Научная статья на тему 'Условия формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов'

Условия формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / КУРСАНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / FORMATION / FOREIGN-LANGUAGE SOCIOCULTURAL COMPETENCE / FORMATION LEVEL / CADETS / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина Нина Владимировна, Аксенова Галина Ивановна

Актуальность проблемы формирования иноязычной социокультурной компетенции у курсантов Академии ФСИН России при обучении иностранному языку на социально-педагогическом уровне детерминируется возросшими потребностями овладения иностранным языком специалистами и поиском способов развития иноязычной социокультурной компетенции. Кроме того, социальный заказ общества по формированию иноязычной социокультурной компетенции курсантов Академии ФСИН России нашел свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей требует знания особенностей культуры и практических навыков в межкультурном общении. Существуют различные подходы к определению иноязычной социокультурной компетенции, но в современных работах отсутствует определение сущности ее формирования у курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях применения интерактивных технологий. В связи с этим возникают следующие противоречия между поиском новых подходов к формированию иноязычной социокультурной компетенции курсантов в определенных условиях и отсутствием конкретизации этой проблемы в педагогической теории и практике, а также необходимостью формирования данной компетенции у курсантов образовательных организаций ФСИН России и недостаточным количеством исследований, направленных на формирование иноязычной социокультурной компетенции в условиях применения интерактивных технологий. Значимость исследования заключается в том, что апробированные в исследовании педагогические условия формирования иноязычной социокультурной компетенции могут быть использованы в работе преподавателей вузов, а обоснованные и экспериментально апробированные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем решении проблемы формирования иноязычной социокультурной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилина Нина Владимировна, Аксенова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF CADETS

The relevance of the problem of the formation of foreign-language sociocultural competence at cadets of the Academy of the FPS of Russia at the social and pedagogical level is determined by the increased requirements of acquisition of a foreign language experts and search of ways of the development of foreign-language sociocultural competence. Besides, the social order of society on the formation of foreign-language sociocultural competence of cadets of the Academy of the FPS of Russia found the reflection in the Concept of the development of the penal system of the Russian Federation till 2020. The development of the international cooperation, studying and distribution of foreign experience in the sphere of execution of punishments and detention demands knowledge of features of culture and practical skills in cross-cultural communication. There are various approaches to determination of foreign-language sociocultural competence, but in modern works there is no determination of essence of its formation at cadets of the educational organizations of the FPS of Russia in the conditions of application of interactive technologies. In this regard there are following contradictions between search of new approaches to the formation of foreign-language sociocultural competence of cadets of certain conditions and lack of a specification of this problem in the pedagogical theory and practice and also need of formation of the given competence at cadets of the educational organizations of the FPS of Russia and the insufficient number of the researches directed to the formation of foreign-language sociocultural competence of the conditions of application of interactive technologies. The importance of a research is that the pedagogical conditions of the formation of foreign-language sociocultural competence approved in a research can be used in work of teachers of higher educational institutions, and the reasonable and experimentally approved conclusions and recommendations can be used in a further solution of the problem of formation of foreign-language sociocultural competence.

Текст научной работы на тему «Условия формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов»

Shilina Nina Vladimirovna, Aksenova Galina Ivanovna CONDITIONS OF FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE ..

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0050

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ

© 2019

Шилина Нина Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Аксенова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Академия Федеральной службы исполнения наказаний (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность проблемы формирования иноязычной социокультурной компетенции у курсантов Академии ФСИН России при обучении иностранному языку на социально-педагогическом уровне детерминируется возросшими потребностями овладения иностранным языком специалистами и поиском способов развития иноязычной социокультурной компетенции. Кроме того, социальный заказ общества по формированию иноязычной социокультурной компетенции курсантов Академии ФСИН России нашел свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей требует знания особенностей культуры и практических навыков в межкультурном общении. Существуют различные подходы к определению иноязычной социокультурной компетенции, но в современных работах отсутствует определение сущности ее формирования у курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях применения интерактивных технологий. В связи с этим возникают следующие противоречия между поиском новых подходов к формированию иноязычной социокультурной компетенции курсантов в определенных условиях и отсутствием конкретизации этой проблемы в педагогической теории и практике, а также необходимостью формирования данной компетенции у курсантов образовательных организаций ФСИН России и недостаточным количеством исследований, направленных на формирование иноязычной социокультурной компетенции в условиях применения интерактивных технологий. Значимость исследования заключается в том, что апробированные в исследовании педагогические условия формирования иноязычной социокультурной компетенции могут быть использованы в работе преподавателей вузов, а обоснованные и экспериментально апробированные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем решении проблемы формирования иноязычной социокультурной компетенции.

Ключевые слова: формирование, иноязычная социокультурная компетенция, когнитивный компонент, деятель-ностный компонент, личностный компонент, уровень сформированности, курсанты, анкетирование, тестирование.

CONDITIONS OF FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE SOCIOCULTURAL

COMPETENCE OF CADETS

© 2019

Shilina Nina Vladimirovna, senior teacher of the foreign language department Aksenova Galina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the general psychology department Academy of the Federal Penal Service of the Russian Federation (390000, Russia, Ryazan, Sennaya st., 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the problem of the formation of foreign-language sociocultural competence at cadets of the Academy of the FPS of Russia at the social and pedagogical level is determined by the increased requirements of acquisition of a foreign language experts and search of ways of the development of foreign-language sociocultural competence. Besides, the social order of society on the formation of foreign-language sociocultural competence of cadets of the Academy of the FPS of Russia found the reflection in the Concept of the development of the penal system of the Russian Federation till 2020. The development of the international cooperation, studying and distribution of foreign experience in the sphere of execution of punishments and detention demands knowledge of features of culture and practical skills in cross-cultural communication. There are various approaches to determination of foreign-language sociocultural competence, but in modern works there is no determination of essence of its formation at cadets of the educational organizations of the FPS of Russia in the conditions of application of interactive technologies. In this regard there are following contradictions between search of new approaches to the formation of foreign-language sociocultural competence of cadets of certain conditions and lack of a specification of this problem in the pedagogical theory and practice and also need of formation of the given competence at cadets of the educational organizations of the FPS of Russia and the insufficient number of the researches directed to the formation of foreign-language sociocultural competence of the conditions of application of interactive technologies. The importance of a research is that the pedagogical conditions of the formation of foreign-language sociocultural competence approved in a research can be used in work of teachers of higher educational institutions, and the reasonable and experimentally approved conclusions and recommendations can be used in a further solution of the problem of formation of foreign-language socio-cultural competence.

Keywords: formation, foreign-language sociocultural competence, formation level, cadets, stages.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Актуальным становится изучение культуры народов мира. Вследствие этого, важным становится поиск нового культурного сотрудничества. Одним из путей решения этой проблемы является изучение иностранных языков.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Большой вклад в исследование интеграции компо-

нентов культуры в процесс обучения иностранным языкам внесли такие ученые, как Е.М.Верещагин [1], Г.Д. Томахин [2] и др. Исследование проблемы развития социокультурной компетенции, являющегося фактором межкультурной коммуникации представлено в работах Г.В.Елизаровой [3]. Качества личности, которые обусловливают социокультурную компетентность, нашли свое отражение в современной научной литературе (Г.И. Аксенова [4]; В.А. Сластенин [5] и др.); коммуникативные навыки и умения представлены в трудах ученых И.Л. Бим [6]; И.А. Зимней [7]; Canale M., Swain M. [8] и др. Научные исследования В.В. Сафоновой [9],

педагогические науки

Шилина Нина Владимировна, Аксенова Галина Ивановна УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ...

И.А.Зимней [7], Д. Хаймс [10] и других посвящены вопросам, связанным с определением межкультурной коммуникации в современном иноязычном образовании, с путями ее формирования на различных этапах изучения иностранного языка.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цель статьи определить условия формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов Академии ФСИН России при реализации разных видов образовательной деятельности, в разных формах организации учебного процесса, на различных этапах работы над учебным материалом для обучения иностранному языку в Академии ФСИН России.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Практическая направленность курса по изучению иностранного языка обусловливает деятельностный характер образовательного процесса. Деятельностный подход был рассмотрен в трудах А. Н. Леонтьева [11] и др. Деятельность, по его мнению, представляет собой движущую силу развития личности человека.

Одним из условий формирования вышеуказанной компетенции является применение интерактивных технологий обучения на занятиях по иностранному языку. Мы учитывали основы интегративного подхода к обучению иностранным языкам при использовании интерактивных технологий обучения. Мы учитывали то положение, что применение интерактивных технологий обучения должно соответствовать ведущим методическим принципам, определяющим особенности преподавания иностранного языка как учебной дисциплины.

В процессе исследования мы применяли следующие методы: теоретические (анализ; синтез; конкретизация; обобщение; моделирование); диагностические (анкетирование; тестирование) эмпирические (изучение опыта работы образовательных организаций, нормативной и учебно-методической документации); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний».

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (констатирующем) осуществлялся подбор методов и методик диагностики иноязычной социокультурной компетенции курсантов в процессе изучения иностранного языка по традиционной методике, был проведен диагностический срез, разработаны и подготовлены методические материалы для осуществления формирующего этапа эксперимента.

Второй этап (формирующий) включал в себя апробацию программы формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов в процессе обучения иностранному языку с использованием интерактивных технологий обучения; были проведены промежуточные диагностические срезы.

На третьем этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика уровня сформированности иноязычной социокультурной компетенции курсантов Академии ФСИН России и выявлена динамика ее развития.

Определение исходного уровня сформированности иноязычной социокультурной компетенции с использованием методов тестирования, анкетирования, статистической обработки результатов проводилось на констатирующем этапе.

Всего исследованием было охвачено250 курсантов Академии ФСИН России. Анализ результатов диагностического исследования позволил сделать вывод о том, что большинство курсантов имеют средний (67,7%) и низкий (24,3%) уровень сформированности иноязычной социокультурной компетенции.

На формирующем этапе основным условием фор-

мирования иноязычной социокультурной компетенции выступали интерактивные технологии обучения. Была создана модель формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов в условиях применения интерактивных технологий, включившая следующие блоки: цель, подходы, принципы, педагогические условия, этапы формирования.

Формирование иноязычной социокультурной компетенции курсантов осуществлялось посредством реализации следующих педагогических условий: а) целенаправленного включения в систему образования интерактивных технологий обучения; б) осуществления формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов на основе концепции личностно-ориентированного обучения с учетом дидактических категорий (цели, содержания, форм и методов, средств, принципов и требований), включающего структуру, стадии формирования, совокупность компонентов иноязычной социокультурной компетенции (когнитивного, деятельностного, личностного) и интерактивных технологий обучения, методов (исследовательского; анализа состояния иноязычной социокультурной компетенции; диагностики уровня сформированности иноязычной социокультурной компетенции).

На контрольном этапе эксперимента были определены уровень динамика сформированности иноязычной социокультурной компетенции. Данные контрольного среза показали изменения по всем критериям, однако значимыми они были только в экспериментальной группе (ЭГ), где произошел сдвиг в количестве курсантов с высоким (65%) и средним (37%) уровнями сформиро-ванности иноязычной социокультурной компетенции. В контрольной группе (КГ) существенных изменений в уровне сформированности данной компетенции не произошло. (Рис. 1, Рис. 2).

Рисунок 1 - Уровень сформированности иноязычной социокультурной компетенции в ЭГ и КГ до проведения экспериментальной работы

■ ЭГ

100 50 /

0 ■ КГ

Высокий Средний Низкий

уровень уровень уровень

Рисунок 2- Уровень сформированности иноязычной социокультурной компетенции в ЭГ и КГ после проведения экспериментальной работы

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, эффективное формирование иноязычной социокультурной компетенции курсантов достигается за счет реализации совокупности педагогических условий, в качестве основы которых выступает личност-но-ориентированная дидактическая среда. Основным условием формирования иноязычной социокультурной компетенции курсантов является внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий обучения. На основании результатов эмпирического исследования установлено, что в результате реализации авторской модели у курсантов повысился уровень социокультурных знаний, эмпатических способностей, позитивного от-

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3(28)

197

Shilina Nina Vladimirovna, Aksenova Galina Ivanovna CONDITIONS OF FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE ..

pedagogical sciences

ношения к народу страны изучаемого языка, уважения своеобразия иноязычной культуры, тактичности и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. — М.: «Русский язык»,1976. 248с.

2. Томахин Г.Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лингводидактические основы. //Иностранные языки в школе.— 1980. — N 3. С.77 — 81.

3. Елизарова Г. В. О природе социокультурной компетенции [Текст] // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. StudiaLinguitica 8. — СПб.: Тригон, 1998. С. 25 — 31.

4. Аксенова Г.И., Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России / Г.И. Аксенова, Ю. С. Исмагилова //Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. С. 21 — 32.

5. СластенинВ.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательскийцентр "Академия", 2002. 576 с.

6. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы //Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11 — 15.

7. Зимняя И.А. Психология оптимизации обучения иностранному языку в школе. // Иностранные языки в школе.— 1986.— N4.— С.3— 7.41.3инченко В.П. Образование. Мышление. Культура. //Новое педагогическое мышление.—М.: Педагогика, 1989. С.90—103.

8. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. № 1 (1). P. 1 — 48.

9. СафоноваВ.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам.—М.: Высшая школа, АмскортИнтернэшнл, 1991. 311с.

10. Hymes D.On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmodsworth: Penguin, 1972. 269 — 293 p.

11. Леонтьев А. А. Социально-психологические вопросы обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе.- 1976.- N2.-С.70-74.

Статья поступила в редакцию 30.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.