Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в лекционном и практическом курсах госпитальной хирургии'

Современные информационные технологии в лекционном и практическом курсах госпитальной хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

  • … еще 3
CC BY
60
15
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маскин С. С., Пономарев Э. А., Запорощенко А. В., Надельнюк Я. В., Ермолаева Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в лекционном и практическом курсах госпитальной хирургии»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

I 3-2007

технологий в Волгоградском медицинском университете создает базу для использования единой информационно-образовательной среды, которая позволит улучшить качество учебного процесса и повысить уровень знаний специалистов практического здравоохранения. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕКЦИОННОМ И ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСАХ ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ

С. С. Маскин, Э. А. Пономарев,

A. В. Запорощенко, Я. В. Надельнюк, Н. К. Ермолаева, Д. С. Лопастейский,

B. В. Матюхин, Н. И. Фетисов

Волгоградский государственный медицинский университет

Характерной тенденцией развития высшего образования в настоящее время является поиск и разработка новых эффективных механизмов оптимизации обучения, соответствующих динамике современного общества, новым научным достижениям и темпам формирования информационных потоков. Представление учебного материала - неотъемлемая составляющая дидактического процесса образования. В этой связи одним из направлений повышения эффективности лекционного и практического курсов становится применение инновационных технологий в области представления учебной информации.

Наш опыт использования современных средств обучения позволяет говорить о том, что наиболее эффективными в приобретении теоретических знаний являются мультимедийные технологии. Сам термин "мультимедиа" предполагает не только интеграцию аудиовизуальной информации в различной форме (текст, графика, рисунки, видеофрагменты и т. д.), но и использование ее в виде интерактивного диалога с возможностью выбора линии развития представляемого сюжета или ситуации. Очевидны преимущества данного подхода: информативность, мобильность и компактность; эффективность в обучении (воздействие на несколько каналов получения информации); универсальность и

многофункциональность; интерактивность (в т.ч. использование в самостоятельной работе).

Кафедра госпитальной хирургии ВолГМУ уже более трех лет активно внедряет информационные технологии в учебный процесс: чтение лекций и проведение практических занятий в виде мультимедийных презентаций российским и зарубежным студентам старших курсов лечебного факультета (в т.ч. и англо-язычному отделению), врачам-интернам и клиническим ординаторам по специальности № 040126 "Хирургия". За это время прочитано более ста лекций и проведено около тридцати практических занятий и семинаров.

Обязательным требованием к лекции считаем реализацию следующих дидактических принципов: научности, системности, проблемного подхода,

Ф

равноправного сотрудничества, обратной связи, наглядности, информационной ценности учебного материала, алгоритмизации целевых установок, межпредметных связей и прогнозирования стереотипных трудностей.

В лекционном курсе освещаются наиболее значимые, сложные и недостаточно полно изложенные вопросы клинической хирургии: осложнения острого аппендицита, грыж, заболевания ободочной и прямой кишки, хирургическая инфекция и сепсис, эндотоксикоз в хирургии, язвенная болезнь и болезни оперированного желудка, заболевания поджелудочной железы, травмы груди и живота и другие. В ряде случаев (особенно в последипломном обучении) мы практикуем чтение проблемных лекций. Они ориентированы на активное восприятие излагаемого материала, творческую работу, развитие интеллектуальных способностей студентов.

В условиях отсутствия тематических больных, а зачастую и простой невозможности их демонстрации на лекции мы имеем технические средства для создания фото- и видеоматериалов (в т. ч. и на основе собственного клинического опыта).

Реализация принципа наглядности предполагает тщательный отбор и дизайн слайдов, оптимальный размер букв, фон, анимацию, продолжительность и содержание видеосюжетов. Презентация не должна содержать больших текстовых массивов -информационный объем слайда не должен быть чрезмерно загруженным. Объемные таблицы рекомендуется представлять в виде логичной последовательности нескольких слайдов.

Используются информационно-цельные

предложения. Заслуживает внимания и практика использования элементов диалогической речи в монологическом высказывании. Изложению каждого раздела предшествует вопрос или серия вопросов лектора по разбираемой теме. Фото- и видеоматериалы способствуют более

эффективному приобретению знаний, их усвоению и систематизации.

Чтение лекций на английском языке (46 часов) также, в свою очередь, имеет ряд особенностей: произношение новых медицинских терминов обычно не воспринимается студентами на слух, поэтому лекции обязательно должны сопровождаться не только иллюстрациями (занимающими до 1/3 объема), но и текстовыми фрагментами, содержащими в сжатой форме текст лекций и ее главные моменты.

Таким образом, мультимедийные технологии способствуют комплексному восприятию

информации, повышению уровня знаний студентов, интернов и клинических ординаторов, а у преподавателей уменьшают репродуктивно-вербальную деятельность и увеличивают время для индивидуальной творческой работы. Привлечение студентов к оформлению и структурированию учебного материала по госпитальной хирургии также

повышает уровень осмысленности его восприятия. ф

36

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

Преподаватель, в свою очередь, получает универсальный дидактический инструмент, легко адаптируемый в условиях постоянной модернизации образования. Подобная технологическая и дидактическая гибкость позволяет рассматривать электронные презентации в качестве средства повышения эффективности лекционного и практического курсов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. И. Петров, М. Ю. Фролов

Волгоградский государственный медицинский университет

Интерес к теме информационных технологий в мире в целом и в России в частности огромен. Разделы, посвященные этой проблеме, есть в любой современной отрасли - научной, производственной, образовательной или культурной. Они активно развиваются и являются предметом пристального внимания прогрессивной части человеческого сообщества.

Тем не менее, по мнению многих исследователей, такая достаточно консервативная сфера деятельности человека, как образование и обучение, еще не готова к широкомасштабному применению информационных технологий. Причина тому - короткий исторический отрезок времени их применения (35-40 лет), что недостаточно для осознания и реализации возможностей информационных технологий в образовании и обучении. Опыт использования компьютеров и компьютерных сетей в учебном процессе за рубежом имеет более длительную историю, нежели у нас. Однако даже наиболее экономически развитые страны не накопили достаточного опыта и результатов образовательных экспериментов для выдачи обоснованных рекомендаций по применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании и обучении.

Медицинское образование еще более консервативно, нежели какое-либо другое. В то же время определенные успехи в этой области у Российской Медицинской высшей школы есть. На наш взгляд, на сегодняшний день актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий в высшем медицинском образовании:

• компьютеризация организационно-экономической деятельности в медицинском вузе (бухгалтерия, документооборот, бизнес-планирование и т. д.);

• компьютеризация организации учебной работы в медицинском вузе (электронное расписание, система оперативного учета успеваемости и т. д.);

• развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное

Ф

3-2007 |

обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих и контролирующих систем);

• создание, развитие и распространение информационно-справочных систем для работы преподавателя (различные электронные справочники и атласы по учебным дисциплинам, обновляемые базы данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам);

• создание, развитие и распространение динамически обновляемых (электронных) руководств по специальности;

• подготовка врачей, способных применить современные информационные технологии на своем рабочем месте;

• создание связей и обмена опытом в обсуждаемом предмете с другими вузами, развитие вузовского интернет-сообщества (создание и развитие сайтов, интернет-конференций, списков рассылки и т. д.);

• развитие системы телеконференций для полноценного взаимодействия и обмена опыта со специалистами вузов других стран и регионов;

• создание, развитие и распространение информационных технологий в лечебном процессе в условиях клиник и лечебных баз вузов.

Опыт развития каждого из перечисленных направлений развития информационных технологий имеется в нашем университете, это наш сегодняшний день.

Несомненно, существующие проблемы информационного обеспечения студентов, врачей и преподавателей отражают общегосударственные беды - недостаток финансирования, региональную разобщенность и необходимость активного участия в процессе современно мыслящих руководителей среднего звена на местах.

В то же время все зависит не только от финансирования. В ряде случаев даже при создании хорошей материальной базы не происходит качественного скачка в области применения информационных технологий. На сегодняшний день необходимо указать на недостаточную активность использования компьютерной техники в отдельных вузах и лечебных учреждениях, отставание информационного обеспечения специалистов государственного сектора в регионах, расслоение специалистов по возможности доступа к информации (что особенно характерно для регионов).

Преподаватели медицинских вузов в силу особенности самой специальности, требующей обширных знаний и частого их обновления, в известном отношении являются "информационной элитой". Один только факт: более 90 % имеющихся в Волгограде врачебных электронных адресов принадлежат именно сотрудникам ВолГМУ. Ими же поддерживаются основные медицинские Интернет-проекты нашего региона. В основных подразделениях вуза оснащены компьютерные

Ф

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.