Научная статья на тему 'Направления совершенствования механизма инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса'

Направления совершенствования механизма инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешина Елена Александровна, Стукалина Ольга Михайловна, Соловьева Елена Борисовна

В статье представлены результаты исследования практического опыта деятельности инновационных организаций Поволжья, которые позволили выявить основные проблемы и перспективы развития изобретательской деятельности. Определен ряд ключевых проблем повышения эффективности инновационно-инвестиционного развития, включая: финансирование испытаний, сертификации и маркетинга, обеспечение кредитными гарантиями, защита авторских прав и т.д. Разработан и обоснован организационно-экономический механизм инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса регионов, включающий урегулирование правовых аспектов и создание Фонда поддержки инноваций. Внедрение механизма инновационно-инвестиционного развития в практику работы агропромышленного комплекса, за счет увеличения доли внешних источников (кредиты и гранты) финансирования разработок, позволит увеличить показатели инновационной активности предприятий Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алешина Елена Александровна, Стукалина Ольга Михайловна, Соловьева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE-INVESTMENT DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX

In article results of research of practical experience of activity of the innovative organizations of the Volga region, which have allowed to reveal the basic problems and prospects of development of inventive activity are presented. A number of key problems of increase of efficiency of is innovative-investment development is defined, including: financing of tests, certification and marketing, maintenance with credit guarantees, protection of copyrights etc. The organizational-economic mechanism of innovative-investment development of agroindustrial complex of the regions, including settlement of legal aspects and creation of Fund of support of innovations is developed and proved.Introduction of the mechanism of is innovative-investment development in practice of work of agroindustrial complex, at the expense of increase in a share of external sources (credits and grants) financings of researches will allow to increase indicators of innovative activity of the enterprises of the Volga region.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования механизма инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса»

Экономические науки Economic sciences

УДК 330.322.2

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Е.А. Алешина, О.М. Стукалина, Е.Б.Соловьева

Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса, г. Саратов

В статье представлены результаты исследования практического опыта деятельности инновационных организаций Поволжья, которые позволили выявить основные проблемы и перспективы развития изобретательской деятельности. Определен ряд ключевых проблем повышения эффективности инновационно-инвестиционного развития, включая: финансирование испытаний, сертификации и маркетинга, обеспечение кредитными гарантиями, защита авторских прав и т.д. Разработан и обоснован организационно-экономический механизм инновационно-инвестиционного развития агропромышленного комплекса регионов, включающий урегулирование правовых аспектов и создание Фонда поддержки инноваций. Внедрение механизма инновационно-инвестиционного развития в практику работы агропромышленного комплекса, за счет увеличения доли внешних источников (кредиты и гранты) финансирования разработок, позволит увеличить показатели инновационной активности предприятий Поволжья.

Ключевые слова: механизм инновационного развития, инвестиции, агропромышленный комплекс

В постиндустриальную эпоху, раскрыть еще остающиеся резервы совершенствования производственных процессов возможно только на основе активизации инновационно-инвестиционного развития. Рост удельного веса высокотехнологичных товаров и отраслей в структуре экономики развитых и многих развивающихся стран позволяет обеспечить дополнительный прирост валового внутреннего продукта. При этом вопросы инновационного развития необходимо рассматривать в тесной связи с обеспечением инвестиций и финансирования изобретательской деятельности, которая является весьма затратной, что вызвано постоянным усложнением технологических

процессов. Решение данных задач возможно при объединении усилий государства и предпринимательства в рамках единого механизма инновационно-инвестиционного развития [1].

Главной целью развития механизма инновационно-инвестиционных процессов является удовлетворение потребностей населения в необходимом количестве и качестве продовольствия, для выполнения которой необходимо решить комплекс организационно-

экономических задач по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей инвестиционными средствами и технологиями производства. Агропромышленный комплекс регионов Повол-

жья имеет большой инновационно-инвестиционный потенциал, для раскрытия которого требуется определить направления развития инновационных и инвестиционных процессов и перечень мероприятий для их реализации органами управления, исследовательскими и финансовыми организациями [7].

Изучение современного опыта развития инновационно-инвестиционных процессов в АПК регионов Поволжья позволило выделить особенности, которые сформировались вследствие экономических преобразований и ряда объективных причин:

- достаточно развитая низкозатратная сфера разработки (10-15 % всех затрат);

- высокая стоимость первичных (доводочных) испытаний (25-30 % бюджета);

- существенные издержки на проведение сертификационных и регистрационных испытаний (общая сумма, включая маркетинговые мероприятия, может составлять до 50-60 % затрат на разработку);

- наличие большого количества устаревших мощностей для выпуска широкого ассортимента инновационных продуктов или опытных современных производств с возможностью изготовления единичных экземпляров.

Вследствие этого, большинство отечественных разработок выполняются на базе государственных научно-исследовательских институтов или университетов за счет денежных средств, полученных в рамках государственных заданий или грантов отечественных и зарубежных фондов, с передачей всех прав иностранным компаниям, осуществляющим их испытание и введение на рынок [3]. В силу отмеченных причин основное внимание государства необходимо сосредоточить на финансировании испытательных и внедренческих фаз инновационных процессов.

По результатам исследования практического опыта работы инновационных компаний, университетов и научно-исследовательских учреждений Поволжья выявлены основные проблемы изобретательской деятельности [4]: дефицит собственных средств и недостаток финансовой поддержки со стороны государства, нелегальное использование интеллектуальной собственности, а также отсутствие интереса у крупных промышленных предприятий новым отечественных разработкам. Предпочтение отдается приобретению готовых технологий и оборудования уже апробированных за рубежом. Для эффективного внедрения инноваций необходимый системный государственный подход в решении следующих основных задач: финансирование или субсидирование самых затратных стадий НИР (изготовления опытных образцов и испытаний), защита авторских прав, повышение требований к сертификации и адаптации иностранных разработок. В обобщенном виде, направления развития инновационно-инвестиционных процессов в АПК региона представлены на рисунке 1. Реализация данных мер, посредством совершенствования механизма инновационно-инвестиционного развития, позволит увеличить объемы производства и внедрения, улучшить сбыт инновационной продукции, расширить негосударственный сектор изобретательской деятельности, повысить объемы кредитования инновационных процессов. Таким образом, на современном этапе развития инновационных и инвестиционных процессов можно определить ряд задач повышения их массовости, эффективности и масштаба [8], решение которых с учетом предложенных вариантов позволит значительно усовершенствовать процессы инновационно-инвестиционного развития и адаптировать их к постоянно меняющимся организационно-экономическим условиям хозяйствования.

Одним из главных препятствий активного развития инноваций и инвестиций на сегодняшний день является отсутствие единого отработанного механизма регионального инновационно-

инвестиционного развития в агропромышленном комплексе. Однако здесь основной базой могут служить положительный зарубежный опыт и успешная отечественная практика эффективной организации процессов инноваций и инвестиций. Предметом механизма являются два основных компонента: процессы разработки и внедрения инновационной продукции, их финансирование (инвестиции) [8]. Таким образом, объекты механизма - это организационно-экономические элементы, конкретно проявляющие его предмет: процедуры проектирования, испытания, распространения, финансирования инноваций (научно-исследовательские работы, сертификация, кредитование, расчеты и др.). Субъекты механизма - непосредственные уча-

стники инновационно-инвестиционных процессов, в том числе разработчики (научно-исследовательские институты, малые инновационные предприятия и др.), вышестоящие (РАН, ФАНО России и др.), внедренческие (сельскохозяйственные и перерабатывающие), инвестирующие (фонды, банки и др.) организации.

Поскольку перспективный механизм должен отражать процессы разработки и финансирования инноваций, его необходимо представить в динамике - по направлению от существующего положения к требуемому уровню развития. В связи с этим основные показатели, характеризующие уровень инновационно-инвестиционного развития АПК, проявляются в ходе динамического процесса их роста по мере действия данного механизма [4, 6].

На основе проведенного исследования сформирован механизм инновационно-инвестиционного развития, ключевым элементом которого должен стать

создаваемый Фонд поддержки инноваций (рисунок 2). Важнейшие задачи Фонда -поддержка изобретателей посредством начальной регистрации новой разработки в целях защиты, субсидирование сертификационных испытаний и вывода продукции на рынок (маркетинг), премирование по результатам первичных испытаний, урегулирование правовых вопросов и представительство интересов изобретателей (правообладателей) в судах. Фонд должен стать связующим звеном между разработчиками, инвесторами, производителями и пользователями инновационной продукции и действовать за счет авторских отчислений и государственных средств.

Следует отметить, что более двух десятков лет в России функционирует некоммерческая организация ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям), созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и в настоящее время располагающая сетью из 70 региональных представителей. Задачами фонда являются создание и развитие инфраструктуры финансовой, информационной и другой поддержки в научно-технической сфере, привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства и вовлечение молодежи в инновационную деятельность. Для данных целей фондом

разработаны несколько программ: «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация» и «Кооперация» с объемами финансирования от 500 тыс. до 25 млн руб. Однако его поддержкой могут воспользоваться только юридические лица, относящиеся к категории субъектов малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», то есть хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, но не научно-исследовательские институты и не другие организации, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 % [5]. В связи с этим, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере следует преобразовать в Фонд поддержки инноваций (ФГБУ «Фонд поддержки развития научно-технической сферы») и расширить его полномочия указанными выше задачами, субъектами и объектами финансирования.

Разработанный механизм носит усредненный универсальный характер, применимый ко всем формам инновационно-инвестиционных процессов, для его детализации и адаптации к определенным видам необходимо отдельно рассматривать варианты его применения на конкретных примерах процессов инноваций и инвестиций.

ю

О о и

ее £ ей К К

Е

С!)

К рз

О О £ Я

о

н о X

я о Й о

Я

о

►I

О К

бг1 К О

о

я

43

о

й о

я

Я ее

ю о

Задачи фонда:

1. Первичная регистрация новой разработки

2. Компенсация процентных ставок по кредитам на разработку

3- ОяФтШШМШЖ или субсидирование сертификационных испытаний 4. Премироээние по результатам испытаний (или грант на дальнейшую доработку)

3. Внедрение и продвижение инноваций (информация, консультации, реклама) 6. Возврат чести полученных средств от продажи и использования инноваций 1. Ведение судебных тяжб за авторские права

......ШШЯ^^

Индикаторы - повышение основных показателей развития:

-уде/ть^ь.'и вес организаций, осуществлявших технологииские, организационные, маркетинговые иннов -поступление патентных заявок и выдача охранных документов; -разработка и использование передовых производственных технологий; -затраты на научные исследования и разработки; -инвестиции в основной капитал и нематериальные активы предприятий;

-доля инновационных товаров, работ, услуг в общем о&ьеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

иг к

о к о

а £

Л

п Я а

Л

я

р

Я а

Рис. 2 Перспективный механизм инновационно-инвестиций иного развития агропромыш ленного комплекса региона

Примечание — Разработано авторами

В целях обоснования сделанных предложений был рассчитан эффект от внедрения разработанного организационно-экономического механизма, который заключается в изменении сложившегося соотношения собственных и привлеченных источников инвестиций в основной капитал в пропорции 50, 22: 49,78% (соответственно кредиты банков - 8,10%, бюджетные средства - 18,32%) в сторону снижения удельного веса собственных средств как минимум вдвое - до 25%, и соответствующего увеличения доли внешних источников - до 75%. Поскольку отсутствие привлеченных средств является сдерживающим фактором, можно ожидать рост инновационный активности организаций в 1,5 раза в течение следующих 5-10 лет после выхода Фонда поддержки инноваций на максимально возможные объемы работы [2].

В результате предложенных мер к 2022 году в среднем по регионам Поволжья возможно увеличение инновационной активности, то есть доли организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации, до 13,65%. Рост инновационной активности, помимо повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий, позволит добиться сопутствующего эффекта в виде энергосбережения, эколо-гичности, социальной значимости для качества жизни и здоровья населения, который трудно оценить [6].

Можно отметить, что в инновационной сфере имеется ряд характерных особенностей, сдерживающих изобретательскую деятельность, оптимизация которых возможна только на основе системного подхода посредством совершенствования механизма инновационно-инвестиционного развития. Для повышения эффективности и конкурентоспособности инновационно-инвестиционных процессов требуется реформирование существующей раздельной системы исследований (институтов) и производства

(заводов), которая была создана при административно-командной системе. Необходимо проводить трансформацию системы прикладных научно-

исследовательских институтов в структуру отраслевых корпораций, с участием государства, подобно крупным технологическим компаниям, существующим в развитых странах, успешно совмещающим все фазы - от разработки до реализации готовой технологии. Решение системных проблем отечественной инновационной отрасли позволит увеличить объемы инвестиций в сферу разработок и общий выход инновационных продуктов. Рост инновационной составляющей в экономике страны будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий и их продукции, что особенно важно для выполнения поставленных задач по обеспечению им-портозамещения на технологическом и продовольственном рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Е. А., Живаева М. А. Инновационные сценарии развития инвестиционной деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 5. С. 43-55.

2. Организационно-экономический механизм устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в Поволжье : монография / Е. Ф. Заворотин и др. ФГБНУ «ПНИИЭО АПК». Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. 300 с.

3. Правила препаратной борьбы - Деньги - Коммерсантъ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/811497 (дата обращения 27.06.2017).

4. Сердобинцев Д.В., Алешина Е.А., Сту-калина О. М. Современное состояние и перспективы инновационного развития регионов Поволжья // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 3(51). С. 59-66.

5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.fasie.ru. (дата обращения 4.10.2017).

6. Черняев А.А., Сердобинцев Д.В. Формирование механизма инновационно-инвестиционного развития регионов Поволжья // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 7. С. 76-87.

7. Юркова М.С., Сердобинцев Д.В. Теоретические аспекты инновационно-

JEL code: O13, O18, Q16

инвестиционного развития АПК // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 2. С. 93-106.

8. Юркова М.С., Сердобинцев Д.В., Ли-ховцова Е.А., Котар О.К. Перспективы инвестиционного развития аграрного сектора Поволжья // Аграрный научный журнал. 2017. - № 2. С. 94100.

Рукопись поступила в редакцию 02.02.2018

DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE-INVESTMENT DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX

E. Aleshina, O.Stukalina, E.Solovyeva

In article results of research of practical experience of activity of the innovative organizations of the Volga region, which have allowed to reveal the basic problems and prospects of development of inventive activity are presented. A number of key problems of increase of efficiency of is innovative-investment development is defined, including: financing of tests, certification and marketing, maintenance with credit guarantees, protection of copyrights etc. The organizational-economic mechanism of innovative-investment development of agroindustrial complex of the regions, including settlement of legal aspects and creation of Fund of support of innovations is developed and proved.Introduction of the mechanism of is innovative-investment development in practice of work of agroindustrial complex, at the expense of increase in a share of external sources (credits and grants) financings of researches will allow to increase indicators of innovative activity of the enterprises of the Volga region.

Key words: mechanism of innovative development, investments, agroindustrial complex.

References

1. Aleshina E. A., ZHivaeva M. A. Innovacionnye scenarii razvitiya investicionnoj deyatel'nosti sel'skoho-zyajstvennyh potrebitel'skih kreditnyh kooperativov .Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2017. № 5. S. 43-55.

2. Organizacionno-ehkonomicheskij mekhanizm ustojchivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa i sel'skih territory v Povolzh'e : monografiya E. F. Zavorotin i dr. FGBNU «PNIIEHO APK». Saratov: Izdatel'stvo «Sa-ratovskij istochnik», 2017. 300 s.

3. Pravila preparatnoj bor'by - Den'gi - Kommersant" [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/811497 (data obrashcheniya 27.06.2017).

4. Serdobincev D.V., Aleshina E.A., Stukalina O. M. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy innovaci-onnogo razvitiya regionov Povolzh'ya . Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2017. № 3(51). S. 59-66.

5. Fond sodejstviya razvitiyu malyh form predpriyatij v nauchno-tekhnicheskoj sfere [EHlektronnyj resurs] : oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://www.fasie.ru. (data obrashcheniya 4.10.2017).

6. CHernyaev A.A., Serdobincev D.V. Formirovanie mekhanizma innovacionno-investicionnogo razvitiya regionov Povolzh'ya. Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2017. № 7. S. 76-87.

7. YUrkova M.S., Serdobincev D.V. Teoreticheskie aspekty innovacionno-investicionnogo razvitiya APK . Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2017. № 2. S. 93-106.

8. YUrkova M.S., Serdobincev D.V., Lihovcova E.A., Kotar O.K. Perspektivy investicionnogo razvitiya agrarnogo sektora Povolzh'ya .Agrarnyj nauchnyj zhurnal. 2017. - № 2. S. 94-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.