Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ФОРМАТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ФОРМАТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СОТРУДНИК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / HUMANITARIAN SPHERE / HUMANITARIAN EDUCATION / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / EMPLOYEE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родинова Надежда Петровна, Остроухов Владимир Михайлович, Брезняковский Владимир Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы развития гуманитарной сферы общества и составляющих ее ядро элементов, определяются подходы к формированию стратегической цели и задач данной сферы, анализируется взаимозависимость гуманитарной сферы и социально-культурных процессов в условиях постиндустриальной информационно-технологической революции, тенденции гуманитарной сферы как гаранта социальной сплоченности и развития человека. Делается вывод о том, что подход индустриального общества не соответствует быстротекущим изменениям, решение современных проблем требует знаний и умений междисциплинарного характера, что способствует развитию новой особенности: каждый индивид способен выбирать и трансформировать в соответствии с меняющейся жизненной ситуацией собственную образовательную и профессиональную траекторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODERN HUMANITARIAN SPHERE OF SOCIETY IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO INFORMATION POST-INDUSTRIAL FORMAT OF INTERACTION

The article examines the development of the humanitarian sphere of society and its constituent elements, defines approaches to the formation of the strategic goal and objectives of this sphere, analyzes the interdependence of the humanitarian sphere and socio-cultural processes in the context of the post-industrial information-technological revolution, trends in the humanitarian sphere as a guarantor of social cohesion and human development. It is concluded that the approach of an industrial society does not correspond to rapid changes, the solution of modern problems requires knowledge and skills of an interdisciplinary nature, which contributes to the development of a new feature: each individual is able to choose and transform his own educational and professional trajectory in accordance with the changing life situation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ФОРМАТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ИИИИМИИИД

Doi 10.475776/2712-7516_2021_1_1_6 уДК 316.4

особенности формирования и развития современной гуманитарной сферы общества в условиях перехода к информационному постиндустриальному формату взаимодействия

Родинова Надежда Петровна,

доктор экономических наук, профессор, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Россия, г. Москва, e-mail: rodinovanr@mgutm.ru

Остроухов Владимир Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Россия, г. Москва, e-mail: v.ostrouhov@mgutm.ru

Брезняковский Владимир Сергеевич,

кандидат экономических наук, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий уни-верситет), Россия, г. Москва, e-mail: v.bereznyakovskiy@mgutm.ru

В статье рассматриваются вопросы развития гуманитарной сферы общества и составляющих ее ядро элементов, определяются подходы к формированию стратегической цели и задач данной сферы, анализируется взаимозависимость гуманитарной сферы и социально-культурных процессов в условиях постиндустриальной информационно-технологической революции, тенденции гуманитарной сферы как гаранта социальной сплоченности и развития человека. Делается вывод о том, что подход индустриального общества не соответствует быстротекущим изменениям, решение современных проблем требует знаний и умений междисциплинарного характера, что способствует развитию новой особенности: каждый индивид способен выбирать и трансформировать в соответствии с меняющейся жизненной ситуацией собственную образовательную и профессиональную траекторию.

Ключевые слова: гуманитарная сфера; гуманитарное образование; постиндустриальное общество; сотрудник; малый бизнес.

UDC 316.4

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODERN HUMANITARIAN SPHERE OF SOCIETY IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO INFORMATION POST-INDUSTRIAL FORMAT OF INTERACTION

Rodinova Nadezhda Petrovna,

Doctor of Economics, Professor, Moscow State University of Technology and Management. K. G. Razumovsky (First Cossack University), Russia, Moscow, e-mail: rodinovanr@mgutm.ru

Ostroukhov Vladimir Mikhailovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Technology and Management K. G. Razumovsky (First Cossack University), Russia, Moscow, e-mail: v.ostrouhov@mgutm.ru

Breznyakovsky vladimir Sergeevich,

Ph.D. in Economics, Moscow State University of Technology and Management K. G. Razumovsky (First Cossack University), Russia, Moscow, e-mail: v. bereznyakovskiy@mgutm. ru

The article examines the development of the humanitarian sphere of society and its constituent elements, defines approaches to the formation of the strategic goal and objectives of this sphere, analyzes the interdependence of the humanitarian sphere and socio-cultural processes in the context of the post-industrial information-technological revolution, trends in the humanitarian sphere as a guarantor of social cohesion and human development. It is concluded that the approach of an industrial society does not correspond to rapid changes, the solution of modern problems requires knowledge and skills of an interdisciplinary nature, which contributes to the development of a new feature: each individual is able to choose and transform his own educational and professional trajectory in accordance with the changing life situation.

Keywords: humanitarian sphere; humanitarian education; postindustrial society; employee; small business.

Развитие общества на современном этапе характеризуется превалированием роли человека, поскольку именно он является главным фактором, определяющим направление всех основных изменений в окружающей его разнонаправленной и неопределенной среде, в том числе в такой важной ее составляющей, как гуманитарная сфера общества. В свою очередь, гуманитарная среда также воздействует на человека, поскольку является стратегическим ресурсом, с помощью которого обеспечиваются национальные интересы государства, формируются и наращиваются ее интеллектуальный, духовный и экономический потенциалы. Это культурный фундамент общества, своеобразный генетический механизм, благодаря которому транслируется накопленный социальный опыт - именно он делает возможной для человека полномасштабную реализацию его сущностных сил, которые изначально заложены в нем самой природой.

Все это обусловливает необходимость рассмотрения роли человека в гуманитарной среде общества, а также их взаимодействия и взаимовлияния друг на друга.

Развитие гуманитарной сферы общества влияет на образование целостности нового типа, которая ориентирована на максимально результативное усвоение и применение современных достижений науки и техники. Данное продвижение общества попутно вносит изменения во все подструктуры социума, ранее перманентно присутствующие, которые становятся со временем коренными.

Все это определяет необходимость формирования всесторонне развитого и образованного интеллигентного человека, умеющего «выстраивать» долгосрочные гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми, при этом постоянно совершенствующего себя. Такое адекватное взаимодействие человека с гуманитарной сфе-

рой позволит эффективно противостоять возможным угрозам, поскольку, по мнению Э. Дюркгейма, новый виток развития общества несет в себе опасность для человека из-за возможности появления аномии [2].

Процесс перехода - это процесс неустойчивости, некоторые элементы которого могут быть настолько новыми для общества, что появляется риск возникновения хаоса. Именно в такие моменты с целью предотвращения неадекватного восприятия изменений в обществе возрастает значимость и роль элементов гуманитарной сферы, составляющих ее ядро, - культуры, образования, науки и т. д. Данные элементы выступают комплексным и своеобразным сдерживающим фактором, который определяет нестойкий, но уже присутствующий баланс равновесия общества, позволяющий нацелиться на будущее, в котором каждый человек занимает достойное место.

Как отмечают исследователи, в настоящее время в результате вхождения России в общеевропейское и мировое экономическое сообщество, происходящих в связи с этим социально-экономических изменений, связанных с переходом в эпоху постиндустриальной информационно-технологической революции к гражданскому обществу с эффективной экономикой, в функционировании гуманитарной сферы присутствует борьба противоречий. С одной стороны, характеристики развивающегося общества не ограничиваются только разнообразием социальных парадоксов, так как им противопоставлены фундаментальные приоритеты, которые являются непреходящими общечеловеческими ценностями, не зависящими от конъюнктурных и политических соображений. С другой стороны, в противовес социальной парадоксальности, мы имеем явные преимущества обеспечения учитывающей специфику ситуации и единой государственной политики в гуманитарной сфере: государственная политика наполнит все гуманитарное пространство отработанными законами и строгими нормативно-правовыми актами, которые, как показывает исторический опыт, противостоят кризисам более активно, чем разрушительные тенденции [1].

Новое время подразумевает уход старых приоритетов и появление новых, но особенность гуманитарной сферы заключается в

наличии у нее той базы приоритетов, которая не подвергается изменениям в зависимости от экономических ситуаций или политических решений. Именно упомянутая база приоритетов определяет ее доминирующие методы, формы организации, содержательную наполненность и стратегическую направленность. Как показывает опыт развития государства, самыми легко реализуемыми являются те, что касаются области организационно-управленческой политики. В большей степени именно их реализация влияет на успешность становления и развития модернизируемых элементов всей системы [2].

В современных условиях государственная политика в гуманитарной сфере должна основываться как на мировом, так и отечественном опыте в условиях непредсказуемого социально-экономического развития. Но очевиден тот факт, что в условиях перехода мира к информационному постиндустриальному формату взаимодействия, в котором расширяются масштабы и дополняются формы межкультурного общения на международном уровне, Россия выступает активным участником данного процесса, способным оказать влияние на принятие мировых решений [2].

Именно элементы гуманитарной сферы и система ее ценностей предоставляют России стратегическую возможность занять достойное место в реалиях современного мира. Этот всеобъемлющий процесс в совокупности с развитием экономики нового века позволяет акцентировать внимание на человеке как носителе личностного и профессионального потенциала, волевых качеств, высокого интеллектуального уровня, мобильности, гибкости и ответственности в принятии решений, уже сейчас являющемся основной частью капитала в каждой сфере деятельности. Это, что особенно важно, приводит к повышению научно-теоретического уровня видения и решения проблем, укреплению взаимодействия образовательных и научных учреждений, совершенствованию подготовки и повышения квалификации образовательных кадров, развитию дистанционных форм обучения, совершенствованию системы социальной защиты учащихся и работников образования. Поэтому как гуманитарная сфера страны в целом, так и отдельный человек должны быть готовы к такому вызову времени [5].

Таким образом, перед образованием в частности и гуманитарной сферой в целом возникают новые задачи, для решения которых необходимо применение академических принципов образовательных структур. Как известно, наличие каких-либо проблем в области человеческой деятельности стимулирует их решение путем создания нового знания [5; 6].

Главными элементами индустриального общества являлись армия, церковь и сельское хозяйство, доиндустриального - промышленность с фирмами и корпорациями во главе. Третьим, уже появившимся или появляющимся типом, является постиндустриальное общество, главным элементом которого выступает производящая информацию наука. Профессиональная структура общества сменяет классовую. Данный факт является причиной многих конфликтов, потому что собственность вынужденно теряет свое весомое значение как критерий стратификации, что в свою очередь приводит к следующим изменениям:

- конфликт труда и капитала (присутствующий в индустриальном обществе) заменяется конфликтом знаний и некомпетентности;

- возникают и немедленно внедряются но -вые интеллектуальные технологии;

- усиливаются тенденции к глобальной планируемости и интеграции в экономике и других сферах деятельности;

- промышленность перестает быть основой материального производства;

- рабочий класс вытесняется научно-техническими работниками, учеными, менеджерами-консультантами [1].

Становление вышеуказанных общественных отношений вызывает новые трудности:

- проявление неоднородности в обществе;

- усиление тенденции к расслоению общества;

- готовность к дальнейшему поиску методов их бесконфликтного преодоления.

Как утверждают исследователи, потенциал гуманитарной сферы способен повысить уровень консолидации, укрепив единое социокультурное пространство [2].

Далее, ответим на вопрос: на какие первоочередные потребности человека и вызовы времени должна быть готова ответить гуманитарная сфера?

Во-первых, это готовность к кардинальному изменению технологического способа производства, что подразумевает под собой следующее:

- повсеместное распространение и развитие гибких систем автоматизированных производств;

- тенденция на полную компьютеризацию всех видов трудовой деятельности и миниатюризацию техники;

- освобождение человека от физического монотонного труда с элементами жесткого подчинения машинному ритму;

- высвобождение способностей человека для их реализации в творческом процессе, умственном и интеллектуальном труде;

- реализация всего вышеперечисленного в условиях сохранения технологической многоукладности.

Исследователи установили, что на ближайшие несколько десятилетий перспективы определяются двумя процессами, взаимосвязанными и влияющими друг на друга. Первый связан с глобальными ресурсными, демографическими и технологическими переходами, способными в совокупности привести к изменениям алгоритмов человеческого развития, второй - подразумевает переход ведущих стран к шестому технологическому укладу, то есть совокупности сопряженных производств, обладающих единым техническим уровнем и развивающихся синхронно [1].

Именно объединение проблемы и кадров, способных эту проблему решить, используя собственные возможности и возможности окружающего мира, позволяет динамично развиваться различным структурам общества: академическим традициям и культуре и творчески работающим исследователям. Это приводит к переходу на новый уровень, где появляются проблемы и трудности нового порядка. В этом и заключается особенность развития - в постоянном динамичном изменении, где фундаментом для становления в новом и движении в «неизвестное и не -определенное» становится человек со своими еще не раскрытыми, но заложенными внутрь профессиональными и личностными способностями [3].

Во-вторых, возрождение и распространение малых форм производства, попутно сопровождаемое:

- укреплением многообразия форм собственности (наиболее учитывающих возможности и истинные потребности людей, а не стимулирующие те потребности, которые необходимы «гигантам» индустрий);

- постепенными потерями своих позиций монополистов;

- трансформацией форм собственности на базе систем глобальной коммуникации: мониторинг окружающей среды, транспорт, телекоммуникация.

Рост малых форм деловой активности выступает источником насыщения рынка необходимыми услугами и товарами для повышения качества жизни населения и роста эффективности производства. Это обусловлено возможностью использования малым производством мобильности производственных единиц в условиях рынка. Благодаря своей мобильности именно малые производства способны быстро занимать ниши в потребительской сфере, быстро окупаться и создавать здоровую атмосферу подлинной конкуренции [6].

Таким образом, малый бизнес является динамичной и гибкой формой реализации творческих способностей человека, способствующих раскрытию его потенциала. К сожалению, накопленный опыт в сфере малого бизнеса устарел, и задача гуманитарной сферы заключается в том, чтобы возвратить интерес к малым формам активности, наполнить его новым содержанием: проанализировать имеющийся и утерянный опыт, простимулировать образование нового и имеющего общественное звучание опыта как базиса для формирования нового поколения людей, которые готовы к личному участию в возрождении малого бизнеса. Поэтому уже сегодня наблюдается тенденция, когда крупная организация дробит свои внутренние структуры на мелкие и относительные самостоятельные, при этом сохраняя общую целостность [4].

В-третьих, на фоне появления крайних форм противоборства социальных групп и усиления социальной стратификации перед гуманитарной сферой появляется необходимость решения данных проблем следующими инструментами:

- работа по нейтрализации социальной стратификации;

- стимулирование идеи социального партнерства;

- разумное сочетание межэтнической толерантности и этнической идентичности;

- формирование элементов новой этики в духовной культуре и межличностных и межнациональных отношениях, в основе которых признание уникальности, самобытности, стремление к независимости и взаимному уважению к другим народам;

- усиление тенденций, направленных на развитие национальных и этических различий, с параллельным приоритетом этической толерантности, что в конечном итоге способствует возникновению нового содержания в национальных и социальных отношениях.

В-четвертых, в настоящее время происходит изменение представления об имеющихся методах в гуманитарной сфере как о направленных на усреднение личности, что коренным образом меняет представление о гуманитарном процессе в целом, результатом которого должна быть всестороннее развития личность, способная к творчеству.

Поэтому реалии новой современности предъявляют набор требований, которые, прежде всего, связаны с состоянием и областью развития экономики. Развитие новых технологий, постоянный рост конкуренции, уменьшение потребности в неквалифицированном труде, изменения в структуре занятости населения детально формируют обстановку, в которой как начинающему, так и опытному специалисту необходимо быть готовым к межпрофессиональному применению своих способностей на рынке труда: теперь это не одна профессия на всю трудовую жизнь, а смена и сочетание нескольких, которые находятся либо на стыке, либо весьма отдалены друг от друга.

Изменения в процессе профессионального становления населения приведут к качественному витку развития гуманитарной сферы. Индустриальное общество, уходящее в прошлое, сформировало понимание, что человек получает одну профессию раз и навсегда, именно с ней будет связана его жизнь и менять что-то в процессе работы будет невозможно или сильно затруднительно. Подход индустриального общества не соответствует быстротекущим изменениям, потому что современные проблемы для своего решения требуют знаний и умений междисциплинарного характера. Все это способствует

развитию новой особенности: каждый индивид способен выбирать и трансформировать в соответствии с меняющейся жизненной ситуацией собственную образовательную и профессиональную траекторию.

Таким образом, для всех описанных выше процессов характерны высокая степень их неопределенности, быстрота и сложность

взаимодействия, часто меняющиеся тенденции. Это обусловливает необходимость постоянного мониторинга динамики их развития с целью предвидения возникновения кризисных ситуаций в этих процессах, поскольку игнорирование данных обстоятельств может иметь крайне негативные последствия.

Список литературы:_

1. Кибанов, А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом : учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская. - Москва : Проспект, 2020. - 64 с.

2. Кязимов, К. Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие / К. Г Кязимов. - Москва : Юрайт, 2019. - 202 с.

3. Родинова, Н. П. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом в организации / Н. П. Родинова, А. А. Шергозиева, С. А. Новикова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 1 (114). - С. 1129-1131.

4. Руденко, А. М. Управление персоналом : учебное пособие / А. М. Рудено, В. В. Котлярова, А. Т. Латышева. - Москва : Феникс, 2020. - 320 с.

5. Kondratiev S. V., Pavlova N. G., Rodionova N. P., Ostroukhov V. М., Bereznyakovskiy V. S. Personalized learning as a method of moral and intellectual development in the humanitarization of the post-industrial society / Sergey Kondratiev, Natalya Pavlova, Nadezhda Rodionova, Vladimir Ostroukhov, Vladimir Bereznyakovskiy // Propósitos y Representaciones Revista de psicologíaeducativa. Journal of Educational Psychology. ISSN 2310-4635 (Enlínea). № 8, 2020. P. 679.

6. Yakovleva A. V., Denisenko A. V., Shaleeva E. F., Artemyeva S. I., Rodinova N. P., Ostroukhov V. M., Kalney M. S. Development Of Creativity As The Basis Of Innovative Activity Of A University Teacher / A. V. Yakovleva, A. V. Denisenko, E. F. Shaleeva, S. I. Artemyeva, N. P. Rodinova, V. M. Ostroukhov, M. S. Kalney. Esta publicación científica enformato digital escontinuidad de la revista impresa. 2020. № 5.

References:_

1. Kibanov A. Ya., Ivanovskaya L. V. Kadrovaya politika i strategiya upravleniya personalom : uchebno-prakticheskoe posobie, Moskva, Prospekt, 2020, 64 p.

2. Kyazimov K. G. Upravlenie personalom. Professional'noe obuchenie i razvitie, Moskva, Yurajt, 2019, 202 p.

3. Rodinova N. P., Shergozieva A. A., Novikova S. A. Social'no-psixologicheskie metody' i texnologii upravleniya personalom v organizacii, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2020, no 1 (114), pp. 1129-1131.

4. Rudenko A. M., Kotlyarova V. V., Laty'sheva A. T. Upravlenie personalom : uchebnoe posobie, Moskva, Feniks, 2020, 320 p.

5. Kondratiev S. V., Pavlova N. G., Rodionova N. P., Ostroukhov V. M., Bereznyakovskiy V. S. Personalized learning as a method of moral and intellectual development in the humanitarization of the post-industrial society, Propósitos y Representaciones Revista de psicologíaeducativa. Journal of Educational Psychology, 2020, no 8.

6. Yakovleva A. V., Denisenko A. V., Shaleeva E. F., Artemyeva S. I., Rodinova N. P., Ostroukhov V. M., Kalney M. S. Development Of Creativity As The Basis Of Innovative Activity Of A University Teacher, Esta publicación científica enformato digital escontinuidad de la revista impresa, 2020, no 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.