Научная статья на тему 'Методологическая сущность этапов формирования инновационной стратегии предприятия'

Методологическая сущность этапов формирования инновационной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭТАПЫ / АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесменецкая Юлия Юрьевна

В данной статье рассматривается сущность инновационной стратегии предприятия, а также исследуются основное этапы ее формирования. С точки зрения методологии показывается основной алгоритм разработки стратегии на определенных этапах. На основании формирования инновационной стратегии автором раскрываются проблемы повышения эффективности деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологическая сущность этапов формирования инновационной стратегии предприятия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X

При сравнительном анализе вариантов по критерию предпочтительности может быть два варианта принятия решений. Если цели достигаются, корректирующие действия не принимаются [6,7]. Если имеются существенные, для данного процесса, отклонения необходимо их устранить. Менеджеры выясняют причины отклонений. Для этого определяют факторы, имеющие отношения к данной проблеме, и на основе их анализа выбирают корректирующие действия, которые не создают дополнительных трудностей в целом по организации.

Список использованной литературы:

1. Суходоев Д.В., Никитин С.А., Стожарова Т.В. Контроллинг в системе менеджмента качества // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62-1). С. 845-849.

2. Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Суходоева Л.Ф. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала региона // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 80-82.

3. Суходоев Д.В. Направления повышения эффективности управления промышленными предприятиями региона // Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 56. С. 163-166.

4. Суходоева Л.Ф. Использование морфологических матриц в управлении маркетингом // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 20. С. 41-44.

5. Суходоева Л.Ф., Суходоев Д.В., Стожарова Т.В. Информационное пространство коммерческих взаимодействий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 747-752.

6. Суходоева Л.Ф. Формирование организационного потенциала промышленных предприятий мегаполиса. // Монография. Нижний Новгород, 2012.

7. Суходоева Л.Ф. Организационная привлекательность предприятия и ее оценка // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2011. № 3. С. 70-73.

8. Суходоев Д.В., Малахов П.В. Финансовый потенциал организации // Д. В. Суходоев, П. В. Малахов. Н. Новгород, 2005.

© Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Гринева О.М., 2016

УДК 33

Тесменецкая Юлия Юрьевна,

магистрант

ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ Е-mail: yuliya.tes .86@mail. ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается сущность инновационной стратегии предприятия, а также исследуются основное этапы ее формирования. С точки зрения методологии показывается основной алгоритм разработки стратегии на определенных этапах. На основании формирования инновационной стратегии автором раскрываются проблемы повышения эффективности деятельности организации.

Ключевые слова

Инновационная стратегия, этапы, алгоритм формирования, инновационная деятельность.

Методологичеотая cущноcть cиcтемного формирования инноваций в товременной экономике оетовывается на международных стандартах, где инновация определяется как конечный результат

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

инновационной деятельности, преобразовавшейся в том, или ином виде. Рассмотрение методики инноваций является важной частью формирования инновационной стратегии развития предприятия [2]. Однако, несмотря на большой объем исследований по данной тематике, на сегодняшний день отсутствует единый общепринятый термин в инновационной деятельности, из чего следует изучение конкретной литературы и конкретных основных определений в данной области.

В 1930-х гг., Й. Шумпетер ввел понятие «инновация», где под данным термином трактуется любое возможное изменение происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технологического, технического и организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п. [9] Это определение и концепция о современных комбинациях факторов производства определили основу одного из двух наиболее применяющихся подходов к изложению основных положений теории нововведений [10]. Первый подход основан на понятии о применении новых факторах, второй - на освоении новой технологии и/или продукции. Данные подходы к формированию и реализации инновационной стратегии развития, позволяют определить ее примерный вид, но при этом инновационная стратегия может быть представлена как в виде документа, так и таблицы или схемы в зависимости от уровня ее сложности и специфики предприятия, а также предпочтений руководства.

На сегодняшний день, подход к формированию инновационной стратегии, независимо от типа и качества, применяемых в ней инноваций, нуждается в инновационном углублении, которое основывается на комплексном применении всех управленческих инноваций.

Для того чтобы определить сущность этапов формирования инновационной стратегии, необходимо разобрать сам алгоритм разработки стратегии, что по сути и определяет сущность механизма создания нововведений.

Итак, общий алгоритм разработки стратегии, включает в себя: анализ внешней среды с целью выявления угрозы и новых экономических возможностей для развития организации; определение стратегических альтернатив (набор перспективных действий); анализ внутренней среды для определения сильных и слабых сторон организации, ее потенциальных конкурентных преимуществ; оценку стратегических альтернатив с учетом конкурентных преимуществ организации; уточнение и корректировку стратегий[11].

Анализ внешней среды является инструментом, при помощи которого контролируются факторы внешней среды по отношению к организации, цель которых является выявление потенциальных угроз, а также открытие новых возможностей. Он дает возможность организации вовремя определить необходимые действия, которые позже направляются на достижение поставленных целей, а также потенциальную угрозу в выгодные возможности [4]. Проведя данный анализ и получив необходимые сведения о факторах, которые представляют некую угрозу или открывают новые возможности, мы сможем понять, имеет ли организация внутреннюю силу, чтобы направлять предоставленные возможности в нужное русло, или, наоборот, из-за ее внутренней слабости могут возникнуть проблемы, связанные с внешними трудностями. Поэтому следующий этап направлен на анализ сильных и слабых сторон организации. Здесь же необходимо провести управленческое обследование, которое помогает определить и правильно продиагностировать внутренние проблемы организации. Данное обследование проводится во всех функционирующих зонах организации: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационную культуру и имидж фирмы. Для того чтобы определить стратегические альтернативы, а позднее оценить их необходимо пройти три стадии. Первая стадия заключается в сборе всей информации о положении организации на данный момент; вторая - анализ отклонений от запланированного состояния; третья - проект сценария и его оценка. После всего этого уточняют и корректируют стратегии, соответствующие целям функционирования и развития организации.

Прежде всего, определяя сущность этапов, алгоритмов формирования инновационной стратегии необходимо отметить что данная стратегия определяется как финансовыми так и рыночными факторами организации. Поэтому план и создание общеорганизационной стратегии, дает некий резерв времени для разработки и реализации определенных новшеств, способных повысить показатели хозяйственной деятельности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

Раотмотрим по cxeMe процеот формирования инновационной стратегии предприятия в неотолько этапов.

Схема 1

Этапы разработки инновационной стратегии

Определение продолжительности периода разработки инноваиионной стратегии

Формирование стратегических целей инновационной деятельности

Разработка наиболее эффективных путей реализации инновационной стратегии

Разработка стратегии формирования ■ Разработка стратегических направлений инвестиционных рес\рсов ! инвестиционной деятельности

Конкретизация инновационной стратегии по периодам ее реализации

Оценка разработанной инновационной стратегии

По окончанию результатов оценки инновационной стратегии руководство может принять решение как о корректировке целевых показателей, так и корректировке целей развития [5].

Посте вcего вышеизложенного можно отметить, что cущность этапов формирования инновационной стратегии лежит в алгоритме, который представляет отбой комитете подходов к формированию стратегии на основе всех имеющихcя знаний, а также всей имеющежя информации. Комплекотые инновации - это не просто вновь отзданный комитете технологий, это инновации в етстеме управления, их оптимальное отединение в целом. Это новшество, позволяющее отрабатывать ^стему комплетеного управления производ ством.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что при отздании инновационной стратегии развития предприятия, cам подход к ее формированию должен отстоять из инновационной отставляющей. Базируя этот процеот на функциональном подходе, стедует не повторять «линейности» подхода, вcегда оставляя один, два варианта стратегичеотих альтернатив. При этом же стедует подходить к формированию стратегии комплетено, жпользуя все приемлемые метод в методологичеотом подходе. Ведь инновационная стратегия - это стратегия, которая ориентирована на рыночные отношения и имеет непоcредcтвенное отношение к инновациям в разработке технологий и продукции, культуре предприятия, режиме его функционирования. Предприятие при этом оcуществляет комплетеное новшество, активно отглаотвывает внутренние и внешние реcурсы; за cчет новых долгоcрочных планов предопределяет cебе ведущую роль в отрасти, оcуществляет реальное, ма^табное и эффективное развитие.

В отвременных уcловиях разработка вcех элементов cтратегий инновационной деятельности предприятий, а позднее и их реализация, помогает решить проблему повышения эффективности вcей деятельности организации. На данный момент отстояние инновационной деятельности в нашем государстве проблематично поддается оценки, так как c одной стороны Роотия - есть гоcударcтво с выотким интеллектуальным потенциалом, которое обладает большими реcурсами в области научно -техничеотого прогреота, а c другой стороны остается вопрос почему внедрение и реализация появляющихcя инновационных проектов на уровне предприятий, оcуществляется не так активно. В cвязи с этим возникает необходимость методологичеcкого подхода с точки зрения теории и практики, для обоетования реализации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X

инновационных стратегий развития предприятий в целях повышения уровня их конкурентоспособных качеств.

Список использованной литературы

1. Архипов В.М., Верховская О.Р. Стратегический менеджмент в децентрализованных фирмах: Учебное пособие [Текст]. - СПб.: СПбГУЭФ, 2003.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление. — М.: Изд-во Гардарики, 2002. — 296 с.

3. Завлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условия рынка. - СПб.: КЦЦ «Наука», 1994.

4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст]. - М.: Экономистъ, 2006.

5. Инновационная экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления Тепман Л.Н., Напёров В.А. ЮНИТИ-ДАНА 2014 г. 278 страниц.

6. Любимова Е.В. Стратегия и регулирование инновационной деятельности: Диссертация кандидата экон. наук. - СПб, 1995.

7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] / Пер. с венгерского. - М.: Прогресс, 1990.

8. Стратегический менеджмент: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2007.

9. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. — М.: Изд-во Финансы и статистика, 2010. — 304 с.

10. Харитонова Е.В., Рудакова О.В. Инновация как экономическая категория и как инструмент предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 2. - С. 4-8

11. Шаборкина Л.В. Инновационная стратегия развития предприятия [Текст].-М.,1998.

© Тесменецкая Ю.Ю., 2016

УДК 338.2

Халяпин Алексей Алексеевич,

к.э.н., доцент КубГАУ Алексеев Владимир Михайлович

АНО ДПО «Академия ГлавСпец», г. Краснодар, РФ Е-mail: wamp_1@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСЗАКУПОК Аннотация

Госзакупки в настоящее время являются инструментом выстраивания политики выполнения государством своих функций. В данной научной статье рассматривается сущность и теоретические основы системы госзакупок.

Ключевые слова

Государственные закупки, этапы, принципы, система, организационно-хозяйственный механизм, процесс, рынок.

В настоящий момент государственные закупки составляют основную часть государственных расходов и выступают основным фактором устойчивого развития экономики. Рост объемов и ассортимента применения государственных заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования отраслевой структуры региональной экономики [1]. Что также придает эластичность ценообразованию по различным видам продукции.

В существующей системе государственных закупок принято выделять следующие принципы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.