Научная статья на тему 'Методы доказательной медицины в выявлении факторов нарушения функций почек при механических желтухах'

Методы доказательной медицины в выявлении факторов нарушения функций почек при механических желтухах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашаева М. Д., Ибекенов О. Т., Бутримова С. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы доказательной медицины в выявлении факторов нарушения функций почек при механических желтухах»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

клинических дисциплин. Традиционная схема подготовки подразумевала проведение практических занятий и семинаров, на которых студенты непосредственно общались с больными, приобретали навыки обследования, постановки диагноза и осваивали теоретические знания. Важной фигурой в этой ситуации был преподаватель, который руководил студентами, определял темп их подготовки.

Однако такой подход наряду с явными преимуществами отличался и определенными недостатками. К числу недостатков относится ограниченная способность студента к активной самостоятельности и целеустремленности в усвоении учебной дисциплины. Преподаватель часто доминирует над мышлением формирующегося специалиста и тем самым тормозит его развитие. Чтобы избежать этой негативной тенденции в рамках Болонской системы, которая вводится во всех европейских странах и России, предполагается предоставить студентам большую свободу. Либерализация будет касаться изучаемых предметов, последовательности их освоения, учебной литературы, предназначенной для занятий. Преподавателю предлагается роль тьютора -наблюдателя и консультанта, помощника студента. Такой подход к подготовке специалистов возник не случайно. Рынок требует подготовки уникальных специалистов, обладающих нестандартным мышлением, способных очень гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру. В медицине это тоже важно. Несмотря на предстоящее сокращение официальной номенклатуры специальностей медицинского профиля, потребность во врачах узких направлений остается. Мировая тенденция характеризуется потребностью готовить широких специалистов, способных, благодаря гибкой системе подготовки в университете и правильному подбору учебных программ последипломной подготовки, приобретать какие-то уникальные направления деятельности. Такой высококвалифицированный и хорошо знающий свою дисциплину специалист будет востребован лечебными учреждениями или сможет организовать частную практику.

Одним из способов подготовки врача новой формации станет, например, внедрение дистанционной модели. Возможности введения такой модели обучения обозначены Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий". До получения диплома дистанционная модель будет предназначена для консультирования студентов по сложным вопросам, для организации более удобных процедур контроля. В настоящее время учебные часы по внутренним болезням тратятся на проведение текущего и итогового контроля знаний с использованием тестов. Однако с успехом можно сформировать on line тесты, которые бы основательно раскрывали все вопросы курса.

Студент в удобное время за ограниченный

ф

3-2007 |

промежуток времени мог бы их проходить. При этом можно было бы широко применять режимы тренировки и сдачи зачета. Это позволило бы высвободить учебное время для освоения прикладных разделов, уменьшило бы нагрузку педагогов.

Перспективным является создание виртуальных тренажеров, которые бы моделировали реальные клинические ситуации, особенно неотложные. Здесь студенту можно было бы предложить арсенал средств амбулатории или палаты интенсивной терапии и проверить, сумеет ли он их применить для решения задачи спасения жизни больного.

В Иркутском государственном медицинском университете активно внедряются современные образовательные технологии. В частности, широко используются компьютерные обучающие программы. Например симулятор "Аускультация сердца", разработанный Д. А. Микитенко, О. П. Пархоменко при участии А. Н. Калягина.

С 2004 года осуществляется очно-заочное обучение с использованием дистанционных технологий на факультете "Менеджмент в здравоохранении, медицинское право, медицинская биохимия" по специальности "сестринское дело". Для реализации дистанционной модели используется разработанная в Иркутском государственном медицинском университете система "ГЕКАДЕМ 2.0". В ней реализованы информационные блоки и блоки контроля обучения (тесты с выбором готовых ответов и с подстановкой, индивидуальные задания, семинары). Эффективность и удобство этой методики привлекают внимание студентов, что обеспечивает стабильно хороший набор на новый факультет.

Таким образом, внедрение элементов дистанционного обучения среди студентов медицинских университетов является не только данью времени, но и эффективным современным способом обучения, позволяющим осуществлять активное преподнесение знаний и оценивающим их усвоение.

МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОРОВ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЧЕК ПРИ МЕХАНИЧЕСКИХ ЖЕЛТУХАХ

М. Д. Катаева, О. Т. Ибекенов, С. Ш. Бутримова

Институт медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Несмотря на более чем полуторавековую историю изучения вопроса, до сих пор нет единого подхода к своевременной диагностике и лечению гепаторенального синдрома (ГРС). Патогенез поражения почек при заболеваниях печени сложен и недостаточно выяснен. Механизм повреждения почек при холестазе в значительной степени

Ф

33

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

I 3-2007

обусловлен токсическим действием выделяемого через гломерулярную мембрану конъюгированного билирубина. Неконъюгированный билирубин, будучи тесно связанным с альбумином плазмы, практически не фильтруется, а скапливается в большом количестве в интерстиции, нарушая функцию канальцев и интерстиция, обусловливает деструкцию сосочковой зоны. Гипербилирубинемия, а также операции на желчных путях в связи с механической желтухой издавна считались одной из основных причин развития ГРС. Механическая желтуха с резким повышением билирубина и

декомпрессивные операции ведут к развитию почечной недостаточности, а в ряде случаев к необратимой картине ГРС. По данным Ашетю А. й а1. (1981), о влиянии гипербилирубинемии на функцию почек говорит тот факт, что летальность в группе больных острой почечной недостаточностью на фоне желтухи составляет 57 %, тогда как без нее - 42 %. Авторы показали, что частота смертельных исходов соотносится с уровнем гипербилирубинемии. Так, при содержании билирубина в сыворотке свыше 342 мкмоль/л летальность составила 85 %, а ниже 171 мкмоль/л - 33 %. Поэтому особенно важна быстрая оценка данных клинических и биохимических анализов для определения состояния больного и применения адекватной лечебной тактики. В этом случае на помощь приходят современные статистические методы, которые позволили разработать новые эффективные подходы к лечению этой достаточно тяжелой группы больных.

Глубина гомеостатических нарушений отражает тяжесть морфо-функциональных нарушений в печени. Тяжесть же этих изменений находится в прямой зависимости от длительности холестаза и уровня билирубинемии при обтурации желчных путей, что приводит к значительным функциональным и морфоструктурным поражениям почек. Важную роль в этом играют методы предоперационной подготовки, что подтверждено нашими экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями за 154 больными.

Для изучения влияния билирубинемии на электролитный калий-натриевый баланс и функции почек использовали методы доказательной медицины, в частности параметрической статистики (критерии Фридмана с конкордацией Кендалла, метод Барда, построение тернаровских графиков). При построении тернаровских графиков зависимости трех переменных от константы, в качестве которой взяли суточный диурез, исходные данные выявили влияние билирубина на уменьшение натрия в плазме, что приводит к межклеточному отеку и является началом снижения суточного диуреза, хотя еще нет явного калий-натриевого дисбаланса. При этом чем длительнее желтуха и выше билирубинемия, тем более выражен калий-

натриевый дисбаланс и снижение суточного

ф

диуреза.

Хирургическое лечение после

многокомпонентной 3-6-дневной предоперационной подготовки, направленной на снижение билирубинемии до субнормальных цифр, приводит к нормализации калий-натриевого дисбаланса со снижением калий-уреза и нормализацией суточного диуреза. Следовательно, проведенная

предоперационная подготовка способствует снижению билирубинемии и гепатогенной интоксикации, нормализации электролитного баланса, улучшению фильтрационной и реабсорбционной способности почек. После хирургической операции без предоперационной подготовки по данным тернаровских графиков отмечено отсутствие положительной динамики суточного диуреза с выраженным калий-натриевым дисбалансом вследствие задержки натрия в организме и повышенным выделением калия с мочой. То есть даже на фоне снижения билирубина само по себе билиодекомпрессивное вмешательство является одной из причин развития гепаторенального синдрома с последующим хроническим повреждением органов, что соответствует данным литературы и подтверждено морфофункциональными исследованиями печени и почек.

Отдаленные результаты показали, что у 48,4 % больных, оперированных без предоперационной подготовки (контрольная группа), хронические заболевания печени выявлены у 52,5 %, а почек - у 40,7 %. В основной группе хроническая патология печени была у 40,2 %, а почек - у 14,3 % больных.

Таким образом, эффективность методов доказательной медицины в выявлении факторов, способствующих развитию гепаторенального синдрома, подтверждена как клинико-лабораторными, так и морфологическими данными.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В. Б. Мандриков, А. Н. Голубев, А. П. Воронин

Волгоградский государственный медицинский университет

В современных условиях развитие информационной инфраструктуры становится определяющим звеном в инновационной составляющей деятельности образовательного учреждения. Кроме того, включение Российских вузов в Болонский процесс требует организации системы оценки качества образования, что неизбежно связано с обработкой огромных массивов данных. Волгоградский государственный

медицинский университет не является исключением и активно развивает сферу применения

Ф

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.