Научная статья на тему 'Модель формирования инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций агропромышленной компании'

Модель формирования инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций агропромышленной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ / FORMATION MODEL / THE INNOVATIVE ENVIRONMENT / CONDITIONS OF REALIZATION OF EFFECTIVE INNOVATIONS / THE AGROINDUSTRIAL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков С. А.

Рассмотрены критерии оценки эффективности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях. Представлена модель формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR THE FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT AS A KEY CONDITION FOR EFFECTIVE INNOVATION AGRIBUSINESS COMPANIES

Criteria of an estimation of efficiency of formation of the innovative environment in the agroindustrial companies are considered. The model of formation and development of the innovative environment of the agroindustrial company is presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций агропромышленной компании»

Элементы вектора В<4> вычисляются аналогично по формулам

Ь = РОЗ(Ь > а); Ь2 = МЕС(Ь > а); Ь3 = РОЗ(Ь > а); Ь4 = МЕС(Ь > а).

Сравнение векторов А<4> и В<4> можно осуществить лексикографическим методом [2].

Используя описанные правила сравнения нечётких множеств, по формуле (1) определяется наилучший вариант модернизации ТхОб АИС.

Целесообразность практического применения описанного выше метода сравнения вариантов определяется прежде всего сложностью модернизируемых объектов и неопределённым характером информации о значениях частных показателей.

Следует заметить, что частные показатели, как правило, далеко не равнозначны не только с точки зрения важности, но и в силу своего содержательного смысла. В этом случае необходимо отказаться от механического свёртывания их в обобщённый показатель, а учитывать иерархические связи между группами показателей, осуществляя свёртку последовательно по группам и слоям. Для этой цели можно использовать методику структурного формирования системы показателей с помощью критериальных деревьев или деревьев показателей [3].

Литература:

1. Нечёткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под ред. Д.А. Поспелова. - М.: Радио и связь, 1986.

2. Дюбуа Д., Прад А. Теория возможностей. Приложение к представлению знаний в информатике. - М.: Радио и связь, 1990.

3. Калинин В.Н., Резников Б.А. Теория систем и оптимального управления (структурно-математический подход). - Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1978. - 417с.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ КОМПАНИИ

Новиков С.А., соискатель ННГАСУ

Рассмотрены критерии оценки эффективности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях. Представлена модель формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании.

Ключевые слова: модель формирования, инновационная среда, условия осуществления эффективных инноваций, агропромышленные компании.

MODEL FOR THE FORMATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT AS A KEY CONDITION FOR EFFECTIVE INNOVATION AGRIBUSINESS COMPANIES

Novikov S., the applicant, NNGASU

Criteria of an estimation of efficiency offormation of the innovative environment in the agroindustrial companies are considered. The model of formation and development of the innovative environment of the agroindustrial company is presented.

Keywords: formation model, the innovative environment, conditions of realization of effective innovations, the agroindustrial companies.

Обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства является одной из ключевых стратегических целей государственной политики. Достижение указанной цели требует устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения, повышения конкурентоспособности всего российского агропромышленного комплекса.

Ключевыми стратегическими задачами развития отечественного агропромышленного комплекса являются эффективное импортоза-мещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала, в первую очередь в сфере растениеводства, позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции. Важнейшим направлением развития российского агропромышленного комплекса также является улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития уровень производства продуктов питания к 2020 году должен возрасти в 1,9 раза, в том числе валовой сбор зерновых культур - к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности в 1,4 раза и расширения посевных площадей. Предусматривается, что ожидаемый высокий уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.

По прогнозно-целевым показателям к 2020 году в России производство мяса должно возрасти в 1,7 раза, молока - на 27%. При этом доля импорта мясных ресурсов должна снизиться в 2,6 раза, а доля импорта молока - в 1,4 раза.

Достижение указанных целей предусматривает реализацию целого комплекса приоритетных направлений развития российского агропромышленного комплекса.

Во-первых, это качественное улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно в сфере животноводства.

Во-вторых, это создание предпосылок и реализация процессов устойчивого развития сельских территорий.

В-третьих, это существенное повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства.

В-четвертых, это инновационное развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса.

В этих условиях формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций в агропромышленном комплексе становится важнейшим инструментом интенсификации социально-экономического развития

На основе анализа влияния внешних и внутренних факторов на формирование инновационной среды в агропромышленных компаниях были сформированы критерии оценки эффективности формирования инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций в агропромышленных компаниях.

Функционально предложенный обобщенный критерий оценки эффективности формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях имеет вид:

ЗО TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

F0 = F1 * F2 *F3 , (!)

где Fj - степень использования агропромышленной компанией возможностей внешней макроэкономической составляющей инновационной среды, определяемая из соотношения:

F = (P + PK + P1T + PIF + Pp + Pr + P^ + PM )*[1 -^]* Sn* KA, (2)

max

p, Pk , Pit , Pjf , Pp, Pj , Prd , Pm - относительный потенциал внешней макроэкономической составляющей инновационной среды в части инвестиций, кадрового потенциала, информационных технологий, производственного оборудования, технологий, результатов исследований и разработок и маркетинговых исследований соответственно,

У (P) - среднее квадратичное отклонение элементов относительного потенциала внешней макроэкономической составляющей инновационной среды;

Pmax - максимальное значение элементов относительного потенциала внешней макроэкономической составляющей инновационной среды;

Sn - сбалансированность внешней макроэкономической составляющей инновационной среды по модели конкурентных преимуществ М. Портера;

K - коэффициент адаптации внутренней составляющей инновационной среды к внешней макроэкономической составляющей инновационной среды;

F2 - степень использования агропромышленной компанией возможностей внешней микроэкономической составляющей инновационной среды, определяемая из соотношения:

F2 - (Pi + Pk + Pit + Pif + Pp + Pt + Prd + Pm)'

1-УМ

pmax

Sм • Kc , (3)

Pi, Pk , Pit , Pif , Pp , Pt , Prd , Pm - относительный потенциал внешней микроэкономической составляющей инновационной среды в части инвестиций, кадрового потенциала, информационных технологий, производственного оборудования, технологий, результатов исследований и разработок и маркетинговых исследований соответственно,

У (р) - среднее квадратичное отклонение элементов относительного потенциала внешней микроэкономической составляющей инновационной среды;

Pmax - максимальное значение элементов относительного потенциала внешней микроэкономической составляющей инновационной среды;

SM - сбалансированность внешней микроэкономической составляющей инновационной среды по модели проектирования Э. Мэтчет-

та;

K - коэффициент согласования внутренней составляющей инновационной среды с внешней микроэкономической составляющей инновационной среды;

F3 - (A1 + AK + A1T + A1F + AP + AT + ARD + AM ) •[1-:--------------------------------------------] •SНК •Упб • Ки • [(_^------------------------------) / AZ ]

]• S НК ' У ПБ• Ки •[( ZlZ^L

“^max Z ф

(4)

А1, Ак, А1Т , A1F, АР, Ат, Ard , Ам - уровень инновационной активности внутренней микроэкономической составляющей

инновационной среды в части инвестиций, кадрового потенциала, информационных технологий, производственного оборудования, технологий, результатов исследований и разработок и маркетинговых исследований соответственно,

(Г( А) - среднее квадратичное отклонение элементов инновационной активности внутренней микроэкономической составляющей инновационной среды;

-Pmax - максимальное значение элементов инновационной активности внутренней микроэкономической составляющей инновационной среды;

SHK - сбалансированность внутренней микроэкономической составляющей инновационной среды по модели системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана;

УПБ - уровень платежно-технологического баланса агропромышленной компании;

Ки- коэффициент индуцирующего влияния внутренней микроэкономической составляющей инновационной среды агропромышленной компании на внешнюю инновационную среду;

Z - потенциал инновационного развития, обеспечиваемый агропромышленной компании инновационной средой,

Z^ - фактический уровень инновационного развития, реализуемый агропромышленной компанией,

- годовой темп использования агропромышленной компанией потенциала инновационного развития.

Таким образом, предложенный критерий позволяет оценить эффективность формирования инновационной среды в агропромышленных компаниях посредством определения: уровня инновационной активности для внутренней составляющей инновационной среды с учетом состояния платежно-технологического баланса агропромышленной компании; уровня использования потенциала внешней микро-макроэкономической составляющей инновационной среды.

С учетом предложенного критерия оценки эффективности формирования инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций в агропромышленных компаниях в работе была построена модель формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании.

В основе предложенной модели формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании (рис.1) лежит гармо-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA ЗІ

Выработка управляющих воздействий в интересах развития инновационной среды

Оценка

эффективно-

сти

формирования инновационной среды по составляющим

Оценка резервов

і

Оценка. резервов

і і

Обобщенная

оценка

эффектив-

ности

формиро-

вания

инновационной среды

Формирование благоприятных условий для инновационного развития компании в части: инвестиций, кадрового потенциала, информационных технологий, производственного оборудования, технологий, результатов исследований и разработок и маркетинговых исследований

Оценка

относительного

потенциала

составляющей

среды

Оценка

относительного

потенциала

составляющей

среды

Описание Описание Формирование

внешней внешней внутренней

макроэкономи- < ► микроэкономи- микроэкономиче-

ческой ческой ской составляю-

составляющей составляющей щей ИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 т 1 т і г

Оценка уровня

инновационной

активности

составляющей

среды

Оценка Оценка Оценка

сбалансирован- сбалансирован- сбалансировано-

ности элементов ности элементов сти элементов

составляющей составляющей составляющей

среды по модели среды по модели среды по модели

Портера Мэтчетта Нортона-Каплана

Г —

Оценка Оценка Оценка

адаптации согласования индуцирующего

внутренней внутренней влияния внутренней

составляющей составляющей микроэкономиче-

инновационной инновационной ской составляющей

среды к внешней среды к внешней инновационной

макроэкономиче микроэкономиче среды на внешнюю

ской ской инновационную

V составляющей составляющей среду

Оценка потенциала Оценка Оценка темпа

внутренней фактического использования

составляющей уровня агропромышлен-

инновационнои использования ной компанией

среды инновационного инновационного

агропромышленной потенциала потенциала

компании

Рис.1. Модель формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании.

низация внутренней и внешних составляющих инновационной среды и обеспечение поступательного инновационного развития агропромышленной компании за счет резерва, формируемого превышением потенциала составляющих инновационной среды фактического уровня инновационного развития с учетом его темпов в пределах горизонта планирования.

Апробация модели формирования и развития инновационной среды агропромышленной компании на примере агропромышленного комплекса «Дмитрова гора» в 2007-2010 гг. позволило добиться темпа роста: выручки - 16,7% в год, прибыли - 15,8% в год, основных активов - 10,6% в год, оборотных активов - 134,5% в год.

Литература:

1. Греков Н.И. Управление и маркетинг в АПК. - Мичуринск: Изд. МичГАУ, 2006.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 2000.

3. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник для вузов.- М.: Гардарика, 2002.

32 4Т КЙМРЭЙТНЗ ивіеЯЕМентЕЖч^нШЛА вузов.- М.: ЮНИТИ, 2004.

5. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Финпресс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.