерактивных технологий

обучения позволяют выработать навыки работы с различными источниками информации, при этом формируют навыки контроля и планирования занятий, позволяют использовать совокупность приемов и способов их организации [12].

Педагогический потенциал интерактивных технологий заключается в развитии познавательной активности обучающихся, умений общекультурного и профессионального взаимодействия, а также в формировании качеств личности.

Принимая во внимание вышесказанное, была разработана модель, характеризующая процесс формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов (рисунок), которая состоит из нескольких логически взаимосвязанных блоков, включающих в себя целеполага-ние, методологические подходы, содержание понятия «формирование иноязычной социокультурной компетенции», и итог (полученный результат).

Цель заключалась в достижении высокого уровня сформированности указанной компетенции (основных ее компонентов). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: сформировать общекультурные и профессиональные знания, способности речевого взаимодействия с учетом специфики уголовно-исполнительной системы, а также необходимые для коммуникации качества личности.

Основными методологическими подходами выступили:

- деятельностный;

- социокультурный;

- личностно-ориентированный.

Содержание понятия «формирование

иноязычной социокультурной компетенции» представлено взаимодействием педагога и обучающихся с целью развития общекультурных и профессиональных знаний, включающих специфику УИС; способности адаптации к иноязычной среде, используя полученные знания, а также необходимых для речевого взаимодействия качеств личности [13].

3

я

ср

а.

о ©

Цель - формирование иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях применения интерактивных технологий <

г

Ж

ч

Подходы: деятельностный, социокультурный, личностно-ориентированный. Принципы: системности, доступности, сознательности, субъектности, интерактивности, коммуникативной направленности, непрерывности, профессиональной направленности Педагогические условия: учет специфики образовательной среды неязыкового вуза, включение в образовательный процесс интерактивных технологий обучения, создание дидактической интерактивной среды с учетом структуры, совокупности компонентов иноязычной социокультурной компетенции

Ж

Критерии сформированности иноязычной социокультурной компетенции

Структура иноязычной социокультурной компетенции

ТУ

Содержание учебного предмета Использование современных технологий обучения оптимизация форм, методов, средств обучения

1

Деятельность преподавателя -

1 _

Организация деятельности курсантов в условиях применения интерактивных технологий обучения, использование комплекса средств интерактивных технологий обучения

Усвоение содержания учебного предмета

Деятельность курсантов

Применение интерактивных технологий обучения

г г

п 1

а т

й

я —»

у

р и

м р

о ©

X

Деятельностный компонент

[Личностный компонент ]

7

Показатели сформированности иноязычной социокультурной компетенции

Низкий

Средний

Высокий —

Уровни сформированности иноязычной социокультурной компетенции

Результат - сформированность иноязычной социокультурной компетенции курсантов образовательных организаций ФСИН России

ъ

э

Рисунок. Модель формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов

Результат представлен сформирован-ностью компонентов иноязычной социокультурной компетенции курсантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс формирования станет более эффективным, если будут приняты во внимание:

- образовательная среда неязыкового вуза;

- профессиональная направленность образовательной организации;

- применение интерактивных технологий обучения на практических занятиях;

- специально созданная с учетом структурного содержания иноязычной социокультурной компетенции дидактическая среда.

Таким образом, в представленной модели наиболее полно отражен процесс формирования данной компетенции.

1. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Volume 1, Issue 1. P. 1-47.

2. Van Ek, J. A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg : Council of Europe, 1986. 65 p.

3. Сафонова В. В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.

4. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 418.

5. Флиер А. Я. Культурная система: модель функциональных свойств // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 47-53.

6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студ. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2006. С. 14.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/eMbFV (дата обращения: 20.11.2021).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : приказ Минобрнауки России от 28.08.2020 № 1131 (ред. от 26.11.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/eMbN3 (дата обращения: 20.11.2021).

9. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33.

10. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 87-92.

11. Питюков В. Ю. Теория и методика обучения педагогической технологии в системе непрерывного профессионального образования учителя : дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2004. С. 127.

12. Зоткина Т. А., Шилина Н. В. Применение технологии интегрированного обучения в неязыковой образовательной организации // Современный ученый. 2019. № 6. С. 135-138.

13. Шилина Н. В., Кочеткова Л. Г. Формирование нравственных, культурных, моральных ценностей студентов в процессе иноязычного образования // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 26 ноября 2021 г.). Чебоксары, 2021. С. 97-99.

1. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Volume 1, Issue 1. pp. 1-47.

2. Van Ek, J. A. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1986. 65 p.

3. Safonova V. V Sociocultural approach: basic socio-pedagogical and methodological provisions // Foreign languages at school. 2014. No. 11. pp. 2-13.

4. Kulyutkin Yu. N. Personal factors in the development of cognitive activity of students in the learning process // Questions of Psychology. 2004. No. 5. p. 418.

5. Flier A. Ya. Cultural system: a model of functional properties // Bulletin of culture and arts. 2021. No. 2 (66). pp. 47-53.

6. Galskova N. D., Gez N. I. Theory of teaching foreign languages. Linguo-Didactics and methodology: a textbook for students. 3rd ed., ster. Moscow : Academy, 2006. p. 14.

7. On the approval ofthe federal state educational standard of higher education in the field of study40.03.01 Jurisprudence (undergraduate level): order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 01.12.2016 No. 1511 (as amended on 11.01.2018). Access from ATP "ConsultantPlus". URL: https://clck.ru/eMbFV (date of access: 11/20/2021).

8. On the approval of the federal state educational standard of higher education - a specialist in the specialty 40.05.02 Law enforcement: order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08.28.2020 No. 1131 (as amended on 11.26.2020). Access from ATP "ConsultantPlus". URL: https://clck.ru/eMbN3 (date of access: 11/20/2021).

9. Korotaeva E. V., Andryunina A. S. Interactive learning: aspects of theory, methodology, practice // Pedagogical education in Russia. 2021. No. 4. pp. 26-33.

10. Selevko G. K. Classification of educational technologies // Siberian Pedagogical Journal. 2005. No. 4. pp. 87-92.

11. Pityukov V. Yu. Theory and methods of teaching pedagogical technology in the system of continuous professional education of a teacher: diss. ... Dr. ped. Sciences. Moscow, 2004, p. 127.

12. Zotkina T. A., Shilina N. V. The use of integrated learning technology in a non-linguistic educational organization // Modern scientist. 2019. No. 6. pp. 135-138.

13. Shilina N. V., Kochetkova L. G. Formation of moral, cultural, moral values of students in the process of foreign language education // Pedagogy, psychology, society: from theory to practice: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation (Cheboksary, November 26, 2021). Cheboksary, 2021, pp. 97-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.