DOI 10.24411/2077-7639-2018-10016
Маркетинговый потенциал агропромышленного комплекса Свердловской области
Разорвин И.В., Усова Н.В., Данилов Н.А.
Рассматриваются вопросы формирования и развития маркетингового потенциала агропромышленного комплекса Свердловской области. Дана краткая характеристика агропромышленного комплекса региона, выделены его ключевые аспекты с учетом как положительных, так и отрицательных тенденций развития. По результатам проведенного анализа авторами разработан ряд рекомендаций, направленных на совершенствование агропромышленного комплекса Свердловской области. В частности, выявлены проблемы внедрения инновационных технологий в производственный процесс предприятий агропромышленного комплекса и рассмотрены современные направления, придерживаясь которых возможно вывести агропромышленный комплекс на инновационное развитие, что позволит значительно снизить себестоимость предлагаемой продукции и, тем самым, повысить ее уровень конкурентоспособности на рынке, спрос на данную продукцию и прибыль предприятий агропромышленного комплекса. Рассмотрены финансовый аспект сельского хозяйства, а также мероприятия органов власти по развитию данного сектора, нашедшие свое отражение в муниципальных и федеральных программах финансирования агропромышленного комплекса Свердловской области. Авторами проведена оценка способности региона по производству сельскохозяйственной продукции в количествах, достаточных для удовлетворения потребностей потребителя, а также выделены ведущие предприятия и их программы, направленные на увеличение объёмов производства продукции, имеющей наибольший спрос на рынке региона. В процессе анализа авторами рассмотрены различные подходы к категории «маркетинговый потенциал», что позволило раскрыть понятие маркетингового потенциала региона и его роль в агропромышленном комплексе. В качестве одного из направлений совершенствования авторами предлагается модернизировать существующий подход к подготовке специалистов по маркетингу для агропромышленного комплекса, а именно обеспечить формирование профессиональных компетенций с учетом специфики данного сектора экономики, что обусловлено усилением конкуренции и роли агромаркетинга для дальнейшего развития агропромышленного комплекса региона.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Разорвин И.В., Усова Н.В., Данилов Н.А. Маркетинговый потенциал агропромышленного комплекса Свердловской области // Дискуссия. - 2018. - Вып. 91 - С. 60-68.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Агромаркетинг, производство сельскохозяйственной продукции, стратегическое планирование, инновации, сельскохозяйственные организации, маркетинговый инструментарий.
Агропромышленный комплекс Свердловской области занимает лидирующие позиции по многим отраслям на уровне не только федерального округа, но и страны в целом. Немало было сде-
лано для этого за последние годы. В частности, были внедрены высокоэффективные технологии, а также со стороны органов власти проводилась аграрная политика, направленная на формирова-
Razorvin I.V., usova N.V., Danilov N.A. Marketing potential of the agroindustrial complex of the sverdlovsk region
DOI 10.24411/2077-7639-2018-10016
Marketing Potential
of the Agroindustrial Complex
of the Sverdlovsk Region
Razorvin I.V., Usova N.V., Danilov N.A.
Issues of the formation and development of the marketing potential of the agroindustrial complex of the Sverdlovsk Region are discussed herein. It contains a brief characteristic of the agroindustrial complex of the region, its key aspects taking into account both positive and negative trends. According to the results of the analysis, the authors have developed a series of recommendations aimed at improving the agroindustrial complex of the Sverdlovsk Region. In particular, problems of the integration of innovative technologies in the production process of agroindustrial companies have been identified and modern trends supporting the innovative development of the agroindustrial complex providing for a significant reduction of the cost of products and subsequent enhancement of their competitiveness in the market, the demand for these products, and profits of enterprises of the agroindustrial complex have been discussed. The financial aspect of the agricultural sector, as well as activities of the authorities aimed at the development of the sector, reflected in municipal and federal programs of financing the agroindustrial complex of the Sverdlovsk Region, have been discussed. The authors have assessed the region's ability to produce agricultural products in quantities sufficient to meet the needs of the consumers, as well as highlighted the leading enterprises and their programs aimed at increasing the output volume of the products with the greatest demand in the regional market. In the course of the analysis, the authors have reviewed various approaches to the marketing potential category, which helped to open up the concept of the marketing potential of the region and its role in the agricultural sector. As one of the improvement focuses, the authors propose to upgrade the existing approach to training marketing professionals for the agroindustrial complex, namely to ensure the development of professional competences taking into account the specifics of this sector due to the increased competition and enhanced role of the agromarketing for the further development of the agroindustrial complex of the region.
FOR CITATION APA
Razorvin I.V., Usova N.V., Danilov N.A. (2018). Marketing Potential of the Agroindustrial Complex of the Sverdlovsk Region. Diskussiya [Discussion], 91, 60-68.
ние и развитие потенциала агропромышленного комплекса (АПК) региона.
Ситуация в агропромышленном комплексе и достигнутые результаты показывают, что мероприятия, направленные на достижение стратегической цели по повышению продовольственной безопасности, обоснованы и дают положительные результаты. Развиваются действительно приоритетные направления, и государственная
KEYWORDS
Agromarketing, agricultural production, strategic planning, innovations, agricultural organizations, marketing tools.
поддержка, нацеленная на это, используется эффективно.
Агропромышленное производство Свердловской области включает более 320 сельскохозяйственных организаций, более 500 предприятий, производящих пищевые продукты, 730 крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более 306 тыс. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство [1].
Сельскохозяйственные товаропроизводители специализируются на производстве молока, мяса, яйца, картофеля, овощей и фуражного зерна. Предприятиями-производителями пищевых продуктов предлагается весь ассортимент продукции, представленный на рынке Свердловской области. Это мясная, молочная, масложировая, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, кондитерская, макаронная, спиртово-алкогольная, пи-вобезалкогольная, рыбная продукция.
Обеспеченность населения разной сельскохозяйственной продукцией собственного производства различна. В частности, потребность населения в овощах, картофеле и яйцах полностью обеспечена, молочной продукцией только на 70%, а мясопродуктами и зерном - на 55% и 25% соответственно [2].
Приоритетной отраслью в области является животноводство, и именно по этому направлению достигнуты высокие результаты: по объему производства молока в сельскохозяйственных организациях Свердловская область стабильно входит в первую десятку по России и занимает первое место среди субъектов Уральского федерального округа, а продуктивность дойного стада стабильно выше среднероссийского показателя более чем на 1 тыс. кг (2016 год: РФ — 5140 кг, Свердловская область — 6159 кг). На первом месте в молочной отрасли - СПК «Килачевский»: уже второй год превышает 10-тысячный рубеж продуктивности коров. В целом по области 61 организация в 2017 году надоила более 6 тыс. кг молока от одной коровы (в 2016 году — 62) [2].
Свердловская область является дефицитным регионом с точки зрения самообеспеченности молоком для конечного потребления. По данным «Карты дефицита молока - 2017», Свердловская область занимает третье место в рейтинге самых дефицитных регионов, уступая только Московской области с городом Москва и Ленинградской области с городом Санкт-Петербург.
Дефицит молока-сырья в регионе в 2017 году составил 385,7 тыс. тонн. Вместе с тем, стоит отметить, что дефицит из года в год сокращается. В 2017 году дефицит уменьшился на 83,8 тыс. тонн по сравнению с 2013 годом. Отчасти это связано со снижением показателя потребления молочной продукции (в пересчете на молоко) на душу населения на 2% по сравнению с 2013 годом до 216,13 кг на душу населения в 2017 году [2].
Однако в значительной степени сокращение дефицита обусловлено ростом производства молока в регионе. В 2017 году предприятия Свердловской области произвели 550 тыс. тонн молока, что на 2,8% больше, чем в 2016 году, и на 13,6% превышает показатель 2013 года [2].
Растут и объемы переработки молока. Так, в 2017 году предприятия области переработали 531,5 тыс. тонн сырого молока, что превышает показатели 2016 года на 3,2%. В сравнении другими регионами Российской Федерации Свердловская область занимает девятое место по объемам переработки молока. При этом производство молочной продукции в пересчете на молоко по результатам 2017 года составило 633,4 тыс. тонн. Данный показатель превышает показатели 2014 и 2016 годов на 18,6% и 3,2% соответственно. Свердловская область продемонстрировала самый быстрый рост производства сыров и сырных продуктов в пересчете на молоко в стране. Рост в 2017 году по сравнению с 2014 годом составил 1835,34%, объем производства в 2017 году достиг 76 тыс. тонн. Свердловская область стала примером региона, который в условиях эмбарго смог фактически с нуля начать производство сыров и сырных продуктов, нарастив производство с очень незначительных объемов до реальных показателей [2].
В 2017 году в области собрано 598 тыс. тонн зерна, 680 тыс. тонн картофеля и 160 тыс. тонн овощей открытого грунта [ 2 ].
980
1000
500
■ Зерно
■ Картофель
Овощи открытого грунта 2016 2017
Рис. 1. Производство зерна, картофеля, овощей открытого грунта, тыс. тонн
Razorvin I.V., usova N.V., Danilov N.A. Marketing potential of the agroindustrial complex of the sverdlovsk region
Одним из перспективных направлений является овощеводство. Особенно выращивание овощей защищённого грунта (томаты и огурцы). Яркий пример — ООО «УГМК-Агро». Предприятие в конце 2017 года построило первую очередь инновационного тепличного комбината площадью 17,5 гектаров, к концу 2018 планируется завершить вторую очередь, а также в планах до 2021 года строительство фермы по содержанию дойных коз [ з ]. После реализации данных инвестиционных проектов в регионе ожидается повышение обеспеченности овощами защищённого грунта. На прилавках появится сыр местного производства от коз альпийской породы. Также планируется создание многофункциональных комплексов, которые будут включать в себя единый центр диспетчеризации входящих и исходящих потоков продукции, объединять функции приёмки, хранения и обработки продукции, что позволит обеспечивать предприятия торговли, объекты социального и общественного питания свежей продукцией.
В 2017 году на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года» направлено 10 866,9 млн р. (с учетом всех источников), или 86,9% от планируемой суммы. В том числе из федерального бюджета — 1143,6 млн р. (100,3%), областного — 3575,0 млн р. (99,8%). Изначально на выполнение мероприятий госпрограммы планировалось направить 12 498,5 млн р. (за счет всех источников), в том числе из федерального бюджета — 1139,9 млн р., из областного бюджета — 3583,9 млн р. [2].
В результате отрасли удалось достигнуть следующих результатов: валовой объём продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2017 год составил 77,7 млрд р., или 100,1% к прошлому году (113,9% к запланированному показателю). Среднемесячная номинальная заработная плата в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2017 год составила 23 500 р., или 100% к плану, производительность труда в сельском хозяйстве — 2 080 тыс. р. на одного сотрудника (123,8%) [2].
Конечно, имея такую положительную динамику, не всегда можно выделить определенную актуальность разработки новых мероприятий по совершенствованию деятельности в агропромышленном комплексе.
Но по некоторым пунктам отставание от намеченной цели всё же имеется.
Во-первых, недостаточная удовлетворенность потребности населения в молочной продукции, а также в мясопродуктах и зерне.
Во-вторых, недостаточный уровень самообеспеченности молоком для конечного потребления.
В-третьих, недостаточный уровень кооперации фермерских хозяйств и производителей молочной продукции.
Одним из вариантов решения существующих проблем авторам видится активное внедрение маркетинга в деятельность предприятий АПК. Маркетинговый подход направлен на выявление неудовлетворенного скрытого спроса и предложение рынку товаров и услуг, которые будут востребованы потребителем. Это позволит не только улучшить экономические показатели деятельности предприятий АПК, но и повысить уровень лояльности потребителей к агропромышленным фирмам региона.
Приходится констатировать тот факт, что маркетинговый подход предприятиями агропромышленного комплекса используется недостаточно и не так активно, как этого требует современная ситуация в данном секторе экономики.
Маркетинг в АПК получил название агромар-кетинга. Его специфика заключается в систематическом исследовании агропромышленного рынка и ключевых факторов, которые могут оказывать непосредственное влияние на темпы экономического роста предприятий АПК, а также в построении оптимальной системы товародвижения и позиционирования производимой продукции в первую очередь на внутреннем рынке, а затем уже и на внешних рынках.
В агромаркетинге выделяются следующие направления:
— маркетинг средств производства для сельскохозяйственной сферы и перерабатывающей промышленности;
— маркетинг сельскохозяйственного сырья, поставляемого на перерабатывающие предприятия сельскохозяйственными организациями;
— маркетинг продовольственной продукции, представленной конечному потребителю на предприятиях розничной торговли.
Агромаркетинг выступает в качестве локомотива формирования и развития маркетингового потенциала в агропромышленном комплексе.
Различные аспекты формирования и развития маркетингового потенциала территории представлены в ряде научных трудов, но при этом данное направление исследований является малоизученным [4, 5, 6, 7, 8, 9].
Маркетинговый потенциал определяет конкурентоспособность, а также эффективность работы в современных условиях определенной территории, что связано с имиджем территории и ее популярностью среди других субъектов. Применение маркетингового подхода к вопросам развития области предполагает решение различных вопросов, в частности, улучшения качества предлагаемых товаров и экономических показателей предприятий агропромышленного комплекса региона, повышения качества питания населения в соответствии с современными стандартами и спросом, а также иных жизненно важных проблем.
Возникает необходимость в изучении социально-экономического развития региона, особенностей развития его АПК, так как именно от них зависит дальнейшее определение стратегических ориентиров для регионального агропромышленного комплекса. Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что уровень внедрения маркетинговых инструментов в сельском хозяйстве Свердловской области недостаточно высокий, и для развития агропромышленного комплекса субъекта федерации необходимы принятие и реализация управленческих решений, способных вывести предприятия агропромышленного комплекса на новый уровень, для чего требуется реализация мониторинга состояния аграрного сектора региона. Современное состояние и тенденции развития Свердловской области являются ключевым направлением улучшения качества жизни населения региона, что обусловлено следующим.
Во-первых, развитие Свердловской области является многомерным и многоаспектным процессом, рассматриваемым с точки зрения совокупности различных маркетинговых целей, основой которого выступает улучшение качества жизни населения региона.
Во-вторых, маркетинговое развитие региона определяет необходимость решения различных вопросов, в частности, увеличения доходов и снижения уровня бедности населения, улучшения качества образования, питания, здравоохранения, оздоровления окружающей среды, обеспечения равенства возможностей, расширения личной свободы, обогащения культурной жизни и прочих.
В-третьих, в основе развития маркетингового потенциала АПК Свердловской области лежат некоторые условия, характерные для данной территории, представленные, прежде всего, в виде ресурсов. Стратегическое планирование развития АПК является основой улучшения агропромышленного комплекса региона, а успешность развития АПК Свердловской области связана со стабильностью развития территории.
В основе стратегического планирования развития территории лежит маркетинговый потенциал, а именно процесс его формирования и развития.
Устойчивость маркетингового потенциала территории - это способность поддерживать уровень благосостояния без резких колебаний. При этом должны приниматься во внимание перспективы, будущее состояние системы, то есть появляется необходимость в оценке не только достигнутого уровня, но также способности системы к изменениям. Данная задача может быть решена лишь при условии комплексного анализа факторов экономического роста каждой конкретной территории. Эффективность маркетинговой деятельности возможно обеспечить только в том случае, если будут учитываться все сведения об особенностях ведения аграрного бизнеса в области, включая производство, переработку и продажу продукции. Если на одном из данных этапов системы происходит сбой в обеспечении информацией, можно говорить о том, что дальнейшие оценки неточны и не принесут максимально полезного эффекта. Так как процесс производства сельскохозяйственной продукции достаточно долгий, то реагировать своевременно на изменения достаточно сложно, особенно в условиях, когда западные компании уже наладили производство. В маркетинговой деятельности в сфере АПК следует учитывать природные условия, рабочий период в сельском хозяйстве, сезонность, многообразие форм собственности, недостаток специалистов в сфере аграрного маркетинга, недостаточный уровень маркетингового обеспечения в сельском хозяйстве [10].
На сегодняшний момент для многих агропромышленных предприятий маркетинг выступает в качестве инструмента обеспечения успешного функционирования в новых экономических условиях. Использование маркетинга дает возможность перестроить собственную деятельность с учетом требований, которые предъявляются рынком. Эффективность маркетинговой деятельности
razorvin I.V., usova N.V., danilov N.A. marketing potential of the agroindustrial complex of the sverdlovsk region
проявляется в таких направлениях, как технология, осуществление организации исполнения функций маркетинга, ценообразование, исследование зависимости цены от спроса и предложения, рыночная координация, внедрение нового товара с обоснованной ценой и затратами, обеспечение устойчивости и роста прибыли агропромышленного предприятия. В агропромышленном комплексе существует зависимость от условий по годам и сезонам, что требует стандартизации сельскохозяйственной продукции и ее сортировки, назначения цены в зависимости от качества продукта. Непредсказуемость показателей определяет существенное давление на маркетинговую логистику предприятий, особенности в части применения емкостей хранилищ, загрузки перерабатывающих и торговых предприятий. Сезонность производства предъявляет особые требования к осуществлению хранения, оказывает влияние на доставку продукции к потребителям, сроки транспортировки, неравномерность загрузки транспорта, что изменяет в существенной степени затраты маркетинга [11].
На процесс формирования маркетингового потенциала агропромышленного комплекса существенное влияние оказывают различные факторы. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, это агропромышленная продукция, которая относится к товарам первой необходимости, имеющим ограниченный срок хранения.
Во-вторых, сезонный характер производства продукции. Так, производство базового сельскохозяйственного сырья осуществляется только в весенне-летний сезон, в то время как производство конечной продукции не имеет сезонности и может производиться в течение всего года, что требует организации правильного взаимодействия сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий.
В-третьих, использование современных инновационных технологий в процессе производства агропромышленной продукции.
В-четвертых, высокий уровень конкуренции на рынке и отсутствие дифференциации реализуемых товаров требуют постоянного взаимодействия служб агромаркетинга с конечными потребителями.
Применение агромаркетинга является достаточно новым направлением в агропромышленном комплексе России, но и здесь можно выделить ряд ключевых проблем.
Первой проблемой является недостаток специалистов в области агромаркетинга. В профильных учебных заведениях не уделяют достаточного внимания подготовке специалистов в данной области. В процессе подготовки акцент сделан на классических маркетинговых инструментах, а современные прогрессивные концепции рассматриваются недостаточно. В свою очередь, спрос на высококвалифицированных специа-
листов в области агромаркетинга остается относительно высоким. Данный факт обусловлен тем, что замедление темпов роста объемов сбыта сельскохозяйственной продукции мотивирует производителей на поиск новых решений для увеличения объемов продаж и повышения доходности своей деятельности.
Необходимо разработать новую политику товародвижения продукции сельского хозяйства и с учетом реальных затрат оптимизировать прибыль между субъектами сферы производства и обращения сельскохозяйственной продукции. На уровне субъекта федерации эти функции, на наш взгляд, сможет выполнить общественный совет по агропромышленной политике и продовольственной безопасности при губернаторе Свердловской области, сформированный из представителей субъектов, участвующих в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Второй значимой проблемой является дисбаланс продовольственных товаров именно с точки зрения качественной составляющей, что выражается в значительном превышении предложения продовольственной продукции над спросом в части товаров с низким уровнем цены и качества, а также в превышении спроса над предложением относительно товаров с высоким уровнем качества и ценой.
Следовательно, одна из основных задач агромаркетинга — исследование рынков в плане нахождения баланса между объемами производства и потенциальными объемами спроса, которые бы обеспечивали максимизацию прибыли производителю и наилучшее удовлетворение потребностей потребителей в продовольственных товарах.
Максимизация прибыли позволит реинвестировать средства в развитие сельскохозяйственных и агропромышленных производств. Потребность в высокотехнологичном оборудовании достаточно велика, но у многих предприятий отсутствуют финансовые возможности на обновление основных фондов. Для многих организаций агропромышленного комплекса характерны высокая себестоимость и весьма низкая рентабельность производимой продукции, что оказывает негативное влияние на маркетинговый потенциал развития российских сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий.
Третья значимая проблема состоит в том, что в агропромышленном комплексе не применяется коммерциализация инноваций. Это также оказывает негативное влияние на использование
агромаркетинга. Обозначим предпосылки возникновения данной проблемы.
В первую очередь стоит отметить тот факт, что в агропромышленном комплексе наблюдается очень низкая инновационная активность. И это касается не только малых предприятий, но и крупных ведущих агропромышленных компаний.
Второй предпосылкой является абсолютная незаинтересованность конечного потребителя в процессе производства агропромышленной экологической продукции с использованием новых высокотехнологичных процессов, благодаря которым можно повысить качество продукции и удешевить её производство. Для потребителя важен сам продукт как результат, но при этом о процессе его производства он не задумывается.
Для того, чтобы появился стимул к развитию агромаркетинга, необходимо применять комплексный подход к процессу подготовки специалистов в области маркетинга для предприятий агропромышленного комплекса. В свою очередь, предприятиям АПК целесообразно рассматривать агромаркетинг именно как инструмент повышения прибыльности своего предприятия и внедрения инноваций в технологическую цепочку.
Еще одна проблема заключается в несправедливом распределении прибыли между субъектами АПК, где приоритетное положение не у производителей сельскохозяйственной продукции, а у переработчиков и сферы торговли.
Отдельно нужно сказать о проблеме крайней негибкости самой системы из-за размеров агропромышленного комплекса. Как любая крупная структура он медленно реагирует на изменения в обществе.
В современном обществе человек столкнулся с проблемой отсутствия выбора здорового питания. Общество постепенно поворачивается в сторону продуктов, которые выращены без применения искусственных добавок и витаминов. Речь идет, например, о животных, выращенных на травяном откорме. К сожалению, подобную продукцию могут предоставить только мелкие фермерские хозяйства, которые не способны произвести нужный объём продукции по приемлемой для конечного потребителя цене. Важным фактором является и то, что потребитель не найдет данные товары на полках обычных магазинов. Экологические товары продаются в специализированных интернет-магазинах, которые собирают в единую базу все фермерские хозяйства.
razorvin I.V., usova N.V., danilov N.A. marketing potential of the agroindustrial complex of the sverdlovsk region
Еще один фактор — современные заболевания, связанные с непереносимостью человеческим организмом лактозы, содержащейся в молочной продукции, и глютена, содержащегося в зерновых культурах. На данном этапе производство нужной продукции находится на очень низком уровне. Все, что потребитель может найти в свободном доступе — импортируемый продукт, а следовательно, цена на него завышена.
Приняв во внимание вышеперечисленное, отметим, что производство экологически чистой продукции или же продукции без содержания лактозы и глютена является достаточно дорогим, но спрос на нее растет, а значит, и предложение нужно увеличивать за счет внутреннего производства.
Для многих агропромышленных предприятий маркетинг выступает в качестве инструмента обеспечения успешного функционирования в современных экономических условиях, а его использование дает возмож-
Список литературы
1. Маркин С.А., Некрасов К.В. Особенности маркетинга в агропромышленном комплексе Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://min.usaca.ru/ uploads/article/attachment/2597/Маркин_C_А.__Некрасов_К._В._ Особенности_маркетинга_в_агропромышленном_комплексе_ Свердловской_области.pdf (дата обращения: 11.10.2018).
2. Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://mcxso.midural. ru/uploads/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D 0%B7%2B%D0%9F%D0%A4%D0%94%2B%D0%B7%D0%B0% 2B2017%2B%D0%B3%D0%BE%D0%B4%2B%2B%D0%B4%D0 %BB%D1%8F%2B%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0. pdf (дата обращения: 10.10.2018).
3. Пресс-центр ООО «УГМК-Агро» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ugmk.com/press/news/ (дата обращения: 18.11.2018).
4. Толстых Д.В. Маркетинговый потенциал как фактор социально-экономического развития территории: автореф. ... дис. канд. экон. наук. Москва, 2013. 24 с.
5. Усова Н.В. Теоретические аспекты выявления и формирования маркетингового потенциала потребительского рынка крупного города // Вопросы управления. 2016. № 2 (39). С. 144-149.
References
1. Markin S.A., Nekrasov K.V. Osobennosti marketinga v agro-promyshlennom komplekse Sverdlovskoj oblasti [Features of marketing in the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region] [Electronic resource]. Access mode: http://min.usaca.ru/
uploads/article/attachment/2597/Markin_S._A.__Nekrasov_K._V._
Osobennosti_marketinga_v_agropromyshlennom_komplekse_ Sverdlovskoj_oblasti.pdf (access date: 11.10.2018). (in Russian)
2. Ministerstvo agropromyshlennogo kompleksa i prodovol'st-viya Sverdlovskoj oblasti [Ministry of Agriculture and Food of the Sverdlovsk Region] [Electronic resource]: ofic. sajt. Access mode: http://mcxso.midural.ru/uploads/%D0%90%D0%B-
ность перестроить собственную деятельность с учетом требований, которые предъявляются рынком.
Агропромышленный комплекс является важнейшей частью народного хозяйства. Его продукция составляет около 80% товаров народного потребления. Уровень и качество развития агропромышленного комплекса во многом определяют и влияют на уровень благосостояния страны в целом.
Таким образом, формирование и развитие маркетингового потенциала агропромышленного комплекса Свердловской области должно быть основано на поддержке со стороны органов власти предприятий агропромышленного комплекса субъекта федерации, а также на активном внедрении и развитии агромаркетинга как на самих предприятиях агропромышленного комплекса, так и в профильных учебных заведениях с точки зрения подготовки специалистов соответствующего профиля.
6. Айба Б.Э., Салихова Я.Ю. К вопросу об оценке маркетингового потенциала территории // Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50). С. 224-226.
7. Жердева О.В. К вопросу формирования и оценки маркетингового потенциала территории // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2007. № 2. С. 237-240.
8. Кривенко А.Н. Сущность и роль маркетингового потенциала территории в управлении территориальными образованиями // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 3 (42). С. 318-320.
9. Целых Т.Н. Маркетинговый процесс и формирование маркетингового потенциала локальной экономической системы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 3 (113). С. 99-103.
10. Федоров М.В., ОсовскихА.Н. Обеспечение продовольственной безопасности населения как основа сельскохозяйственной политики Свердловской области // Экономика региона. 2016. №4. С. 31-46.
11. Волкова С.А., Тинякова В.И. Современные грани территориального маркетинга // Перспективы науки. 2013. № 4 (43). С. 78-82.
D%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%2B%D0%9F%D0%A4% D0%94%2B%D0%B7%D0%B0%2B2017%2B%D0%B3%D0%BE %D0%B4%2B%2B%D0%B4%D0%BB%D1%8F%2B%D1%81%D0-%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0.pdf (access date: 10.10.2018). (in Russian)
3. Press-Centr OOO «UGMK-Agro» [Electronic resource]. Access mode: https://www.ugmk.com/press/news/ (access date: 18.11.2018). (in Russian)
4. Tolstyh D.V. Marketingovyj potencial kak faktor social'no-eko-nomicheskogo razvitiya territorii [Marketing potential as
a factor in the socio-economic development of the territory]: avtoref. ... dis. kand. ekon. nauk. Moskva, 2013. 24 p. (in Russian)
5. Usova N.V. Teoreticheskie aspekty vyyavleniya i formirovaniya marketingovogo potenciala potrebitel'skogo rynka krup-nogo goroda [Theoretical aspects of identifying and shaping the marketing potential of the consumer market of a large city] // Voprosy upravleniya. 2016. № 2 (39). pp. 144-149. (in Russian)
6. Ajba B.E., Salihova Ya.Yu. K voprosu ob ocenke marketingovogo potenciala territorii [On the issue of assessing the marketing potential of the territory] // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2014. № 2 (50). pp. 224-226. (in Russian)
7. Zherdeva O.V. K voprosu formirovaniya i ocenki marketingovogo potenciala territorii [On the issue of the formation and assessment of the marketing potential of the territory] // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2007. № 2. pp. 237-240. (in Russian)
8. Krivenko A.N. Sushchnost' i rol' marketingovogo potenciala territorii v upravlenii territorial'nymi obrazovaniyami [The
Информация об авторе
Разорвин И.В., доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Усова Н.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Данилов Н.А., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 13.11.2018
Дата принятия к публикации: 20.12.2018
© Разорвин И.В., Усова Н.В., Данилов Н.А., 2018.
essence and role of the marketing potential of the territory in the management of territorial entities] // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2014. № 3 (42). pp. 318-320. (in Russian)
9. Celyh T.N. Marketingovyj process i formirovanie marketingovogo potenciala lokal'noj ekonomicheskoj sistemy [Marketing process and the formation of the marketing potential of the local economic system] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2014. № 3 (113). pp. 99-103. (in Russian)
10. Fedorov M.V., Osovskih A.N. Obespechenie prodovol'stven-noj bezopasnosti naseleniya kak osnova sel'skohozyajstven-noj politiki Sverdlovskoj oblasti [Ensuring food security of the population as the basis of the agricultural policy of the Sverdlovsk region] // Ekonomika regiona. 2016. №4. pp. 31-46. (in Russian)
11. Volkova S.A., Tinyakova V.I. Sovremennye grani territori-al'nogo marketinga [Modern facets of territorial marketing] // Perspektivy nauki. 2013. № 4 (43). pp. 78-82. (in Russian)
Author Info
Razorvin I.V., Dr. Econ. Sciences, Professor, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Usova N.V., Cand. Econ. Sciences, Senior Lecturer of the Department of Economics and Management (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Danilov N.A., Postgraduate (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Article Info
Received for publication: 13.11.2018 Accepted for publication: 20.12.2018
© Razorvin I.V., Usova N.V., Danilov N.A., 2018.