I 3-2007
обусловлен токсическим действием выделяемого через гломерулярную мембрану конъюгированного билирубина. Неконъюгированный билирубин, будучи тесно связанным с альбумином плазмы, практически не фильтруется, а скапливается в большом количестве в интерстиции, нарушая функцию канальцев и интерстиция, обусловливает деструкцию сосочковой зоны. Гипербилирубинемия, а также операции на желчных путях в связи с механической желтухой издавна считались одной из основных причин развития ГРС. Механическая желтуха с резким повышением билирубина и
декомпрессивные операции ведут к развитию почечной недостаточности, а в ряде случаев к необратимой картине ГРС. По данным Ашетю А. й а1. (1981), о влиянии гипербилирубинемии на функцию почек говорит тот факт, что летальность в группе больных острой почечной недостаточностью на фоне желтухи составляет 57 %, тогда как без нее - 42 %. Авторы показали, что частота смертельных исходов соотносится с уровнем гипербилирубинемии. Так, при содержании билирубина в сыворотке свыше 342 мкмоль/л летальность составила 85 %, а ниже 171 мкмоль/л - 33 %. Поэтому особенно важна быстрая оценка данных клинических и биохимических анализов для определения состояния больного и применения адекватной лечебной тактики. В этом случае на помощь приходят современные статистические методы, которые позволили разработать новые эффективные подходы к лечению этой достаточно тяжелой группы больных.
Глубина гомеостатических нарушений отражает тяжесть морфо-функциональных нарушений в печени. Тяжесть же этих изменений находится в прямой зависимости от длительности холестаза и уровня билирубинемии при обтурации желчных путей, что приводит к значительным функциональным и морфоструктурным поражениям почек. Важную роль в этом играют методы предоперационной подготовки, что подтверждено нашими экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями за 154 больными.
Для изучения влияния билирубинемии на электролитный калий-натриевый баланс и функции почек использовали методы доказательной медицины, в частности параметрической статистики (критерии Фридмана с конкордацией Кендалла, метод Барда, построение тернаровских графиков). При построении тернаровских графиков зависимости трех переменных от константы, в качестве которой взяли суточный диурез, исходные данные выявили влияние билирубина на уменьшение натрия в плазме, что приводит к межклеточному отеку и является началом снижения суточного диуреза, хотя еще нет явного калий-натриевого дисбаланса. При этом чем длительнее желтуха и выше билирубинемия, тем более выражен калий-
натриевый дисбаланс и снижение суточного
ф
диуреза.
Хирургическое лечение после
многокомпонентной 3-6-дневной предоперационной подготовки, направленной на снижение билирубинемии до субнормальных цифр, приводит к нормализации калий-натриевого дисбаланса со снижением калий-уреза и нормализацией суточного диуреза. Следовательно, проведенная
предоперационная подготовка способствует снижению билирубинемии и гепатогенной интоксикации, нормализации электролитного баланса, улучшению фильтрационной и реабсорбционной способности почек. После хирургической операции без предоперационной подготовки по данным тернаровских графиков отмечено отсутствие положительной динамики суточного диуреза с выраженным калий-натриевым дисбалансом вследствие задержки натрия в организме и повышенным выделением калия с мочой. То есть даже на фоне снижения билирубина само по себе билиодекомпрессивное вмешательство является одной из причин развития гепаторенального синдрома с последующим хроническим повреждением органов, что соответствует данным литературы и подтверждено морфофункциональными исследованиями печени и почек.
Отдаленные результаты показали, что у 48,4 % больных, оперированных без предоперационной подготовки (контрольная группа), хронические заболевания печени выявлены у 52,5 %, а почек - у 40,7 %. В основной группе хроническая патология печени была у 40,2 %, а почек - у 14,3 % больных.
Таким образом, эффективность методов доказательной медицины в выявлении факторов, способствующих развитию гепаторенального синдрома, подтверждена как клинико-лабораторными, так и морфологическими данными.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В. Б. Мандриков, А. Н. Голубев, А. П. Воронин
Волгоградский государственный медицинский университет
В современных условиях развитие информационной инфраструктуры становится определяющим звеном в инновационной составляющей деятельности образовательного учреждения. Кроме того, включение Российских вузов в Болонский процесс требует организации системы оценки качества образования, что неизбежно связано с обработкой огромных массивов данных. Волгоградский государственный
медицинский университет не является исключением и активно развивает сферу применения
Ф
34
телекоммуникаций и компьютерных систем в своей деятельности.
В настоящее время нет ни одного факультета, кафедры или подразделения, где бы не использовались различные информационные системы. Первоначально наиболее интенсивно развивалась автоматизация хозяйственно-экономической деятельности и сегодня все управленческие структуры вуза полностью автоматизированы. В последствии информатизация затронула учебную деятельность, как правило, в отношении компьютерного тестирования знаний учащихся как наиболее формализованной формы, легко поддающейся автоматизации. С развитием мультимедийных технологий появилась
возможность компьютерного сопровождения процесса обучения. И на сегодня на кафедрах ВолГМУ широко распространены не только компьютерные системы тестирования знаний, но и электронные материалы для иллюстративного сопровождения лекционных и семинарских занятий, а также множество обучающих программных систем и электронных учебников.
Базой для внедрения информационных технологий в образовательную деятельность служит увеличение парка вычислительной техники. Количество персональных компьютеров в период с 2000 по 2007 год увеличилось более чем в 2 раза. Ежегодно вводится в эксплуатацию по 1-2 компьютерных класса. Общее количество компьютерных классов к 2007 году достигло 23 единиц, в которых сосредоточено около 250 компьютеров. На этих компьютерах при проведении занятий студенты используют учебные и тестирующие программы, а также изучают применение вычислительной техники в медицине и здравоохранении. Каждый второй компьютер ВолГМУ подключен к сети Интернет, тогда как в 2003 году соотношение между компьютерами, установленными локально, и терминалами с выходом в сеть Интернет, составляло 1 к 4.
В то же время одним из сдерживающих факторов дальнейшего развития информатизации становится отставание транспортной инфраструктуры от потребностей пользователей. Это особенно актуально для ВолГМУ, где функционирует 49 учебных баз, расположенных во всех районах Волгограда. Для решения этой проблемы производится формирование распределенной корпоративной компьютерной сети (ККС) и активно развивается сфера применения современных средств связи и телекоммуникаций. В частности, с 2002 года эксплуатируется оптический канал передачи данных, используемый для телефонии и трафика Интернет, а также с целью подключения удаленных учебных корпусов к корпоративной сети вуза. В 2007 году организован доступ в корпоративную сеть с помощью технологии беспроводной сети Wi-Fi в главном учебном корпусе.
Однако для эффективного использования вычислительной техники в современном
Ф
3-2007 |
инновационном вузе наличие соответствующего аппаратного обеспечения и транспортной инфраструктуры является необходимым, но недостаточным условием. Реальная польза от применения компьютеров в учебном процессе может быть получена только при создании информационно -образовательной среды,
включающей соответствующее современным требованиям программное обеспечение и актуальную учебно-медицинскую информацию.
В настоящее время основными направлениями применения информационных систем в учебной деятельности ВолГМУ являются следующие:
• управление учебным процессом и качеством подготовки специалистов;
• компьютерное тестирование знаний;
• использование электронных учебников и учебных систем;
• виртуальные лаборатории и тренажеры;
• дистанционное образование;
• применение телемедицинских технологий в учебных целях.
В каждом из этих направлений реализован ряд проектов, которые активно развиваются и совершенствуются. Среди них наиболее значимыми являются: информационный комплекс учебного управления "ИСКРА", автоматизация
деятельности научно-медицинской библиотеки с помощью системы Магс8рЬ, создание телемедицинского центра ВолГМУ, обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет для всех преподавателей и студентов, официальный сайт ВолГМУ "www.volgmed.ru", включающий форум и чат, корпоративные информационные ресурсы электронных учебных материалов "e-learn.volgmed.ru",
компьютерного тестирования знаний "mcss.volgmed.ru", дистанционного образования "dist.volgmed.ru" и ряд других.
Стратегической целью развития информатизации ВолГМУ является создание системы внедрения новейших образовательных и медицинских технологий в деятельность университета и продвижения собственных инновационных разработок на рынок образовательных и медицинских услуг. Ее реализация обеспечивается на основе принятой в мае 2007 года 6-летней программы развития информатизации ВолГМУ.
Основными направлениями этой программы являются:
1) расширение возможностей получения и использования электронной учебной информации;
2) повышение качества обучения специалистов на основе современных достижений медицинской науки и практики;
3) совершенствование системы подготовки квалифицированных специалистов университета, владеющих современными информационными технологиями;
4) развитие информационной инфраструктуры ВолГМУ.
Таким образом, внедрение информационных ф
35
I 3-2007
технологий в Волгоградском медицинском университете создает базу для использования единой информационно-образовательной среды, которая позволит улучшить качество учебного процесса и повысить уровень знаний специалистов практического здравоохранения.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕКЦИОННОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСАХ ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ
С. С. Маскин, Э. А. Пономарев,
A. В. Запорощенко, Я. В. Надельнюк, Н. К. Ермолаева, Д. С. Лопастейский,
B. В. Матюхин, Н. И. Фетисов
Волгоградский государственный медицинский университет
Характерной тенденцией развития высшего образования в настоящее время является поиск и разработка новых эффективных механизмов оптимизации обучения, соответствующих динамике современного общества, новым научным достижениям и темпам формирования информационных потоков. Представление учебного материала - неотъемлемая составляющая дидактического процесса образования. В этой связи одним из направлений повышения эффективности лекционного и практического курсов становится применение инновационных технологий в области представления учебной информации.
Наш опыт использования современных средств обучения позволяет говорить о том, что наиболее эффективными в приобретении теоретических знаний являются мультимедийные технологии. Сам термин "мультимедиа" предполагает не только интеграцию аудиовизуальной информации в различной форме (текст, графика, рисунки, видеофрагменты и т. д.), но и использование ее в виде интерактивного диалога с возможностью выбора линии развития представляемого сюжета или ситуации. Очевидны преимущества данного подхода: информативность, мобильность и компактность; эффективность в обучении (воздействие на несколько каналов получения информации); универсальность и
многофункциональность; интерактивность (в т.ч. использование в самостоятельной работе).
Кафедра госпитальной хирургии ВолГМУ уже более трех лет активно внедряет информационные технологии в учебный процесс: чтение лекций и проведение практических занятий в виде мультимедийных презентаций российским и зарубежным студентам старших курсов лечебного факультета (в т.ч. и англо-язычному отделению), врачам-интернам и клиническим ординаторам по специальности № 040126 "Хирургия". За это время прочитано более ста лекций и проведено около тридцати практических занятий и семинаров.
Обязательным требованием к лекции считаем реализацию следующих дидактических принципов: научности, системности, проблемного подхода,
Ф
равноправного сотрудничества, обратной связи, наглядности, информационной ценности учебного материала, алгоритмизации целевых установок, межпредметных связей и прогнозирования стереотипных трудностей.
В лекционном курсе освещаются наиболее значимые, сложные и недостаточно полно изложенные вопросы клинической хирургии: осложнения острого аппендицита, грыж, заболевания ободочной и прямой кишки, хирургическая инфекция и сепсис, эндотоксикоз в хирургии, язвенная болезнь и болезни оперированного желудка, заболевания поджелудочной железы, травмы груди и живота и другие. В ряде случаев (особенно в последипломном обучении) мы практикуем чтение проблемных лекций. Они ориентированы на активное восприятие излагаемого материала, творческую работу, развитие интеллектуальных способностей студентов.
В условиях отсутствия тематических больных, а зачастую и простой невозможности их демонстрации на лекции мы имеем технические средства для создания фото- и видеоматериалов (в т. ч. и на основе собственного клинического опыта).
Реализация принципа наглядности предполагает тщательный отбор и дизайн слайдов, оптимальный размер букв, фон, анимацию, продолжительность и содержание видеосюжетов. Презентация не должна содержать больших текстовых массивов -информационный объем слайда не должен быть чрезмерно загруженным. Объемные таблицы рекомендуется представлять в виде логичной последовательности нескольких слайдов.
Используются информационно-цельные
предложения. Заслуживает внимания и практика использования элементов диалогической речи в монологическом высказывании. Изложению каждого раздела предшествует вопрос или серия вопросов лектора по разбираемой теме. Фото- и видеоматериалы способствуют более
эффективному приобретению знаний, их усвоению и систематизации.
Чтение лекций на английском языке (46 часов) также, в свою очередь, имеет ряд особенностей: произношение новых медицинских терминов обычно не воспринимается студентами на слух, поэтому лекции обязательно должны сопровождаться не только иллюстрациями (занимающими до 1/3 объема), но и текстовыми фрагментами, содержащими в сжатой форме текст лекций и ее главные моменты.
Таким образом, мультимедийные технологии способствуют комплексному восприятию информации, повышению уровня знаний студентов, интернов и клинических ординаторов, а у преподавателей уменьшают репродуктивно-вербальную деятельность и увеличивают время для индивидуальной творческой работы. Привлечение студентов к оформлению и структурированию учебного материала по госпитальной хирургии также
повышает уровень осмысленности его восприятия. ф
36