Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности агропромышленного предприятия в контексте научного знания'

Факторы конкурентоспособности агропромышленного предприятия в контексте научного знания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / AGRICULTURE / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансуров Руслан Евгеньевич

Предлагается подробный анализ существующих подходов к определению факторов конкурентоспособности предприятия. Предлагается авторская классификация факторов применительно к деятельности агропромышленных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Agroindustrial Enterprise Competiveness in the Context of Scientific Knowledge

The detailed study of the existing approaches to the definition of enterprise's competitiveness factors is offered. The authoring classification of the factors with reference to activity of agroindustrial enterprise is presented

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности агропромышленного предприятия в контексте научного знания»

Экономические науки

УДК 332.1

Мансуров Руслан Евгеньевич Ruslan Mansurov

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

FACTORS OF AGROINDUSTRIAL ENTERPRISE COMPETIVENESS IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Предлагается подробный анализ существующих подходов к определению факторов конкурентоспособности предприятия. Предлагается авторская классификация факторов применительно к деятельности агропромышленных предприятий

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, экономическая эффективность

The detailed study of the existing approaches to the definition of enterprise’s competitiveness factors is offered. The authoring classification of the factors with reference to activity of agroindustrial enterprise is presented

Key words: competition, competitiveness, agriculture, economic efficiency

В настоящий момент не существует единых критериев оценки конкурентоспособности предприятия, как и нет единого мнения у ученых и практических специалистов по поводу факторов, влияющих на конкурентоспособность. Напротив, проведенная оценка ряда научных источников говорит о существовании различных мнений по этому поводу. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Основоположник теории конкуренции М. Портер [1] факторы конкурентоспособности напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия, он представляет в виде нескольких больших групп:

1) людские ресурсы;

2) физические ресурсы;

3) ресурсзнаний;

4) денежные ресурсы;

5) инфраструктура.

Рассматривая другие подходы к определению факторов конкурентоспособности предприятия, следует отметить работу В. Грибова и В. Грузинова [2], где конкурентоспособность предприятия авторы рассматривают в зависимости от ряда групп факторов:

1) технико-экономические, включающие качество, продажную цену, затраты на эксплуатацию или потребление продукции, услуг. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.;

2) коммерческие, включающие условия реализации товаров на конкретном рынке: конъюнктуру рынка, предоставляемый сервис, рекламу, имидж фирмы;

3) нормативно-правовые, отражающие требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).

В целом, соглашаясь с значимостью приведенных факторов, отметим, что остались не учтенными внешние факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия. Рассмотрение только приведенных составляющих оставляет без внимания влияние финансовых, структурных, системных, операционных, интеллектуальных и др. факторов.

Более глубокий, комплексный подход предложен H.A. Коленковой [3]. Автор пишет, что всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия можно подразделить на две группы:

1) эндогенные (внутренние) для предприятия;

2) экзогенные (внешние) для предприятия.

С учетом времени всю совокупность факторов конкурентоспособности можно подразделить на:

1) факторы состояния (статические факторы);

2) факторы развития (динамические факторы).

Таким образом, верхний уровень иерархии факторов конкурентоспособности образует четыре группы факторов: статические и динамические, эндогенные и экзогенные факторы конкурентоспособности предприятия.

Важнейшими обобщенными статическими эндогенными факторами конкурентоспособности являются следующие признаки предприятия:

1) масштаб производства;

2) эффективность использования факторов производства (ресурсоемкость, производительность труда, капиталоемкость производства и других видов хозяйственной деятельности);

3) состояние производственного аппарата и технологий (в разрезе всех стадий хозяйственной деятельности, начиная от НИОКР и заканчивая сопровождением продукции у потребителя);

4) квалификационный уровень персонала;

5) характеристики ассортимента и качества продукции;

6) финансово-экономическое состояние предприятия и его инвестиционный потенциал;

7) инновационный потенциал предприятия.

К динамическим факторам конкурентоспособности предприятия целесообразно отнести показатели динамики отмеченных статических характеристик. Это показатели трендов, приросты, темпы роста и прочие динамические характеристики временных рядов соответствующих статических эндогенных показателей состояния предприятия.

В качестве наиболее существенных экзогенных факторов конкурентоспособности предприятия H.A. Коленкова [3] выделяет следующие:

1) состояние рынка факторов производства;

2) конъюнктура рынка продукции и товаров-заменителей;

3) состояние финансовых и фондовых рынков;

4) налоговый пресс на предприятии, а также особенности прочих видов хозяйственного законодательства (таможенное, экологическое законодательство, законодательство об охране труда идр.);

5) состояние производственной, транспортной, информационной инфраструктуры в регионе дислокации предприятия, а также в регионах его деятельности (включая рынки поставщиков и потребителей продукции);

6) состояние научно-технической инфраструктуры и характеристики инновационной деятельности в регионе дислокации предприятия (стране);

7) инвестиционныйклимат;

8) макроэкономическая ситуация в стране и за рубежом;

9) политическая обстановка в стране и в регионах деятельности поставщиков и потребителей.

Признавая, что данный подход представляет определенный научный интерес и претендует на системность взглядов, отмечая также правильность рассмотрения влияния внутренних и внешних факторов, а также определенную новизну в рассмотрении факторов состояния и факторов развития, следует отметить, что в данной модели не находит отражения ряд существенных составляющих. Так, среди эндогенных (внутренних) факторов не учтены факторы, характеризующие системы внутренних коммуникаций в компании, управления, маркетинга, продаж и т.д., а также эффективность существующих информационных технологий и систем и др. Также составляющая, связанная с эффективностью деятельности сотрудников, представлена лишь квалификационным уровнем персонала. Среди экзогенных (внешних) факторов не учтено влияние экологической и социальнопсихологической составляющей.

Другой подход предложен А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе [4], в нем предлагается рассматривать восемь факторов конкурентоспособности предприятия. Это:

1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2) качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

3) цена товара с возможной наценкой;

4) финансы (собственные и заемные);

5) торговля, рассматриваемая с точки

зрения коммерческих методов и средств деятельности;

6) послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

7) внешняя деятельность предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия предвидеть запросы будущих потребителей и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Однако в данном подходе не учтено влияние интеллектуальных, трудовых, социально-психологических и экологических факторов.

Переходя к рассмотрению факторов, влияющих на конкурентоспособность агропромышленных предприятий, интересным является мнение И.А. Минакова [5] (рис. 1). Он рассматривает факторы конкурентоспособности продукции АПК как составляющие более общего понятия

— конкурентоспособности агропромышленного предприятия.

В данном случае актуальным является учет протекционистской политики по отношению к отечественным товаропроизводителям, а также признание важности эффективной организации, управления производством и инновационной деятельности в вопросе формирования конкурентоспособности продукции. Однако остаются неучтенными такие составляющие, влияющие на конкурентоспособность продукции АПК, как социально-психологическое восприятие отечественного продукта, его экологичность, а также степень развития интеллектуального потенциала компании.

Рис. 1. ФакторыконкурентоспособностипродукцииАПК, предложенные И.А. Минаковым [5]

Рассмотрим также подход к определению факторов конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса, предложенный С.Н. Буториным [3] (рис. 2).

Автор рассматривает факторы конкурентоспособности молочно-продуктового предприятия. Однако в качестве ключевых факторов конкурентоспособности, относящихся к группе «Мотивация и стабильность персонала», выделено только три. При этом не учитывается влияние корпоративной культуры, перспектив развития для работника и т.д. В целом, само выделение только группы «Мотивация и стабильность персонала» представляется нам подходом, оставляющим без рассмотрения такие важ-

ные аспекты деятельности компании, как интеллектуальный потенциал, интеллектуальная собственность компании, наличие «Корпоративной памяти» и т.д.

Таким образом, на основе аналитического рассмотрения существующих подходов, определяющих факторы конкурентоспособности предприятия, была сформирована следующая классификация.

1. По месту возникновения все конкурентные преимущества можно разделить на факторы внутреннего окружения, факторы внешнего ближнего окружения и факторы внешнего дальнего окружения. В общем случае к внутренним факторам относятся механизмы организации, которые определяют ее конкурентоспособность. К внешним

факторам ближнего окружения относятся факторы, характеризующие взаимодействие компании с ее ближним окружением: поставщиками, подрядчиками, потребителями, партнерами и т.д. К внешним факто-

рам дальнего окружения относят факторы влияния дальней внешней среды: государственной политики, мировых тенденций, действий конкурентов ит.д.

I--------------------------

Факторы общей конкурентоспособности

Надежность производственной деятельности

I--------------------------

Факторы целевой конкурентоспособности

1. Организационно-правовая форма

2. Поголовье коров, голов

3. Продуктивность, кг/голову

1. Удельный вес коров в стаде, %

2. Выход приплода на 100 маток, голов

3. Падеж скота к обороту стада, %

Мотивация и стабильность персонала

1. Размер среднемесячной заработной платы, руб.

1. Средний возраст работника, лет

2. Коэффициент Джинни (показывает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен «0», для абсолютного неравенства он равен «1». Рост коэффициента Джинни свидетельствует о нарушениях воспроизводственного процесса в сфере распределения перераспределения валовой добавленной стоимости)

Эффективность производственной и коммерческой деятельности

1. Коэффициент специализации

2. Качество молока (выраженное ценой), руб/т

3. Производительность труда, руб/чел.

1. Энерговооруженность, л.с. (КВт)/чел.

2. Коэффициент обновления фондов

3. Налогоемкость доходов

Финансовое состояние и структура активов

1. Чистые активы, тыс. руб.

1. Коэффициент автономии

2. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками

3. Коэффициенттекущей ликвидности

4. Коэффициент рентабельности собственного капитала

Рис. 2. Ключевые факторы конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса, предложенные С.Н. Буториным[3]

2. По степени контролируемости воздействия все факторы конкурентоспособности делятся на контролируемые, неконтролируемые и условно-контролируемые (влияющие). Под контролируемыми факторами предлагается понимать конкурентные преимущества, на которые данная экономическая система может оказывать какое-либо воздействие. К ним относятся факторы взаимодействия с внутренней средой компании.

Неконтролируемые — это те преимущества, которые возникают или исчезают, независимо от данного конкретного предприятия. Тут понимаются факторы взаимодействия с внешним, дальним окружением компании. Например, государственная политика, мировые тенденции развития и т.д. К условно-контролируемым НЛП влияющим факторам следует отнести факторы взаимодействия с ближним внешним окружением компании (поставщики, потребители, партнеры и т.д.), т.е. хозяйствующие субъекты, на которые компания не оказывает прямого воздействия, но может ока-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зать некоторое влияние.

3. По направленности действия на условно-позитивные и условно-негативные факторы. Другой вариант: негативные в краткосрочном и долгосрочном периоде и позитивные в краткосрочном и долгосрочном периоде.

4. По степени зависимости от объекта управления: субъективные, объективные.

5. По характеру воздействия все факторы конкурентоспособности предприятия предлагается делить на:

— экономические и финансовые;

— управленческие и организационные;

— маркетинговые;

— социально-психологические и общественно-политические;

— управления персоналом;

— уровня развития интеллектуального капитала;

— инфраструктурные;

— экологические;

— технические и технологические;

— качества продукции.

Литература

1. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / Под ред. В.И. Щетинина. — М.: Международныеотношения, 1993.

2. Грибов В., Грузинов В. Конкурентоспособность предприятия. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/.

3. Буторин С.Н. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ижевск, 2008.

4. Оливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг. Академия рынка: маркетинг / Подред. А.Г. Худонормова. — М.: Экономика, 1994. — С. 513.

5. Минаков, И.А. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции агропромышленного комплекса // Математические и инструментальные методы: сборник научных трудов; под научной ред. проф. Б.И. Герасимова. — Таганрог: ТГТУ, 2004.

Коротко об авторе_________________________

Мансуров P.E., канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинг и экономика» Института экономики, управления и права (г. Казань), директор Зеленодольского филиала russell [email protected]

_______________________Briefly about the author

R. Mansurov, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor of Marketing and economics department, Institute of Economics, Control and Right (Kazan), Director of Zelenodolsk branch

Научные интересы: повышение конкурентоспо- Scientific interests: increase of agroindustrial enter-

собности предприятий агропромышленного комп- prise’s competitiveness

лекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.