Научная статья на тему 'Управление инновационным потенциалом региона'

Управление инновационным потенциалом региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЦЕНАРИЙ / АЛГОРИТМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суходоев Никита Дмитриевич

Дается описание концепции инновационного потенциала и исследований теории динамического развития региона. Строится модель управления потенциалом региона, обобщающая ряд подобных моделей включая инструменты внешней среды. Сформулирована общая задача, охватывающая основные элементы оптимального развития инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным потенциалом региона»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________

услугах не только за государственными органами, но и за конкретными покупателями с целью повышения конкурентоспособности услуг на международном рынке.

Список использованной литературы:

1. Суходоев Д.В., Ресурсный потенциал региона. В сборнике «Инновационная экономика ХХ! века. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2013. - 655с.

2. Суходоева Л.Ф. Формирование организационного потенциала промышленных предприятий мегаполиса. -Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012 - 492с.

3. Суходоева Л.Ф. Анализ стратегии развития предприятий (организаций) // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 22. С. 42 - 45.

4. Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Суходоева Л.Ф. Инновационные подходы к стратегическому управлению потенциалом региона. // Экономика и управление: научно - практический журнал. 2015. № 1 (123). С. 35 -38.

5. Стожарова Т.В., Суходоев Н.Д. Современное информационное обеспечение продаж. // В сборнике: Наука будущего: Единое научное пространство как гарант гармоничного развития фундаментальных и прикладных научных исследований. Санкт-Петербург, ИПМ. 2014. С. 27-31.

6. Суходоев Д.В., Суходоев Н.Д. Реструктурирование предприятий и развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 812-816.

7. Суходоев Д.В. Подходы к организации стратегического управления ресурсным потенциалом региона. // Российское предпринимательство 2011. № 7 - 1. С 108 - 110.

© Д.В,Суходоев, Т.В. Стожарова, Л.Ф. Суходоева 2015

УДК 332.14

Суходоев Никита Дмитриевич

Аспирант ННГУ, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА

Аннотация

Дается описание концепции инновационного потенциала и исследований теории динамического развития региона. Строится модель управления потенциалом региона, обобщающая ряд подобных моделей включая инструменты внешней среды. Сформулирована общая задача, охватывающая основные элементы оптимального развития инновационного потенциала.

Ключевые слова

Инновационный потенциал, сценарий, алгоритм, устойчивое развитие.

В процессе анализа инновационного потенциала была проведена оценка текущего состоянии ключевых секторов экономики Нижегородской области и потенциала их развития. В процессе анализа все сектора экономики были разбиты на две группы: основные и вспомогательные. Основные выделены с целью сфокусировать ресурсы на их развитие. Они были выделены на основе двух критериев: привлекательности для инвесторов и наличие условий для успешного их развития [4]. В эту группу вошли отрасли и для них выделены направления развития:

- обеспечение лидерства в области автомобилестроения;

- создание центра производства и дистрибуции товаров массового спроса;

- реализация потенциала научно - образовательного комплекса и инноваций.

Под управлением инновационным потенциалом предлагается понимать деятельность всех субъектов управления по формированию инновационных ресурсов, созданию, эффективному использованию и

115

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

наращиванию инновационного потенциала региона. Управление инновационным потенциалом, связанное с его качественными или количественными изменениями, должно осуществляться непрерывно с учетом особенностей данного региона, а так же воздействия внешних, нерегулируемых на уровне региона факторов [2].

Рисунок 1 - Модель управления инновационным потенциалом.

Развитие теории управления инновационным потенциалом на современном этапе позволяет использовать инструменты развития региона на собственной основе и рассматривать регион не как совокупность бизнес-процессов, а как потенциал инновационных ресурсов. Объектом управления здесь являются инновационные процессы региона, причем использование их относится к задаче обеспечения роста инновационного потенциала, в то время как управление самими инновационными процессами реализует цель устойчивого динамического развития региона [1].

В данной модели используются инструменты наращивания инновационного потенциала и оптимального уровня использования инновационных ресурсов. Для обеспечения устойчивого роста инновационного потенциала необходимо добиться максимальной согласованности инструментов проектирования и использования инновационных ресурсов [3].

Предложенная модель позволяет проводить оценку инновационного потенциала региона, с учетом инновационности программ развития на всех этапах жизненного цикла, а разработанная методология проектирования инновационных процессов дает возможность своевременно устранять рассогласованность в использовании инновационных ресурсов.

Исследуя инновационные процессы региона, можно сделать вывод, что промышленные предприятия вынуждены адаптироваться к быстро изменяющимся условиям рынка. Это дает возможность определить стратегические подходы к использованию инновационных ресурсов региона и обеспечить основу для будущих исследований.

Список использованной литературы:

1. Суходоев Д.В., Ресурсный потенциал региона. В сборнике «Инновационная экономика XXI века. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И.Лобачевского, 2013. - 655с.

2. Суходоева Л.Ф. Формирование организационного потенциала промышленных предприятий мегаполиса. -Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012 - 492с.

3. Суходоева Л.Ф. Анализ стратегии развития предприятий (организаций) // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 22. С. 42 - 45.

4. Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Суходоева Л.Ф. Инновационные подходы к стратегическому управлению потенциалом региона. // Экономика и управление: научно - практический журнал. 2015. № 1 (123). С. 35 - 38.

116

© Н.Д,Суходоев, 2015

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

УДК 330.117

Тагиров Казиахмед Тагирович

канд. экон. наук, доцент филиала ДГУ

г. Дербент, РФ E-mail: [email protected]

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ТЕОРИЯ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье затрагивается вопрос о теоретико-методологическом подходе к исследованию феномена предпринимательства. Обосновывается идея о том, что предпринимательство следует рассматривать не только как хозяйственную деятельность по извлечению прибыли, но и как деятельность, обусловленную институциональной средой, социально-управленческой деятельностью. Акцентируется внимание на вопросе о взаимосвязи предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Автор приходит к выводу, что институциональный подход позволяет интерпретировать предпринимательство в более реалистичном ключе, чем это принято в экономическом анализе. Отмечается, что изучение институциональной среды формирования и развития предпринимательского слоя весьма существенно, поскольку субъекты малого предпринимательства служат базой развития «среднего» класса в обществе. Раскрывается тезис о том, что российский опыт малого или среднего предпринимательства демонстрирует явный отход от строгих теоретических принципов и интерпретаций феномена предпринимательства.

Ключевые слова

Предпринимательство; бизнес; институциональная среда предпринимательства; российский опыт предпринимательства; бизнес-слой и средний класс.

В настоящее время существует множество различных трактовок предпринимательства, так как различные исследователи делают акцент на различных аспектах этого явления. Это знак того, что проблемы предпринимательства активно обсуждаются в рамках разных наук.

Как известно из экономической теории и практики, предприниматель есть субъект, комбинирующий экономические ресурсы с целью их оптимального использования и получения прибыли в условиях экономической неопределенности и в процессе самостоятельного принятия решений в ходе ведения бизнеса, а также несущий ответственность за результаты хозяйствования. Кроме того, предприниматель, как правило, пытается вводить в хозяйственную практику новые технологии производства продукции, комбинирования экономических ресурсов, управления и организации дела, то есть выступать в роли новатора.

Перечисленные характеристики отражают преимущественно экономические аспекты предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство может рассматриваться и как деятельность социально-управленческого характера. В этой связи укажем на следующие моменты.

Во-первых, предпринимательство традиционно связывается с хозяйственной деятельностью, целью которой является получение прибыли. Однако, как полагают известные исследователи, предпринимательские структуры стремятся к максимизации прибыли не исключительно из эгоистических побуждений. В современном обществе вместо смитовского экономического человека с его крайним эгоизмом и индивидуализмом действует человек коммуникабельный, твердо осознающий, что его предпринимательский успех во многом зависит от успеха партнеров и экономики в целом. Иными словами, зачастую структуру мотивов предпринимательской деятельности задают сложившиеся институты и обуславливаемые ими социальные практики. Выступая в качестве ограничителей, институты не только упорядочивают предпринимательскую деятельность, но и побуждают предпринимателей трансформировать их [1, с.23-29].

Во-вторых, предпринимательская деятельность обусловлена не столько экономическими факторами, сколько институциональной средой, в которой осуществляется. Поэтому с институциональной точки зрения предпринимательство — это не столько комбинация экономических ресурсов, сколько создание порядков оценивания, заключения контрактов и институционализации выгод, которые могут быть получены от взаимодействия с внешней социальной средой.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.