_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 330.101.68
В.В Гайдарова
магистр 2 курса, кафедры «Экономика предприятия»
ФГБОУ ВО КГМТУ М.В Меркушева
канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика предприятия»
ФГБОУ ВО КГМТУ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МУКОМОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация
Разработка оптимальной инновационной стратегии - это неотъемлемая часть успешного развития предприятия или организации. Для того, чтобы достойно конкурировать в современном изменчивом и непредсказуемом мире, необходимо выстроить грамотную и правильную стратегию развития. Стратегия -это мощное орудие, с помощью которого современная организация может противостоять меняющимся условиям внешней среды.
Ключевые слова
Инновационная стратегия, реализация стратегии, конкурентоспособность, инновационная ситуация.
Оценка инновационных стратегий предприятий мукомольной промышленности свидетельствует о том, что большинство российских предприятий реализует локальные инновационные стратегии, не учитывающие значительных изменений конкурентной среды и условий ведения бизнеса в недалеком будущем. В целом, Россия пока еще слабо использует преимущества глобализации для повышения национальной конкурентоспособности, осуществления структурной перестройки хозяйства и технической модернизации производства. Это обусловлено действием ряда факторов, среди которых - снижение общеэкономического потенциала страны, технического уровня эффективности отечественного производства, особенности развития международной специализации России в условиях переходного периода и др.
Формирование и реализация инновационной стратегии промышленного предприятия - одна из основных задач текущего этапа экономического развития. Предприятие ГУП РК «Крымский элеватор»-Элеватор «Керченский», как представитель мукомольной промышленности на Крымском полуострове, не является исключением в данном вопросе. Актуальность проблемы обусловлена следующими теоретическими и практическими причинами.
Во-первых у предприятия отсутствуют достаточные внутренние инвестиционные ресурсы на расширение и техническое перевооружение производства, в то же время нарастает технологическое отставание от остальных отечественных производителей муки.
Во-вторых, предприятие не обеспечивает необходимый уровень внутренней и, особенно, внешней конкурентоспособности по качественным параметрам выпускаемой продукции. В этой ситуации одним из наиболее возможных и результативных направлений экономической политики ГУП РК «Крымский элеватор»-Элеватор «Керченский» становится поиск путей для создания условий ускорения темпов развития предприятия, на основе освоения современных технологий и достижения необходимого уровня конкурентоспособности производства продукции. На передний план экономической политики выдвигаются вопросы методики разработки и использования новых стандартов и механизмов хозяйствования.
В-третьих. В системе государственного регулирования производства происходят радикальные изменения, связанные с переходом к более совершенным формам административного и рыночного регулирования национального хозяйства. Эти изменения нуждаются в теоретическом осмыслении. Существующий сегодня уровень теоретической разработанности проблем инновационной стратегии
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
промышленного предприятия не достаточен для формирования эффективной промышленной политики.
В-четвертых. В целом, необходим поиск механизма повышения маневренности в интересах боле рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для развития предприятий мукомольной промышленности.
Доля средств, выделяемых на инновационную деятельность, в общем объеме финансирования деятельности предприятия определяется его руководством индивидуально и зависит от рядов факторов, основными из которых являются:
• отраслевая принадлежность предприятия;
• базовая стратегия предприятия;
• объем финансовых ресурсов предприятия.
В процессе разработки бюджета инновационной деятельности на предприятии для определения затрат по отдельным инновационным проектам и оценки их эффективности, могут использоваться экономические и технологические критерии, такие как объем продаж, достижение лидирующего положения на рынке, доход на единицу вложений и др.
Последовательность обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия представлена на рисунке 1.
1 Анализ КнндацййнНфй ситуации на предприятии
т
2. ВынвЛение 4. Инновационная
возможное гай стратегия
и недостатков —* предприятия
аинио&э ционном
развитии предприятия
* г
Формулировка 5- Программы
основных проблем инновационное
и задач инновацион- цечтелы-исти
ного даэент и ü на предприятии
предприятия
1 г
б. Контроль иннова-
ционной деятельности
на предприятии
Рисунок 1 - Принципиальная схема формирования инновационной стратегии предприятия
В общем виде инновационную стратегию предприятия (стратегию инновационной деятельности) можно охарактеризовать как определенное логическое построение, на основе которого предприятие решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности. Следует учитывать, что как для каждого отдельного нововведения, так и каждого производимого товара (услуги) существуют строго индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем, комплексное видение инновационной деятельности предприятия включает как конкретные стратегии, так и различные аспекты производства и реализации нововведения. Кроме того, следует давать реальную оценку затрат и результатов от осуществления
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
инновационной деятельности на предприятии.
Анализ инновационной ситуации, сложившейся на предприятии, должен являться исходным моментом процесса формирования инновационной стратегии. Он должен начинаться с краткой характеристики основных целей и задач, стоящих перед предприятием в данной сфере деятельности. При этом особое внимание должно уделяться анализу и оценке рыночного положения предприятия, целесообразно дать описание: инновационного потенциала каждого выпускаемого товара или групп товаров, применяемой на современном этапе инновационной стратегии и тактики; выделить и оценить специфические факторы внешней и внутренней среды; проанализировать и оценить позиции и действия конкурентов.
Выявление инновационных возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия целесообразно осуществлять с целью оценки возникающих у него инновационных возможностей, а также ожидаемых опасностей. Данный этап должен способствовать осуществлению процессов предвидения изменений экономической ситуации на предприятии в процессе реализации инновационного планирования. Необходимо отметить, что большие возможности предоставляют компьютерные технологии. Причем необходимо пользоваться именно специфическими, инновационными преимуществами этих технологий.
Следует заметить, что инновационная возможность представляет собой такое направление усилий предприятия, на котором оно может достигнуть индивидуализированного, довольно часто лидирующего или монопольного положения на рынках определенных товаров.
В свою очередь, опасности в инновационной сфере деятельности можно определить как осложнения, возникающие в связи с неблагоприятной тенденцией или конкретным событием, которое при отсутствии целенаправленных инновационных усилий может привести к вытеснению товара (услуги) с рынка или ограничению его доступа на рынок.
На основе результатов, полученных на двух предыдущих этапах, на третьем этапе обоснования и разработки инновационной стратегии предприятия необходимо сформулировать основные проблемы и задачи его инновационного развития на планируемую перспективу.
В общем виде инновационную стратегию предприятия (стратегию инновационной деятельности) можно охарактеризовать как определенное логическое построение, на основе которого предприятие решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности. Следует учитывать, что как для каждого отдельного нововведения, так и каждого производимого товара (услуги) существуют строго индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем комплексное видение инновационной деятельности предприятия включает как конкретные стратегии, так и различные аспекты производства и реализации нововведения. Кроме того, следует давать реальную оценку затрат и результатов от осуществления инновационной деятельности на предприятии.
Программы инновационной деятельности на предприятии предусматривают конкретизацию общих стратегических положений инновационной деятельности предприятия, т. е. другими словами, разработку программ тактических мероприятий по достижению конкретных целей, предусмотренных в инновационной стратегии предприятия.
При этом в программе должны быть даны ответы на следующие основные вопросы:
1. Что необходимо осуществить?
2. Когда необходимо конкретное осуществление?
3.Кто конкретно должен заниматься данным инновационным мероприятием?
4. Какие ожидаются затраты?
Система контроля инновационной деятельности на предприятии включают следующие элементы:
• контроль за реализацией годовых инновационных планов;
• контроль инновационной деятельности;
• стратегический контроль инновационной деятельности.
Основной целью годового инновационного планирования планы этой деятельности закладываются определенные показатели с разбивкой по месяцам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
В процессе контроля за их реализацией подлежит оценке степень выполнения, причины и последствия возникающих отклонений. На основе чего, должен следовать процесс принятия системы мер, направленных на устранение выявленных негативных проявлений.
Существенное значение в современных условиях принадлежит стратегическому контролю инновационной деятельности — корректировке инновационной стратегии, которая должна являться комплексным регулярным исследованием среды, ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей, а также разработке рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию этой деятельности предприятия. Список использованной литературы:
1. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. -М.ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 231 с.
2. Петрова А. Н. Стратегический менеджмент / А. Н.Петров. - СПб.: Питер, 2010. —496 с.
3. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]. Электронные данные. - Режим доступа: www.prodexport.ru/pics/File/559r.doc . - Заглавие с экрана.
4. Шаймарданова Е. П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий / Е. П. Шаймарданова // Российское предпринимательство. - 2010. - №10. - С48-53._
© Гайдарова В.В., Меркушева М.В., 2016
УДК 330
Галина Регина Рафитовна
студентка каф. ФиЭА, УГАТУ г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ
Аннотация
Анализируется опыт создания университетских фондов целевого капитала в России. Под фондом целевого капитала (эндаумент-фонд) понимаются средства, пожертвованные вузу и переданные в доверительное управление для получения дохода, используемого в дальнейшем для финансирования научно-исследовательских проектов, поддержки талантливых студентов и преподавателей. Приводится также зарубежный опыт создания эндаумент-фондов, и их сравнительная характеристика с российскими фондами целевого капитала.
Ключевые слова
Фонд целевого капитала, эндаумент-фонд, эндаумент, некоммерческая организация, инвестиционный доход.
В высшем профессиональном образовании России происходят серьезные перемены. На сегодняшний день и государство, и наука ожидают от высших учебных заведений высокого показателя качества образовательных и научных услуг и самостоятельности в выборе стратегии развития. В нынешних условиях вуз не может быть эффективным, полагаясь только на государственное финансирование. По этой причине высшие учебные заведения обратились к американскому опыту формирования эндаумент-фондов как источника дополнительного финансирования.