УДК 316.354
Буряк Виктория Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры языкознания и иностранных языков,
Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия
Лысенко Нелли Алексеевна
старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия sperling7 8 @mail .ru Victoria A. Buryak
Associate Professor of the Department of Linguistics and Foreign Languages of the
Rostov branch of the Russian State University of Justice
candidate of pedagogical sciences, associate professor
Nelly A. Lysenko
Senior Lecturer of the Department of Linguistics and Foreign Languages of the Rostov branch of the Russian State University of Justice [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
FEATURES OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF MODERN SOCIETY
Аннотация. В современном обществе стремительно
интенсифицируются процессы цифровизации во всех сферах .'государственной, экономической, социальной. Образование не может оставаться в стороне от этого процесса. Процессы цифровизации широко затронули всю сферу высшего образования - организационную, финансовую, содержательную, коммуникационную. В этой связи вопросы эффективности высшего образования (и гуманитарной его части) приобретают особую остроту. меняются требованию к форме подачи как лекционного, так и дискуссионного материала, особое значение приобретают средства визуализации. В статье предпринимаются попытки осмысления процессов цифровизации современного общества и их влияния на образовательный процесс в контексте гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: цифровизация общества, информатизация образования, проблемы преподавания, гуманитарные дисциплины, цифровая компетентность.
Abstract. In modern society, digitalization processes are rapidly intensifying in all spheres: state, economic, social. Education cannot remain aloof from this process. Digitalization processes have widely affected the entire sphere of higher
education - organizational, financial, content, communication. In this regard, the issues of the effectiveness of higher education (and its humanitarian part) become especially acute: the requirements for the form of presentation of both lecture and discussion material are changing, visualization tools are gaining special importance. The article attempts to comprehend the processes of digitalization of modern society and their impact on the educational process in the context of humanitarian disciplines.
Key words: digitalization of society, informatization of education, , teaching problems, humanitarian disciplines, digital competence.
Процесс интеграции цифровых (а это почти всегда — компьютерных), технологий наблюдается во всех сферах существования современного общества. Внедрение цифровых технологий происходит быстрее, чем внедрение любых других инновационных разработок в истории человечества: всего за два десятилетия цифровыми технологиями удалось охватить около 50 процентов населения развивающихся стран. При этом происходит объективное разделение человечества на цифровых аборигенов и тех, кто начинал свою деятельность без воздействия современных digital -технологий — цифровых иммигрантов [1].
При рассмотрении вопросов, связанных с различными аспектами цифровизации образовательного процесса мы будем опираться на модель развития цифрового общества, предложенную доктором экономических наук Грибановым Ю.И., предполагающую постепенный процесс развития цифровой экономики: от уровня цифровых данных (простой оцифровки, позволяющей оптимизировать массивы разнородной информации), — через цифровую инфраструктуру, (т.е. сетевую основу функционирования социально-экономической системы, выстроенную на основе пула цифровых технологий и их продуктов) — к цифровизации (взаимодействию пользователей цифровых технологий и соответствующих цифровых сетевых моделей). Заключительным и прогнозируемым в недалеком будущем этапом данного процесса по мнению автора является цифровая трансформация, т.е. «...процесс коренного преобразования концепции и формата функционирования социально-экономических систем всех уровней, посредством оцифровки - перевода всех ресурсов в цифровой формат (...) с целью революционного изменения (роста объемов и повышения разнообразия и качества) потребительской ценности и доступности продуктов и услуг» [2, с. 12-13].
Использование информационных технологий и интернет-ресурсов в современном образовательном процессе является «...основополагающим моментом в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения данных дисциплин» [3]. Цифровизация становится «... необходимой потребностью современной системы высшего образования» [4, с. 66]. Вполне естественно полагать, что процесс цифровизации имеет несколько уровней
существования, а, следовательно, и проблематизации. Мы можем выделить три уровня процессов цифровизации современного общества:
- цифровой инфраструктуры,
- цифровой компетентности,
- цифровой коммуникации.
Уровень цифровой инфраструктуры - это в первую очередь уровень распространения интернета и всех сопутствующих технологий. Признавая, что информация является важнейшей составляющий на макроуровне, ООН отмечает, что «...(цифровые) технологии также могут угрожать конфиденциальности, подрывать безопасность и подпитывать неравенство» [5]. В числе важнейших целей человечества ООН называет обеспечение круглосуточного доступа к системе Интернет, но при этом констатирует, что в некоторых странах доступ к Интернету находится на довольно низком уровне, причем определяет, что низкий уровень характерен для ЬВС-сопйеБ (наименее развитых стран) и составляет менее двадцати процентов от населения [6].
Уровень цифровой коммуникации - это сфера цифровой реализации повседневных рутинных практик жителями планеты. Не только зарубежные, но и российские исследователи отмечают наличие проблем цифровизации на этом важнейшем коммуникационном уровне. Ведь все нарастающее «...информационное противостояние бедного большинства и богатого меньшинства на планете и в отдельных странах, создает критические степени социально-политических напряжений, которые в условиях кризиса могут привести к самоуничтожению как государства, так и общества» [7, с. 39]. Использование информационно-коммуникативных технологий всегда оказывает «...системное воздействие на функционирование социально-экономических объектов, выступающих в качестве информационно открытых систем» [8, с. 26].
Уровень цифровых компетенций - это уровень ретрансляции накопленного опыта при учете последних инфраструктурных инноваций. Причем, на наш взгляд, образовательные системы находятся в особенном рискогенном положении, связанном в первую очередь с особенностями системы ретранслирования знаний в современном цифровом мире. К таким особенностям, мы можем отнести: высокую доступность и открытость информации практически по любым аспектам научно-технической деятельности; способность к копированию, напрямую заложенную в способе существования цифровых технологий; перманентное отставание усваиваемого внутреннего знания от увеличивающегося объема внешней информации.
Через процессы «...формирования цифровой ментальности (...), при условии сохранения и адаптации фундаментальных традиционных образовательных форм и внедрения новейших образовательных методов и инструментов», происходит закрепление существующих позитивных практик повседневности [9, с. 116-117]. Следует отметить, что не только в странах -лидерах науки и образования, но и на постсоветском пространстве
существуют образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области цифрового обучения [10].
Можно отметить некоторые особенности применения цифровых технологий на уровне Вуза: это цифровые технологии окружающей среды; цифровые технологии административно-методического обеспечения; цифровые технологии непосредственного образовательного процесса, которое тесно взаимосвязаны, но такое логическое разъединение, на наш взгляд, позволяет более эффективно выделить именно тот процесс, который контролируется в большей степени именно преподавателем. Следуя сложившейся традиции выделения гуманитарного образования в качестве части такого важнейшего явления как социальный капитал, который в свою очередь «...определяется степенью цифровизации в новых условиях» и выступает как «...объективный культурный феномен социальной реальности, определяющий возможности интенсификации мировых культурных и коммуникативных явлений» [11] мы понимаем, что преподавание гуманитарных дисциплин является важнейшей частью этих процессов, приводя к структурированию имеющегося культурного потенциала и трансформированию культурного потенциала в социальный капитал не только конкретного образовательного учреждения, но и региона, нации и всего общества в целом.
В 2019 году ООН был принят концептуальный документ о влиянии процессов цифровизации на все сферы человеческой жизни — доклад рабочей группы «The age of digital interdependence», в котором отмечается, что: «...цифровые технологии способствуют достижению целей устойчивого развития и устраняют риски социально-негативных процессов» [19, p. 5]. В этом же году ЮНЕСКО принимает документ «Структура ИКТ-компетентности учителей» . Предполагается, что современные преподаватели должны обладать большим набором (в списке более тридцати) компетенций в сфере применения информационно-коммуникативных технологий. К числу важнейших информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) можно отнести следующие компетенции:
• умение разрабатывать, модифицировать и применять в учебном процессе педагогические практики, отвечающие институциональной и (или) национальной политике, международным документам (например, Конвенциям ООН) и социальным приоритетам;
• интегрировать ИКТ в программу изучения конкретного предмета, в процесс обучения и систему оценивания, создавать благоприятную для обучения среду, в которой учащиеся могут успешно осваивать материал учебной программы с помощью ИКТ;
• сочетать различные цифровые инструменты и ресурсы с целью создания интегрированной цифровой учебной среды для развития у учащихся навыков высокоуровневого мышления и решения задач;
• применять гибкий подход к использованию цифровых инструментов для упрощения процесса совместного обучения, организации
работы с учащимся и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
• использовать технологии для взаимодействия с профессиональным сообществом в целях своего профессионального развития [13, с. 36].
Отмечается, что очень важно развивать ИКТ-компетентность на самых ранних этапах формирования профессиональной идентичности для профилактики профессиональной деформации. Важнейшим фактором такой профилактики выступает междисциплинарная интеграция, реализуемая при создании нормативной базы цифровизации образования; ресурсного обеспечения цифровизации образования; подготовке кадрового потенциала цифрового образования [14, с.13].
Цифровизация процессов преподавания в качестве важнейшей составляющей позитивного процесса снижения социальных издержек играет важную роль при переносе и усвоении актуальной научной информации. Мы согласны с типологией снижения производственных издержек из-за использования цифровых технологий, которая предполагает пять уровней оптимизации: « ...снижение затрат на поиск, снижение затрат на копирование, снижение транспортных расходов, снижение затрат на сопровождение, снижение затрат на проверку (перевод автора)» [15, p. 2]. Необходимо отметить, что подобная оптимизация возможна при существующей системе цифрового обеспечения образовательного процесса, а иначе недоверие, проявляемое к подобным курсам, может поставить под вопрос эффективность применения подобных методик [16, с. 51].
Литература:
1. Prensky Marc. Digital Natives, Digital Immigrants.-MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001.
2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции// автореф. Дисс... докт. эконом. Наук. СПб., 2019. 355 с.
3. Махмудова Н.Р. Использование инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Academy. 2018. №5 (32). С.17-19.
4. Литвин А. В. Существует ли разница в подготовке бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники в гуманитарных и технических вузах? // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. №1. C.66-71.
5. The Impact of Digital Technologies// URL: https://www. un. org/en/un 75/impact-digital-technologies
6. Build resilent infrastructure, promote inclusive and sustainable industrialization and foster innovation [Электронный ресурс] .- URL: https://sdgs. un.org/sites/default/files/2020-07/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Page_16.png
7. Левашов В. К., Сарьян В. К. Цифровизация и безопасность: проблемы и решения // Социальные новации и социальные науки. 2020. №1 (1). С. 37-46.
8. Положихина М. А. Влияние цифровизации на безопасность: от индивидуума до социума // Социальные новации и социальные науки. 2020. №1 (1). С. 9-27.
9. Коровникова Н.А. Ментальная безопасность в эпоху цифровизации // Социальные новации и социальные науки. 2020. №1 (1). С. 107-118.
10. Информатика и организация цифровизации образования/ Образовательная программа 6В01501 [Электронный ресурс].-URL: https://iitu.kz/ru/articles/6v01501-informatika-i-organizazia-zifrovizazii-obrazovania.
11. Kocheva Lyubov V., Zulfugarzade Teymur E., Aleksandrova Natalia S. Humanitarian component of professional training as factor of increasing student cultural level //Revista ESPACIOS. ISSN 0798 1015 Vol. 39 (N° 17) Year 2018.
12. The age of digital interdependence: report of the UN Secretary-General's High-Level Panel on Digital Cooperation. New York, 2019. 47 p. URL:https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf
13. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО // [Электронный ресурс] :https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000368076.
14. Пахомова Т.Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учётом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования// Дисс. к. пед. н. Улан-Удэ, 2020. 250 с.
15. Goldfarb Avi, Tucker Catherine. Digital Economics, NBER Working Paper, 2017. http://pinguet. free. fr/nber23684.pdf.
16. Дюбанова Н. В. Цифровизация профессионального образования: проблемы и перспективы // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов VI Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, Т.2., 2019. C. 49-54.
Literature:
1. Prensky Marc. Digital Natives, Digital Immigrants.-MCB University Press, Vol. 9 No. 5, October 2001.
2. Gribanov Yu.I. Digital transformation of socio-economic systems based on the development of the institute of service integration // author. Diss ... doct. economy. Science. SPB, 2019. 355 p.
3. Makhmudova N.R. The use of innovative technologies in teaching social and humanitarian disciplines // Academy. 2018. No. 5 (32). P.17-19.
4. Litvin A. V. Is there a difference in the preparation of bachelors for project activities by means of educational robotics in humanitarian and technical universities? // Humanitarian and pedagogical research. 2020. No. 1. Р. 66-71.
5. The Impact of Digital Technologies // URL: https://www. un. org/en/un 75/impact-digital-technologies.
6. Build resilent infrastructure, promote inclusive and sustainable industrialization and foster innovation [Electronic resource].- URL: https://sdgs.un.org/sites/default/files/2020-07/The-Sustainable-Development-Goals- Report-2020_Page_16.png.
7. Levashov VK, Saryan VK Digitalization and security: problems and solutions // Social innovations and social sciences. 2020. No. 1 (1). P. 37-46.
8. Polozhikhina MA Influence of digitalization on safety: from individual to society // Social innovations and social sciences. 2020. No. 1 (1). P. 9-27.
9. Korovnikova N.A. Mental security in the era of digitalization // Social innovations and social sciences. 2020. No. 1 (1). P. 107-118.
10. Informatics and organization of digitalization of education / Educational program 6B01501 [Electronic resource] .- URL: https://iitu.kz/ru/articles/6v01501-informatika-i-organizazia-zifrovizazii-obrazovania/
11. Kocheva Lyubov V., Zulfugarzade Teymur E., Aleksandrova Natalia S. Humanitarian component of professional training as factor of increasing student cultural level //Revista ESPACIOS. ISSN 0798 1015 Vol. 39 (N° 17) Year 2018.
12. The age of digital interdependence: report of the UN Secretary-General's High-Level Panel on Digital Cooperation. New York, 2019.47 p. URL: https: //www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf.
13. The structure of ICT competence of teachers. UNESCO Recommendations // [Electronic resource]: https: //unesdoc.unesco.org/ark: / 48223 / pf0000368076.
14. Pakhomova T.E. Formation of ICT competence of pedagogical college students, taking into account interdisciplinary integration in the context of digitalization of education // Diss. K. ped. n. Ulan-Ude, 2020.250 p.
15. Goldfarb Avi, Tucker Catherine. Digital Economics, NBER Working Paper, 2017. http://pinguet. free. fr/nber23684.pdf.
16. Dyubanova N.V. Digitalization of vocational education: problems and prospects // Professional education: problems, research, innovations: collection of articles. materials of the VI International scientific-practical. conf. Yekaterinburg, 2019. T.2., P. 49-54.