Научная статья на тему 'Особенности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях'

Особенности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ / КОНЦЕПЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FORMATION / THE INNOVATIVE ENVIRONMENT / THE AGROINDUSTRIAL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков С. А.

Дана характеристика сложившихся подходов и направлений осуществления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях. Определены перспективные направления развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса. Представлены результаты анализа влияния факторов инновационной активности, составляющих инновационную среду агропромышленных компаний, на результаты сельскохозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новиков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN AGRIBUSINESS FIRMS

The characteristic of the developed approaches and directions of realization of innovative activity in the agroindustrial companies Is given. Perspective directions of development of scientific and technical progress in agriculture branches are defined. Results of the analysis of influence of factors of the innovative activity making the innovative environment of the agroindustrial companies, on results of agricultural activity are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях»

Скорость обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента:

- сроками подбора маршрута;

- сроками оформления необходимых документов (загранпаспортов, виз, билетов и пр.);

- сроками получения справочной информации.

Как и любой товар, туристический продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. К таким стадиям следует отнести: внедрение турпродукта, рост его потребления, зрелость и спад потребления.

Началом стадии внедрения продукта на рынок считается момент, когда туристическое предприятие впервые предложило его целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Длительность стадии внедрения продукта на рынок может варьироваться в широких пределах и определяется качеством продукта, его соответствием нуждам потребителей, правильно выбранной стратегией маркетинга и последовательным ее осуществлением.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта, и, как следствие, прибыли. Хотя затраты на маркетинг и остаются на достаточно высоком уровне, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается.

Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это может объясняться рядом факторов:

- изменением потребностей клиентов;

-выходом на рынок новых, более совершенных продуктов;

-усилением конкуренции;

-продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы ввиду появления новых возможностей более эффективного вложения капитала.

Стадия спада означает наступление того момента, когда рынок туристических услуг начинает пресыщаться данным продуктом. Происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Переход туристического продукта в стадию спада может быть обусловлен рядом причин. Во-первых, это появление на рынке новых продуктов. Во-вторых, исчезновением потребности, которой соответствовал данный продукт. Таким образом, необходимо тщательно анализировать, как продукты, приносящие в течение нескольких лет мало прибыли, так и те, что хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта, которых требуется изменить их имидж. На

данный момент все стадии жизненного цикла проходит туристический продукт, ориентированный на вывоз туристов за рубеж.

Таким образом, существование жизненного цикла туристического продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые (желательно инновационные) продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). Во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристического продукта). И третья, не менее важная задача, состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.

Особую роль при проведении маркетинговых исследований играют исследования конкурентов. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Степень развития туристического рынка, например, в Республике Дагестан, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристической фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она задает многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

Литература:

1. Дурович А. Г. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. - 2-е изд; перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2001.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы статистика, 2001.

3. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. - М.: Экономпресс, 1998.

4. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

Новиков С.А., соискатель ННГАСУ

Дана характеристика сложившихся подходов и направлений осуществления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях. Определены перспективные направления развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса. Представлены результаты анализа влияния факторов инновационной активности, составляющих инновационную среду агропромышленных компаний, на результаты сельскохозяйственной деятельности.

Ключевые слова: формирование, инновационная среда, агропромышленные компании.

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT IN AGRIBUSINESS FIRMS

Novikov S., the applicant, NNGASU

The characteristic of the developed approaches and directions of realization of innovative activity in the agroindustrial companies Is given. Perspective directions of development of scientific and technical progress in agriculture branches are defined. Results of the analysis of influence of factors of the innovative activity making the innovative environment of the agroindustrial companies, on results of agricultural activity are presented.

Keywords: formation, the innovative environment, the agroindustrial companies.

В условиях необходимости решения проблемы импотрозаме-щения в сельском хозяйстве возникает необходимость формирования конкурентоспособных российских агропромышленных компаний. При этом, учитывая масштабы проблемы импортозамещения (до 90% отечественного рынка) уместно предположить целесообразность формирования эталонных моделей благоприятной инно-

вационной среды в базовых крупных агропромышленных компаниях для последующего тиражирования благоприятной среды для осуществления эффективных инноваций в других агропромышленных компаниях. При этом синтез механизма формирования благоприятной инновационной среды агропромышленных компаний на основе эталонных моделей предполагается осуществить на основе

Таблица 1. Сложившиеся подходы и направления осуществления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях

Подходы Задачи компаний Системный Маркетинговый Комплексный Процессный Директивный Поведенческий

Обеспечение АПК устойчивого роста сельскохозяйственного производства на основе инновационной деятельности 6 3 5 4 2 1

Эффективное решение АПК продовольственной проблемы страны, включая приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам, на основе инновационного подхода 5 2 6 4 3 1

Полное удовлетворение АПК на основе инновационного подхода спроса населения па непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья 5 6 4 3 1 2

Переход агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции 5 2 4 6 1 3

Улучшение использования ресурсного потенциала АПК на основе инновационного подхода и повышение на этой основе эффективности производства 5 2 4 3 1 6

Инновационное изменение структуры внешнеторгового оборота АПК в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции 4 5 3 2 6 1

Итоговый рейтинг 30 20 26 22 14 14

Задачи

инновационног о развития АПК:

Обеспечение

устойчивого

роста

сельскохозяйст

венного

производства;

Эффективное

решение

продовольствен

ной проблемы

страны,

Удовлетворени е спроса на непродовольств енные товары из

сельскохозяйст венного сырья, Переход агропромышлен ного

производства на преимуществен но

интенсивную

форму развития

Повышение

эффективности

производства на

основе

улучшения

использования

ресурсного

потенциала

Инновационное

изменение

структуры

внешнеторговог

о оборота

Инновационная среда

-JJ:

Внешняя Внешняя Внутренняя

макроэконо микроэконо микроэконо

мическая мическая мическая

Модель Модель Модель системы

конкурентных проектирован сбалансированны

преимуществ ия Мэтчетта: х показателей

Портера: Выработка Нортона-

Г осударственн региональной Каплана:

ая стратегии; Обеспечение

конкурентная Комплексное совершенствован

стратегия; проектирован ия бизнес-

ИС развития ие процессов

факторов инновационно Обеспечение

производства; й заинтересованное

ИС инфраструкту ти потребителей;

стимулирован ры; Обеспечение

ия спроса; Обеспечение инвестиционной

ИС развития моделировани привлекательност

смежных я процессов и

поддерживаю создания ИС; Обеспечение

щих отраслей Фокусировка роста

на основных человеческого

элементах ИС капитала

Подходы к осуществлению инновационной деятельности:

Системный,

Комплексный,

Процессный, Маркетинговый, Поведенческий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Директивный

л

У

Компл

екс

ожида

емых

иннова

ционн

ых

преобр

азован

ий:

сырьев

ые,

продук

товые,

технол

огичес

кие,

органи

зацион

ные,

рыноч

ные,

инфор

мацио

нные,

управл

енческ

ие

Рис.2. Определение перспективных направлений развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса

в части формирования инновационной среды.

46 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

принципа адаптации в рыночных инновациях комплекса сырьевых, продуктовых, технологических и организационных инноваций.

В процессе анализа особенностей формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях на первом этапе были исследованы сложившиеся подходы и направления осуществления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях.

Проведенные исследования с использованием рейтинговых оценок показали (табл.1), что основные направления инновационной деятельности в агропромышленных компаниях осуществляются с применением преимущественно системного, комплексного и процессного подходов. При этом в рамках инновационной деятельности предприятий агропромышленного комплекса реализуется комплекс инновационных изменений, в котором традиционные инновационные изменения по Й. Шумпетеру (сырьевые, продуктовые, технологические, организационные и рыночные), присущие индуст-

риальной экономике, дополнены информационными и управленческими инновационными изменениями, присущими постиндустриальными изменениями.

При определении перспективных направлений развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса были определены основные направления формирования инновационной среды на макро- и микроэкономическом уровне (рис.1).

Показано, что основные направления развития научно-технического прогресса в отраслях агропромышленного комплекса в части формирования внешней макроэкономической инновационной среды целесообразно осуществлять с использованием модели конкурентных преимуществ М. Портера «Diamond». В части формирования внешней микроэкономической инновационной среды -модель проектирования Э. Мэтчетта. А в части формирования внут-

Таблица 2. Совокупное влияние факторов инновационной активности агропромышленных компаний на результаты сельскохозяйственной деятельности

Сельскохозяйственное производство в целом Растениеводство Животноводство

Значения коэффициентов парной корреляции -0,63 -0,59 -0,65

Качественная оценка связи по методике Харрингтона Граничная с неприемлемой Граничная с неприемлемой Граничная с неприемлемой

Таблица 3. Анализ влияния составляющих инновационной активности агропромышленных компаний на результаты сельскохозяйственной деятельности

Составляющие инновационной активности Сельское хозяйство в целом Растение- водство Животно- водство

Исследования и разработки -0,48 -0,45 -0,51

Приобретение машин и оборудования 0,84 0,84 0,86

Приобретение новых технологий -0,93 -0,90 -0,94

Приобретение прав на патенты и лицензии -0,79 -0,75 -0,81

Приобретение программных средств 0,77 0,79 0,74

Обучение и подготовка персонала -0,40 -0,33 -0,47

Маркетинговые исследования -0,87 -0,87 -0,87

Рис.2. Средний уровень составляющих инновационной активности агропромышленных компаний РФ в 2000-2010 гг.

ренней микроэкономической инновационной среды целесообразно использовать модель системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана.

Анализ влияния факторов инновационной активности, опосредованно характеризующих инновационную среду агропромышленных компаний, на результаты сельскохозяйственной деятельности в РФ в период 2000-2010 гг. показал следующее.

Во-первых, анализ взаимосвязи инновационной активности с результатами сельскохозяйственной деятельности отечественных агропромышленных компаний свидетельствует о полностью экстенсивном развитии сельскохозяйственного производства с отрицательным эффектом интенсификации (табл.2).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что существующая среда инновационного развития отечественных агропромышленных компаний в целом находится в неудовлетворительном состоянии. Во многом это определяется общим низким уровнем инновационной активности, составившим в последнее десятилетие в среднем 9,7%.

Во-вторых, анализ влияния составляющих инновационной активности агропромышленных компаний на результаты сельскохозяйственной деятельности показывают (табл.3), что положительное влияние оказывают лишь приобретение машин и оборудования (превосходный уровень по методике Харрингтона) и приобретение программных средств для задач управления (хороший уровень).

Преимущественно экстенсивный характер развития агропромышленных компаний во многом связан с низким уровнем большинства составляющих инновационной активности (рис.2). Исключение составляет приобретение машин и оборудования, которое и обеспечивает абсолютную положительную связь этой составляю-

щей инновационного развития агропромышленных компаний с результатами хозяйственной деятельности.

В-третьих, общий низкий уровень инновационной активности предприятий агропромышленного комплекса, составивший в минувшее десятилетии в среднем 9,7%, во многом является следствием недостатка инвестиционных ресурсов, выделяемых на сельское хозяйство в целом и на его инновационное развитие, в частности.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о целесообразности, с учетом существующих ограничений, активизации процессов формирования конкурентоспособной инновационной среды в отдельных агропромышленных компаниях, призванных стать точками роста в системе инновационного развития отечественного сельского хозяйства.

Литература

1. Смирнов В.Е.Перспективы инновационного агробизнеса: методы и инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью агропромышленных холдингов. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010.

2. Иванов В.А. Концептуальные положения активизации инновационной деятельности в АПК Северного региона.// Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - Сыктывкар, 2007.

3. Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. №1.

4. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2009. №3.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Тебекин А.В., д.э.н., д.т.н., профессор, ФАОУ ДПО ГАСИС Описана эволюция концепций инновационного менеджмента в ХХ-начале XXI века.

Ключевые слова: концепции, инновационный менеджмент.

THE DYNAMICS OF INNOVATION MANAGEMENT AS A COMPONENT OF THE ORGANIZATION’S MANAGEMENT

Tebekin A., doctor of economics, doctor of technical sciences, Professor, FAOUDPO GASIS

We describe the evolution of the concepts of innovation management in the twentieth and early twenty-first century.

Keywords: concepts, innovative management.

Справедливо считается, что возникновение инновационного менеджмента произошло уже на начальных этапах эволюции управленческой деятельности и неразрывно связано с разделением труда в системе общественного производства. Ремесленник, единолично выполняя закупочные, производственные, сбытовые и управленческие функции, в условиях конкуренции отчетливо понимал, что для того чтобы усовершенствовать продукцию, процесс ее производства (то есть создать инновации), и опередить конкурентов, нужно потратить часть ресурса времени. Но в результате сократится ресурс времени на выполнение остальных хозяйственных функций. В результате с ростом сложности и увеличение масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления. Собственники производства для повышения его эффективности передавали часть функций наемным работникам -профессиональным руководителям по функциональным направлениям, включая совершенствование продукции, технологий, организации деятельности, продвижения товара на рынке и т.д.

Современное учение о разделении труда было разработана в 1776 г. А. Смитом. А. Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда и доказал, что разделение производственного процесса на ряд составляющих его фаз, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, существенно повышает мастерство рабочих, а значит и эффективность производственно-хозяйственной деятельности в целом.

Рассматривая инновационный менеджмент как составляющую менеджмента организации, проследим динамику наиболее активного его развития в ХХ - начале XXI века (табл.1) применительно к циклам экономической активности К. Жугляра - уровень государства (10-ти летние циклы).

Отправной точкой развития инновационного менеджмента в 1900-е годы, как и общего менеджмента, считается концепция научного управления Ф. У. Тейлора. При реализации концепции научного управления достигалось повышение эффективности производства за счет использования новых знаний, заимствованных из других научных областей. Кроме того, на основе достигнутых результатов осуществлялась перманентная фиксация более высоких требований к производству в нормативной документации.

В 1910-е годы в инновационном менеджменте концепция научного управления получила дальнейшее развитие в концепции, ориентированной на инновационные изменения, сформулированные Й. Шумпетером: сырьевые, продуктовые, технологические, организационные и рыночные.

В 1920-1930-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция планирования последовательности технологических операций Г. Гантта. Гантт, рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, разработал методы планирования последовательности операций (известные как диаграмма Гантта, отражающая планы загрузки производственных мощностей во времени).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.