Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГБОУ ВО «ЮУРГИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГБОУ ВО «ЮУРГИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ / СТРУКТУРА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / СТРУКТУРА «ПОЛОЖЕНИЯ О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Екатерина Владимировна

Представлено описание разработки и реализации программы «Тьюторского сопровождения» для Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского». Проанализированы современные предпосылки и тенденции в российском образовании, обусловившие необходимость оформления и реализации профессии тьютора в образовательных организациях. Рассматриваются ключевые регламентирующие нормативные документы, послужившие основанием для разработки «Положения о тьюторском сопровождении» в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского». Разработана и описана структура Положения и порядок его утверждения. Понятия «тьюторское сопровождение» определено как педагогический процесс, обеспечивающий достижения условий для принятия обучающимся наиболее оптимальных решений в различных ситуациях, ориентирование в образовательном пространстве, самоопределение и самоактуализацию в выборе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE TUTOR'S SUPPORT PROGRAM IN SOUTH URAL STATE INSTITUTE OF ARTS OF P.I. TCHAIKOVSKY

It is described the development and implementation of the «Tutor support» program for the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky». The article analyzes the current prerequisites and trends in Russian education, which dictated the need for the design and implementation of the tutor profession in educational organizations at the present time, the author considers the main regulatory documents that served as the basis for the development of the «Regulations on tutor support» in the State Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky». The purpose is outlined, the structure of the Regulation and the procedure for its approval are developed and described. Having studied the literature, having analyzed the concepts formulated by different authors in modern pedagogical studies that study aspects of tutor support, we take as a basis the following formulation of the concept: by "tutor support", we understand the pedagogical process that provides conditions for students to make optimal decisions in various situations, orientation in the educational space, self-determination and self-actualization in the choice of professional activity. The main conclusions are formulated and the structure of tutor support is presented, which, in our opinion, is possible for implementation on the basis of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГБОУ ВО «ЮУРГИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-146-150

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ

ПРОГРАММЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В ГБОУ ВО «ЮУрГИИ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»

© Екатерина Владимировна Колесникова

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского

г. Челябинск, Россия

[email protected]

Аннотация. Представлено описание разработки и реализации программы «Тьюторского сопровождения» для Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского». Проанализированы современные предпосылки и тенденции в российском образовании, обусловившие необходимость оформления и реализации профессии тьютора в образовательных организациях. Рассматриваются ключевые регламентирующие нормативные документы, послужившие основанием для разработки «Положения о тьюторском сопрово -ждении» в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского». Разработана и описана структура Положения и порядок его утверждения. Понятия «тьюторское сопровождение» определено как педагогический процесс, обеспечивающий достижения условий для принятия обучающимся наиболее оптимальных решений в различных ситу -ациях, ориентирование в образовательном пространстве, самоопределение и самоактуализацию в выборе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, программа тьюторского сопровождения, положение о тьюторском сопровождении, структура тьюторского сопровождения, структура «Положения о тьюторском сопровождении».

Для цитирования: Колесникова Е.В. Особенности формирования и внедрения программы тьюторского сопровождения в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 89. № 6. С. 146-150. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-146-150

PEDAGOGY

(specialty: 13.00.08)

Original article

Features of formation and implementation of the tutor's support program in South Ural State Institute of Arts of P.I. Tchaikovsky

© Ekaterina V. Kolesnikova

South Ural state humanitarian pedagogical university. Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]

Abstract: It is described the development and implementation of the «Tutor support» program for the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky». The article analyzes the current prerequisites and trends in Russian education, which dictated the need for the design and implementation of the tutor profession in educational organizations at the present time, the author considers the main regulatory documents that served as the basis for the development of the «Regulations on tutor support» in the State Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky». The purpose is outlined, the structure of the Regulation and the procedure for its approval are developed and described. Having studied the literature, having analyzed the concepts formulated by different authors in modern pedagogical studies that study aspects of tutor support, we take as a basis the following formulation of the concept: by "tutor support", we understand the pedagogical process that provides conditions for students to make optimal decisions in various situations, orientation in the educational space, self-determination and self-actualization in the choice of professional activi -ty. The main conclusions are formulated and the structure of tutor support is presented, which, in our opinion, is possi -ble for implementation on the basis of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky».

Key words: tutor support, the program of tutor support, the regulations on tutor support, the structure of tutor support, the structure of the «regulations on tutor support».

For citation: Ekaterina V. Kolesnikova Features of formation and implementation of the tutor's support program In South Ural State Institute of Arts of P.I. Tchaikovsky. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 89. No 6. P. 146-150. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-146-150

Введение

Актуальность работы по направлению формирования и разработки программы, которая призвана регламентировать реализацию тьюторского сопровождения в профессиональной образовательной организации высшего и среднего образования в сфере культуры и искусства продиктована текущими действующими объективными требованиями к организации образовательного процесса.

В условиях модернизации современное образование направлено на формирование креативных социальных и специальных компетентностей, необходимых в процессе формирования социально-ценных качеств личности, среди которых: самостоятельность и мобильность, ответственность и инициативность, активность [1]. Вместе с тем базовая компетенция современного человека - рефлексивная возможность помещения себя в определенную систему деятельности и социальный контекст, в том числе возможность превращения в ресурс собственных качеств и обстоятельств [6, с. 80].

Текущие требования к образовательному процессу указывают на необходимость профессиональных компетенций по сопровождению обучающихся в ходе освоения образовательных программ. По мнению ученых, например, С.В. Поповой, такие компетенции подразделяются на два вида: универсальные (сфера общего функционирования) и предметно-специализированные (функционирующие в конкретной необходимой профессиональной сфере). Исследователь приводит данную классификацию относительно реализации программ высшего образования. По нашему мнению, данная классификация актуальна и востребована и для реализации программ среднего профессионального образования.

Таким образом, модифицируются педагогические задачи, средства обучения, что приводит к необходимости включения функционала тьютора при обновлении структуры образовательного процесса, в образовательном пространстве появляются новые методы и средства в обучении.

Обсуждение

Осознание требований действующего законодательства ставит перед профессиональной образовательной организацией задачу смены парадигмы в отношении ролей преподавателя и обучающегося в процессе реализации образовательного процесса. В связи с этим в современном российском образовании мы наблюдаем процесс развития института тью-торства, который активно разрабатывает новые педагогические и управленческие средства, несущие в себе огромный потенциал: «...средства, основанные на позиционном самоопределении и возможностях организации тьюторского сопровождения инновационной деятельности педагогов в условиях непрерывного профессионального образования» [5].

Данное положение видится особенно важным и значимым применительно к учреждениям сферы культуры, имеющим многоуровневую структуру: школа - колледж - вуз. Примером такой структуры учреждения культуры и искусства выступает ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского».

Основными документами, регламентирующими реализацию тьюторского сопровождения в профессиональной образовательной организации, в настоящее время являются нормативно-правовые акты: приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»; а

также письма Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» и Министерства науки и высшего образования РФ от 23.04.2021 г. № МН-11/1022 «О предоставлении информации о реализации программ в части наставничества в образовательной организации», ежегодный «Мониторинг эффективности деятельности образовательной организации». Эти документы послужили основанием для разработки «Положения о тьюторском сопровождении» в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. ПИ. Чайковского».

Должность «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н [8], и приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 [7], который определяет квалификационные характеристики данной должности.

К основным функциям тьютора, включенным нами в программу реализации «Тью-торского сопровождения» в данной образовательной организации, относятся:

• организация персонифицированного процесса выявления, формирования и развития познавательных интересов у обучающегося;

• персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координация и выстраивание траектории поиска информации обучающимися для самообразования;

• сопровождение процесса формирования личности (способствование формулирования личного заказа к процессу обучения, актуализации перспективных целей, задач, средств, ресурсов на их достижение);

• организация взаимодействия обучающегося с педагогическими работниками и профес-сорско-педагогическим составом института, с законными представителями обучающихся (в качестве участников образовательного процесса) для выстраивания индивидуального учебного плана обучающегося/ обучающихся, и выявления динамики и перспективы достижения выбранной траектории (анализ возможности улучшения достижения выбранной траектории развития и требуемых условий и средств для этого), содействует генерированию их творческих возможностей (особенно важно в образовательных организациях сферы культуры и искусства) и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности сообразно выявленным интересам и предпочтениям и возможностям обучающихся;

• участие в педагогических, методических советах образовательной организации и вносит необходимые и требуемые предложения для актуализации методической, организационной и творческой работы в институте, внесение предложений для собрания обучающихся, заседаний кафедр и отделений института по вопросам проведения мероприятий (творческих, воспитательных, оздоровительных и пр.), предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения.

На основе обозначенного проблемного поля сформировалась задача разработки на базе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» локального акта, регламентирующего тьюторское сопровождение, а именно «Положения о тьюторском сопровождении» (далее Положение). Решение обозначенной задачи осуществляется автором в рамках профессиональных задач (заведование отделом воспитательной работы ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского») и диссертационного исследования по изучению механизмов внедрения и особенностей реализации тью-торства в образовательных организациях сферы культуры и искусства.

Основанием для разработки данного локального акта являются: закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» № 216н от 5 мая 2008 [8] «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 г.) [7]. Положение разрабатывается в соответствии с установленной структурой: общие положения; цели и задачи; функции, организация тьюторской деятельности, права, от-

ветственность; руководство, взаимодействие с другими работниками или структурными подразделениями организации. Положение разрабатывается заведующим отделом воспитательной работы института, принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации.

Проведено исследование механизмов внедрения и особенностей реализации тьюторства в образовательных организациях сферы культуры и искусства, изучены основные положения о тьюторском сопровождении [3], методы организации [2] и практические аспекты реализации тьюторского сопровождения [4] и др. Программа тьюторского сопровождения включена в «Положение о тьюторском сопровождении», реализуемое на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского».

Функционал тьюторов таким образом потребует уточнения штатного расписания, а также должностных инструкций сотрудников института, задействованных в реализации тьюторского сопровождения. Осуществление данной работы видится возможным при взаимодействии структур института: отдела управления персоналом, отдела по воспитательной работе, отдела по учебно-методической работе, кафедр и отделений института.

Учитывая специфику вузов художественной направленности сферы культуры и искусства, тьюторское сопровождение является не просто индивидуализацией образования, как это принято считать, а поиском новых индивидуальных форм, условий для раскрытия потенциала творческой личности [3].

Тьюторское сопровождение обучающихся в вузах культуры и искусства следует рассматривать как специальную деятельность, которая заключается в поддержке индивидуального движения обучающегося, в помощи его профессиональному самоопределению и самореализации, построении траектории его развития, решении проблем в обучении, оказание психолого-педагогической помощи [3]. Выводы

В ходе решения задачи настоящей работы: разработки локального акта, регламентирующего тьюторское сопровождение, - была изучена действующая нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию тьюторского сопровождения в профессиональных образовательных организациях, разработано Положение о тьюторском сопровождении на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. Требуемые компетенции в разработке данного положения были получены автором в рамках обучения по программе профессиональной переподготовки в АНО ДПО «ВГАППССС» по направлению «Тьюторское сопровождение обучающихся».

Список источников

1. Кокамбо Ю.Д., Скоробогатова О.В. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса. - URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/tyu6torstvo-kak-novaya-forma-vzaimodeystviya-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения 20.08.2021).

2. Колесникова Е.В. Методы организации тьюторского сопровождения в образовательной организации художественной направленности // Научно-практический журнал Искусствознание: теория, история, практика. Апрель 2020. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. 2020. № 1. С. 34-39.

3. Колесникова Е.В. Тьюторское сопровождение студентов музыкальных вузов в профессиональной деятельности: Основные понятия // Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XIII Всеросийской НПК молодых ученых, аспирантов и студентов. Челябинск: ЮУГГПУ, 2020. С. 186-191.

4. Колесникова Е.В. Практические аспекты тьюторского сопровождения студентов музыкальных вузов в профессиональной деятельности // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание. Сборник научных статей. Челябинск, 2021. С. 134-140.

5. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога // Автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012. 25 с.

6. ПоповА.А. Открытое образование: философия и технологии. М., 2013. 256 с.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5477. 13 мая 2011 г.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития. «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» № 216-н от 5 мая 2008 // Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_125537/ (дата обращения 20.08.2021).

References

1. Kokambo Yu.D., Skorobogatova O.V. Tutoring as a new form of interaction between participants in the educational process. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyu6torstvo-kak-no-vaya-forma-vzaimodeystviya-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (accessed 20.08.2021).

2. Kolesnikova E.V. Methods of organizing tutor support in an educational organization of an artistic orientation // Scientific and practical journal Art Science: theory, history, practice. April 2020. Chelyabinsk. 2020.No. 1.P. 34-39.

3. Kolesnikova E.V. Tutor support of students of music universities in professional activities: Basic concepts // Environmental safety, health and education. Collection of articles of the XIII All-Russian science-practical conference of young scientists, graduate students and students. Chelyabinsk, 2020.P. 186-191.

4. Kolesnikova E.V. Practical aspects of tutoring support of students of music universities in their professional activities // Artistic work in modern culture: creativity - performance - humanitarian knowledge. Collection of scientific articles. Chelyabinsk, 2021, pp. 134-140.

5. Makhov A.P. Scientific and practical foundations of the formation of a tutor's position of a teacher // Thesis abstract. N. Novgorod, 2012.25 p.

6. PopovA.A. Open education: philosophy and technology. M., 2013.256 p.

7. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated August 14, 2009 No. 593 "On Approval of the Unified Qualification Handbook of the Positions of Managers, Specialists and Employees", section "Qualification characteristics of the positions of managers and specialists of higher professional and additional professional education" // Russian newspaper. Federal issue No. 5477. May 13, 2011

8. Order of the Ministry of Health and Social Development. "On the approval of professional qualification groups of positions of education workers" No. 216-n dated May 5, 2008 // Consultant plus: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125537/ (accessed 20.08.2021).

Статья поступила в редакцию 25.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 20.11.2021.

The article was submitted 25.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 20.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.