Научная статья на тему 'Подход к реформированию агропромышленного комплекса'

Подход к реформированию агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансуров Руслан Евгеньевич

В статье предлагаются пути проведения реформационных преобразований в агропромышленной отрасли, целью которых является развитие конкуренции и как следствие повышение экономической эффективности отечественных агропромышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к реформированию агропромышленного комплекса»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Р.Е. Мансуров

ПОДХОД К РЕФОРМИРОВАНИЮ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье предлагаются пути проведения реформационных преобразований в агропромышленной отрасли, целью которых является развитие конкуренции и как следствие повышение экономической эффективности отечественных агропромышленных предприятий.

Одной из существенных проблем, не позволяющих агропромышленной отрасли выйти из кризисного состояния, является высокая себестоимость производства сельскохозяйственной продукции. В ряде случаев она не компенсируется ценой, которую готовы заплатить за нее на оптовом рынке. В целом аналогичная проблема актуальна и для переработчиков сельскохозяйственной продукции: так, сахароперерабатывающие заводы не могут компенсировать свои затраты на производство сахара-песка и получить необходимую норму прибыли в связи с низкими рыночными ценами на ввозимый сахар [1]. В такой ситуации важным является поиск путей сокращения затрат на производство. В данном случае только простая оптимизация затрат ничего не даст - слишком большим оказывается «ценовой разрыв», т.е. разница между фактической себестоимостью продукта, увеличенной на норму прибыли, и его рыночной ценой.

В настоящее время исследователи, в том числе и на государственном уровне [1-4], выделяют следующие направления реструктуризации отраслей агропромышленности:

- совершенствование размещения перерабатывающих предприятий в целях формирования специализированных зон производства и переработки основных товарных продуктов;

- приоритетная поддержка отраслей, производящих сахар, растительное масло, мясные и молочные продукты с длительным сроком хранения, преимущественно в аграрно-индустриальных регионах;

- развитие малых предприятий в отдаленных и труднодоступных районах.

Однако в данных работах, как и в большинстве других, вопросы усиления конкуренции в отрасли и повышения за счет нее экономической эффективности не рассматриваются достаточно глубоко. На рисунке представлен один из возможных механизмов решения данной проблемы. Рассмотрим концептуальную модель реформирования агропромышленной отрасли, направленную на снижение затрат на производство за счет развития конкуренции. В общем случае предлагается выделить из состава сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий непрофильные виды деятельности, т.е. передать их на аутсорсинг.

Применительно к производителям сельскохозяйственной продукции к таким видам предлагается относить:

- ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования;

- техническое обслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования;

- наладку, ремонт, обслуживание АСУ ТП;

- услуги по перевозке персонала, грузов, грузоподъемные работы (за исключением специализированной сельскохозяйственной техники);

виды деятельное™ виды деятельности

Рисунок. Концептуальная модель реформирования агропромышленной отрасли, направленная на развитие конкуренции; /...............................- направления развития конкуренции

- капитальное строительство;

- производство тепловой и электрической энергии (котельные, входящие в состав сельскохозяйственных предприятий и т.д.);

- непромышленная сфера, входящая в состав сельскохозяйственных предприятий (столовые, базы отдыха, детские сады и т.д).

В качестве непрофильных видов деятельности предприятий-переработчиков предлагается рассматривать:

- ремонт оборудования предприятия;

- техническое обслуживание оборудования;

- наладку, ремонт, обслуживание АСУ ТП;

- услуги по перевозке персонала, грузов, грузоподъемные работы и т.д. (за исключением специализированной техники);

- капитальное строительство;

- производство тепловой и электрической энергии (котельные, ТЭЦ входящие в состав предприятий переработки);

- непромышленную сферу, входящую в состав перерабатывающих предприятий (столовые, базы отдыха, детские сады и т.д.).

Даже поверхностный анализ данных видов деятельности говорит о возможности развития конкуренции между юридическими лицами, не только выделенными, например, из состава сельскохозяйственных предприятий, но и осуществляющими данную деятельность и выделенными из состава перерабатывающих предприятий. Иными словами, за возможность оказания услуг, например, по перевозке грузов сельхозпроизводителю может бороться предприятие, выделенное из состава не только этого сельхозпроизводителя, но и переработчика. Таким образом, создаются предпосылки для развития конкуренции в непрофильных для агропромышленного производства сферах деятельности. Кроме того, это позволяет усилить конкурентные преимущества непосредственно агропромышленных производителей, в том числе за счет снижения затрат на производство сельскохозяйственной продукции и продукции предприятий-переработчиков за счет вывода из штата непрофильного персонала, передачи оборудования, транспортных средств и т.д. Единственное ограничение, которое следует при этом учитывать - необходимость соблюдения основополагающего условия, при котором снижение затрат агропромышленного предприятия не должно быть меньше затрат на оказание услуг теперь уже сторонней организацией, выведенной на аутсорсинг. Иными словами, аутсорсинговая организация должна оказывать услуги материнской компании по ценам ниже не только своей себестоимости, но и себестоимости оказания данных услуг в материнской компании до передачи данной функции на аутсорсинг. Только при таких условиях произойдет снижение затрат на основное (сельскохозяйственное или перерабатывающее) производство.

Это может быть достигнуто при соблюдении двух условий:

1) аутсорсинговая компания должна входить в единый агропромышленный холдинг и подчиняться материнской или управляющей компании;

2) компенсация оказания услуг материнской компании себе в убыток (ниже своей себестоимости) должна производиться за счет освоения объемов работ, выполняемых в сторонних организациях.

При несоблюдении данных условий мероприятия по аутсорсингу непрофильных сфер деятельности приведут к противоположному - негативному - эффекту. Вследствие увеличения накладных расходов и добавления нормы прибыли услуги аутсорсинговой компании будут дороже собственного производства данных услуг.

Таким образом, чтобы избежать возможных негативных последствий, перед началом проведения аутсорсинговых реформ необходимо выполнить предварительные

Подход к реформированию агропромышленного комплекса

экономические расчеты, сформировать грамотную управленческую политику (основанную прежде всего на соблюдении первого из вышеперечисленных необходимых условий), ценовую политику (базирующуюся на соблюдении второго условия), провести маркетинговые исследования с целью определения перспектив развития выделяемых на аутсорсинг услуг в сторонних организациях и отраслях. Кроме того, необходимо быть готовым к вероятной экономической неэффективности аутсорсинга на начальном этапе реформирования, когда еще не найдены каналы освоения работ в сторонних предприятиях и отраслях. С целью минимизации данного негативного явления можно рекомендовать предварительные маркетинговые исследования востребованности данной непрофильной (для материнской компании) услуги на рынке с последующим заключением договоров о намерении с потенциальными потребителями.

Обращаясь к предложенной выше концептуальной модели, отметим, что в целом реализация предлагаемых аутсорсинговых мероприятий позволит выделить так называемых «чистых» производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, т.е. тех хозяйствующих субъектов, из себестоимости продукции которых исключены затраты на непрофильную деятельность. Тем самым создаются условия для более равноправной конкурентой борьбы между производителями. Ведь в настоящее время большинство агропромышленных производителей - это своего рода гиганты, концентрирующие и значительные ремонтные базы, и огромные автотранспортные цехи, строительные управления и т.д. В качестве характерного примера можно привести сахароперерабатывающие заводы, которые проектировались и строились во времена СССР, когда основным принципом являлось лишь обеспечение надежности производственного процесса без соразмерного учета экономической эффективности. В результате отечественные производители сахара-песка в настоящее время имеют в своем составе огромные ремонтные базы, строительные и автотранспортные управления, собственное капитало- и ресурсоемкое энергетическое оборудование (котельные, тепловые электрические централи) и т.д. При этом сезон переработки сахарной свеклы, т.е. период, когда завод непосредственно производит готовую продукцию, составляет всего 5-6 мес. - в остальное время предприятие занимается ремонтом оборудования, так как импорт сахара-сырца экономически невыгоден, а сахарная свекла уже вся переработана. Нетрудно догадаться, что в таких условиях производство сахара-песка будет неэффективным: себестоимость за счет такого непрофильного «утяжеления» настолько высока, что рыночная цена сахара-песка не может ее покрыть.

Далее, следуя предложенной выше концептуальной модели реформирования агропромышленной отрасли, необходимо рассмотреть основы создания оптового рынка сельскохозяйственной продукции, который регулировался бы государством.

Не секрет, что в настоящее время цена, предлагаемая сельскохозяйственным производителям за продукцию, в целом не компенсирует их затраты на производство. В настоящее время автор не видит возможности выхода из этой ситуации без непосредственного государственного участия в виде государственных дотаций. Основная проблема заключается в следующем. В предложенной выше концептуальной модели представлены розничные рынки - на них отечественная продукция (сельскохозяйственная и продукция переработки) сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны импортных товаров, которые в ряде случаев предпочтительнее по качеству и по цене. Это связано с тем, что зарубежный товаропроизводитель лучше российского по производственным, технологическим, логистическим, управленческим, маркетинговым и другим показателям. Такая ситуация сохраняется до сих пор, и если в дальнейшем государственная поддержка не будет оказана, невозможно будет догнать западных конкурентов.

Итак, розничные рынки с сильной конкуренцией диктуют низкую цену готовой продукции. Соответственно переработчики, оставляя себе компенсацию своих затрат на производство и норму прибыли, предлагают сельхозпроизводителям закупать сырье по ценам ниже себестоимости его производства (выращивания). Таким образом, между сельскохозяйственными производителями и переработчиками образуется так называемый «ценовой разрыв», который, по нашему мнению, необходимо скомпенсировать государственными дотациями. В противном случае сельское хозяйство не сможет выбраться из кризиса.

В целом регулируемый государством рынок сельскохозяйственной продукции должен устанавливать единые закупочные цены на сельскохозяйственное сырье на каждый сезон. Они обеспечат баланс интересов: с одной стороны, переработчика (за счет учета цен на свою готовую продукцию, себестоимость и норму прибыли), с другой - сельскохозяйственного производителя (за счет учета его затрат на производство, увеличенных на норму прибыли, а также выделенных государственных дотаций). Фактически этот рынок может быть создан путем возрождения системы заготовительных контор, существовавшей в советское время.

Следуя приведенной схеме, отметим, что мероприятия по аутсорсингу непрофильных сфер деятельности (и это указывалось выше) также актуален для переработчиков. Таким образом, агропромышленная отрасль не выйдет из кризиса без адекватной поддержки государства. С этой целью необходимо:

- создать государственно регулируемый оптовый рынок сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий сбалансированность экономических интересов производителей сельскохозяйственной продукции, переработчиков и государства;

- выделить государственные дотации, которые должны предоставляться на основе сбалансированности вышеперечисленных интересов на оптовом рынке;

- создать механизм государственного регулирования, который должен учитывать наценку переработчиков и сельскохозяйственных производителей, обеспечивающую их дальнейшее развитие, а также учитывать наличие в наценке инвестиционной составляющей и составляющей, направляемой на развитие интеллектуального капитала агропромышленной компании;

- ввести эффективную систему контроля за целевым использованием инвестиционной составляющей и составляющей на развитие интеллектуального капитала, заложенной в цену сельскохозяйственной продукции.

Тем самым будут созданы государственные, так сказать «внешние», предпосылки и механизмы для развития отрасли. Однако основную работу по повышению конкурентоспособности производители должны проводить самостоятельно. В качестве главного способа для этого может служить интеграция с финансовыми институтами и наукоемкими организациями в единые агропромышленные холдинги. Это позволит, в том числе, развить интеллектуальный капитал агропромышленных компаний, являющийся, по мнению автора, так называемым «стержнем», который должен вывести из кризиса агропромышленную отрасль.

Литература

1. Сулейманов РА. Моделирование управления региональным свеклосахарным комплексом АПК (на примере Республики Татарстан) //Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ижевск, 2007.

2. Гречкина Т.В. Организационно-экономические компоненты развития предпринимательства в пищевой промышленности //Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

3. Буторин С.Н. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса //Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ижевск, 2008.

4. Гордеев А.В.Кадровый потенциал АПК// Государственная служба. 2008, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.